О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
DALI
Название компании DALI не имеет ничего общего с сюрреализмом. Оно является аббревиатурой: DALI - это Danish Audiophile Loudspeaker Industries (Датское Производство Аудиофильской Акустики). Эта скандинавскаяя компания была основана в 1983 году, и основной идеей при её создании была следующая: покупателям нужно правильное сочетание размера, формы, качества звучания и цены. Такого сочетания, по мнению основателей DALI, имеющиеся на рынке бренды предложить не могли. Следовательно, целью компании DALI стало создание громкоговорителей с превосходным натуральным звуком по оправданной цене.
Подробнее о бренде DALIОбзоры товаров под маркой DALI (104)Официальный сайт DALIwww.dali-speakers.com
Активная беспроводная акустика DALI Rubicon 6 C. Обзор
Колонки такого типа, способные заменить собой целую аудиосистему и вообще избавить от необходимости держать стойку с компонентами, постепенно набирают популярность у тех, кто ищет современное беспроводное решение и не располагает избытками жилплощади. Но может ли такая техника отвечать самым высоким аудиофильским требованиям?ПРОГРАММА-МАКСИМУМ
Так сложилось, что почти все системы домашнего звуковоспроизведения сегодня базируются на пассивной акустике. Но так было не всегда. Во времена монофонии доминировала техника, в которой громкоговорители и усилители располагались в одном корпусе. Эта концепция, способная упростить достижение звучания с требуемой точностью и диапазоном, отчасти сохранилась и в студийной сфере – многие профессионалы до сих пор отдают предпочтение активным мониторам. А вот домашнее аудио с распространением стерео и многоканальных форматов с головой ушло в «сепаратизм».
Сейчас мы наблюдаем обратное движение. Беспроводные и сетевые технологии уже стали причиной взрывного роста популярности всевозможных портативных или умных колонок, которые по факту являются системами активного типа. Из этой же оперы – и саундбары с современными стриминговыми и декодирующими функциями.
Только в аудиофильский сектор наметившийся «интеграционный» тренд пока заходит с трудом, причем проблема часто заключается не в технике, а в умах. Самые консервативные хай-файщики все еще придерживаются идеи, будто в «правильной» аудиосистеме все должно быть разделено на кирпичики. С их точки зрения все «аудиокомбайны» со встроенными ЦАП, сетевыми картами, потоковыми платформами и «блютусами» – чистый маркетинг, ограничивающий и подбор системных комбинаций, и качество звучания.
Что ж, давайте посмотрим, как этот «чистый маркетинг» работает в самом показательном случае, когда в одно целое сливается едва ли не все: получение сигнала, его обработка, конвертация, усиление и, наконец, финальное преобразование электрических колебаний в звуковые. Пример такой системы – перед вами.
Любому адепту громоздких стереоустановок с отдельными проигрывателями, предом, оконечником и большими АС эти беленькие беспроводные колонки, скорее всего, покажутся легкомысленными. Ну что может лаконичная пара весьма компактных напольных «башен» и какой-то прилагаемый к ним не слишком серьезный хаб, который питается от внешнего адаптера и весит менее двух кг?
Отвечаем по порядку. Активная версия колонок не уступает аналогичной пассивной паре по техническим параметрам. Откройте этот обзор, пролистайте вниз до технических спецификаций на DALI Rubicon 6 и сравните цифры, если сомневаетесь. А Sound Hub – это вообще разговор только про функционал. Данное устройство обеспечивает подключение к сети и по Bluetooth, принимает сигнал с обычных внешних источников (в том числе с аналоговых), готовит его для выдачи на АС (трансляция ведется в качестве 24 бит/96 кГц без сжатия и потерь, а окончательное преобразование выполняется непосредственно в акустике ЦАПами Burr Brown PCM1796) и, наконец, осуществляет централизованное управление всей системой. Иными словами, хаб позволяет вообще отказаться от предусилителя и конвертора в системе и может сам служить источником.
