О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2554Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (201)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Акустические системы ELAC Concentro. Обзор
Эти красавицы, выпущенные к 90-летнему юбилею, воплотили в себе опыт и лучшие технические решения старейшего немецкого производителя аудиотехники. В них впечатляет всё – и дизайн, и продуманность конструкции. Налицо попытка создания идеальных систем без оглядки на стоимость и массогабаритные показатели, а такие проекты чрезвычайно интересны.ПРЕДЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
С юбилейными моделями мы имели дело не раз, но этот случай явно исключительный. Фотографии ELAC Concentro могут служить учебными пособиями на тему «как сделать идеальную акустику». И в самом деле, подобные проекты выполняют и некую образовательную функцию – подсказывают, к чему нужно стремиться и разработчикам, и продвинутым слушателям.
90 лет – солидный срок, и за это время специалисты ELAC многому научились. В частности, они разрабатывали и сонары для подводных лодок, что потребовало подробного изучения электроакустики и физики распространения сигналов в различных средах. Впоследствии это очень пригодилось при создании динамических головок и акустических систем. А недавно выпущенные флагманские Concentro стали настоящей квинтэссенцией накопленного опыта.
Юбилейный проект выполнен на семи излучателях, а частотный диапазон разделён фильтрами на четыре полосы. В самой мощной, низкочастотной, задействовано четыре 10-дюймовых драйвера, попарно установленных на боковых стенках корпуса. У них 3-дюймовые звуковые катушки, мощные магнитные системы, эластичные подвесы рельефного профиля и диффузоры со структурой сэндвича. Лёгкая алюминиевая основа обеспечивает жёсткость, а слой целлюлозы успокаивает её внутренние резонансы. Оппозитное расположение НЧ-драйверов тоже не случайно – при работе в пушпульном режиме взаимно компенсируются вибрации, которые передаются на корпус от колеблющихся подвижных систем. Более того, драйверы закреплены на врезанных заподлицо платформах из карбонового волокна. Мощная НЧ-секция работает в фазоинверторном оформлении, пара внушительных портов выведена в нижнюю часть сзади. Рабочий диапазон колонок начинается с фантастической частоты 18 Гц, но в это легко поверить, учитывая объём корпуса и конструкцию басовых головок. Кстати, первая частота раздела – 120 Гц, так что, по сути, здесь мы имеем дело с внушительным пассивным сабвуфером.
Вторая полоса снизу, мидбасовая, озвучивается 20-сантиметровым диффузором с очень необычной структурой. У него ломаная поверхность с чёткими гранями, за что он и получил название Crystal Membrane AS-XR, где приставка AS означает Aluminum Sandwich, а XR — Extended Range, т.е. расширенный динамический диапазон. «Огранка» мембраны (она также склеена из бумаги и тонкой алюминиевой фольги) значительно повышает её жёсткость, в результате динамик работает в поршневом режиме во всём диапазоне частот. Расширение динамического диапазона важно, чтобы мидбасовая полоса не отличалась по отдаче от длинноходных низкочастотников.
Но самой интересной конструкцией, конечно же, отличается СЧ/ВЧ сборка VX-JET. Она состоит из 14-сантиметрового СЧ-диффузора со структурой Crystal Membrane и твитера JET5, установленного в его центре. Этот уникальный коаксиал создаёт когерентное излучение, т.е. с минимальными временными (фазовыми) искажениями, в диапазоне 360 Гц — 50 кГц. А это очень важно для корректной передачи музыкальной информации. Точное временное согласование для конкретных условий прослушивания достигается регулировочным винтом сзади, который смещает коаксиальную сборку в осевом направлении относительно соседнего мидбасового диффузора. Напомню, что JET5, как и все твитеры AMT Оскара Хейла (Air Motion Transformer), отличается мгновенным откликом на приходящий сигнал, что обусловливает колоссальное звуковое разрешение.
Четыре входные клеммы с родиевым покрытием расположены в нише основания корпуса. Перемычки – плетёные, из меди OFC.
Футуристичный дизайн обусловлен не только дизайнерскими фантазиями (хотя и здесь чувствуется рука профессионалов), но и чисто инженерными соображениями. Обтекаемые корпуса без плоских параллельных поверхностей, зауженные кверху, оптимальны для уменьшения ранних отражений снаружи и гашения стоячих волн внутри. Выточенные из цельной плиты алюминия массивные (25 кг) основания с виброразвязывающими опорами изолируют акустические системы от пола.
Для первого прослушивания запускаем проигрыватель винила Т+A G2000 R со встроенным фонокорректором. Усилитель — Plinius Hiato мощностью 2 х 450 Вт на 4-омной нагрузке.
Чайковский, «Щелкунчик» в исполнении Лондонского Симфонического, дирижёр Андре Превин. Масштаб оркестра и динамический диапазон просто фантастические, по ощущениям очень близкие к тому, что можно услышать в настоящем концертном зале. И эта способность создавать настоящую стену звука сочетается с тончайшей проработкой тембров каждой группы инструментов. При своих немалых габаритах Concentro создают на редкость слитную картину от нижнего баса до серебристой россыпи тарелок и литавр. Похоже, разработчики немало потрудились над разделительными фильтрами – полосы сведены идеально. Достоверно передаётся и пространство зала, в котором записывалась музыка, и его атмосфера. Создаётся на редкость точная копия реального события, зафиксированного на пластинке. Наглядный пример того, как техническое совершенство может влиять на наше отношение к музыкальному искусству.
Eric Clapton & B.B. King, “Riding with the King”. Здесь акустика ведёт себя совсем иначе: звуковая сцена получилась более камерная, но в неё сосредоточено столько энергии! Это реальный блюз, как в настоящем клубе. Гитары, вокал, совершенно убойная ритм-секция – всё очень живо и натурально. Единственно, мне показалось, что низкочастотный потенциал колонок был реализован не полностью – бас казался немного подсушенным и не отличался особой глубиной.
Что и подтвердилось после того, как мы задействовали в качестве источника сетевой проигрыватель Cambridge Audio Edge NQ. Я специально выбрал несколько треков в стиле жёсткого рэпа и был приятно удивлён мощью нижнего регистра, который на отдельных нотах заходил в инфранизкую область. При этом нарушения тонального баланса не замечалось – низкие частоты гармонично вплетались в общую музыкальную ткань. Акустические системы буквально простреливали немаленькое по объёму помещение, и при этом не упускали музыкальных нюансов. Ленточные твитеры приятно дополняют картину воздушными составляющими.
Жанровых предпочтений я у Concentro не заметил – они адекватно отыгрывали любой предложенный материал, от камерной классики до тяжёлого рока. Отыгрывали основательно, энергично, с подробной проработкой тембров и высочайшим разрешением во всём рабочем диапазоне. Но разборчивость в нижней полосе сильно зависит от расстояния до боковых стен – басовые драйверы «дуют» в стороны, и чтобы в саунд не вмешивались ранние отражения, нужен зазор не менее полутора метров. Да и вообще, этим системам нужен простор, уж тогда они порадуют и чеканным ритмом, и звуковой сценой голографическими виртуальными образами.
Понятно, почему колонки получили итальянское название Concentro – в них действительно сконцентрирован инженерный, дизайнерский и звуковой опыт производителя с длинной и богатой историей.
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Т+A G2000 R
- Сетевой проигрыватель Cambridge Audio Edge NQ
- Интегральный усилитель Plinius Hiato
- Кабели: Nordost Red Down
ELAC Concentro
Конфигурация: 7 излучателей, 4 полосы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот: 18 — 59 000 Гц
Чувствительность: 90 дБ (2,83 В/1 м)
Номинальное сопротивление: 4 Ома
Частоты разделения полос: 120, 360, 2700 Гц
Подводимая мощность (номинал/макс): 400/600 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 2 х (80 – 600 Вт)
Отделка: чёрный или белый лак
Габариты: 460 x 1680 x 610 мм
Масса 1 шт.: 140 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", февраль 2020 г. www.salonav.com