О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Cambridge Audio
Компания Cambridge Audio всегда была на переднем фланге британской Hi-Fi аппаратуры. С момента своего основания в 1968 году Cambridge Audio производит товары, устанавливающие новые стандарты в развитии и изготовлении высококачественных изделий для воспроизведения звука и домашнего кино. Основу философии Cambridge Audio составляет использование высококачественных компонентов для своих изделий. Это обозначает, что каждый товар от Cambridge Audio продемонстрирует высочайшее качество воспроизведения. Но всё же основная причина успеха Cambridge Audio - это люди, работающие в компании. Каждый член нашей команды (а это около 80 человек в наших Лондонских офисах, в том числе более 20 инженеров-разработчиков и исследователей) увлечён Hi-Fi системами и домашними кинотеатрами
Подробнее о бренде Cambridge AudioОбзоры товаров под маркой Cambridge Audio (207)Официальный сайт Cambridge Audiowww.cambridgeaudio.com
Усилитель Cambridge Audio CXA81. Обзор
Все анонсированные в конце 2019 года Hi-Fi компоненты CX второго поколения от Cambridge Audio уже поступили в Россию. Не будем откладывать знакомство с новинками и послушаем сейчас самый серьезный интегральник в линейке, а экзаменовать его будем как на равной по классу акустике, так и с колонками гораздо более серьезного уровня.ДИВЕРГЕНТ
Пять лет назад, когда компания впервые представляла компоненты серии CX, менеджер по экспорту Cambridge Audio Курт Чапмен (Kurt Chapman) в интервью нашему порталу сказал буквально следующее: «Это лучшее, что компания создала, пожалуй, за всё время своего существования. Помимо совершенного звукового тракта, в усилителях имеются цифровые входы.» Такое заявление в адрес среднебюджетных компонентов с внедрёнными в них ЦАПами и модными беспроводными штучками, не вызывавших особого доверия у аудиофилов, звучало не только смело, но и лукаво. Начинять аналоговые интегральники какой-то «цифрой», чтобы потрафить поклонникам гаджетов и любителям слушать аудиофайлы с компьютера? Ну уж нет.
Но время расставило все на места. Появление оригинального Hi-Res контента от музыкальных издателей, масштабная экспансия потоковых сервисов и стремительный рост популярности сетевых музыкальных источников привели к тому, что гибриды типа усилитель/ЦАП перестали выглядеть как отход от канонов. К тому же при грамотном инженерном подходе объединение давало больше плюсов для качества звучания, чем раздельный подход, поскольку связь между разными частями тракта укорачивалась до предела. Так что «цифроинтегральная» техника вполне заслуженно стала мейнстримом, и это лишний раз доказывает сам факт появления компонентов CX второго поколения.
Правда, у новой серии миссия иная – не только сплавить в одно целое цифру в и аналог, но и поднять качество звука на принципиально новый уровень. Тот же CXA81 заявляется, ни много ни мало, как лучший усилитель за свои деньги.
Что ж, давайте посмотрим на амбициозную новинку и параллельно отметим отличия от предшественника. В глаза прежде всего бросаются внешние изменения. Раньше предлагался выбор цвета компонентов (черненые или серебристые). Теперь мы видим «графитовую» комбинацию из темного корпуса со светлым фасадом. На конструктивном уровне у шасси нет отличий – знакома и вентиляционная перфорированная вставка в кожух, и компоновка лицевой панели. Но с нее исчезли выдвижные регуляторы тембра и баланса, аналоговый вход 3,5 мм под портативный плеер, кнопки Mute и Direct.
Задняя панель выглядит иначе. Появился порт RS-232, входы/выходы триггеров и гнездо для подключения внешнего IR-приемника. Убрано гнездо USB Type-A под Bluetooth-донгл, зато появился разъем антенны – за беспроводную связь теперь отвечает встроенный модуль, поддерживающий более современный кодек AptX HD. Все, что выгодно отличало CXA80 от моделей сравнимой стоимости, к счастью, на месте. Это стереопара входов XLR и четыре пары линейных (одна из них дублирует балансную), отвод сигнала с предварительной секции Preout и монофонический выход на SUB. Цифровые подключения представлены двумя оптическими TOSLink, коаксиалом и USB Type-B с возможностью разрыва «земли» (так было сделано и в прежней модели – инженеры Cambridge Audio предусмотрели такой селектор на случай подключения к ПК с чересчур «шумным» импульсным питанием). Только за этим портами стоит уже совсем другой ЦАП – ES9016K2M, который, в отличие от прежнего Wolfson, способен принимать и конвертировать аудиоданные частотой до 384 кГц в PCM и до 11,2 МГц в однобитовом потоке DSD.
В Cambridge Audio уверяют, что апгрейд затронул как цифровую «половину», так и аналоговую, хотя базовые параметры усилителя об этом и не говорят (не изменились ни на йоту). В частности, был модифицирован выходной каскад, работающий в классе AB, и улучшена система питания. Кстати, она разделяется на две отдельные ветви для левого и правого каналов еще в трансформаторе (а это весьма внушительный тор, размещенный по центру). Наконец, для тракта подобраны и новые конденсаторы. Сделано это для того, чтобы получить звучание, как сказано на сайте, «чистое, но не клинически».
Конечно, можно сожалеть по поводу упразднения темброблока, но сегодня это точно слабое звено – оно всегда добавляет искажений и шумов в усиливаемый сигнал. Тем более, что будущее все равно за цифровой обработкой и программной коррекцией, которая может производиться (причем довольно качественно) еще на стороне источника. Если хотите возразить, то примите к сведению, что едва ли не все современные высококлассные записи в Hi-Res, в том числе и серьезной классической музыки, на этапе мастеринга микшируются и корректируются «компьютерными» средствами. А в стриминговое ядро Roon, который так полюбился аудиофилам, программные алгоритмы DSP, заложены едва ли не с самого начала.
К слову, на усилителе из коробки мы обнаружили наклейку «Roon Tested». Похоже, CXA81 отлично впишется и в самые продвинутые системы. Мы же в качестве образцового источника будем использовать подключенный напрямую по USB «Макбук», прогоним усилитель сначала с разной акустикой, а затем посмотрим, насколько он хорош по другим входам.
С трехполосными EVO 4.4 новый интегральник слегка обескураживает подачей баса — он предельно «скорострельный» и подробный, но довольно скупой на «мясо». Самые низкие составляющие пробиваются с трудом, хотя вполне обозначены — форма есть, а наполнения нет. Многие скажут, что этой паре не хватает энергетики в самом насыщенном и плотном отрезке 80 — 150 Гц. Но надо учитывать, что напольные EVO 4.4 проектировались так, чтобы не возбуждать гудящих комнатных резонансов даже при установке близко к стенам. Если этот зазор уменьшить до 20 — 30 сантиметров и в придачу поставить акустику параллельно передней линии, не направляя ее на точку прослушивания, то тональная картина сразу изменится. В нашем тесте это дало двойной эффект: появился не только более основательный бас, но уменьшилась яркость в подаче середины. В итоге можно было без какого-либо дискомфорта значительно прибавить громкость и отчетливо услышать, насколько мастерски усилитель доносит всю микродинамику. В середине — очень много гармонической информации, и она радует не только количеством, но и качеством. Верхняя полоса несколько назойлива в своей нижней части, зато не приукрашена в более высокой звонкой и буквально распахнута для «воздуха». Сцена без явной глубины (ничего не поделаешь — сказывается близость стены), зато четкая и с аккуратными образами. Кстати, разница между файлами стандартного качества и «хай-резами» читается в этой системе именно по пространству. Записи высокого разрешения (причем все — и PCM, и DSD) «показываются» во всех подробностях — четкое местоположение имеет каждый шорох и скрип, а на фонограммах CD-качества этот бэкграунд немного «облачный», хотя записи звучат также живо, цельно и детально.
