О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Old School
Old School — это европейский бренд с российскими корнями, направленный на создание высококачественных акустических систем, разработка и производство которых осуществляется в Латвии.
Подробнее о бренде Old SchoolОбзоры товаров под маркой Old School (15)Официальный сайт Old Schoololdschoolaudio.ru
Акустические системы Old School On Air. Обзор
Трехполосные мониторы всегда вызывали повышенный интерес: они позволяли выжать максимум звукового драйва даже в стесненных условиях небольших комнат. Однако российские разработчики попытались решить в этой акустике еще одну задачу – при прочих равных добиться и объемной масштабной сцены. Давайте посмотрим, получилось ли?
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Если вы следите за разработками команды Arslab, которая проектирует системы и под маркой Old School, то при первом взгляде на новую модель On Air наверняка покажется, что нечто похожее вы уже видели. Действительно, еще в 2016 году в точно таком же форм-факторе «среднекалиберных» трехполосников компания начала выпуск модели Monitor M2. Сходство с ней, кстати, прослеживается не только в дизайне, но и в массогабаритных показателях, однако точным клоном новинка не является – отличий гораздо больше, чем можно предположить. Фактически это системы из разных классов, что лишний раз подчеркивает и почти трехкратная разница в цене.
Начну с качества изготовления и отделки. На производственной базе Arslab в Риге этому всегда уделяли большое внимание, но On Air сделаны не просто хорошо, а буквально образцово, с исключительным вниманием к деталям. Похоже, над «кабинетами» трудились лучшие краснодеревщики: срезы фанерных стенок, грани и поверхности отшлифованы идеально, натуральный шпон подобран по фактуре и выглядит дорого, эмаль и лак нанесены безупречно. Даже пылезащитные сетки на магнитном креплении подогнаны так, что становятся на свои места с миллиметровой точностью.
В Arslab всегда принимали беспрецедентные меры и для внутренней обработки корпусов АС. On Air в этом плане, пожалуй, сегодня лучшие в линейке. К полному набору из внутренних силовых распорок из МДФ и основательному вибродемпфированию битумными листами в сочетании со специальным звукопоглощающим поролоном добавились «сэндвичи» – лицевые и задняя стенки у этой модели изготавливаются по более сложной методике, с применением полимерной прослойки.
К слову, именно корпуса, – как правило, самые дорогие «детали» АС. Но в случае с On Air пропорция иная, потому что вся начинка подобрана по высшему разряду. 30-миллиметровый мягкокупольный твитер с фирменным для Morel коротким рупором, конечно, похож на тот, что мы видели ранее в моделях Old School, но для этой модели отобрана дорогая разновидность с наиболее точными характеристиками и с фланцем под шесть крепежных винтов. Среднечастотный диапазон отдан также породистой 130-миллиметровой головке SEAS серии Excel – с неподвижной фазовыравнивающей пулей и диффузором из плетеного полипропилена CURV (такая мембрана обладает требуемой жесткостью и легкостью, но не имеет собственного выраженного резонанса). Басовый 20-сантиметровый драйвер новый – диффузор сделан из прессованной бумаги, но вместо мягкого центрального колпачка также установлена «пуля» (производится динамик на Wavecor по спецзаказу).
О хай-энднком классе АС можно судить еще и по задней терминальной панели, которая выполнена на отдельном основании и несет на себе пару одних из самых дорогих клемм WBT Nextgen 0705 CU (у них особая цельная конструкция с коротким путём сигнала, что позволяет свести к минимуму потери на контактных переходах, а также емкостную, и индуктивную составляющую). Про кроссоверы точной информации нет. Мне сказали, что они сделаны на качественных элементах (катушки Jantzen, конденсаторы Mundorf), размещенных навесным монтажом и соединенных моножилой, но каким порядком и на какой частоте проводится деление полос, является, видимо, секретом разработчика.
Вы уже заметили на фото тумблер без какой-либо маркировки над терминалами? Вот мы и подошли к главному. В правом положении (на «+») он включает дополнительный тыловой твитер в фазе с основным, в левом положении – противофазно. Есть и третье центральное положение, которое отключает установленные на задней панели SEAS с металлическими куполом (он, кстати, работает лишь с 7000 Гц). Такой обращенный от слушателя ВЧ-излучатель иногда встречается в акустических системах других производителей. Он позволяет не только восполнить ту часть звуковой энергии, которая сильнее всего поглощается стенами комнаты прослушивания, чем отчасти решает проблемы неравномерной дисперсии, но также способен улучшить и построение стереофонической сцены. Как? Это вам лучше объяснят специалисты по психоакустике. Если вкратце, то эффект состоит в том, что наш мозг по-разному трактует ранние и поздние отражения – если доля первых слишком велика, то мы с трудом локализуем источник звука – и направление, и дистанцию до него. А вот отклики, что достигают наших ушей с чуть большей задержкой, наоборот помогают нашему слуховом «анализатору» восстановить исходную временную структуру сигнала.
Мне приходилось иметь дело с такими конструкциями, но эффект всегда получался разным, поскольку зависел от расстановки АС и свойств комнаты прослушивая. Сейчас, используя эталонный тракт из компонентов, которые наверняка выдадут нам идеально точный по времени сигнал (мы даже применили внешний мастер-клок для стримера), а также предусмотренные в On Air разные варианты включения «пространственной» пищалки, мы наконец-то разберемся в этом вопросе.
Но сначала послушаем On Air как обычные трехполоски, отключив заднее излучение, и отыщем для них наилучшую геометрию расстановки. С этим проблем не возникает, если использовать подходящие по высоте стойки. Системы ведут себя предсказуемо: при установке недалеко от стены уплотняется бас (с небольшим акцентом на мид-бас), но если чуть-чуть пожертвовать «мясом» и отодвинуть их на метр с лишним, задав стереобазу, равную расстоянию от АС до кресла, то получим и достойный музыкальный баланс, и вполне трехмерную сценуа. На этом варианте и останавливаемся.
Воспроизведение On Air, кстати, не похоже на типично «трехполосное», когда выделены края диапазона, а цельность и четкость в основном диапазоне играет второстепенную роль. По отчетливости микродинамического рисунка новые модели очень похожи на качественные студийные мониторы. Бас без явного инфраниза, зато быстр, избавлен от гулкости и затянутых послезвучий, подкупает эффектным «сухим» панчем. В середине немного выделяется на слух полоса 600 — 1200 Гц, но далее все ровно, гладко и четко. Твитер в своей области отыгрывает очень подробно и нейтрально. Звучание в целом покоряет открытостью, отсутствием привнесенных оттенков и вещественностью виртуальных источников. Стремления украсить звучание здесь нет, но непринужденность в передаче динамических контрастов и полное отсутствие компрессии выражены у On Air так, что звучание воспринимается свободным, выразительным и информативным даже на малых уровнях громкости. А это – верный признак высокого класса. И он подтверждается еще и сценой: локализация определенная, в стереопространстве ничего не гуляет, не смазывается, не прилипает к АС (особенно, если слушать с установленными грилями).
Но это еще цветочки! Включаем тыловой твитер в фазе и удивляемся тому, что произошло. Полагаете, что прибавилось ВЧ? А вот ничуть! Этот режим больше повлиял на то, какими воспринимаются на слух бас и середина. Самые низкие составляющие как будто стали более выпуклыми, ударные – более энергичными, а середина прибавила в прозрачности. Конечно, тональный баланс от включения дополнительной пищалки мог как-то измениться просто от того, что фильтры АС приняли дополнительную нагрузку. Но я уверен, что дело как раз в дополнительных отражениях — именно высокочастотный спектр несёт в себе пространственную информацию. А с ней меняется наше восприятие и основного диапазона. Добавлю, что даже перемены в сцене меня не так впечатлили – да, она стала казаться более широкой и куда объемной на краях, что придавало ей новый масштаб, но я не скажу, что она стала более точной и «визуальной».
При противофазном включении тыльной пищалки эффект примерно тот же, но немного снижается информативность на ВЧ и слегка ослабляется динамика инструментов со звонким или резким спектром. Звучание приобретает воздушно-ватные оттенки, что многих, наверное, насторожит. Зато как улучшается эшелонирование! Сцена получается более компактной в ширину, зато буквально ряд за рядом выстраивается по планам. Также явно усиливается материализация всех кажущихся образов на первом-втором плане и значительно улучшается фокусировка всех точечных удаленных источников.
Не готов утверждать, что оба варианта включения тыльного твитера придали характеру воспроизведение какие-то поразительные черты. Фокус в том, что хотя «пространственный» излучатель в своей полосе ясности-то особо не добавлял, но с ним в комнате создавалась очень комфортная и естественная атмосфера для прослушивания любой музыки. Причем, нельзя однозначно сказать, что режим «в фазе» был, например, хорош для живых концертов, студийных рок-альбомов или акустической музыки, а тот, что «против», подходил для масштабных классических произведений или для джаза. Тут, наверное, зависимость не столько жанровая, сколько техническая и относится он к тому, как в прослушиваемой фонограмме изначально была записана или сведена стерекартина.
Однако каждый раз, когда я возвращался к выключенному состоянию тыльной пищалки, тут же накатывало ощущение, будто я переключался на мониторные наушники – можно было различить больше мелких подробностей в звуке, но вернувшиеся в сцену «признаки одномерности» сильно ослабляли иллюзию живого звучания.
В общем, тыльная пищалка определенно рулит. Особенно такая, как на On Air – с переключателем. Только я бы добавил к настроечным инструментам еще и аттенюатор (+/- 2 дБ), чтобы эту необычную акустику можно было бы идеально точно подстроить под любое помещение. Ведь стены помогают On Air в самом прямом смысле, но каждый раз это будет по-разному.
СИСТЕМА
- Cетевой проигрыватель/пред Merging+NADAC PL8 с внешним блоком питания PWR
- Тактовый генератор TEAC CG-10M
- Усилитель мощности Plinius SB-301 Mk2
- Кабели:
- межблочные Analysis Plus Crystal Cooper XLR
- акустические Analysis Plus Oval 8
- цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и Oehlbach XXL 80 TOSLink
- силовые Cold Ray Power Line СU и Supra LoRad CS-EU
- фильтр питания Powergrip TTAF6 Port Power Bar
- Стойки Old School S5B
Old School On Air
Производитель: World Audio Distribution (Россия)
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 20000 Гц (-3 дБ), 28 — 22000 (-10 дБ) || Чувствительность: 87 дБ || Сопротивление: 8 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 150 Вт || Отделка: орех, дуб, черный ясень (боковины), серая или красная эмаль (лицевая панель) || Габариты: 540 х 270 х 425 мм || Масса 1 шт.: 22,7 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2019 г. www.salonav.com
- скидка 40%эксклюзивс витрины1
Полочная акустика
Old School On Air Oak Loft (уценённый товар)387 700 руб.229 000 руб. / пара