О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Cambridge Audio
Компания Cambridge Audio всегда была на переднем фланге британской Hi-Fi аппаратуры. С момента своего основания в 1968 году Cambridge Audio производит товары, устанавливающие новые стандарты в развитии и изготовлении высококачественных изделий для воспроизведения звука и домашнего кино. Основу философии Cambridge Audio составляет использование высококачественных компонентов для своих изделий. Это обозначает, что каждый товар от Cambridge Audio продемонстрирует высочайшее качество воспроизведения. Но всё же основная причина успеха Cambridge Audio - это люди, работающие в компании. Каждый член нашей команды (а это около 80 человек в наших Лондонских офисах, в том числе более 20 инженеров-разработчиков и исследователей) увлечён Hi-Fi системами и домашними кинотеатрами
Подробнее о бренде Cambridge AudioОбзоры товаров под маркой Cambridge Audio (207)Официальный сайт Cambridge Audiowww.cambridgeaudio.com
Тест вертушки Cambridge Audio Alva TT: проигрыватель не для аудиофилов, но...
Бренд Cambridge Audio уж точно не ассоциируется с вертушками. В первую очередь — усилители, потом — цифровые источники, еще можно припомнить редкие фонокорректоры. А вертушка была когда-то давно и всего одна — TT50. Так что когда компания объявила о выпуске проигрывателя виниловых пластинок Alva TT, это стало большой новостью. Кстати, аппарат получился весьма необычным.Никакой экзотики
Cambridge Audio Alva TT внешне — это аккуратно нарисованный и так же аккуратно сделанный «в материале» аппарат. Классическая форма, стол, ножки, крышка, никакой экзотики. По концепции сразу понятно, что это техника для пользователя, который просто захотел и пошел в магазин — купил, принес, поставил, включил и начал слушать.
Ни продвинутого знания темы, ни сложных настроек здесь не потребуется, а поставляется проигрыватель полностью укомплектованным всем — от головки до кабеля. Еще есть встроенный фонокорректор. Задумываться и вникать ровным счетом не во что: достал, прочитал простенькую инструкцию, включил — и слушаешь.
Стол у проигрывателя изготовлен из МДФ или близкого материала — понять сложно, потому что почти все поверхности аккуратно залиты полуматовым лаком, даже изнутри. А снизу прилагается крышка из такого же материала — тоже достаточно толстая и увесистая.
Этот внешне небольшой проигрыватель весит 11 кг. В том числе и за счет верхней алюминиевой панели стола, которая после корпуса из МДФ является основным техническим, да и визуальным связующим слоем. К этой пластине крепится тонарм, стол, элементы управления и мотор. В целом, конструкция из стола с переборками и отсеками и алюминиевой пластины получилась вполне жесткой и совсем не звонкой.
Пылезащитная крышка, разумеется, идет в комплекте
Привод у аппарата прямой. Сейчас он снова вернулся и пошел в массы, потому что спрос и объемы заказов позволили возобновиться и разрастись производствам. Конечно, совсем уж прямой привод никуда и не пропадал, но ограничивался или диджейскими аппаратами, или некоторыми малотиражными хайэндными моделями. И лишь недавно ситуация стала меняться.
В случае с Alva TT очевидна именно бытовая реализация прямого привода. Мотор небольшой по размерам, ни в какое сравнение не идущий с размерами моторов профессиональных аппаратов. Оно и понятно — играть на этой вертушке никто не будет, и на позиции дорогого хайэнда она не претендует. Соответственно, мы имеем кварцованный прямой привод, но миниатюрный и явно тихий. Мощность мотора невелика — при желании вращающийся диск без усилия можно остановить одним пальцем.
Шкив мотора
Питание у мотора, да и у всего аппарата в целом, импульсное — соответствующий блок питания можно найти под нижней крышкой. И никаких дополнительных выносных блоков в комплекте, соответственно, нет. Внутреннее устройство привода вполне понятно, тут никаких особенных вопросов не возникает. Как и то, что комплектующие привода заказываются где-то у стороннего производителя. Это вполне ожидаемо: все-таки Cambridge Audio — это не компания по производству электромоторов.
Диск у проигрывателя изготовлен из дерлина — аккуратная умеренно-тяжелая монолитная конструкция, дополненная металлической втулкой, при помощи которой диск устанавливается на шкив, и металлическим диском сверху, примерно в размер яблока пластинки. Здесь все накрепко стянуто при помощи большой гайки, расположенной снизу.
Посадочное отверстие для установки диска на шкив мотора
Управление приводом удобное, понятное — всего три кнопки. Включение/выключение и выбор скоростей. Кнопки сделаны аккуратно — и по подгонке, и по общему виду. Ход нажатия совсем небольшой, но все-таки это не сенсорное управление. Световая индикация присутствует: по ней можно определить, в каком состоянии пребывает проигрыватель и набрана ли диском скорость вращения. Но яркость самой индикации минимальна — сверху все видно, а вот если смотреть сбоку в темном помещении, то заметить свечение уже будет сложно. Иначе говоря, с индикацией все правильно — она информативна, но не раздражает.
Никаких экспериментов
Тонарм у проигрывателя — производства английской компании Rega, на основе младшей модели RB220. Почему на основе? Потому что в штатном исполнении тонарм оснащается условно несъемным выходным кабелем, а в нашем случае кабеля нет — и проводка тонарма внутри корпуса проигрывателя распаяна непосредственно на плату встроенного фонокорректора.
С пользовательской же точки зрения это приводит к тому, что изначально регулируемый по высоте (при помощи подбора и установки специальных проставок, как предусмотрено у Rega) тонарм в принципе теряет возможность этой самой регулировки.
Ну разве что можно сделать кастомные проставки не в виде замкнутого кольца или отпаять тонарм от платы корректора. Впрочем, этот аппарат явно не рассчитан на пользовательские вмешательства, так что с этой позиции оценивать его просто нет смысла.
Органы управления у Cambridge Audio Alva TT предельно просты и, к счастью, не имеют яркой подсветки
Что касается самого тонарма, с одной стороны, Rega RB220 — совершенно точно не идеал по возможностям настройки, да и вообще имеет репутацию простецкой во всех смыслах конструкции. Но на это можно посмотреть и с другой точки зрения — тонарм исключительно надежен и идеально прост в настройке. Его настроит даже ребенок, и ошибиться тут практически не в чем. Даже неправильно прикрутить головку к тонарму не получится — угол и положение четко заданы, без возможности что-то сделать иначе.
И настройки не собьются сами даже через много лет. Пускай данный подход близок не всем, но отлично подойдет тем, кто предпочтет вовсе не пользоваться винилом, чем вникать в какие-то тонкости подбора сочетаний и настроек. И пусть мне не нравятся тонармы Rega, но по ряду качеств им стоит отдать должное. А если нужны настройки и тонкости — это к другим проигрывателям и тонармам.
Головка звукоснимателя предустановлена на заводе. Она заказная, но кто ее производит — не указано. По косвенным признакам и сравнению элементов конструкции я предположу, что делает их Sumiko. И в целом все похоже на переработанную Blue Point или около того.
MC с высоким выходом, полуоткрытая конструкция, внешний корпус из алюминия и пластика, алюминиевый иглодержатель и эллиптическая заточка — все это характеризует головку как средний уровень по своему классу. Можно предположить в свойствах умеренную критичность к окружению и неприхотливость к состоянию пластинок. Впрочем, проверим это на практике.
Штатный тонарм на основе Rega RB202
Вот таким этот проигрыватель получился внешне. В целом, если не придираться к его идее, то все выглядит вполне аккуратно и без капризов. Идею же как таковую обсудим позже — после прослушивания. А пока перейдем от внешнего к внутреннему.
Тут, помимо упомянутых блока питания и прямого привода, расположился еще и фонокорректор. Корректор может работать только с ММ-головками или, как в штатном случае, с высоковыходными MC. Настроек у него не предусмотрено никаких. Кроме всего прочего он еще и не отключаемый — вывести сигнал в обход можно только с вмешательством в конструкцию и пайкой.
Так что и тут производитель не предоставил пользователю пространства для выбора и возможностей. Конструктивно же фонокорректор — это две трети схемы самостоятельно выпускающегося Cambridge Audio Alva Duo, конечно, не просто вынутые из корпуса, а только лишь позаимствованные на уровне схемотехники.
Поворотный узел тонарма
На этой же плате присутствует еще и цифровая часть, которой дополнен проигрыватель: ЦАП и беспроводной передатчик Bluetooth (SBC, aptX или aptX HD) на максимуме может транслировать 24 бит/48 кГц. В принципе, это не странно в свете нынешней моды включать в экосистему беспроводных устройств в том числе и проигрыватели (отнюдь не дешевые).
Странно лишь то, что при наличии на борту АЦП производитель не предусмотрел цифрового выхода — например, в виде USB — хотя такой опцией обладают многие даже совсем бюджетные модели. Сам же факт «беспроводной цифры» не столь интересен, как ее характеристики, подразумевающие, что беспроводное подключение — это не бюджетная опция, а равноценный, по мнению разработчиков, вариант использования аппарата.
Головка Cambridge Audio Alva MC. В основе - предположительно одна из среднебюджетных моделей Sumiko - MC с высоким выходом
Итак, в целом конструкция и идеология этого аппарата стали понятны. Остается только слушать — ведь экспериментировать в рамках этой концепции просто не с чем.
Эмоциональная дистанция
Для начала поставил пластинку Rypdal Terje «Waves». По подаче аппарат вполне спокойный. Заметил только, что у выходного сигнала с фонокорректора уровень несколько ниже привычного — нужно прибавлять два-три деления на регуляторе громкости.
Характер звучания скорее темный, но в при этом в нем есть некоторая стройность и утонченность. А вот напора и наполненности не много. В принципе, воздушность и легкость — этой записи не помеха, но основательности хотелось бы несколько больше.
Сцена средних размеров, достаточно правильная, но несколько формальная. Музыкальность, вовлеченность есть, но прослеживается легкая холодность и отстраненность. В принципе, это созвучно стилистике записи ECM, но только отчасти.
Внутреннее устройство Cambridge Audio Alva TT
Бас средней глубины — быстрый, легкий, достаточно упругий. Серединка скорее ровная, спокойная, с умеренной детальностью. Верха просто присутствуют — не звенят, не кричат, не выпирают. Хотя есть некоторое ощущение, что между басом и верхом все чуть легче и бестелеснее. Подача получается как бы с упором на ритм и акцент, однако все это не отталкивает — просто такое свойство характера.
Следующий диск — старый моно-пресс пластинки «Stan Getz And The Oscar Peterson Trio». Иголка к старой пластинке (а у меня это издание не в идеальном состоянии) относится скорее без сильных претензий. Какие-то артефакты слышны, но без акцентирования. Свой сдержанный, не яркий почерк слышен, но не скажу, что звук этой пластинки сильно под него подстраивается.
Подача явно какая-то современная, ничего созвучного по характеру с винтажом в этом проигрывателе вообще нет. Но при этом разницу в характере записи отчетливо слышно — она практически не упрощается и не усредняется.
Детальность получилась выше ожидаемой, хотя в целом аппарат рисует крупными мазками, но приглушенными красками. И совсем высокой детальности здесь нет, как и пластикового звука. Все-таки очень хорошо слышно, что это аналоговая запись и виниловая пластинка, а не нечто усредненное.
Фонокорректор и цифровая часть с Bluetooth
Степень вовлечения в музыку — умеренная. Совершенно точно не скучно, но и явно не затягивает. Скорее, подача для фонового прослушивания или для того, кто любит сдержанность и некую эмоциональную дистанцию между собой и звуком.
Дальше поставил концертную запись Eric Clapton «Unplugged». Звук здесь показался достаточно подробным, с неплохим басом и основой, с ровной динамикой, и неплохой, уже не очень-то и камерной сценой, но все равно он получился чуть-чуть в себе. Вроде бы все на месте, а детальность даже повыше, чем я изначально ожидал от связки тонарма и головки, но дистанция присутствует.
Понятно, что перенести на живой концерт в полной мере не способна ни одна запись. Но вот тут есть именно отчетливое ощущение записи. Хотя ведь сама по себе пластинка записана весьма неплохо и звук там скорее открытый, воздушный. А тут и воздух есть, и сцена, но все оказывается немного интровертным или, по крайней мере, просто сдержанным.
Опять же — вариант на пятерку для фонового прослушивания. Хотя при всех особенностях аппарат не имеет кривой вычурной окраски или навязчивости. И что еще удивительнее: он не так уж просто звучит — детальность, нюансы и фактуры точно лучше ожидаемого. И умеренное количество эмоций, притом не переиначенных.
Нижняя крышка аппарата, вид изнутри
Немного странной музыки — альбом группы OOIOO. Ну что сказать — все узнаваемо. Ярко, крикливо, резко, местами антимелодично. Как записывалось и задумывалось. Эмоциональность приглажена, так что звук в целом подойдет и для не очень подготовленного к таким странностями слушателя.
Ритм держится неплохо, динамика есть. По деталям — на фоне общего шума самой музыки все основные линии вполне читаются. Сцена, если о ней здесь можно говорить, весьма кривая, но это уже исключительно вопрос записи, а не проигрывателя. В остальном, все вполне реалистично.
Задняя панель Cambridge Audio Alva TT
И напоследок поставил пластинку с записью Второго фортепианного концерта Листа. Запись далеко не идеальна, но вот исполнение очень интересное. Сначала по формальным критериям. Динамика неплохая, аппарат не оставляет ощущения спотыкающегося, вялого звука. На сложных фрагментах есть упрощение, но умеренное. Микродинамика чуть-чуть сглажена, но прослеживается это всегда.
Детальность выше ожидаемой, а дальше с ней происходит кое-что интересное — при прослушивании отчетливо замечаешь, что некоторые нюансы отчетливо уходят на второй план. Но надо сказать, это почти не сказывается на общей картине в целом.
Комплектный кабель
Тембрально — все тот же почерк с чуть приглушенными красками, но картинка достоверная. Просто немного другая. И я даже не скажу, что тракт не тянет симфоническую музыку — он ее отыгрывает ровно в той же манере, как и все остальное.
По беспроводу играет, работает, функционирует. Какой-то серьезной аппаратуры, чтобы оценить беспроводной функционал у меня не нашлось, а смысл подавать сигнал с винила на портативную колонку, которая работает на кухне заменой радиоприемника мне не понятен. Впрочем, можно представить вместо этой колонки что-то подобное, но существенно выше классом — тогда система координат и смыслов несколько изменится.
Выводы
Совершенно и категорически не аудиофильский проигрыватель. Так что весьма вероятно, что он найдет себе место в какой-нибудь связке с беспроводной системой. А может и поочередно: то по проводам, то по воздуху. Если же оценивать с точки зрения дизайна и изготовления, что часто важно не аудиофилам, а как раз потенциальным покупателям этой вертушки, то надо отдать должное, стиль и внешность выдержаны очень хорошо, да и изготовлено все неплохо. Визуальную составляющую аппарат отрабатывает на все деньги, может быть даже больше. Но повторюсь, это антиаудиофильская оценка.
Тот факт, что подобные устройства и подобный функционал начинает встречаться не только у бюджетных проигрывателей, явно указывает на наличие спроса и интереса. Чтобы был хороший внешний вид, качественное изготовление, но при этом — предельно простые настройки, комфортное использование и отсутствие всех наших привычных плясок с бубном вокруг подбора компонентов и настроек.
А уж как там дальше все будет развиваться у конкретного владельца — вопрос. У кого-то основными мотивами будут современные беспроводные технологии и дизайн, вписанные в модный интерьер, и пластинки тоже в виде модного веяния.
Однако звук и исполнение тут таковы, что они позволят все-таки слушать музыку — и с неплохим качеством, а не только крутить модные «кружочки» для вида, как делают большинство бюджетных проигрывателей системы «принес-включил-слушаю». Правда, и разница в цене между этими классами существенна, но оправданна. И если кому-то такое сочетание функционала принесет радость и даст возможность слушать музыку то многое другое уже перестает быть значимым.
Музыкальный материал
Eric Clapton — Unplugged / Reprise Records WX 480, 9362-45024-1 / Stereo
List — Piano Concerto № 2 — Sviatoslav Richter, Kyril Kondrashin, London Symphony Orchestra / Philips SFX-7785 / Stereo
OOIOO — ∞8∞ / Time Bomb Records Bomb-00100 / Stereo
Rypdal Terje — Waves / ECM PAP-9098 / Stereo
Stan Getz And The Oscar Peterson Trio / Verve MG V-8251 / Mono
Паспортные данные
Проигрыватель Cambridge Audio Alva TT
Тип привода: прямой
Скорости вращения: 33 1/3, 45 об/мин.
Вращающий момент: 1,6 кг/см
Коэффициент детонации: < 0.1%
Материал диска: полиоксиметилен (дерлин)
Тонарм: на базе Rega RB220
Эффективная длина: 238 мм
Заход: 17,2 мм
Эффективная масса: 11 г
Коэффициент усиления встроенного ММ-фонокорректора: 42 дБ
Выходное напряжение: 250 мВ
Соответствие RIAA-кривой: ±0,3 дБ; 30 Гц — 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: >90 дБ
КНИ: 0.0025% на 1 кГц
Входной импеданс фонокорректора: 47 кОм
Входная емкость: 320 пФ
Аналоговый выход: линейный RCA
Цифровой выход: Bluetooth SBC, aptX, aptX HD
Потребляемая мощность: 20 Вт максимум, <0.5 Вт в режиме ожидания
Размеры (ШхВхГ): 435x139x368 мм
Вес: 11 кг
Головка звукоснимателя Cambridge Audio Alva MC
Тип: MC с высоким выходом
Выходное напряжение: 2 мВ на 1 кГц
Импеданс: 47 кОм
Частотный диапазон: 30 Гц — 20 кГц; ±1 дБ
Материал иглодержателя: алюминий
Тип заточки иглы: эллиптическая
Прижимная сила: 2 г
Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Тест вертушки Cambridge Audio Alva TT: проигрыватель не для аудиофилов, но...