Винил вместо почтовой марки: необычный раритет

В 1970-х королевство Бутан выпустило почтовые марки, выполненные в форме виниловых мини-пластинок. Спустя почти полвека они остаются предметом интереса многих коллекционеров. Расскажем, как появились марки-пластинки, и поговорим о другом необычном виниле.


Фото Will Fisher / CC BY

История марок-пластинок

Автором идеи этих почтовых марок стал американец Берт Керр Тодд (Bert Kerr Todd). Во время учёбы в Оксфорде в конце 1940-х он подружился с будущей королевой Бутана Кесанг Чоден (Kesang Choden).

После окончания университета в 1951 году Тодд получил приглашение на свадьбу Кесанг в Бутане. В то время страна была почти неизвестна в Европе и Америке, и Берт стал одним из первых туристов с Запада. За время путешествия он сблизился с королевской семьей и влюбился в культуру и традиции Бутана.

Так как Тодд был родом из состоятельной и влиятельной семьи, король Бутана предложил ему стать советником, который будет консультировать правительство по вопросам финансов. Американец согласился, и его помощь понадобилась королевству уже в конце 1950-х.

Из-за территориальных споров с Индией Бутан не смог получить займ во Всемирном банке, который нужен был государству на развитие транспорта и медицины. Тодд предложил заработать деньги альтернативным способом — выпуском необычных марок, которые привлекут внимание филателистов со всего мира.

Страна начала печатать марки с инновационным дизайном в 1966 году. В Бутане впервые в мире появились знаки почтовой оплаты из золотой фольги и шёлка, марки с 3D-эффектом, с запахом и отпечатанными в пластике барельефами. В 1972 году к ним прибавились первые в мире марки в виде грампластинок.

Что представляли собой марки-пластинки

«Говорящие знаки почтовой оплаты», как их назвали при выпуске, выглядели как крошечные разноцветные пластинки диаметром в несколько сантиметров. Они были рассчитаны на обычные проигрыватели и издавались в стандартном формате 33⅓ оборота в минуту — однако многие «вертушки» не могли воспроизвести до конца настолько маленькую пластинку.

На мини-винил записывали гимн Бутана, народную музыку и рассказ об истории страны — на официальном языке королевства Дзонг-Ка или английском (последний озвучивал сам Берт Тодд).

Марки быстро стали популярными: всего было продано около 300 тысяч наборов из семи штук. Однако настоящим спросом у коллекционеров они начали пользоваться лишь в последнее десятилетие.

Если в 1993 году набор «говорящих марок» продавался за 28 фунтов стерлингов, то в 2015 его минимальная цена составила уже 300 фунтов стерлингов (около 26 тысяч рублей). По мнению коллекционеров, это связано с ростом популярности винила в последние годы.

С 1972-го марки-пластинки не перевыпускались, но концепцию ждал ренессанс в 2000-х. Дочь Берта Тодда, Фрэнсис Тодд Стюарт (Frances Todd Stewart), совместно с королевством Бутан создала первые в мире марки в виде миниатюрных CD-дисков диаметром 80 мм. Всего было выпущено две партии: в 2008 и 2009 годах.

На диски записали видеофильмы об истории королевской династии Бутана — выпуск марок был приурочен к столетию правления семьи.


Фото Julieta Álvarez Leal / CC BY-SA

Какие необычные пластинки выходят сейчас

Современные коллекционеры винила «охотятся» не только за раритетными винтажными форматами — сегодня выходит множество необычных пластинок.

Некоторые музыканты выпускают винил необычной формы. Например, в 2016 году британская группа Sugar Coat создала первую в мире пластинку-пазл, которую владельцам приходилось собирать самостоятельно перед прослушиванием. Выпускались и другие нестандартные пластинки: известен винил с зеркальной поверхностью и винил, украшенный искусственным мехом.

Иногда производители меняют не форму, а материал, из которого сделан носитель. В 2012 году французский продюсер электронной музыки Breakbot записал свой сингл на шоколадном виниле. В том же году шведская группа Shout Out Lords выпустила пластинку изо льда: они продавали не сами записи, а форму для их создания в домашних условиях.

Ещё один нетрадиционный материал в пластинках — жидкость. Винил с разноцветным раствором внутри выпускали музыканты Джек Уайт и Worthless. Известны и случаи, когда пластинки заполняли настоящей кровью. Например, группа Flaming Lips выпустила десять таких носителей, «донорами» для которых стали знаменитые музыканты: Ник Кейв, Эрика Баду и Крис Мартин. Деньги от продажи пошли на благотворительность.

Некоторые пластинки примечательны не своим материалом или формой, а сопровождающими технологиями. Брайан Ино и Карл Хайд выпустили виниловое издание с AR-приложением для смартфона, которое при наведении камеры создавало движущиеся трёхмерные узоры на пластинке.

Винил в современности

Рост интереса к раритетным пластинкам и желание музыкантов и продюсеров удивить покупателей необычными решениями для винила свидетельствует о том, что носитель постепенно возвращает свою былую популярность. Продажи пластинок начинают опережать показатели других физических форматов: эксперты оценивают, что в 2019 году в США объём продаж винила превысит объём продаж CD-дисков.

Главной причиной роста популярности пластинок называют ощущение «материальности» музыки. Половина покупателей винила — люди младше 25 лет, выросшие в эпоху цифрового аудио. Прослушивание пластинок для них становится своеобразным ритуалом, который помогает ощутить труд, вложенный в создание композиций.

Сам винил при этом становится не просто носителем, а арт-объектом, достойным коллекционирования. Поэтому в ближайшее время редкие и необычные пластинки продолжат появляться на музыкальном рынке.


30 марта в Санкт-Петербурге «Аудиомания» проведет «Академию винила». Участников ждут теория и практика, мастер-классы и живые прослушивания оборудования. Представители знаковых брендов на рынке винила дадут советы о работе с проигрывателями и пластинками.

К примеру, Алексей Калиничев из Pro-Ject поделится опытом выбора «вертушки», а генеральный директор немецкого бренда Clearaudio Роберт Сухи расскажет, какие инструменты требуются для тонкой настройки проигрывателя (и когда можно обойтись без них).

Событие пройдет в конференц-зале гостиницы «Санкт-Петербург» по адресу Пироговская набережная, д. 5/2 — прямо напротив Авроры. Билет стоит 300 рублей. Приобрести его можно на нашем сайте. Количество мест ограничено.


Дополнительное чтение — из «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:

Винил вернулся, и он разный
Порше сделала пластинку из шин победителя гонки Ле-Ман
6 интересных гаджетов для винила
Как режиссеры используют винил в кино

Эту статью прочитали 9 929 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий