Тест магнитно-планарных наушников RHA CL2 Planar: американские горки эмоций

У магнитно-планарных наушников есть одна очень заметная особенность — они большие. Но любовь человечества к миниатюризации всего и вся искоренить сложно, и она порождает иногда самые удивительные творения. Так появились наушники RHA CL2 Planar — внутриканальные, закрытые и магнитно-планарные, практически неотличимые внешне от своих арматурных и динамических собратьев.



Все и сразу

Первыми внутриканальными изодинамическими наушниками их назвать нельзя — пальмой первенства тут уже завладела Audeze со своими iSine (по крайней мере, только их до сих пор можно было назвать успешным массовым продуктом).

Зато RHA смогла сделать свои наушники намного более похожими на привычные нашему взгляду модели, скукожив диафрагму до 10 мм в диаметре и установив ее в очень компактный округлый корпус, похожий на запятую, в котором всего два отверстия — звуковод и вывод под разъем MMCX. То есть акустическое оформление у них закрытое.


Комплектация богатая: куча насадок, несколько проводов, Bluetooth-обод, два чехла для хранения

Корпус CL2 Planar изготовлен из литой под давлением керамики — диоксида циркония, очень твердого и тугоплавкого материала, устойчивого к резонансам. Он приятный и холодный на ощупь, красиво переливается глянцем и хорошо сидит в ухе. Наушники выпускаются только в черном варианте — и это, в принципе, логичное решение: классическая расцветка все-таки наиболее универсальна.

С комплектом поставки RHA, кажется, хотела угодить всем. Вместе с наушниками пользователь получает 10 пар амбушюров (пять силиконовых, три пенных и две — «елочек»), уложенных в очень стильную металлическую пластину, еще парочку запасных силиконовых насадок, мешочек для хранения, магнитный жесткий кейс-пенал с резинками, самолетный адаптер, и самое главное — три кабеля.


Чем-то напоминает портреты Пикассо

Первый кабель — медный, витой, со штекером 3,5 мм. Второй — посеребренный, балансный. А третий — это обод с Bluetooth-модулем с поддержкой aptX. В итоге CL2 Planar стали не просто первыми внутриканальными магнитно-планарными наушниками с закрытым акустическим оформлением, но еще и первыми беспроводными наушниками с таким набором регалий.

Первые два кабеля неожиданно охотно путаются и, если честно, с черными, как ночь, наушниками, смотрятся не очень стильно. Прозрачная оплетка, сквозь которую проглядывает рыжина проводников, не самое тугое плетение — с этим кабелем CL2 Planar не выглядят премиальными. Но к тому, как они работают, у меня претензий нет — микрофонного эффекта не чувствуется, да и разница в звуке между медным и посеребренным кабелем яркая и ощутимая, как и положено качественным проводам.

А вот с Bluetooth-ободом наушники смотрятся, как надо. Он черный, почти полностью покрыт прорезиненным матовым пластиком — лишь торцы, из которых выходят провода (тоже черные), глянцевые. Судя по тому, что на большей части промо-фото наушники изображены как раз с этим кабелем, RHA позиционируют их в первую очередь как очень люксовую Bluetooth-модель, к которой при особом желании можно подключить и более классические кабели — разъемы MMCX позволяют это сделать без проблем.

Точнее, почти без проблем. У штекеров Bluetooth-модуля неожиданно мягкий пластик, который очень легко царапается и проминается, в том числе и ногтями, при попытке расцепить кабель и наушники. Так что, видимо, опция смены кабеля в случае с RHA — именно опция, которой мало кто будет пользоваться на деле: поставят один кабель и будут с ним ходить, пока не порвется.

А ведь как было бы хорошо, к примеру, в тренажерный зал ставить Bluetooth-обод, а для работы с полноценными источниками устанавливать обычный провод. Увы, но я не уверена, что разъемы обода выдержат такие регулярные нагрузки. И если небалансных и балансных кабелей с MMCX на рынке вагон и маленькая тележка, то удобных Bluetooth-модулей в разы меньше.

К беспроводным источникам обод подключается по Bluetooth 5.0, а сигнал получает в aptX. Для управления громкостью и воспроизведением на правом проводе предусмотрен прорезиненный трехкнопочный пульт. Кнопки нажимаются хорошо, четко, со смартфоном на Android работают без нареканий. Кнопка включения расположена на самом ободе с правой стороны, с ее же помощью наушники цепляются к источнику. Рядом с кнопкой расположен разъем USB-C для подзарядки.

На другой части обода находится область NFC для быстрого подключения к источникам. Заушины у Bluetooth-модуля нельзя согнуть под себя — они гибкие и позволяют натянуть конструкцию на ухо, но обвить их вокруг раковины, в отличие от заушин других комплектных кабелей, не выйдет.


