О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2583Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Академия Винила Pro-Ject и Аудиомании в Санкт-Петербурге — как это было
Что такое «Академия винила» и стоит ли туда идти? Пожалуй, этим вопросом задавались многие, кто встречал в сети анонс события, но далеко не все имели возможность туда попасть. До недавнего времени уже ставшее своеобразной традицией мероприятие проводилось преимущественно в Москве, но в этот раз добралось и до Санкт-Петербурга.
Как и прежде, родоначальниками и основными идеологами Академии винила являются российские представители бренда Pro-ject. Невероятно позитивные и по-настоящему увлечённые пластинками, они искренне стремятся продвигать «виниловую» культуру в массы, и это им несомненно удаётся. В этот раз в качестве равноправного партнёра в организации мероприятия выступила компания Аудиомания. Кроме этого, мероприятие попросту не состоялось бы без поддержки приглашённых гостей, в качестве которых выступили преимущественно первые лица компаний, импортирующих в Россию продукцию ведущих мировых производителей виниловой техники. Стоит лишь на минуту представить, что сразу несколько генеральных и коммерческих директоров оставили на несколько дней все свои дела лишь для того, чтобы поделиться со всеми желающими бесценным опытом в области подбора и настройки проигрывателей, тонармов и звукоснимателей, чистки коллекции винила и прочих околовиниловых вопросов. Особый интерес вызывал и главный гость мероприятия Роберт Сухи, генеральный директор компании производителя проигрывателей Clearaudio, который должен был раскрыть все секреты настройки проигрывателя.
Казалось бы, в Академии винила нет ничего интересного для тех, кто уже давно имеет в арсенале своей стереосистемы проигрыватель винила и годами крутит пластинки, наблюдая как игла бежит по звуковой дорожке. Тем не менее, владельцы проигрывателей пластинок считают иначе. Живой опрос показал, что почти 90% собравшихся уже имеют в своей системе проигрыватель пластинок и внушительный опыт прослушивания. Так что же заманило бывалых виниловодов на обучающий семинар Академии винила? Наблюдая за участниками процесса в течение всего дня, ответ на этот вопрос сформировался сам собой. Для большинства посетителей, Академия винила это не только возможность узнать что-то новое и применить полученные знания в своей домашней стереосистеме, но и возможность пообщаться с единомышленниками, завести новые знакомства и просто хорошо и интересно провести свободный день, общаясь между собой в перерывах и задавая интересующие вопросы докладчикам.
Неподдельная заинтересованность посетителей в мероприятии прослеживалась во всём. Несмотря на то, что первый доклад был намечен лишь на 11 часов, большинство посетителей предпочли прибыть к самому началу регистрации за час до начала доклада, чтобы подольше побыть в холле, пообщаться между собой и ознакомиться с представленным стерео системами. К началу первого доклада все места в зале были заняты.
Программа мероприятия была весьма насыщенной и всеобъемлющей:
Тема 1. Выбор проигрывателя
Тема 2. Установка и настройка проигрывателя
Тема 3. Выбор головки звукоснимателя
Тема 4. Выбор остальных компонентов винилового тракта и аксессуаров
Тема 5. Советы по уходу за пластинками и их хранению
Тема 6. «Круглый стол, вопросы и ответы»
Докладчиком по первой теме стал постоянный участник Академии винила и её основной идейный вдохновитель, представитель бренда Pro-ject Алексей Калиничев. Невероятно жизнерадостный и энергичный спикер не отпускал внимания присутствующих ни на секунду. В рамках свой темы Алексей окунул присутствующих в историю появления пластинок и грамзаписи в целом. Среди прочего вспомнили и первый фонограф Эдисона 1877 и первый Берлинер 1887. Не обошли вниманием первую серийную пластинку 1890 года, лишний раз вспомнили с какой пластинки в 1948 году началась история LP (Long Play) и уточнили, что первая стерео пластинка вышла в свет в 1957 году. Поговорили о тяжёлых 1990-х и начале 2000-х годов, когда уже ничто не предвещало возрождение интереса к пластинкам после их сокрушительного поражения в неравной борьбе с компакт-дисками и появившимся форматом MP3. Порадовались глядя на график, свидетельствующий, что настоящим годом начала «винилового ренессанса» можно считать 2008, так как именно с этого момента начался стремительный рост продаж и повальный интерес винилом.
От истории к современности и современным технологиям. Вторая часть выступления Алексея коснулась проблемы правильного выбора проигрывателя и тонарма. Подробно рассмотрев все узлы и составные части проигрывателя, Алексей обратил внимание слушателей на наиболее важные моменты, на которые стоит обратить особое внимание при выборе вертушки с подробным объяснением, что на что влияет и почему это происходит. Теперь, когда все вопросы по выбору проигрывателя и тонарма кажутся решёнными, самое время разобраться, как правильно настроить приобретённый проигрыватель для максимальной реализации потенциала коллекции пластинок.
Спикер для освещения темы настройки проигрывателя был выбран не случайно. Кто если не производитель с мировым именем сможет подсказать самый правильный способ настройки? Именно с этой целью прямиком из Германии спешно прибыл в Санкт-Петербург Роберт Сухи, захватив с собой заветный чемоданчик, в котором есть всё, что может понадобиться для точной настройки вертушки. Демонстрируя фирменный настроенный комплект аксессуаров Clearaudio, Роберт не упустил шанса отшутиться на тему неприкрытой рекламы комплекта, ведь именно в этом зале собрались больше 1,5 сотен потенциальных клиентов.
Первое, на что обратил внимание Роберт, было строгое правило установки проигрывателя по уровню. Если не выставить проигрыватель идеально ровно, то про дальнейшие телодвижения по настройке можно сразу забыть, так как качественного звучания без ровной установки получить не удастся. Отдельно было отмечено, что хоть вертушки имеют регулировочные ножки для выравнивания стола, не стоит уповать на них как на панацею. Иностранный гость ещё раз особенно подчеркнул, что сама поверхность изначально должна быть ровная, а ножки стоит использовать лишь для самой минимальной подстройки. Именно на этом этапе Роберт ненавязчиво прорекламировал фирменный чемоданчик, в состав которого входят все необходимые приспособления для настройки проигрывателя, в том числе и круглый пузырьковый уровень для выравнивания проигрывателя. Несмотря на то, что по умолчанию поверхность корпуса проигрывателя и поверхность поворотного диска должны быть идеально параллельны, пузырьковый уровень всё же стоит класть именно на диск.
Роберт Сухи (Clearaudio)
Разобравшись с необходимостью выставления проигрывателя по уровню, Роберт допустил небольшое лирическое отступление в сторону сетевых фильтров и регенераторов напряжения. По его мнению, подобные устройства стабилизации питания самым наилучшим образом влияют на стабильность скорости вращения диска, а, следовательно, способны минимизировать возможную детонацию. Причём именно устройства стабилизации и регенерации питания, а не простые фильтры способны улучшить звучание, так как шум сети не оказывает негативного действия на двигатель и стараться избавляться от него нет никакого смысла, а вот стабильность синусоиды и напряжения как раз очень важны.
Следующим необходимым этапом настройки по рекомендации Роберта является проверка межосевого расстояния между осью вращения тонарма и центром поворотного диска. Для этой цели в волшебном чемоданчике имеется особый аксессуар, на одном конце имеющий отверстие для установки на место пластинки, а с другой заострённый конус, который стоит направить точно в центр вращения тонарма. Далее по шкале на аксессуаре можно увидеть значение межосевого расстояния, которое в большинстве случаев для 9-дюймового тонарма составляет 222 мм. Для определения центра тонарма на фирменных тонармах Clearaudio имеется специально обозначенная точка. Если же на тонарме другого производителя подобной точки нет, то центр вращения стоит определить эмпирическим путём, вращая тонарм и наблюдая, какая из его точек будет неподвижна. В своих рекомендациях я опустил этот пункт настройки, так как далеко не все тонармы имеют возможность передвигаться по базе и изменять межосевое расстояние. Большинство тонармов устанавливаются статично и намертво в своё посадочное отверстие, при этом правильность расположения посадочного отверстия и всех расстояний проверены ещё на заводе изготовителе при производстве. В этом случае все дальнейшие манипуляции производятся за счёт передвижения картриджа вдоль шелла. Соответственно, если нет возможности изменить межосевое расстояние, то нет смысла и проверять его. Тем не менее, встречается и иная ситуация, когда как раз головка крепится неподвижно, а передвижения самого тонарма становится единственным способом подстройки. К таким случаям относятся тонармы SME 309 и прочие тонармы SME 300-й серии, хотя даже в этом случае межосевое расстояние устанавливается по специальному шаблону SME, полностью повторяющему контуры тонарма и снимающему необходимость обладания вышеупомянутым аксессуаром.
Роберт Сухи (Clearaudio)
Как только тонарм выставлен правильно, стоит заняться предварительной настройкой прижимной силы. Точная настройка прижимной силы будет произведена чуть позднее. Целью предварительной (грубой) настройки является предотвращение повреждения иглодержателя, так как уже на следующем этапе нам придётся опускать иглу на поверхность пластинки, и в случае избыточной прижимной силы можно попросту сломать головку. Для начала стоит за счёт смещения противовеса уравновесить тонарм, а затем понемногу смещать его, увеличивая прижимную силу до значения рекомендованного производителем головки.
Роберт Сухи (Clearaudio)
Следующим этапом настройки Роберт обозначит выставление высоты тонарма. По правилам необходимо, чтобы поверхность пластинки и трубка тонарма были строго параллельны друг другу (за исключением случаев, когда трубка имеет не строго цилиндрическую, а, скажем, чуть коническую форму как у SME 300-й серии, где ровняться стоит не на саму трубку, а на специально нанесённую на трубку линию). Хоть правило параллельности и существует, Роберт призывает пользователей к небольшим экспериментам по отклонению от параллельности в обе стороны в пределах нескольких градусов. Чуть опуская или приподнимая тонарм можно немного подстроить тональный баланс под свой вкус. Само собой, что эксперименты с высотой тонарма стоит начинать после того, как весь процесс настройки уже полностью завершён.
Следующим этапом является корректировка положения головки по шаблону, приложенному производителем проигрывателя/тонарма, но, как говорит Роберт, лучше использовать универсальный профессиональный шаблон взамен картонных, входящих в комплект тонарма. Более подробно о корректировке положения головки по шаблону можно узнать в нашей статье «Настройка проигрывателя виниловых пластинок (LP-проигрывателя)».
Роберт Сухи (Clearaudio)
После того, как головка заняла на тонарме наилучшее положение, можно приступать к точной регулировке прижимной силы при помощи всё тех же высокоточных электронных весов. Как правило, производитель указывает оптимальное значение прижимной силы, а также диапазон, в котором её можно изменять. Эксперимент с величиной прижимной силы позволяет в определённых пределах влиять на характер её звучания, и, в частности, на тональный баланс. На этом этапе Роберт дал пояснения, почему не стоит выходить за пределы диапазона обозначенного производителем. Ключевым моментом было даже не повреждение иглодержателя, а появление искажений, вызванных выходом магнита и катушек за пределы взаимного оптимального положения.
Роберт Сухи (Clearaudio)
Далее следует настройка антискейтинга (компенсация силы, сталкивающей иглу из центра звуковой дорожки на одну из её сторон). Как оказалось, именно этот момент для многих пользователей стал наиболее интересным. Как правильно выставить антискейтинг, если производитель тонарма не даёт конкретных рекомендаций? По мнению и опыту Роберта сделать это можно на слух. Для этого потребуется специальная тестовая пластинка или запись с женским вокалом, причем крайне важно, чтобы трек с женским вокалом был записан как можно ближе к центру пластинки, где искажения чувствуются лучше всего. Затем стоит установить значение антискейтинга в нулевое положение и увеличивать его до момента, когда вокал будет воспроизводиться самым наилучшим образом.
В завершении стоит заняться азимутом (выравниванием наклона головки влево/вправо). В идеале головка должна стоять ровно без завала в одну из сторон, так как, теоретически, в этом случае игла должна ровно заходить в канавку без завала. Хотя в комплект настройки входит миниатюрный уровень для выравнивания положения шелла и установленной на него головки, Роберт призывает не полагаться на него всецело. Он честно признался, что при работе со столь микроскопическими деталями как иглодержатель и сама игла крайне сложно установить их в головку идеально ровно. В итоге вне зависимости от стоимости звукоснимателя и его производителя, игла может стоять с погрешностью в 1-2 градуса. В итоге лучше всего смотреть на саму иглу через хорошее увеличительное стекло и на основании этих наблюдений регулировать азимут.
Роберт Сухи (Clearaudio)
Выбор головки звукоснимателя – эта тема досталась генеральному директору представительства Thorens (а также Sonus Faber, Mcintosh и прочих брендов Mcintosh Group) Алексею Калинину и ведущему собственный блог о виниле Валерию Быковщенко. В рамках своей темы они должны были рассказать об основных типах звукоснимателей, их достоинствах и недостатках, совместимость с тонармом, требования к фонокорректору. Что будет, если постоянно покупать головки дороже, ничего больше не меняя в системе, и в какой момент нужно остановиться? Как понять, что пора сменить иглу, и что будет, если не сделать этого вовремя?
Основное внимание было уделено рассмотрению самых популярных типов звукоснимателей ММ и МС. Посетителей познакомили с принципом действия обоих типов и порассуждали о достоинствах и недостатках. В частности, в качестве достоинств ММ-звукоснимателей отметили более доступную стоимость, возможность замены иглы в случае повреждения, высокий уровень выходного напряжения и более низкие требования к фонокорректору. К недостаткам отнесли сниженное значение разделения каналов и спад высоких частот. Достоинствами МС-головок признали улучшенное разделение каналов и расширенный частотный диапазон в области высоких частот. Недостатками оказались более высокая стоимость, несменные иглы, низкий уровень выходного напряжения и более высокие требования к фонокорректору. Пара слов без лишней конкретики досталась редким MI-головкам и совсем обошли вниманием экзотические оптические звукосниматели.
Алексей Калинин и Валерий Быковщенко
Тема совместимости звукоснимателей и тонармов по решению самих рассказчиков была раскрыта не полностью и ограничилась лишь описанием зависимости веса подбираемой головки от эффективной массы тонарма. Что же касается зависимости общей частоты резонанса системы тонарм/картридж от соотношения параметра гибкости (податливости) иглодержателя и эффективной массы тонарма, то этот момент остался за пределами Академии винила. От себя могу добавить, что говоря простым языком, тонарм и картридж образуют колебательную систему, у которой, как и в любой колебательной системе, есть своя частота резонанса, которая в идеале должна составлять примерно 8 Гц (возможны небольшие отклонения). Если неправильный подбор картриджа и тонарма приводит к снижению частоты резонанса, то проигрыватель и вся система начинают очень сильно реагировать на крупные неровности пластинки. Если в фонокрректоре нет фильтра ультранизких частот (а он встречается не очень часто), то есть риск повреждения колонок на высоких уровнях громкости (динамики пытаются выпрыгнуть из колонок на частоте всего в несколько герц), а также общего ухудшения звучания. Если же резонансная частота выше положенного порога, то она рискует «залезть» в область слышимых частот, что также ухудшает звучание.
Напоследок, завершая разговор о звукоснимателях, были рассмотрены основные типы профилей игл, которых насчиталось всего четыре: сферические (наименее интересные и самые не дорогие), эллиптические (наиболее распространённые у доступных по стоимости головок), Shibata (изначально придуманная для систем квадрофонии, но показавшая себя весьма хорошо в обычных системах) и сложные многорадиусные иглы (наиболее совершенные). Суть сравнения весьма проста – чем сложнее и совершеннее профиль иглы, тем больше и точнее с пластинки будет извлечён музыкальный материал и тем больше требований предъявляется к качеству самой пластинки (чистота, незапиленность, отсутствие царапин и пр.). Докладчики ещё раз напомнили, что необходимо регулярно проверять состояние алмазной иглы на наличие сколов и повреждений, а также чистить её специальными составами. Повреждённая игла не только портит звук, но и наносит вред звуковым канавкам. Теоретический срок службы иглы зависит от её профиля и состояния пластинкок, но вспоминая рекомендации западных экспертов, проверять любую иглу стоит не реже чем один раз за 200 часов прослушивания (лучше чаще).
А что делать если и проигрыватель и тонарм и звукосниматель уже давно куплены и менять их не хочется, можно ли улучшить звучание тракта иными способами? С ответом на этот вопрос выступил Владимир Абрамов, генеральный директор компании импортёра продукции бренда Rega. Если Роберт Сухи в своём выступлении говорил об объективных средствах улучшения звучания за счёт правильной настройки проигрывателя, то Владимиру досталась чуть более субъективная область всевозможных аксессуаров, способных оказывать влияние на звук. Если обобщить речь Владимира, то её можно свести к одному предложению – улучшить звучание можно и нужно за счёт экспериментирования с аксессуарами.
Начиная своё выступление Владимир сразу отметил, что наступление цифровых технологий неизбежно, и если ранее они просто теснили винил, то теперь принялись проникать в него. В частности, это касается новых появляющихся устройств, способных устранять щелчки и некоторые другие погрешности звучания плохо сохранившихся пластинок. Для этого аналоговый сигнал с пластинки оцифровывается, цифровая форма сигнала подвергается обработке, после этого происходит обратное преобразование в аналог. На первый взгляд это выглядит кощунственно и неуважительно по отношению к аналоговому сигналу, но как уверяет Владимир, современные цифровые технологии достигли того уровня, когда негативное влияние на аналоговый звук сведено к минимуму. Проведённый лично им эксперимент над преподавателем звукорежиссуры одного из московских вузов, которому дали послушать полностью аналоговый сигнал и сигнал прошедший двойное преобразование (аналог-цифра-аналог) через вышеупомянутое устройство, показал, что разницу в этом конкретном случае уловить не получилось. К сожалению, у участников Акадении винила возможности сравнить два варианта звука не было, поэтому пришлось поверить сказанному бездоказательно.
Владимир Абрамов
Вполне ожидаемо, что после сказанного в воздухе повис немой вопрос относительно того, в чём же теперь преимущество между аналоговыми пластинками и цифровой музыкой? Почувствовав это, эксперты поспешили развеять все сомнения и развернули дискуссию и рассказ о том, что по факту на пластинки и в цифровые файлы пишется не совсем и не всегда одинаковый материал. По мнению рассказчиков, разница в мастеринге записи, который для винила существенно более щадящий, чем для цифрового варианта одной и той же записи. Делается это потому, что цифровые записи отчасти оптимизируются для передачи в радиоэфире и воспроизведения через аппаратуру, не способную передать полное качество записи (звучит немного криво, но общий смысл передаёт). Иными словами, вроде бы одно и то же, но разница всё-таки имеется и разница эта должна сохраняться даже после преобразования винила в цифру и обратно в аналог. По этой причине Владимир призывает не бойкотировать современные технологии, а пробовать их использовать и формировать своё собственное мнение.
Кроме цифровых «улучшателей» аналогового звука имеются и более привычные варианты в виде фонокорректоров и всевозможных аксессуаров, чему и посвятил остаток своего выступления Владимир Абрамов. В первую очередь сильное влияние на звук оказывает высококачественный внешний фонокорректор. Не меньшую пользу может принести внешний блок питания/управления, способный положительно влиять на постоянство скорости вращения и снижение детонации.
Владимир отметил казалось бы очевидную вещь, что смена звукоснимателя на более качественный как ничто иное сильно влияет на звучание системы, но тут же внёс корректировку, что стоит покупать картридж максимум на один уровень выше рекомендованного производителем проигрывателя и не более того, в противном случае потраченные средства принесут лишь небольшой прирост качества звучания, так как проигрыватель может не реализовать потенциал звукоснимателя.
В качестве наиболее субъективных, но, в то же время, действенных способов если не улучшить, то как минимум изменить звучание были упомянуты различные варианты матов под пластинки, демпфирующих грузов на кончик тонарма и прижимных клампов. Относительно последних не стоит усердствовать, так как если проигрыватель не рассчитан на использование тяжёлого прижима, то его использование способно повредить опорный подшипник и привести его к более быстрому износу. По этой причине стоит уточнять возможность использования того или иного прижима для конкретного проигрывателя винила. В этот самый момент к разговору подключился Роберт Сухи и сообщил, что большинство (но не все) проигрывателей Clearaudio способны выдержать использование прижима массой до 10 кг, но это бессмысленно, так как эксперименты с различным весом показали отсутствие значимых результатов при весе прижима свыше 2 кг, а по факту хватает и того меньше.
Последней темой Академии винила стал уход за коллекцией пластинок, докладчиком по теме стал Вадим Миронов, основатель российского производителя средств по уходу за пластинками Analog Renaissance. Ни для кого не секрет, что пыль и грязь на поверхности пластинки и внутри её канавок является основной причиной существенного ухудшения звучания и появления посторонних звуков. Правильный уход и чистка поможет вернуть пластинкам былое звучание, конечно, в том случае, если оно не утрачено из-за чрезмерного запиливания дорожек.
Вадим Миронов
В своей презентации Вадим подробнейшим образом рассмотрел все негативные факторы, влияющие на пластинку, и способы устранения проблемы и минимизации последствий. Широкий ассортимент аксессуаров и чистящих средств Analog Renaissance позволяет решить весь комплект задач ухода за пластинками. Одной из основных черт средств Analog Renaissance является использование поверхностно активных веществ вместо традиционного изопропилового спирта. Такой подход позволяет не только получить идентичное качество очистки поверхности винила, но и уберечь его от негативного влияния самого спирта.
В течение всего дня у посетителей была возможность сформулировать на специальном бланке интересующий их вопрос и вынести его на обсуждение экспертов в конце дня. По итогам конкурса посетитель, задавший самый интересный вопрос, выиграл оплаченную двухдневную поездку на выставку Hi-Fi & High End Show в «Крокус-Экспо».
Автор: Шмельков Максим
Подготовлено по материалам портала "Fresh-HiFi.ru", апрель 2019 г. fresh-hifi.ru
Тема винила настолько обширна, что за 1 конференцию учесть все нюансы и рассказать об абсолютно всех факторах очень сложно. Тема соотношения масса тонарма и податливости, безусловно, очень важна, и в следующий раз наверняка будет затронута спикерами.
Спасибо за внимание! Ждем следующую конференцию. Надеемся на подробное обсуждение тем податливости иглы, резонанса колебательной системы, преимуществ и недостатков ламповых фонокорректоров, технологий производства современных пластинок и применение цифровых исходных записей, преимуществ прямого привода проигрывателей и т.д.
Также, надеемся, что скромная конференция на тему пластинок в ближайшее время перерастет в большую выставку аппаратуры по тематике Вашего магазина, по аналогии с московскими Hi-Fi show.