Пластинка в подарок или бесплатная музыка для любителей колы и готовых завтраков

Недавно мы говорили о музыке, которая поставлялась с Windows, а также о сборниках и альбомах, которые раздавали журналистам вместе с первыми iPod. Сегодня расскажем о музыке, которая шла в комплекте с продуктами других популярных в массовой культуре брендов.

Музыка в подарок — не новое явление, и даже не цифровое. Эксперименты в этом направлении начались намного раньше, чем кажется на первый взгляд, еще до середины XX века. Однако из-за того, что большая часть бесплатной музыки попадала в корзину вскоре после покупки, количество информации про эти акции минимальное. Но вот примеры, которые нам удалось найти:

Вакуумные лампы и шеллак

В 1930-х годах Triotron, европейский производитель вакуумных ламп для проигрывателей и радиоприемников, выпустил целую серию бесплатных шеллаковых пластинок.

Про них мало что известно, но, скорее всего, их раздавали в качестве рекламы и для того, чтобы пользователи могли протестировать свое оборудование. Среди этих пластинок — запись «Голубого Дуная» Иоганна Штрауса и короткая аудиокнига «Секреты красоты и здорового сна».

Для того времени ход был достаточно радикальным из-за его сравнительной новизны и высокой стоимости производства пластинок.

Домашний Hi-Fi и кассеты

Из воспоминаний очевидцев известно, что во второй половине века продавцы аудиооборудования вместе с техникой часто отдавали бесплатные пластинки. Впоследствии этим принципом воспользовались производители аудиокассет — об этом говорит винтажная реклама Maxell (стр. 17 журнала Billboard за октябрь 1979 года), нацеленная на дистрибьюторов.

С каждыми тремя пустыми кассетами в подарок отдавали одну из трех фирменных компиляций — «рок», «джаз», или «классика». Они рекламировались как «стерео-записи ограниченного тиража», но их содержимое было вполне обыденным. На рок-пластинке имелись песни Hall & Oats и The Alan Parsons Project, джазовый плейлист возглавляли Чик Кориа и Оскар Питерсон, классическую пластинку украшали композиции в исполнении британского гитариста Джулиана Брима и Филадельфийского Симфонического Оркестра.

Такой ход — раздавать готовые записи при покупке пустых кассет — может показаться контр-интуитивным, но это не так. В то время среди производителей кассет наблюдалась высокая конкуренция. Этот формат был предназначен, в первую очередь, для копирования музыки с других источников. Поэтому пластинки с «тестовой музыкой» помогали покупателю беспристрастно сравнить характеристики разных кассет.

Продукты питания

Музыка прилагались даже к коробкам завтраков Kellogg’s. Это были кассеты со сборниками хитов, CD-сэмплеры исполнителей с лейбла Motown, и даже выпущенный под брендом Американской Кардиологической Ассоциации диск, призывающий к здоровому образу жизни.

Другой производитель готовых завтраков — Post Cereals — использовал похожий рекламный ход, но с радикально другим исполнением. В рекламе они обещали, что к каждой коробке их продукта прилагается пластинка с хитом группы The Monkees. Но вместо того, чтобы раздавать полноценные пластинки, производитель просто наносил звуковые дорожки на картон. Покупателю нужно было «вырезать» песню, и результат часто оставлял желать лучшего. Посмотреть на пластинку и послушать, как это звучало, можно в этом видео:

Компания Great Shakes производила специальную сухую смесь, которая превращала обычный стакан молока в напиток, напоминающий настоящий милкшейк. Главной целевой аудиторией их продукции были молодые люди. Поэтому для записи рекламных джинглов компания наняла популярные рок-группы, включая любимые многими по сей день The Who и Yardbirds.

В качестве акции компания даже раздавала покупателям пластинки с песнями вышеупомянутых исполнителей под названием «Great Shakes Shake-Out». На них можно было услышать таких исполнителей, как Арита Франклин и Simon & Garfunkel.

Газированные напитки также нередко прибегали к этой маркетинговой технике. В 1988 году 7Up в сотрудничестве с MTV провели промо-акцию, на время которой к двухлитровым бутылкам с напитком прилагалась брендированная кассета. Содержимое компиляции, названной «MTV Hot Hits From Cherry 7Up», соответствовало своему названию — на ней были песни популярных групп, вроде Bon Jovi и The Breakfast Club.

Тремя годами позже тем же занялась Coca-Cola. В коробках с 12 банками напитка можно было найти трехдюймовый диск из серии «Coca Cola Pop Music». Всего вышло четыре таких диска, но по своему содержимому они проигрывали конкурентам — единственным широко известным исполнителем, права на песни которого компания получила, была Селин Дион.

Вероятно, промо-ход тем не менее посчитали удачным, поскольку в 1992-м компания выпустила еще один трехдисковый сборник — и вот на этих пластинках можно было найти «The Best» Тины Тернер, «Barcelona» Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, композиции Эрика Клэптона и Элтона Джона. А на «Coca-Cola Is The Music» 1993 года засветились и исполнители «потяжелее» в лице Meat Loaf и Alice In Chains.

Бесплатную раздачу музыки критиковали все то время, что она существовала. Многие полагают, что она вредит исполнителям и обесценивает их творчество. Поэтому большинство популярных музыкантов с опаской относились к такой рекламе, даже несмотря на коммерческий успех подобных ходов. И, в целом, они были правы — в этой ситуации слишком велик риск оказаться навязанным публике. В конце концов, самая масштабная подобная акция — раздача альбома U2 — настроила против группы миллионы людей.

Со временем такие маркетинговые ходы стали более редкими. Конечно, и сейчас можно сказать, что невысокая стоимость подписки на стриминговые сервисы делает все их содержимое «условно-бесплатным» приложением к смартфону. Однако у пользователей стриминга нет ощущения того, что музыку им «навязали вместе с телефоном», — в отличие от покупателей хлопьев и газировки, они могут формировать свой плейлист.

Эту статью прочитали 7 525 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий