О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Denon
Компания Denon имеет за плечами огромный опыт – ведь её история началась в 1910 году. Уже в 1951 первой из японских компаний, производящих аудиоаппаратуру, она стала продавать долгоиграющие пластинки. В начале 70-х годов Dеnon разработал и изготовил первое в мире пригодное для практического использования устройство цифровой записи РСМ сигнала, а в 1972 году выпустил первые в мире долгоиграющие пластинки с цифровой записью.
Подробнее о бренде DenonОбзоры товаров под маркой Denon (343)Официальный сайт Denonhttps://www.denon.com/en
Обзор AV-ресивера Denon AVR-X2500H
Наверняка адепты чистого стерео опять напишут в комментариях, что AV-ресиверы хороши только для кино. А мы снова построим на базе недорогого многоканальника первоклассную музыкальную систему, способную заткнуть за пояс дорогой интегральник с источником. И для этого используем кое-какие не слишком известные способы подключения акустики.
СЕКРЕТНЫЙ ПРИЕМ
Как шагнула вперед многоканальная техника за последнее десятилетие, легко понять по системному меню – у современного ресивера оно окажется в разы сложнее, чем у модели, выпущенной в начале двухтысячных. Расширение возможностей достигнуто прежде всего за счет роста производительности процессоров, ответственных за обработку изображения и звука. Коммутация HDMI с поддержкой 4K и HDR, декодирование объектно ориентированных форматов звучания, изощренные алгоритмы рум-коррекции, разделения и индивидуальной подстройки сигналов – всё это стало доступно с новейшими контроллерами и многоядерными DSP. Под кожухом даже недорогого ресивера вы сегодня непременно увидите множество огромных чипов, производительность которых иногда вполне сопоставима с компьютерными CPU.
Разумеется, максимум выгоды из того широчайшего арсенала, который дает передовой аудиопроцессинг в многоканальном ресивере, извлекается в серьёзных системах, поддерживающих форматы вроде Dolby Atmos и DTS:X. Но этот же мощный вычислительный потенциал можно применить и для решения проблем, присущих всем традиционным двухканальным системам. Мы говорим об устранении временных рассогласований в отклике динамиков, снижении фазовых сдвигов и отклонений АЧХ, которая неизбежно искривляется в точке прослушивания из-за неравномерной дисперсии колонок, отражений от стен или низкочастотных возмущений в комнате.
В теории, панацеей от всего этого может стать bi- или tri-amping. Но не простой, предлагаемый в качестве одного из базовых режимов в ресиверах, а более изощренный – с предварительной процессорной обработкой. В High End Audio такое решение есть, например, у компании Linn. Она предлагает использовать многоканальный цифровой блок Exaktbox для разделения каждого канала по разным усилителям мощности с определенными задержками и сдвигами фазы в каждой частотной полосе по алгоритмам, написанным под определенные модели акустических систем. Уточним, что речь идет о применении бай-ампинга с колонками самого распространенного пассивного типа. Некоторые аудиофилы такое подключение считают некорректным, поскольку логичнее и сами частотные полосы «нарезать» еще до усиления, чтобы направлять сигнал к динамикам напрямую, минуя кроссоверы. Но поверьте на слово, в активном делении для «правильного» бай-ампинга подводных камней еще больше. А то, что уже воплотила Linn, и то, что мы хотим повторить с ресивером Denon, но уже для всех колонок с раздельным подключением полос, следует называть как-нибудь иначе – например, активной коррекцией.
Даже на практике делается она проще простого. В любом ресивере есть режим All Channel Stereo, при включении которого в тыловые каналы попадает тот же сигнал, что и во фронтальные. И этого, в принципе, уже достаточно. Мы не назначаем бай-ампинг в меню, а без всяких затей подключаем к «тыловым» выходам ресивера низкочастотные секции АС, а к «фронтальным» – СЧ/ВЧ (только не забудьте снять с акустики перемычки). И как только активируется All Channel Stereo, наши хитро подключенные каналы уже можно рассматривать как полосы, Сигнал к ним проходит через процессор и может подвергаться независимым регулировкам. Минимум, который нам доступен, – раздельная установка уровня и задержек. Чем больше настроечных возможностей у процессора, тем точнее сможем управлять коррекцией. В аппарате с продвинутой автокалибровкой, по идее, можно вообще добиться и выравнивания АЧХ, и линеаризации фазы, и нейтрализации «стоячих» волн для обычной стереопары колонок… Разве не заманчиво?
В качестве подопытного мы взяли новейший ресивер Denon AVR-X2500H. Он уже отличился в одном из наших тестов с системой, составленной из мониторов Canton GLE. А перед нашим экспериментом еще и основательно «погрелся» с полным комплектом 5.1.2 HECO Aurora, который мы собрали, чтобы убедиться в корректной работе всех внедренных в ресивер алгоритмов самонастройки Audyssey. С этим, кстати, проблем не возникло – после первого же прогона с измерениями по трем точкам вместо полных восьми аппарат нашел общий язык и с акустикой, и с помещением, и с сабвуфером.
Выбор в пользу средней модели в ряду семиканальников Denon мы сделали осознанно. Был соблазн попробовать самый доступный AVR-X1500H, но как мы уже убедились, эта модель ориентирована на кинематографическое звучание. Более дорогой AVR-X3500H слишком богат функционально для нашего простого эксперимента и особых преимуществ с аудиофильской точки зрения не дает. А вот AVR-X2500H то, что нужно: в качестве «мозга» используется продвинутый 32-битовый четырехядерный Cirrus Logic CS49844, выходные секции имеют такую же вертикальную компоновку и сделаны на тех же транзисторах, что и в модели классом выше, и наконец, одинаковы даже емкости в питании (Nichicon 12000 мкФ/71 В). Отличие находим только в трансформаторе, у которого нет стального экрана, и потому на 200 г легче (и он намного мощнее и массивнее, чем у 1500-го).
Кстати, все перечисленные выше новинки получили улучшенный эко-режим, заметно снижающий энергопотребление во время простоя (иногда почти вполовину), и поддержку беспроводного мультирумного протокола Apple AirPlay 2. Другим немаловажным преимуществом в сравнении с прошлогодней линейкой является интеграция во все модели фонокорректора, что наверняка порадует меломанов, неравнодушных к винилу.
Основной акустикой в экспериментах с бай-ампингом задействовались дорогие аудиофильские системы Canton A45. То, насколько они требовательны к электронным компонентам, стало ясно уже после стандартного включения без каких-либо многоканальных премудростей. Даже полный сброс всех настоек и перевод AVR-X2500H в режим Pure Direct, не добавлял звучанию той желанной пластики и чистоты, на которую способны A45. Штатный бай-ампинг, правда, уже был лучше – повысилась динамика в низкой полосе, четче оформились все кажущиеся образы в сцене. Но все же оставалось ощущение неполноценности – строгая и непростая немецкая акустика с недорогим ресивером звучала ярко и поверхностно.
С переходом на схему, описанную выше (с режимом All Channel Stereo), эту проблему удалось решить даже еще более эффективно и просто, чем мы себе представляли. Небольшое ослабление уровня в каналах СЧ/ВЧ-секции дало верный музыкальный баланс. А корректировка дистанции в этих полосах (подбирали на слух – оптимально выставить на 7 — 8 см меньше относительно басовых) тут же буквально поставила на место второй-третий планы в звуковой сцене. Шик!
После этих настроек, кстати, гораздо лучше стали различаться источники. До этого было сложно отдать предпочтение какому-то из проигрывателей, а теперь подключенный по оптике CD-транспорт воспроизводил демонстрационные компакт-диски определенно более прозрачно и музыкально, чем BD-проигрыватель по HDMI. Казалось бы, вмешательство процессора должно было ослабить разрешение звукового тракта, а на деле вышло наоборот – упорядоченность задержек позволила услышать больше деталей и нюансов.
Следующий шаг – прогон автокалибровкой по выносному микрофону. После этой процедуры тракт зазвучал с некоторым избытком гулкости, что не удивительно – система определила недостаточный уровень низких частот в СЧ/ВЧ-секции и попыталась исправить это. Но в нашем распоряжении есть еще два очень полезных инструмента. В меню ресиверов Denon можно менять вид частотной коррекции Audyssey – Flat или Reference (последняя дает небольшое ослабление «резких» высоких частот, что полезно для жестких кинотеатральных эффектов). Также можно оставить коррекцию лишь для одной пары (L/R Bypass), то есть в нашем случае отключить выравнивание АЧХ в верхней секции, но оставить его для низкой полосы.
И именно этот режим для тестового тандема оказался самым музыкальным. Полученному результату трудно подобрать аналоги. По легкой подкраске и чуть укрупненному пространству чувствовалось, что сигнал преобразуется в аналог и усиливается недорогим компонентом, которому все же слегка не хватает музыкальной педантичности. Однако эмоциональная составляющая воспроизведения была выражена настолько сильно, что было трудно оторваться от прослушивания! Басовая часть обрела отличную форму. В голосовом диапазоне появилась одновременно и живая мягкость, и колоритная фактура. На высоких прорезалась роскошная свободная динамика. Глубина, воздух, масштаб… Дай послушать такое взыскательному меломану, и он никогда не поверит, что всё это выдал не стереоусилитель за пару тысяч евро, а ресивер Denon втрое дешевле…
И еще пару наблюдений. Автокалибровка определила, что разница для синхронизации отклика динамиков в А45 должна быть чуть меньше той, что мы ранее нашли опытным путем (она выставила 3 — 4 см). Уровни СЧ/ВЧ-полос она понизила вообще аж на 4 дБ. Откуда такие разночтения? Скорее всего, система Audyssey примерно на столько же подрезала локальные частоты и в басовой полосе, чтобы нивелировать влияние мод в помещении.
Любопытный результат получается и с «зеркальным» бай-ампинговым подключением, когда с фронтальных каналов сигнал отводится на басовые секции, а с тыловых – на верхние. Влияние автокоррекции в этом случае на самом низком регистре почти не проявляется, зато сильнее сказывается на остальной полосе. Это самый эффективный способ заставить линейно звучать недорогие колонки с существенными отклонениями АЧХ.
По-хорошему, производителям ресиверов уже давно стоило бы сделать bi-amping (или даже tri-amping) в виде штатной функции с готовыми настройками и правильными алгоритмом калибровки, чтобы он был понятен любому пользователю. Надеемся, что первым эту штуку воплотит Denon. Идея-то уже проверена.
СИСТЕМА
- Источники
- BD-проигрыватель Denon DBT-3313UD
- CD-проигрыватель Denon DCD-520AE
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- NAS-хранилище Synology DS 115
- Акустические системы
- Canton A45 (для стерео)
- HECO Aurora 1000/300/Center 30/Sub 30A (для многоканальной конфигурации)
- Кабели
- цифровые InAkustik Exzellenz High Speed HDMI 2.0 и Oehlbach XXL Series 80 TOSLink
- межблочные InAkustik Referenz NF-102
- акустические InAkustik Referenz LS-1603 и Star 2.5 mm2
- силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6
Denon AVR-X2500H
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
Входы: 8 HDMI, 2 Video Composite, 2 Video Component, Phono, 4 RCA, 2 TOSLink, USB Type A, LAN || Выходы: 2 HDMI, Video Composite, Video Component, RCA, 2 Sub, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: HEOS, WiFi Audio Streaming (AirPlay, AirPlay 2, Windows PlayTo), A2DP Bluetooth || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WMA, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD2.8/5.6 || Отношение сигнал/шум: 100 дБ || Сопротивление нагрузки: 4 – 16 Ом || Количество усилителей мощности: 7 || Выходная мощность: в стереорежиме 2 х 125 Вт (6 Ом), в один канал – до 150 Вт (6 Ом) || Потребляемая мощность: 500 Вт || Габариты: 434 х 167 х 339 мм || Масса, кг: 9,4
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", август 2018 г. www.salonav.com
Стерео усилитель будет звучать лучше многоканального, при том же ценовом диапазоне.
Биамп и двухкабельное подключение не решит проблему дешевого усилителя имеющего конструктивные ограничения внутри корпуса.
Спасибо.
У Denon AVR-X2500H нет PRE OUT выходов на фронтальную пару, как предусилитель использовать его не получится. Эти выходы имеют модели AVR-X3500H и выше.
В статье не сказано, какой тип "Назначение усилителя" необходимо выбирать для реализации данного волшебства.
Попытался реализовать рекомендации следующим образом:
начальная конфигурация: имеем две фронтальных напольных, две боковых напольных поменьше, две тыловых еще поменьше (но физически они расположены над фронтальными сверху - HFL, HFR по терминологии Audissey), центральный и сабвуфер.
Назначаем размеры: фронтальные - большие, остальные малые.
Учитывая, что данная модель фронтальных напольников имеет только одну пару клемм, предполагаем, что в качестве секции СЧ\ВЧ будут выступать физически отдельные АС (расположенные вверху, т.е. HFR-HFL)
Режим саба: LFE + Гл.
Прогоняем самонастройку по 8 точкам выносным микрофоном
И о чудо!
Комплект зазвучал разительно лучше.
Но что-то подсказывает, что Назнач.усилителя надо ставить "фронтальные А+В", чтобы ресивер воспринимал фронтальные напольники и верхние HFL-HFR как одну АС
На днях реализую это и отпишусь по результатам.