О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2560Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
«Музыка Большого Брата»: металл, китайский поп и опера
Мы уже говорили про образы антиутопии, теории заговора и техногенного пост-апокалипсиса в творчестве Radiohead, Muse и советских исполнителей. Продолжим эту тему, но на этот раз обратимся к другим музыкантам — металлистам, китайским поп-певцам и оперным композиторам.
«Честность осветит Китай»
Если Hard-Fi поют про прелести контроля над гражданами с изрядной долей сарказма, то Рой Ванг, солист китайского бойбенда TFBOYS, делает это искренне — или, по крайней мере, с такой видимостью. По заказу Банка Китая Рой объединился с другими знаменитостями чтобы записать песню, посвященную системе социального кредита. Это — экспериментальная программа Коммунистической партии, которая будет вести «табель успеваемости» для всех граждан страны.
От того, насколько человек соответствует партийным ожиданиям, будет зависеть набор услуг, ему доступных. Метрики будут учитывать не только уголовные и административные правонарушения, но еще и такие вещи, как контент, опубликованный человеком в социальных сетях.
Напрямую название программы в песне не упоминается, однако «мессадж» понятен из контекста. В клипе показывают, как люди с «высоким уровнем доверия» получают доступ к услугам, недоступным всем остальным — например, аренде велосипедов или публичным библиотекам.
Пол Рудерс, Рассказ Служанки
Научно-фантастический роман «Рассказ Служанки» канадской писательницы Маргарет Этвуд повествует о будущем, в котором женщины живут в бесправии и фактическом рабстве. Многие знакомы с сюжетом благодаря сериалу, который вышел на Hulu в 2016 году. Но мало кто знает, что датский композитор Пол Рудерс еще за 16 лет до этого написал оперу на основе этого произведения.
Стилистически работа совмещает в себе влияния Албана Берга (известного авангардными операми «Воззек» и «Лулу») и современных минималистов (таких, как Филип Гласс и Джон Адамс). Премьера произведения прошла на сцене Датской королевской оперы в Копенгагене. Последняя на данный момент постановка была осуществлена в 2019 году на сцене Boston Lyric Opera под руководством прославленной Анны Богарт. Еще есть аудиоверсия, выпущенная в 2001 году на лейбле Dacapo.
Рольф Валлин, Элизиум
Еще одна научно-фантастическая опера вышла из-под пера скандинавского композитора — норвежца Рольфа Валлина. Действие происходит в обществе 23 века, находящемся под контролем трансгуманистов. Большинству людей вживлены чипы, позволяющим выражать чувства и мысли.
Этот гаджет преобразил мировой строй и создал видимость утопии. Как напоминание о том, насколько несовершенны люди были раньше, в зоопарке на изолированном острове содержится группа из сорока человек, которые не были чипированы. Но не все согласны с новым технократическим строем жизни.
Одна женщина добровольно вырывает собственный чип и проникает в тот самый «зоопарк», чтобы узнать больше о человеческой природе. Дебют на мостках Норвежского национального театра оперы и балета состоялся в 2016 году — и пока опера не возвращалась в репертуар. Скорее всего, придется подождать еще несколько лет, прежде чем выйдет запись этого произведения.
Between The Buried And Me
Between The Buried And Me, уже лет десять как «дезертировавшие» из металкора в прогрессивный металл, известны своими длинными, концептуальными альбомами. Как правило, сюжеты их работ вдохновлены научной фантастикой, и последний двухчастный опус коллектива — не исключение. «Automata I и II» рассказывает про антиутопическое будущее, в котором медиакорпорация The Voice Of Trespass показывает сны настоящих людей в прямом эфире.
Главный герой альбома, имя которого мы так и не узнаем, видит особенно личный сон, в котором пытается найти исчезнувших членов своей семьи. Вместе с ним в кошмар погружается аудитория, еще не осознающая, на что подписалась — но продолжающая наблюдать за происходящим.
МультFильмы
Эта группа обрела достаточно широкую популярность в конце 90-х — начале 00х. Петербургский коллектив во главе с Егором Тимофеевым был своеобразным российским ответом музыке с Британских островов. В их творчестве пересеклись традиции западной альтернативы и советской эстрады. Это отразилось как на музыке, так и на лирике. Тексты «МультFильмов» сохранили романтический настрой эпохи соцреализма, наполнены иронией и двойными смыслами.
Песня «За нами cледят» со второго альбома группы — отличный пример фирменной лирики Тимофеева. В ней полушутя показывают параноидальное мышление, многим свойственное в постсоветском мире, где пережитки холодной войны переплетаются с реальностью новых, цифровых угроз. Герой песни боится «сетевых осьминогов» и «студенток со встроенными видеокамерами», пока остальной город живет в блаженном забвении и даже «постовые целуются».
Hard-Fi
Лондон — город с наибольшим количеством камер видеонаблюдения в Европе (хотя Москва уже готовится его обойти), поэтому для его жителей проблема «большого брата» достаточно актуальна. С другой стороны, сопротивляться распространению систем видеонаблюдения практически бесполезно, поэтому музыканты предлагают попытаться получить от этого удовольствие. Члены британского коллектива Hard-Fi окончательно сдались перед реальностью повсеместной видеослежки и поделились своим видением в песне «Stars Of CCTV» («Звезды камер видеонаблюдения»).
В начале песни камеры выступают в роли божественных хранителей. «Каждый мой шаг записан на пленку, чтобы кто-то наверху мог позаботиться обо мне». А затем процесс постоянного видеонаблюдения уподобляется процессу киносъемок. Если нас постоянно снимают, то можно и вести себя как звезды кино. «Мы — звезды скрытых камер, снимаем фильмы на улицах, мерцающие огни, камера, мотор: моя жизнь — главная достопримечательность».