Преимущества нового ЦАПа, как и всего тракта CXA81, проявились куда отчетливее, когда усилитель был переключен на пару трехполосных мониторов Elysian 2. C более чем втрое дорогой акустикой аппарат сразу показал, что имели разработчики имели ввиду под «чистым, но не клинически» звучанием. Динамика «печаталась» очень фактурно и свободно, тембры изливались выпукло и гармонично, а верх приобрёл незабываемая трактовку – возникало ощущение, будто тарелки вообще звучит живьем). Не припомню, чтобы CXA80, да еще с недорогими колоночными кабелями, выдавал такое – от его звучания всегда веяло каким-то «техницизмом». Впрочем, самое примечательное в этой системе – это классный баланс между басовой и пространственной подачей. Ничего не принесено в жертву: нижний регистр телесный, без «перегруза» в мидбасовой части и где-то даже «капитальный», а сцена – с роскошным разделением по планам! Услышав это, все вопросы к способностям CXA81 у меня отпали окончательно. В его ценовой категории мало кто способен вот также умело держать под контролем и акустику, и себя.
Аналоговый тракт не уступает в прозрачности и подходит для самых продвинутых источников. Я заводил на него сигнал с внешнего ЦАП и в таком варианте усилитель звучал уже не так элегантно, как через собственный конвертор, но тут важен сам факт отличий, а разница была показана очень ясно, в том числе и от смены межблочных кабелей. С цифрового входа SPDIF звучание чуть насторожило легкими «стальными» оттенками на тарелках и шумовых шлейфах, хотя именно этот подключение на многих записях показывало себя как более содержательное и эмоциональное. И совсем иначе выходило по Bluetooth (при подключении по aptX HD – «низкие» кодеки меня не интересовали). В подаче всегда присутствовала прохладная отстраненность, хотя те же треки воспроизводились чисто, совершенно без «зерна» и подкраски.
Уверен, CXA81 получит репутацию усилителя, подходящего скорее для классической или акустической музыки, чем для современной. Он заставляет слушателя сфокусироваться на исполнительской артикуляции, на восприятии пространства, на едва заметных, но важных музыкальных деталях. Ритмичности, энергетике и тому, что вызывает ощущение драйва, он отводит вторую роль, а динамику может сделать слишком дерзкой. Однако характер усилителя можно укротить подбором акустики и тем самым закрыть «жанровый» вопрос. Главное, что в своем мощностной и ценовой категории, он имеет еще и качества, которые вообще-то в Hi-Fi на вес золота.
СИСТЕМА
- Источники
- музыкальный сервер Naim Uniti Core
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфон OPPO Reno
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Акустические системы Wharfedale EVO 4.4 и Elysian 2
- Кабели
- цифровой InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и коаксиальный 75 Ом Audioquest VDM-3
- межблочные RCA Atlas Equator Integra и InAkustik Referenz NF-102
- акустические Atlas Equator Banana
- силовые Atlas EOS 2.0
Cambridge Audio CXA81
Входы: XLR, 4 RCA, 2 TOSLink, Coax, USB Type-B
Выходы: PreOut RCA, SUB, Phones 3,5 мм
Поддерживаемая разрядность со входа USB: PCM 32 бит/384 кГц, DSD64/128/256 (Native, DoP)
Выходная мощность: 2 x 80 Вт (на 8 Ом), 2 x 120 Вт (на 4 Ом)
Уровень искажений: менее <0,02% (80% мощности)
Диапазон частот: 5 Гц — 60 кГц (+/- 1 дБ)
Максимальная потребляемая мощность: 750 Вт
Отделка: черная/серебристая
Габариты (В х Ш х Г): 115 x 430 x 341 мм
Масса: 8,3 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", апрель 2020 г. www.salonav.com