О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Как IT-компания боролась за право продавать музыку
В 2001 году Apple представили iTunes. Это был первый музыкальный продукт компании — тогда еще не было ни айподов, ни одноименного магазина. Чтобы прорекламировать возможности проигрывателя, в течение некоторого времени после выхода iTunes новые компьютеры Apple поставлялись с подборкой песен. Такой ход выглядит достаточно прозаично. Но для Apple это было по-настоящему смелым решением с реальными рисками. Дело в том, что еще в 1981 году компания пообещала не прикасаться к музыкальному рынку. И двадцать лет спустя, на глазах у всех, нарушила свое обещание.
История о двух Apple
Меломаны знают, что в музыкальной индустрии с брендингом не шутят. Немалому количеству групп приходилось менять свое название, чтобы не «попасть» на существующий торговый знак. Так Dust Brothers стали известны под именем Chemical Brothers, The Prodigy получили определенный артикль в названии, а многочисленные другие группы просто добавили страну происхождения в свое имя.
Поэтому, когда в конце 70-х Apple Джобса и Возняка достигли первых успехов, на них обратили внимание другие Apple с яблоком на логотипе — медиа-конгломерат, основанный членами The Beatles. Apple Corps. появились десятью годами раньше с целью объединить в себе всевозможные бизнес-проекты членов The Beatles. На лейбле «Apple Records» выпускались альбомы группы, а впоследствии и ее бывших участников. Компания «Apple Films» занималась продюсированием музыкальных и художественных фильмов. «Apple Electronics» неудачно пытались пробиться на рынок гаджетов. Под брендом «Apple» даже существовал бутик в центре Лондона.
Неудивительно, что вскоре после появления американского тезки началась судебная тяжба, «разделившая» сферу влияния двух компаний. Британцы Apple Corps. оставили за собой право работать в индустрии развлечений, а Apple Computer пообещали не прикасаться к музыке. Также Apple Corps. присудили компенсацию ущерба в размере 80 тысяч долларов.
Но перемирие продлилось недолго.
Перетягивание каната
Первое нарушение договора со стороны американских Apple случилось в 1986 году, когда в Apple IIGSпоявился звуковой чип от Ensoniq. Британцы посчитали MIDI-функционал новых компьютеров покушением на свою территорию. Под удар их юристов попала вся линейка Mac и даже CD-привод производства компании, как продукты, способные воспроизводить и производить музыку.
В то же время велась активная разработка новой версии Mac OS. В американской Apple к претензиям англичан отнеслись серьезно и постарались исключить любые музыкальные аллюзии.
Любопытная история в этой связи произошла с одним из системных звуков — его автор, аудиоинженер Джим Рикс (Jim Reekes) изначально хотел назвать его «beep». Юристы посчитали название слишком музыкальным, после чего аудиодизайнер в шутку предложил более ироничный вариант — «Let It Beep». Кто-то из его коллег воспринял шутку всерьез и попытался отговорить Джима, на что Джим ответил: «I’m not serious, I’m like “So sue me”» («Я это несерьезно, я хочу их подразнить», досл. «Я несерьезно, хочу им просто сказать: “Ну что же, засудите меня”»). Его осенило — «So sue me» — отличное название для системного звука, особенно если немного исказить написание. Так появился звук под названием sosumi. Юристам соврали, что это японское слово, которое в дословном переводе означает «совершенно несвязанный с музыкой». Название было одобрено, и уже после выхода операционной системы стало легендарным. |
В октябре 1991 года, через пять лет после начала судебного процесса, стороны достигли нового соглашения, согласно которому, Apple Computer были вынуждены заплатить Apple Corps 26,5 млн долларов за нарушение предыдущей договоренности. Американцы заработали право продавать товары, опосредованно связанные с музыкой, в том числе устройства и программы для ее создания и воспроизведения. Но право распространять «творческие работы музыкального характера» под соответствующим товарным знаком осталось за британцами.
Последнее сражение
Что приводит нас к ситуации, с которой началась эта статья. На дворе начало нулевых, и у Apple амбициозные планы по захвату музыкального рынка. В 2001 году вышел iTunes — проигрыватель для MacOS. Для того, чтобы прорекламировать продукт, с новыми маками поставлялся сэмплер из 40 песен — от «попсовых» The B-52’s до Infected Mushroom. Можно предположить, что связь продукта с музыкой «опосредована» — музыка не продается, а прилагается в подарок.
Но Apple уже заходят на опасную территорию.
Осенью того же года выходит iPod. Журналистам раздают копии продукта с предварительно загруженными альбомами. В их числе даже два альбома «Битлз», но поскольку коммерческий элемент здесь вовсе отсутствует, британцам не за что зацепиться. Когда двумя годами позже был запущен iTunes Store и Apple начали распространять и продавать музыку, юристы Apple Corps. в очередной раз засучили рукава и пошли в суд.
Apple Computer утверждали, что достигнутое в 1991 году соглашение может быть нарушено компанией только в том случае, если ее продукты будут поставляться с музыкальными компакт-дисками. Пока песни распространяются через виртуальный магазин, Apple является лишь посредником, создателем программного обеспечения для продаж. Против компании приводился другой аргумент — в то время британцы активно искали партнеров для цифровой дистрибьюции.
В случае успешного заключения сделки между Apple Corps. и дистрибьютором, бренд «Apple iTunes» посягал бы на территорию, по праву принадлежащую Apple Corps.
Поражение «Битлов»
Пресса ожидала, что, как и в предыдущих спорах, стороны достигнут мирового соглашения, не доводя процесс до суда. Но на этот раз надежды не оправдались. В мае 2006 года, после трех лет тяжбы, британский судья Энтони Мэнн (Anthony Mann) признал за Apple Computer право продавать и распространять музыку, пока компания непосредственно не вовлечена в ее создание. Его толкование договора 1991 года было созвучно толкованию американцев: пока Apple Computer не используют торговые марки, закрепленные за Apple Corps, они могут вести музыкальный бизнес.
Apple Corps подали апелляцию, но безуспешно. Победу одержали американцы.
После того, как Apple официально получили право выйти за пределы компьютерной индустрии, компания поменяла название на Apple Inc. В том же году, чтобы избежать дальнейших судебных споров, Apple купили товарные знаки, ассоциируемые с Apple Corps. В пресс-релизе Стив Джобс заявил: «Мы любим Битлз, и нам больно ссориться с ними из-за торговых марок. Мы рады, что смогли положительно разрешить этот конфликт».
Apple Corps. продолжают пользоваться своими товарными знаками — теперь по эксклюзивной лицензии, предоставленной Apple Inc. А в 2010 году весь каталог компании стал доступен на iTunes.
Apple и бесплатная музыка
Отчасти из-за этой тяжбы Mac OS не так сильно ассоциируется с бесплатной музыкой, как Windows. Apple просто не могли себе позволить так сильно рисковать. Но эксперименты они, так или иначе, проводили. Еще в 2005 году компания выпустила два сэмплера, доступных для загрузки в iTunes Store. В прошлом мы говорили про музыку, которую раздавали журналистам. И стоит отметить, что содержимое этих сэмплеров ничуть не похоже на то, что было на первых айподах.
Первый сэмплер включал в себя работы групп, распространявшихся компаниями Atlantic и Lava Music — таких, как Death Cab For Cutie и Porcupine Tree. На втором находились подопечные Universal и Motown — включая Scissor Sisters и Acon.
Но самый знаменитый случай, связанный с бесплатной раздачей музыки, случился после соглашения между двумя «яблоками». В 2014 году, на радость малому проценту пользователей Apple, всем владельцам аккаунтов iTunes подарили новый альбом U2. По словам журнала Wired, этот ход был «хуже, чем спам», а сами U2 в рекордное время стали «самой ненавидимой группой Америки». Apple пришлось создать специальную страницу с инструкциями по удалению этого альбома из своей библиотеки.
К тому моменту новые версии Windows уже не поставлялись с «пробной» музыкой. И Apple с тех пор также не предпринимали ничего похожего. Логично предположить, что с успехом стриминговых сервисов, подобных маркетинговых ходов мы больше не увидим. Но для многих людей они останутся предметом для ностальгии.