О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
DALI
Название компании DALI не имеет ничего общего с сюрреализмом. Оно является аббревиатурой: DALI - это Danish Audiophile Loudspeaker Industries (Датское Производство Аудиофильской Акустики). Эта скандинавскаяя компания была основана в 1983 году, и основной идеей при её создании была следующая: покупателям нужно правильное сочетание размера, формы, качества звучания и цены. Такого сочетания, по мнению основателей DALI, имеющиеся на рынке бренды предложить не могли. Следовательно, целью компании DALI стало создание громкоговорителей с превосходным натуральным звуком по оправданной цене.
Подробнее о бренде DALIОбзоры товаров под маркой DALI (104)Официальный сайт DALIwww.dali-speakers.com
Активная беспроводная акустика DALI Callisto
Всем известно, как изобретательны в электроакустике датские инженеры. Вот вам очередное подтверждение – высококлассная беспроводная аудиосистема на базе новейших активных колонок DALI Callisto. И сейчас мы испытаем сразу два уникальных устройства. А точнее, даже три…
ГОСТЬИ ИЗ БУДУЩЕГО
Тонкие длинные полосы из белых светодиодов, расположенные под пылезащитными грилями и указывающие на выбранный уровень громкости – вот, пожалуй, и все заметные снаружи черты, намекающие на неординарность новых активных систем Callisto. Но, в отличие от большинства представленных на рынке стереофонических Bluetooth-колонок, эта индикация имеется на каждой АС и связано это с тем, что датская разработка создана по совершенно иным и где-то даже уникальным принципам. В стереопаре, например, нет ведущей и ведомой колонки – левая абсолютно идентична правой. Более того, Callisto являются, строго говоря, не совсем «синезубыми» – для беспроводной передачи сигнала на АС используется собственный протокол. Но о нем – чуть позже.
Варианты
В новой гамме можно выбирать между полочниками Callisto 2 С и более дорогими напольными Callisto 6 C. Как видно по фото, у них много общего. Корпуса имеют одинаковую ширину и глубину, они выполнены из 25 миллиметровых плит MDF, дополнены внутренними переборками и однотипными скругленными лицевыми щитами. Акустическое оформление у компактной модели – фазоинвертор, настроенный на 46 Гц. У напольных версий – сдвоенный фазоинвертор с пониженной до 40 Гц резонансной частотой. Все порты располагаются сзади.
За верхний диапазон в Callisto отвечает гибридная сборка — твитер с 30-миллиметровым мягким куполом и пленочный изостатический излучатель размером 17 х 45 мм, который размещается выше в круглом проеме под мелкоячеистой пылезащитной сеткой. За середину и бас – фирменные головки с 17-сантиметровыми диффузорами из легкой длинноволокнистой целлюлозы (по одной в каждом полочном мониторе, и по паре в моделях 6 C). Эти динамики примечательны также магнитами, спекаемыми из особой смеси Soft Magnetic Compound. Технология SMC, которая позволяет получить в магнитах повышенное электрическое сопротивление без ослабления магнитной проницаемости, уже давно применяется в самых продвинутых моделях DALI – она минимизирует искажения за счет редукции вихревых токов, протекающих в магнитном приводе.
И о самом интересном. На борту каждой АС имеется собственный ЦАП, да не абы какой, а Burr Brown PCM1796. Он работает лишь с одним из двух каналов стерео (каким именно – задается пользователем), зато преобразует сигнал в дифференциальном виде, отдавая далее его на импульсные усилители общей мощностью 250 Вт. Последние выполнены по продвинутой для класса D схемотехнике – с петлей обратной связи и самостабилизацией. Этапу цифроаналоговой конвертации предшествует DSP для активного деления полос, перед которым стоит двухдиапазонный радиомодуль, работающий по запатентованному 30-битовому протоколу. Он создавался специально для трансляции цифрового аудио. Компрессия в нем не применяется, обеспечивается высокая степень защищенности пакетов и очень малая задержка (25 мс) передачи. По сути, речь идет о беспроводной реализации I²S, но с ограничением пропускания до 24 бит/96 кГц. Биты, не задействованные для передачи звука, используются для обмена служебными данными и управления.
Третий – не лишний
Поскольку радиоинтерфейс в колонках не поддерживает никакой связи ни с Bluetooth, ни с Wi-Fi, для подключения источников используется еще один компонент – Callisto Sound HUB. Выглядит он как предварительный усилитель с пультом ДУ и регулятором громкости. Но этот блок с двумя линейными входами (RCA и «джек») и тремя цифровыми (коаксиальный и два оптических), имеет даже по меркам преда подозрительно малый вес. В нем нет собственного трансформатора (питание осуществляется от адаптера), а начинка включает в себя самый современный модуль Bluetooth с aptX HD, коммутатор с ADC/DAC для аналоговых входов/выходов и упомянутый выше патентованный радиоинтерфейс с управляющим микроконтроллером. Т.е. перед нами на самом деле не пред, а точка для подключения и множественной раздачи сигнала с дуплексным каналом управления. Причем точка, допускающая функциональный апгрейд. В гнездо USB можно поставить «свисток» медиастримера Chromecast, а в один из двух сервисных отсеков на задней панели – модуль NPM-1 BluOS. При этом хаб превращается в мощное устройство, совместимое с одной из самых продвинутых мультирумных платформ. Вы получаете фирменный интерфейс управления Bluesound, подключение едва ли не ко всем известным стриминговым сетям и возможность проигрывания практически любых HiRes-файлов из локальных хранилищ.
Добавлю, что у акустики Callisto есть и аналоговые входы, чтобы её можно было использовать без хаба как обычные активные системы. Но только вряд ли кто-то станет рассматривать их именно в таком варианте. Во-первых, неизбежно идем на компромиссы с качеством звучания из-за двойного преобразования. Во-вторых, лишаемся всех перечисленных выше роскошных функциональных возможностей. Вот почему я даже не стал тратить время на пробы с подачей аналогового сигнала напрямую к колонкам.
Подключение в беспроводном варианте трудностей не вызывает. На задней панели хаба нажимаем кнопку «Link&Connect». Затем такую же нажимаем на какой-либо АС и задаём на ней положение – правое или левое. То же самое делаем, чтобы инсталлировать вторую колонку, а если надо – третью и четвертую (множественный доступ тем и хорош, что позволяет включить одновременно до четырёх пар). После чего заданная конфигурация подтверждается повторным нажатием «Link&Connect» на Sound HUB. Всё! Остается привычным способом «спарить» с ним смартфоны по Bluetooth и присоединить кабелями традиционные источники – CD-плеер, ТВ-панель…
Как существенный пользовательский плюс отмечу централизацию управления. Физическая ручка громкости на управляющем коммутаторе, например, сама никаких манипуляций с сигналом не производит – процесс изменения уровня происходит непосредственно в колонках. Но вам не придется заниматься выравниванием уровней от разных источников: беспроводной интерфейс Callisto синхронизирует передачу команд между всеми частями системы, задавая требуемую громкость в т.ч. и на аналоговых выходах хаба для сабвуфера и внешнего усилителя мощности. Таким образом, что с пульта ДУ, что с главного устройства, что с сенсорных панелей управления, которые установлены на каждой АС (эта «фишка» не только эффектна, но и удобна) мы управляем именно Master Volume.
Малые или большие?
Прослушивания начали с простейшей конфигурации: ноутбук – хаб – полочники-«двойки». Поскольку «яблочные» устройства не поддерживают в канале Bluetooth aptX, пришлось довольствоваться компромиссным качеством в AAC. И оно, признаться, восторга не вызывало – чувствовалось, что сама акустика обладает мощнейшим потенциалом и имеет выверенный линейный характер, но нюансировка и артикуляция была едва ли лучше, чем в других Bluetooth-колонках. Слушаешь и вроде все как надо: чисто, прилежно, нет явной грязи и подкраски даже на высокой громкости. Но звук не втягивает…
Упраздняем ноутбук, спариваем с системой смартфон и, как только сигнал по «синезубой» связи побежал по aptX, отмечаем разительную перемену: в музыкальной картине тут же «нарисовалась» трехмерная звуковая сцена, заметно возросла деталировка. Теперь качество звучания всецело зависело от формата исходного аудиофайла. Разрешение тракта оказалась настолько велико, что преимущества стандартных FLAC или WAV при сравнении с аналогичными копиями в mp3 или AAC не то, чтобы «улавливались», а буквально бросались в уши. Нетрудно было заметить отличия и при переходе к трекам Hi-Res – больше образности, точнее локализация, живее и богаче тембры…
По поводу акустики ничего критического не скажешь. Полосы согласованы образцово: тембральная разборчивость в области раздела такая же потрясающая, как в середине и на верхах. О том же говорит и ясное глубокое построение пространства. Вдобавок, присутствует приятная и весьма натуральная атмосферность – уверен, она заставит даже самых больших скептиков пересмотреть взгляды на усилители класса D (которые якобы не могут звучать на верхах также воздушно и рафинированно, как обычные). При этом нет намеков на компрессию динамики, упрощение микродинамики или на недостаточный контроль. Бас Callisto 2 C буквально «рубят» как есть, выделяя и должную импульсивность при передаче ударных, и мягкость самых низких протяжных составляющих. Разве что порты у акустики стараются с несколько большим усердием, чем требуется – иногда в басах проскакивает некая грузность, которая кое-кому, впрочем, даже придется по душе.
А что Callisto 6 С? Если судить в целом, то есть прибавка в абсолютной динамике, хотя и не настолько выраженная, чтобы тут же хотелось за неё доплатить ещё 50 тысяч рублей. В верхней полосе системы идентичны «двойкам». В середине чуть более открыты – даже при меньшей громкости воспроизведения голоса кажутся более образными и живыми. Немного «кудрявее» на подробности мидбас. В нижнем регистре получаем правильную резкость в атаке и мощнейшую поддержку с самых низов, которая позволяет колонкам впечатляюще отыгрывать даже самые трудновоспроизводимые органные композиции, но область 50 — 80 Гц всегда чуть акцентируется в угоду тем, кто любит бас с «мясом». В этом плане Callisto 6 C окажутся предпочтительнее не только многих пассивных систем, но даже могут обойти и трифонические системы с сабвуфером. Согласованность в нижнем регистре почти безупречна, а степень «мясистости» поддается коррекции, если запастись поролоновым заглушками для портов. Кстати, при настройке имейте в виду, что системы по-разному реагируют на закрытие верхнего или нижнего фазоинвертора.
От заключительной пробы с источника, подключенного к хабу по аналогу, я ничего выдающегося не ждал. Но по всем признакам в Callisto Sound HUB установлен довольно продвинутый аналого-цифровой конвертор, т.к. в звучании не появилось никаких артефактов. Линейность такая же, как и при цифровом подключении. Общая динамика едва ли мягче или грубее. Передача деталей, как и сцены в целом, внятная и утонченная. Чуть-чуть упростился тональный рисунок в мидбасовой части, но воздушность показалась даже более выразительной. Главное, что звучание сохранило и точность, и эмоциональность.
Общий вывод будет таким: до сих пор еще ни одна беспроводная активная система, прошедшая через мои руки, не выглядела полноценной заменой классическому Hi-Fi-комплексу – особенно в рамках расширенного бюджета (от 200 — 300 тысяч рублей на усилители, акустику и кабели). Callisto стала первой системой, доказавшей, что достойная альтернатива уже существует. Чтобы ощутить это в полной мере, нужно просто подойти к ней с правильным Bluetooth гаджетом (aptX, aptX HD). А еще лучше – сразу расширяться до сетевой HiRes-платформы, чтобы реализовать все преимущества цифрового аудио.
- Источники
- смартфон Nokia Lumia 930
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Кабели
- цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA
DALI Callisto 2 C
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Вход: RCA || Входная чувствительность: 1,7 В (сопротивление 5 кОм) || Беспроводной протокол: 2,4/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Диапазон воспроизводимых частот: 47 — 30000 Гц (+/-3 дБ) || Частота активного разделения полос: 2700 Гц || Мощность встроенных усилителей: 250 Вт || Уровень максимального звукового давления: 108 дБ || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 1,2/325 Вт || Отделка: белая или черная || Габариты: 200 x 393 x 321 мм || Масса 1 шт.: 10,1 кг
DALI Callisto 6 С
Конфигурация: 4 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Вход: RCA || Входная чувствительность: 1,85 В (сопротивление 5 кОм) || Беспроводной протокол: 2,4/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Диапазон воспроизводимых частот: 37 — 30000 Гц (+/-3 дБ) || Частота активного разделения полос: 2600 Гц || Мощность встроенных усилителей: 250 Вт || Уровень максимального звукового давления: 110 дБ || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 1,2/325 Вт || Отделка: белая или черная || Габариты: 200 x 1004 x 321 мм || Масса 1 шт.: 22,6 кг
DALI Callisto Sound HUB
Входы: стереопара RCA, «джек» 3,5 мм, 2 TOSLink, Coax, два отсека для подключаемых модулей || Входная чувствительность RCA/«джек»: 2,3/1,2 В (сопротивление 10 кОм) || Выходы: стереопара RCA, SUB, USB Type A (в качестве зарядного устройства 5 В/1 А) || Выходное напражение RCA/SUB: 1,9/0,9 В (сопротивление 10 кОм) || Беспроводные протоколы: Bluetooth 4.2 AAC/aptX/aptX HD, 2,4/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 2,5/4,5 Вт || Отделка: черная || Габариты: 300 x 76 x 213 мм || Масса 1 шт.: 1,6 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", май 2018 г. www.salonav.com