О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Подарки для внимательных слушателей: какие аудиопасхалки прятали в «pre-gap» на Audio CD
Мы уже рассказывали про сюрпризы, которые хранят в себе виниловые пластинки. Это был винил 1901 года, композиции Pink Floyd и The B-52's, небольшие программы и даже оптические эксперименты.
Мы решили расширить тему. Посмотрим как на винил, так и на другие форматы — и поговорим о новых «пасхалках», скрытых на самых разных альбомах.
В силу того, что пластинки являются «механическим» форматом, они не позволяют полноценно скрыть треки. Внимательный взгляд легко найдёт дополнительную дорожку, а любопытный слушатель — сразу попытается воспроизвести ее содержимое. Если говорить о компакт-дисках, с их помощью можно вести более тонкую «игру» с поклонниками. Одну из таких методик назвали «pre-gap».
Работает она согласно стандарту «выжигания» оцифрованного звука на компакт-диски, который называется «Red Book». Кстати, «Красной книгой» он стал после вхождения в общий свод спецификаций для CD под еще более интересным названием «Rainbow Books». Более того, «Red Book» часто путают с CD-ROM, но на всякий случай стоит уточнить, что это — все-таки CDDA (Compact Disc Digital Audio).
Итак, «Красная книга» требует, чтобы каждому треку на диске предшествовало как минимум 150 пустых блоков — эта пауза, по спецификации длящаяся порядка двух секунд, числится в «оглавлении» (TOC, Table Of Contents) как нулевой («index 00») индекс этого трека («index 01»). При мастеринге и подготовке альбома к «выжиганию» в эти блоки возможно записать «музыкальные пасхалки».
Пример CUE sheet'а, на котором можно увидеть скрытый трек:
С другой стороны, прослушать скрытый трек будет не так и просто — стандартный плеер просто не увидит чего-либо необычного или откажется воспроизводить звук с ошибкой, но при проигрывании обычного трека и перемотке (именно «seeking») к его началу спрятанную запись все-таки можно будет услышать. На упрощенной схеме (изображение ниже) она представлена как отсечка «0».
Такой прием использовали в разных целях. Например, как дополнительное «интро» к своим работам. Как раз некоторые издания «живого» альбома Rammstein 1999 года включают в себя такой pre-gap с ликующей аудиторией на одном из концертов коллектива. Конечно, есть и другие примеры.
Так, на легендарный эмо-альбом «The Devil and the God are Raging Inside Me», известный своим мрачным настроением, Brand New поместили в pre-gap композицию из наложенных друг на друга телефонных разговоров. А альбом «Psyence Fiction» британцев Unkle предваряет скрытый микс из композиций, которые вдохновили их на запись пластинки (на видео ниже).
Внимание: в описании ролика вы найдете полную расшифровку всех использованных в этой композиции сэмплов с указанием авторов, названий оригинальных треков и таймкодами.
«Pre-gap» можно использовать и для размещения обычных скрытых треков — ремиксов, ауттейков и композиций, которые по той или иной причине не хочется ставить в официальный плейлист альбома.
Так поступает большая часть групп и исполнителей. Например, в юбилейных переизданиях альбомов «Murmur» и «Reckoning» группы R.E.M. спрятаны аудиоролики, записанные в 80-х для рекламы оригинальной пластинки на радио. Кстати, и сами альбомы 83-го и 84-го года содержат скрытые «untitled» треки. Первый — в виде небольшого сниппета между «Shaking Through» и «We Walk», а второй минитрек — между «Camera» и «(Don't Go Back To) Rockville», но уже на альбоме «Reckoning».
В конце 90-х pre-gap-треки начали помещать в программную часть Enhanced CD, но это — уже другая история, к которой мы вернемся в одном из наших следующих материалов на Хабре.