Обратите внимание, что Rubicon 6 C при этом не исключает привычного для активной акустики сценария использования. Если у вас уже есть источники и предварительный усилитель, то сигнал можно подвести к акустике по аналогу – получаем экономию на оконечниках, забываем о всех проблемах согласования усиления с акустикой и о тратах на акустические кабели. Здесь может возникнуть резонное возражение: все производители активных АС ограничены в выборе встраиваемых усилителей и часто вынуждены ставить то, что прежде всего подходит по размерам и эффективности – например, компактные модули класса D. В принципе, инженеры DALI так и поступили, но они не поленились отобрать одни из лучших «импульсников» на рынке (с обратной связью для контроля формы выходного сигнала), дополнить тракт высокопроизводительным DSP для разделения полос и подогнать параметры выходных LC-фильтров точно под применяемые головки.
Качество всех комплектующих – отдельный момент. Вы не найдете ничего, что понижало бы класс активных моделей в сравнении с традиционными Rubicon 6. В верхнем звене стоят уже знакомые гибридные купольно-ленточные твитеры. В нижнем – фирменные басовики с хитрыми магнитными системами Linear Drive (из феррита и особого компаунда SMC с магнитными частицами, а для дополнительного снижения вихревых токов используются еще и медные перфорированные колпачки). Диффузоры для этих драйверов изготовлены из ламинированной целлюлозы с включениями древесных волокон – они ослабляют возможные резонансы излучателя. Фазоинверторные корпуса из MDF – вообще эталон качества, точности и чистоты отделки. Может быть, чисто визуально «шестерки» и не оставляют впечатления великих систем за большие деньги, но мы должны понимать, что в плане технологий это едва ли не те же флагманские Epicon.
Ну и последнее соображение, самое важное. Наличие в Sound Hub двух слотов для различных «хардовых» расширений открывает не только широкие возможности для апгрейда управляющего ядра системы, но поможет сберечь деньги и в будущем. Скажем, при появлении новых потоковых сервисов и еще более продвинутых протоколов достаточно будет заменить какой-то модуль, тогда как сторонникам компонентного подхода, вероятнее всего, придется попросту выбрасывать купленный ранее сетевой проигрыватель и идти за новым.
В только что упомянутом материале мы сделали примерный подсчет затрат. Поскольку сравнивать в лоб стоимость активной и пассивной пары не логично, мы исходили из сметы на «эквивалентную» многокомпонентную систему с похожими возможностями, и она по-любому выходила дороже. Можно спорить о корректности «системного» сравнения, но здесь следует принять во внимание, что в случае с «шестерками» разница в цене такова, что сулит еще больше выгоды от применения активных моделей. Даже странно, почему датская компания все то же самое не решилась сделать на базе самых крупных «восьмерок» – доплата за активную «надстройку» на фоне еще более дорогих и мощных систем была бы еще менее заметной.
Впрочем, и Rubicon 6 C дает хороший бонус, если покупать эту акустику готовым набором – в комплекте с хабом и с модулем BluOS. По отдельности они выйдут несколько дороже.
Еще в первых «прогревочных» прогонах мы обратили внимание на то, что фазоинверторы в активной акустике будто «приторможены» – воздушные импульсы на срезе портов короткие, мощные и отрывистые (у пассивных «шестерок» трубы, бывало, «пыхтели» гораздо мощнее и протяжнее). Вот вам первое косвенное свидетельство хорошей согласованности усиления и нагрузки – резонанс остается под контролем. Поэтому и характер баса у модели с приставкой С иной – не такой обильный, мягкий или плотный (вариации зависят от усилителя), но уж точно увесистый, собранный и правдоподобный: удар в бас-бочку, например, передается именно как в удар большой барабан, а не иначе. Акустика, кстати, пытается «взять» и самые низкие звуки, но это дается ей уже ценой некоторого сжатия динамики. В мидбасовой же полосе все супер – это праздник драйва и четкости ритмического рисунка.
Середина в активной версии колонок отличается от пассивных моделей не столько формой, сколько содержательностью. Звук линеен и нигде не зажат по динамике (такая прямая и открытая трактовка – вообще сильная сторона головок DALI SMC), в нем не чувствуется подкраски или замыленности мелких деталей, но гармоническая подача своеобразна – основные доминирующие тона выделены, а тонкая игра слабых гармоник чуть ретуширована, отчего индивидуальный колорит голосов и инструментов передается с некоторой нарочитостью. С другой стороны, если бы мы имели дело с другим «весовым» раскладом в передаче средних частот, то отдельные звуки стали бы, возможно, более эффектными и красивыми, но уж точно не более узнаваемыми и естественными.
О том, насколько Rubicon 6 C чисты в верхней полосе, не стоит судить, когда колонки подключены линейным кабелем. Сигнал, принятый со входа ADC, претерпевает промежуточную конвертацию и это вносит определенный технический «налет» как на шумовые спектры, так и на резкие звонкие составляющие (все слегка теряют в динамике, при этом первые чуть огрубляются, а вторые слегка «подсушиваются»). Но если звук поступает по фирменному беспроводному протоколу, а источником служит хранилище файлов, к которому имеет доступ BluOS, то вы получите тот самый фирменный звук DALI с богатой микродинамикой и обильным «воздухом».
Мы опасались, что пленочные супертвитеры (которых, кстати нет у ранее протестированных «двоек») дезавуируют цифровую природу встроенных усилителей. Но этого не случилось – они работают в полном согласии и обеспечивают требуемую ясность и чистоту. Сцена с хорошим фокусом мнимых образов также говорит о высокой точности усилителей – без идеального тайминга в передаче фронтов и самых скоротечных сигналов пространственная картинка могла бы развалиться, а здесь нет и намека на проблему, типичную для рядовых схем класса D. Зримый «саундстейдж» вы получаете без плясок вокруг усилителей и кабелей, причем система сразу показывает и признаки неплохой вертикальной локализации.
Впрочем, многое зависит от источника. Подключение по Bluetooth вносит легкую «растворенность» в формирование образов и толику цифровых оттенков. Вход SPDIF на первый взгляд избавляет от этих проблем, но когда тот же музыкальный контент на Rubicon 6 C начинаешь слушать через BluOS с сервера, то понимаешь, что такой тракт еще лучше – знакомые записи раскрываются во всех привычных нюансах. А углубление в ассортимент релизов мастер-качества (MQA), которые сегодня предлагает Tidal, вообще чревато многочасовым «залипанием» на любимых исполнителях – многое из предлагаемого потоковым сервисом звучит просто потрясающе!
Достаточно ли этого, чтобы поставить Rubicon 6 C высокий аудиофильский рейтинг? Мы полагаем, что да. Конечно, раздельная система на базе пассивных «шестерок» сулит больше меломанского эстетства и больше свобод в поиске звучания, подходящего под индивидуальные вкусы слушателя. Но на этом ее достоинства и заканчиваются. Активный же вариант при всем уклоне в студийный педантизм ничуть не менее открыт и эмоционален.
СИСТЕМА
Источники
- смартфон OPPO Reno, Apple iPhone 8
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- cетевой ресивер Naim Uniti Nova
- музыкальный сервер Naim Uniti Star
Кабели
- цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и 75 Ом Audioquest VDM-3
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA
DALI Rubicon 6 C
Конфигурация: 4 излучателя, 3,5 полосы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Вход: RCA
Входная чувствительность: 1,25 В (сопротивление 5 кОм)
Беспроводной протокол: 2,4/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц)
Диапазон воспроизводимых частот: 37 — 30000 Гц (+/-3 дБ)
Частота активного разделения полос: 800, 2600, 14000 Гц
Мощность встроенных усилителей: 250 Вт
Уровень максимального звукового давления: 110 дБ
Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 1,2/325 Вт
Отделка: шпон ореха, белая или черная, шпон ореха
Габариты: 200 x 990 x 380 мм
Масса 1 шт.: 20,8 кг
DALI Sound HUB
Входы: стереопара RCA, «джек» 3,5 мм, 2 TOSLink, Coax, два отсека для подключаемых модулей
Входная чувствительность RCA/«джек»: 2,3/1,2 В (сопротивление 10 кОм)
Выходы: стереопара RCA, SUB, USB Type A (в качестве зарядного устройства 5 В/1 А)
Выходное напряжение RCA/SUB: 1,9/0,9 В (сопротивление 10 кОм)
Беспроводные протоколы: Bluetooth 4.2 AAC/aptX/aptX HD, 2,4/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц)
Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 2,5/4,5 Вт
Отделка: черная
Габариты: 300 x 76 x 213 мм
Масса 1 шт.: 1,6 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", март 2020 г. www.salonav.com