Наушник удобно сидит в ухе, не мешается

Добрый женский голос на английском языке при каждом включении оповещает об уровне заряда в процентах. На сайте сказано, что батареи им хватит на 12 часов работы, в моем же случае вышло около 9.

Наушники в плане эргономики получились удобными, в плане комплектации — более чем богатыми. В ушах они сидят без дискомфорта, вывалиться не пытаются. В общем, можно начинать слушать.

Необходимое шаманство

Основным источником в процессе теста выступал FiiO M9, к которому CL 2 Planar можно подключить всеми тремя способами — у него есть балансные и небалансные выходы плюс модуль Bluetooth с поддержкой всех современных кодеков. Дополнительными источниками стали ноутбук Microsoft Surface Pro 3, чей собственный ЦАП умеет работать с 24 бит/48 кГц, и старый добрый смартфон Moto X Force. К ноутбуку я также подключала FiiO M9 в режиме USB ЦАПа.


Звуководы традиционно для RHA оформлены сеточкой с орнаментом

Поначалу звук... обескураживает. При кабельном подключении музыка свистит, нижняя часть верхнечастотного диапазона накрывает собой все, что есть в треках, оставляя лишь немного баса на периферии. Небывалый магитопланарный объем, создающий действительно осязаемую сцену, при этом присутствует, но треки в этом объеме звучат так, будто их отыгрывают простенькие широкополосники, а не уникальная магнитно-планарная диафрагма.

Я не сдавалась: динамические модели RHA по звуку меня более чем устраивали, поэтому от магнитно-планарных я ожидала как минимум сопоставимого фирменного качества звучания и была готова его добиться. Я переслушала все кабели, перемеряла все амбушюры, в том числе пенные и «елочки», оставляющие после себя совершенно неизгладимые впечатления, перепробовала все доступные мне источники — но, увы, характер сохранялся. Электрогитары все еще превращались в неразборчивую кашу. Струнные инструменты не пели, а истерично кричали, женский вокал будто покрывался какой-то странной вуалью, становился одновременно и резким, и зажатым.


Маркировка каналов — на внутренней стороне наушников, рядом с названием модели

Отчаявшись, я решилась на неаудиофильский поступок — обратилась к эквалайзеру. И это помогло.

На официальной странице CL2 Planar под ТТХ находится график АЧХ, и на нем в диапазоне где-то от 2 до 8 кГц наблюдается горб. Сами разработчики RHA на Head-Fi сказали, что сделали его специально — без него басы слишком доминировали над верхом. И, видимо, в желании обуздать низы несколько перестарались, из-за чего и появился тот самый резкий и недружелюбный свист.

Если этот горб нивелировать эквалайзером, все встанет на свои места. На смартфоне оказалось достаточно совсем немножко опустить ползунки на 2, 4 и 8 кГц, в Foobar же полос побольше и можно поиграться поточнее. Те, кто успел пожить с наушниками подольше, утверждают, что долгий прогрев — часов в триста — тоже поможет укротить этот диапазон, правда, не до конца. И советуют пенные амбушюры — но я, если честно, явного эффекта от них не заметила.

После включения эквалайзера вуаль исчезла, излишняя резкость ушла, треки зазвучали цельно, все еще достаточно ярко — но теперь эта яркость уже работала на детальность, а не на уничтожение самооценки. Объемный планарный характер от тембровмешательства не пострадал, и в таком варианте наушники замечательно раскрылись. Они очень быстрые, и за счет этого низкочастотный диапазон не расплывается во времени и пространстве, а остается четким, контролируемым, по-хорошему мясистым и осязаемым. Серединке и голосам он не мешает, приятно гудит, позволяя раскрыться и струнным, и вокалу.

Детальность на высоте. В укрощенном варианте мелодии просто полны информации, причем подается она достаточно деликатно. Мелкие переливы не отвлекают на себя внимание от цельной композиции, но присутствуют, и, если захотеть, к ним можно без проблем прислушаться.

Хорошая скорость позволила CL2 Planar отыграть самые агрессивные треки с альбома 65daysofstatic «One Time For All Time» четко, разборчиво, не собирая их в месиво из сэмплов, фортепиано и гитар под дисторшеном, хорошо расставляя акценты в композиции, прекрасно разделяя каналы и создавая восхитительно трехмерную, поистине галлюциногенную картину. Аналогичный эффект произвели матроковые треки Covet и Animals As Leaders — с подшаманенным эквалайзером шустрое, певучее гитарное буйство стало очень приятно слушать.

Тарелочки в начале «Fall In Love» BadBadNotGood уже не заставляли морщиться, но начали хорошо нагнетать атмосферу. Духовым инструментам в исполнении 1/2 Orchestra немного не хватало осязаемости и реалистичности, но они это компенсировали напористостью.


Слева: разветвитель небалансного кабеля и прямой металлический 3,5 мм штекер. Справа: пульт с кнопками Bluetooth-обода

При подключении по Bluetooth музыка теряла немного объема, но зато высокочастотный горбик становился не таким явным и требовал меньшего эквализационного вмешательства. С серебряным кабелем звук становился еще более ярким и менее басовитым.

Графики

Для того, чтобы убедиться в необходимости использования эквалайзера (и исключить неправильную настройку моих собственных ушей), мы прогнали RHA CL2 Planar через тестовый стенд. Измерения показали несколько важных моментов.


АЧХ RHA CL2 Planar

Во-первых, как и все магнитно-планарные модели, эти наушники очень требовательны к мощности. С малой чувствительностью в 89 дБ им требуется достаточно пухлый усилитель, способный их раскачать. Так что в смартфон их втыкать, конечно, можно, но усилители в десятки и сотни милливатт все-таки для них недостаточны, и для такого непрофессионального источника лучше использовать Bluetooth-подключение. Мелкая рябь АЧХ в НЧ/СЧ диапазоне, сохранившаяся после 1/24-октавного сглаживания, — как раз свидетельствует о том, что усилитель тестового стенда не смог на 100% контролировать излучатели.

Во-вторых, общая форма АЧХ на участке до 2 кГц показывает, что CL2 Planar — наушники с умеренно форсированным басом, который при увеличении количества нижних частот не лишает возможности слышать средние во всех подробностях. Наиболее критичный участок — тот самый горбик на 2,5–5 кГц, где сразу два резонансных пика существенно окрашивают звучание. И раз уж речь зашла об эквалайзере, можно не только выровнять горбик, но также приподнять на 5–7 дБ участок 7–9 кГц, что добавит звуку прозрачности и ощущения более высокой детальности.


Искажения RHA CL2 Planar

С искажениями все хорошо: в основной части частотного диапазона график искажений колеблется в пределах 0,1–0,2%, что является отличным показателем. На верхних частотах он также не выходит за пределы разумного, упираясь в планку 0,5%. Рост искажений на нижних частотах — проблема нашего усилителя: с более мощным стационарным усилителем искажения на участке 20–100 Гц были бы на порядок ниже. У нас же наушники играли фактически с мощным портативным плеером, выдающим на канал порядка 100 мВт.

Недотянули

Вывод можно сделать простой, в одну строчку: идея — 5, комплектация — аж 10 из 5, а вот реализация на четверочку. Мягкие разъемы у Bluetooth-оголовья и, конечно же, своеобразный звуковой почерк — все это заставляет глядеть на наушники за такую цену скептически. Но хорошо, что кабели можно поставить другие, а звук подкорректировать эквалайзером.


Починивший всю картину эквалайзерный пресет Foobar

Я смотрю на эти наушники и вижу перед собой автомобиль Tesla. Он стал первым электромобилем, которым действительно можно пользоваться, но он не лишен своих особенностей, недостатков, а в некоторых случаях и компромиссов. То же и с CL2 Planar: это уникальная технология, воплощенная в классическом корпусе и окруженная ворохом аксессуаров, но требующая эквализационного шаманства (к счастью, хорошо ему поддающаяся).

Зато они удобно сидят в ушах и благодаря закрытому акустическому оформлению действительно подходят для использования вне дома с портативными источниками. Видимо, наушники в первую очередь заточены под Bluetooth — при таком подключении и выглядят они солиднее, и неровность АЧХ заметна меньше. Правда, планарное очарование тоже становится менее явным.

В итоге RHA, кажется, хотела усидеть сразу на нескольких стульях, создав и беспроводные, и магнитно-планарные, и внутриканальные, и закрытые наушники. И у нее получилось, хоть и не без компромиссов. Всегда непросто открывать новую нишу, новый формат — и RHA можно поздравить со статусом первопроходца.

Достоинства

  • классический закрытый внутриканальный форм-фактор
  • богатая комплектация
  • быстрый, объемный, четкий и детальный планарный звук

Недостатки

  • своеобразная АЧХ с резким и свистящим горбом в нижней части высокочастотного диапазона
  • черные кабели подошли бы наушникам больше
  • стоимость

Паспортные данные

Тип наушников: внутриканальные закрытые
Цвет: черный
Тип излучателя: изодинамический (магнитно-планарный), 10 мм
Съемный кабель: да, MMCX
Частотный диапазон: 16 Гц – 45 кГц (в проводном подключении)
Сопротивление: 15 Ом
Чувствительность: 89 дБ
Комплектация: 10 пар амбушюров, 1,2 м медный кабель 3,5 мм, 1,2 м посеребренный медный кабель 2,5 мм, Bluetooth-оголовье (aptX), кейс, сумочка, запасные амбушюры, клипса, адаптер для самолета, USB-кабель
Батарея: 12 часов
Масса: 9 г (без кабелей)


Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", март 2019 г. www.stereo.ru

Этот обзор прочитали 5 930 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий