О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Сейчас в продаже
DALI
Название компании DALI не имеет ничего общего с сюрреализмом. Оно является аббревиатурой: DALI - это Danish Audiophile Loudspeaker Industries (Датское Производство Аудиофильской Акустики). Эта скандинавскаяя компания была основана в 1983 году, и основной идеей при её создании была следующая: покупателям нужно правильное сочетание размера, формы, качества звучания и цены. Такого сочетания, по мнению основателей DALI, имеющиеся на рынке бренды предложить не могли. Следовательно, целью компании DALI стало создание громкоговорителей с превосходным натуральным звуком по оправданной цене.
Подробнее о бренде DALIОбзоры товаров под маркой DALI (104)Официальный сайт DALIwww.dali-speakers.com
Тест напольной акустики DALI Oberon 5: туман рассеялся
Распрощавшись с серией Zensor, выпускавшейся в течение семи лет, DALI объявила ей замену. Это линейка Oberon. Если бы в новых колонках использовались какие-то решения из их предшественников, то, скорее всего, название семейства фирма менять не стала бы, добавив к нему какой-нибудь индекс — как это не раз происходило, например, с Ikon. Но поскольку в данном случае акустика разработана с нуля, то и название дано новое. В Oberon нашлось место для большинства свежих технологий компании, поэтому неудивительно, что и стоят они немного дороже, чем Zensor. Посмотрим, соответствует ли прирост в качестве звучания этой разнице.
Пятая модель — вторая по старшинству в серии Oberon и позиционируется как компактные напольники. Они действительно небольшие, но в основном это касается их роста, поскольку площадь, занимаемую Oberon 5, определяет цоколь. Она ближе к обычным напольникам. Зато сам цоколь представляет собой алюминиевую раму, и с ним колонки как бы парят над полом. А небольшой зазор между грилями и передней панелью АС усиливает этот эффект легкости.
Чтобы защитные решетки не прилегали к передней панели, пришлось отказаться от магнитного крепления
За высокие частоты отвечает динамик с ультралегкой диафрагмой относительно большого диаметра (29 мм). В других моделях серии установлен такой же — потенциально это должно улучшить интеграцию при работе в многоканальной системе. В Oberon 5 он работает от 2400 Гц. СЧ/НЧ-динамики с диффузорами из бумажной массы, армированной древесными волокнами, выглядят как давно знакомые. Но на самом деле они полностью новые, начиная с диффузоров и заканчивая магнитной системой c применением SMC. В настоящий момент это самые доступные напольники, в которых используется данная технология. Она улучшает однородность магнитного поля в рабочей зоне звуковой катушки, а благодаря уменьшению влияния вихревых токов и гистерезиса существенно снижает искажения, особенно уровень третьей гармоники. Катушка этих динамиков четырехслойная, выполнена омедненным алюминиевым проводом.
Тканевый купол ВЧ-динамика в Oberon примерно вдвое легче аналогичных диффузоров твитеров, имеющихся на рынке (если отталкиваться от среднего значения)
Слушал я эти АС с Naim Uniti Star, вначале в роли источника-усилителя, а затем работу оконечника я передал усилителю Densen B120, оставив Star функции источника и предусилителя. Акустические кабели в моем распоряжении были из разных ценовых категорий: Atlas Hyper 3.5 и Atlas Mavros.
Разработчики выбрали резиновый подвес, чтобы обеспечить большую гибкость. Демпфирование у него невысокое, так что все движения диффузора контролирует система магнит/катушка
Как и многие другие модели DALI, Oberon 5 лучше ставить параллельно друг другу, без разворота на слушателя. В этом положении они сразу же, без дополнительных манипуляций, рисуют широкую сцену с устойчивым центром и достаточной для большинства жанров фокусировкой. Дисперсия ВЧ-динамиков такова, что и на оси излучения высокие частоты не становятся преобладающими. Их ровно столько, чтобы обеспечить ясность без напряжения, не вызывая утомления при длительном прослушивании.
Внести ясность
СЧ/НЧ-динамикам приходится трудиться в довольно широком диапазоне, так что технология SMC здесь оказалась очень кстати. В сравнении с «обычными» АС прозрачность средних частот вызывает ассоциации с работой фильтра Dehaze (убирающего дымку) в Фотошопе. Поначалу эта отчетливость кажется немного искусственной, но лишь поначалу, поскольку к ней очень быстро привыкаешь и возвращаться к старому желания не возникает.
Такие диффузоры уже стали визитной карточкой акустики DALI. Но технологии и материалы совершенствуются, а с ними и динамики
Поднеся руку к широкому выходу порта фазоинвертора, расположенного на задней стенке, я ощутил, как много воздуха колеблется при его работе. Каких-либо призвуков при этом не возникло, думаю, благодаря аэродинамическим очертаниям его раструба. Глубина баса примерно соответствует тому, что можно ожидать от АС такого размера. Он хорошо очерчен, достаточно разборчив тонально, а главное — не вызывает желания что-то менять: передвигать колонки, вставлять заглушки и т. д. Ни на одной из предложенных записей он не доминировал, но и нехватки каких-либо нот не ощущалось.
Широкая диаграмма направленности твитеров в сочетании с их низким расположением относительно сидящего слушателя дает один необычный эффект. При изменении точки восприятия по высоте АЧХ практически неизменна, что хорошо. Но вот сцена становится глубже и даже почти охватывает слушателя, когда он находится на оси ВЧ-динамиков, то есть примерно полулежа. Возникает естественное желание повторить эту картину, сидя на стуле или в кресле. Но попытка направить АС немного вверх ни к чему хорошему не привела: сцена действительно стала четче, но появилась неравномерность спектра в области нижней середины. Стало понятно, что в формирование сцены Oberon 5 существенную роль вносят отражения от пола. Для их уменьшения обычного ковролина оказалось недостаточно.
Интересно, что в таблице технических характеристик указана и рекомендованная поверхность, на которую следует устанавливать данные АС: это пол
Ясность и детальность этих DALI побуждают к прослушиванию старых неярких записей. Действительно, рип 24/96 с винила Uriah Heep «Sweet Freedom» звучит неброско — в этой записи нет элементов, излишне привлекающих внимание. Это тембровое равноправие позволило полностью забыть о звуке и переключить восприятие на музыку. С другой стороны, нельзя сказать, что современные или резкие фонограммы играли слишком ярко или утомительно — Oberon 5 удается сохранить определенную деликатность, ничем при этом не жертвуя.
Готовность к сотрудничеству
Колонки нетребовательны к усилителю, но если предложить им более мощного и умелого партнера, они отыграют с ним на высоком уровне. Densen B120 добавил напора в нарочито грязной «The Nile Song» группы Pink Floyd и придал гладкость и лоск альбому Fish «Internal Exile», которых не было в варианте, предложенном Naim. Запись перестала напоминать о раннем Genesis и обрела вполне современное прочтение. Голос солиста зазвучал одновременно вкрадчиво и полновесно — стало интересно слушать и текст, и мелодию. Тот же эффект наблюдался и в воспроизведении вокала Дугласа Перри в треке «Open The Kingdom» Филипа Гласса.
Звукопоглощающий материал внутри корпуса есть на всех стенках, кроме передней. Сделано это для точности работы тылового фазоинвертора
В целом с Densen у Oberon 5 середина стала выразительнее, а верха — чуть аккуратнее. Но переключившись обратно, вовсе не чувствуешь себя обделенным. А в защиту Naim можно сказать, что в конце увертюры к опере «Вильгельм Телль» в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра под управлением С. Челибидаке ударные прозвучали более хлестко именно с Uniti Star. Впрочем, оркестр в целом у Densen получился практически эталонным.
С кабелями ситуация аналогичная: Atlas Mavros добавил нюансов и деталей, улучшил микродинамику DALI. Но в другие колонки, как это порой случалось с некоторыми АС, он их не превратил. А с Hyper 3.5 стало понятно, что без всей этой интересной, но дополнительной информации вполне можно обойтись. Сбалансированность и цельность — вот что действительно важно, а ее Oberon 5 способны обеспечить, не прибегая к запрещенным приемам.
Цоколь в виде жесткой и легкой алюминиевой рамы приподнимает колонки над полом и участвует в формировании звучания
Жанровых ограничений у этих АС практически нет. Можно их при желании упрекнуть в некоторой схематичности при подаче сложных классических произведений. Но акустика, превосходящая DALI глубиной сцены, прозрачностью и нюансировкой, будет стоить заметно дороже. А если нужно передать задор и драйв, у Oberon 5 не возникнет с этим затруднений — и энергию рока, и джазовый свинг они донесут в полной мере, но без преувеличений.
Выводы
Колонки получились сбалансированные и совсем не капризные — как к партнерам, так и к размещению (с небольшой оговоркой насчет положения слушателя по высоте). Они подойдут большинству меломанов, ценящих ясность, эмоциональную подачу и ровный частотный баланс. Благодаря технологии SMC они могут поставить новую планку по детальности и прозрачности в своем классе. А низкие искажения позволяют слушать музыку в исполнении Oberon 5 довольно долго и громко без утомления.
Вариантов отделки (если сравнивать с Zensor) стало больше. Их теперь четыре: черный, белый, светлый орех и темный дуб
Достоинства
- отчетливое и ровное звучание
- точная и устойчивая стереосцена
- нетребовательны к подбору системы и размещению
Недостатки
- стереосцена зависит от высоты точки прослушивания
Паспортные данные
Акустическое оформление: фазоинверторное
Количество полос: 2
ВЧ-динамик: 1x29 мм, тканевый купол
СЧ/НЧ-динамики: 2x133 мм, армированная древесными волокнами бумага
Частота кроссовера: 2400 Гц
Диапазон частот: 39-26 000 Гц
Чувствительность: 88 дБ
Импеданс: 6 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 30-150 Вт
Двухкабельное подключение: нет
Габариты (с цоколем): 830x162x283 мм
Масса: 10,8 кг
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", декабрь 2018 г. www.stereo.ru