О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2552Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Audio-Technica
На сегодняшний день Audio-Technica является всемирной группой компаний, занимающихся разработкой, производством и распространением высококачественных решений в сфере аудио. Изначально известная, как производитель картриджей для виниловых проигрывателей, сейчас Audio-Technica создаёт микрофоны, наушники, виниловые проигрыватели и беспроводные системы для домашнего и профессионального использования.
Подробнее о бренде Audio-TechnicaОбзоры товаров под маркой Audio-Technica (83)Официальный сайт Audio-Technicawww.audio-technica.com
Обзор головок Audio-Technica серии VM95
Компания Audio Technica недавно выпустила обновленную версию бюджетных головок звукоснимателя VM95 с шестью сменными иглами разных типов. Ноэл Кивуд познакомился с ними поближе.По мере того как люди возвращаются к винилу – или, что случается не реже, впервые обращаются к нему – растет спрос на модели проигрывателей начального уровня. Именно для таких людей компания Audio Technica выпустила новую линейку бюджетных головок звукоснимателя VM95, цены на которые варьируются от скромных £30 до более весомых £179. Это далеко не заоблачные суммы для сегмента картриджей, в котором серьезный разговор начинается от £300, а настоящие маньяки охотятся за моделями стоимостью в несколько тысяч фунтов, снабженными кантилеверами из бора с алмазным покрытием и тому подобными излишествами.
Представляя бюджетную линейку VM95, Audio Technica предлагает спектр свойств от обыденных до эзотерических – как минимум, легкого их дуновения – в виде доступной серии головок, класс которых можно повысить простой заменой иглы вместо покупки целого картриджа.
Безусловно, эта идея не нова, но компания освежила давно известный подход, предложив более обширный выбор взаимозаменяемых игл, чем это обычно практикуется – целых шесть. Младшая с точки зрения цены и характеристик модель носит название AT-VM95C, где «C» обозначает «conical», то есть «конический» (в корпусе синего цвета). Простая коническая заточка иглы обеспечивает приятный звук, легкий и непритязательный, хотя и слегка размытый; за этот картридж компания просит всего £29 (или £19 за иглу).
Пара моделей над ним выглядит интереснее: AT-VM95E, которая также может обозначаться E/H (зеленого цвета, £44 за всю головку и £26 за иглу) и AT-VM95EN (желтого, £99 и £89, соответственно). Суффикс «N» расшифровывается как «Nude», что в данном контексте означает «цельный»: крохотный алмаз установлен непосредственно на кантилевер, а не на опорный стержень. Преимуществом такого подхода является улучшенное слежение, а недостатком – склонность забиваться пылью и скатываться вбок. Таким образом, менее дорогая модель предназначена для дисков, склонных притягивать пыль, а более дорогая – для более чистых пластинок. Эллиптические иглы лучше считывают высокие частоты, обеспечивая большую, по сравнению с коническими, детальность ВЧ.
Головка AT-VM95E (на рисунке слева, зеленого цвета) снабжена эллиптической иглой на стержне. Сравните ее высоту, позволяющую избежать запыления, с той, что у цельной эллиптической иглы AT-VM95EN (желтый картридж). Больший размер иглы модели E ухудшает слежение.
После пары «эллиптических» моделей в линейке идут две головки с иглами более сложной формы – Microlinear AT-VM95ML (красный корпус, цена в комплекте £149, игла – £129) и Shibata AT-VM95SH (коричневый, £179 и £159 за иглу). Здесь уже есть о чем поговорить. Микролинейная геометрия иглы – недавнее изобретение, превосходящее по качеству эллиптические аналоги, а заточка Шибата, применявшаяся еще с семидесятых годов для квадрофонических дисков, отличается удлиненной формой и выполняется при помощи нескольких шлифовальных инструментов. Оба варианта обеспечивают исключительно высокую детальность ВЧ даже на внутренних канавках дисков, где им приходится считывать механические волны с наименьшей длиной, что подтверждают наши измерения.
Корпус из фенольного полимера снабжен медной закладной гайкой со сквозной резьбой и позволяет использовать болты любой длины в отличие от моделей Ortofon с глухим резьбовым отверстием. Они, разумеется, входят в комплект – пара 8-миллиметровых и пара 11-миллиметровых алюминиевых M2.6. Конструкция проста: закладная гайка удерживает корпус под держателем тонарма с помощью вкручивающегося сверху болта. Однако вначале необходимо соединить проводки, что оказывается не таким уж простым делом.
Более дорогой профиль Шибата головки AT-VM95SH (слева, в коричневом корпусе) установлен на квадратном основании для более точной осевой центровки. Игла AT-VM95ML (в красном корпусе, справа) покоится на таком же квадратном основании – присмотритесь внимательно, и вы его заметите.
Вес головки звукоснимателя вместе с иглодержателем составляет всего 6,1 грамма и не станет проблемой для любого тонарма. Можно также купить все модели линейки установленными в высококачественный жесткий шелл Audio Technica AT-HS6BK.
По утверждению компании, модели VM95 оснащаются простым генератором, состоящим из двух катушек (для левого и правого каналов) без магнитного экрана между ними; у более дорогой линейки VM700 имеются четыре катушки, разделенные экраном, литой алюминиевый корпус и улучшенные (конические) кантилеверы.
Итак, с пятью моделями линейки вы познакомились. Шестую и последнюю модель, VM95SP ценой £69 (£55 за иглу) мне оценить не удалось: она оснащена иглой в 3 мил (0,0762 мм) для пластинок на 78 оборотов в минуту, которых у нас не оказалось.
Компания обычно гарантирует срок службы игл в зависимости от их формы: 500 часов для конических, 300 – для эллиптических, 800 – для Шибата и 1000 – для микролинейных. Номинальная прижимная сила составляет 2 грамма для всех моделей, кроме предназначенной для 78 оборотов.
Установить иглу не очень просто – она вставляется снизу при надетом кожухе, так что найти точное место мне удалось не сразу; после этого защитный кожух сдвигается вперед. Все узлы иглодержателей оснащены кантилеверами в виде алюминиевой трубки, к которой под углом 90 градусов крепятся два миниатюрных магнита. Штырьковые соединения не имеют цветной маркировки – это может стать неприятным сюрпризом для неопытных владельцев проигрывателей.
КАЧЕСТВО ЗВУКА
Прикрепив картридж к тонарму SME309, мы установили его на проигрыватель Technics SL-1210 Mk2 в модификации Timestep Evo. Ламповый фонокорректор Icon Audio PS3 Mk2 и однотактный ламповый усилитель Icon Audio Stereo 30SE передавали сигнал на гибридные электростатические колонки Martin Logan ESL-X. Сетевой регенератор Isotek Evo3 Mosaic Genesis обеспечивал подачу электропитания без искажений. Узлы с иглами поставлялись в сборе. Пять игл и пять высококачественных тестовых виниловых дисков (все пять весом 180 граммов, некоторые – на 45 об/мин) плюс несколько обычных пластинок привели нас к выводам, которые мы вкратце изложим ниже.
Вся линейка VM95 строится на базе младшей модели, VM95C, и это в значительной мере определяет ее характер. Как показали наши измерения, все разновидности VM95 отличаются прямолинейностью среднего диапазона, из-за чего их звучание оказывается достаточно холодным (но не скучным) и раскрывает множество деталей.
Слева изображена коническая игла AT-VM95C (в корпусе синего цвета) на круглой подложке. Справа представлена игла AT-VM95SP для пластинок на 78 об/мин – больший диаметр предназначен для более широких канавок.
Более дорогие иглы последовательно улучшают воспроизведение ВЧ и их пространственное отображение, особенно на внутренних канавках, однако не меняют характера звучания в целом; если вы считаете, что нижняя часть среднего диапазона должна быть более энергичной и выразительной, рекомендуем обратить внимание на конусовидные алюминиевые кантилеверы более дорогих MM-картриджей (от AT530 и выше).
VM95ML Microlinear обеспечивает достаточно яркий тональный баланс и чудесно воспроизводит мельчайшие подробности высокочастотных звуков, уверенно придавая им форму. Струны гитары Стиви Рэя Воэна в альбоме Couldn’t Stand the Weather (ремастированная версия на 180-граммовом виниле с 45 об/мин) звучат остро и четко, звук остается прозрачным даже при высокой насыщенности. Высокое качество воспроизведения сохраняется на внутренних канавках диска; голоса певиц Шерил Портер и Розеллы Капорале в песне Time to Say Goodbye (альбом Two Countries One Heart, 180 граммов, 33 об/мин) отлично разделены – помимо VM95ML, этот фокус удается только модели Shibata.
У VM95SH Shibata звук чуть темнее, чем у ML, однако он столь же мягкий и максимально детальный, а разделение инструментов – выше всех похвал. В композиции Fanfare for the Common Man с этого же диска духовые подаются более плотно и звучно, чем у ML, а литавра – более мощно. Головка SH не уступает ML талантами, а ее менее яркий характер многим понравится даже больше; однако The Wanderer Джеки Левена на внутренних канавках лучше исполняется у ML.
Узел VM95 оснащен облегчающим установку центрирующим выступом снизу.
Головка VM95EN с эллиптической иглой при воспроизведении песни Элисон Голдфрэпп Lovely to CU восхищает плотностью и драйвом; резкие аккорды синтезатора звучат масштабно и увесисто. Объекты на музыкальной сцене не всегда выглядят четкими, заметна также потеря фокуса, особенно на внутренних канавках альбома Мэриэнн Торсен с ансамблем Trondheim Soloists; у моделей ML и SH все музыканты отменно разделены, EN же их частично смешивает. Впрочем, в целом VM95EN неплохо справилась со всеми тестовыми дисками, продемонстрировав живой звук с приятным тональным балансом.
Я боялся, что литавры в Fanfare for the Common Man собьют VM95E/H и VM95C с толку из-за высокого уровня сигнала внешней канавки, однако воспроизведение могучих ударов удалось обеим моделям без труда. В целом у головки с литерой C несколько банальный и размытый звук, хотя неточным его назвать нельзя. У E/H дела оказались лучше, чем я ожидал; у нее более живая и энергичная подача, чем у C, однако в насыщенных моментах ВЧ слегка теряют мягкость и четкость.
Если говорить о качестве в целом, а не о различиях между иглами, все пять моделей могут похвастаться легким и приятным звуком с чуть более блеклыми нижними СЧ, чем у MM-картриджа Audio Technica VM750SH, который я использую в качестве референсного, а басы менее мощные, чем у Ortofon Cadenza MC. Не ожидайте чудес от модных профилей; по своей сути это все-таки бюджетная линейка. Однако в абсолютном выражении при воспроизведении высококачественных 180-граммовых дисков – особенно со скоростью 45 оборотов в минуту – звучание оказывается превосходным, более текучим и динамичным, чем с CD. Тестирование всех пяти моделей доставило мне истинное удовольствие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне приходилось все время напоминать себе, что базовая модель новой линейки Audio Technica, VM95C, стоит сущий мизер – £29. Она дает ровный и сбалансированный, но не обладающий выраженным характером звук. У VM95E/H более увлекательное звучание; это идеальная отправная точка для аудиофилов, испытывающих острую нехватку наличных средств. Прибавив всего несколько фунтов, вы получите заметно лучшее соотношение цены и качества в лице VM95EN. Для себя я бы выбрал VM95SH – хотя у VM95ML еще более уверенные ВЧ, однако более яркий тональный баланс может подойти не для всякой записи. В конечном итоге решать вам.
Новая линейка головок звукоснимателя Audio Technica VM95 предлагает великолепное качество по доступным ценам на фоне их роста у других производителей. Если сравнивать модели линейки с другими, то они выдают не настолько весомые басы, как у Goldring 1012 GX (£250) или Denon DL-103 (£180 MC), однако у них выше дотошность, скорость и качество звучания на внутренних канавках. Простая конструкция, удобная для установки и для обновления до следующего уровня, еще больше повышает их ценность.
ВЕРДИКТ
Линейка бюджетных MM-картриджей с отличным звуком и иглами высокого класса.
ПРЕВОСХОДНЫЙ ЗВУК – одни из лучших.
ДОСТУПНАЯ ЦЕНА – отменное соотношение цены и качества.
ЗА
- открытый и современный звук
- простота установки
- простота обновления
ПРОТИВ
- неудобная процедура установки иглы
- недостаточная выразительность нижней части среднего диапазона
- нет цветовой маркировки штырьков
ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК
Бюджетная модель VM95C с конической иглой (в синем корпусе) показала -2дБ на 10 кГц, у VM95E (в зеленом корпусе) -1дБ и чуть более яркий звуковой баланс. У VM95EN нет потерь на 10 кГц и меньше других на внутренних канавках.
VM95ML Microlinear обладает самой линейной АЧХ среди всех моделей и почти не имеет потерь на внутренних канавках. У VM95SH Shibata чуточку меньше ВЧ, но звук на внутренних канавках тоже очень хорош.
При рекомендованной прижимной силе 2 грамма все модели продемонстрировали отличное слежение на частоте 300 Гц, выжав добрых +15 дБ из тестового диска CBS STR-112 (верхняя граница составляет +18 дБ).
При более высоком ускорении на тестовой записи частотой 1 кГц (с тестового диска B&K 2012) результат зависел от массы иглы. Коническая игла головки VM95C оставалась в канавке на скорости 25 сантиметров в секунду, тогда как VM95E с крепежным стержнем скатывалась по диску! VM95EN вела себя на скорости 25 см/сек лучше всех, с минимальными срывами; VM95SH и VM95ML демонстрировали аналогичное слежение.
Разделение каналов оказалось довольно низким, 21 дБ, а среднее выходное напряжение составило около 4,5 мВ (при пиковой скорости 3,54 см/сек). У всех моделей вертикальный угол (VTA) составил 24 градуса, что близко к правильным 22 градусам, обеспечивающим низкий уровень искажений – около 2,5% при вертикальной модуляции и около 1% при поперечной.
Измерения продемонстрировали, что у VM95E имеется ограничение слежения на средних частотах, а у VM95C – малый выходной объем ВЧ. VM95EN, ML и SH показали себя лучшими в линейке благодаря высокому качеству по всем параметрам.
Прижимная сила — 2 г
Вес — 6,1 г
Вертикальный угол — 24 градуса
Диапазон частот — 20 Гц – 16 кГц
Разделение каналов — 21 дБ
Слежение (при 300 Гц)
боковое — 63-90 мкм
вертикальное — 45 мкм
боковое (1 кГц) — 18-22 см/сек
Искажение (при 45 мкм)
боковое — 1%
вертикальное — 2-3%
Выходное напряжение (при 3,54 см/сек, RMS) 4 мВ
АЧХ ДЛЯ ИГЛЫ EN
АЧХ ДЛЯ ИГЛЫ ML
АЧХ ДЛЯ ИГЛЫ SH
Замена головки на ту или иную, а так же конечный ощутимый результат этой замены, во многом обусловлены уровнем конкретной системы. В одном случае разница очевидна, в другом - она минимальна.
Спасибо.