«Это хит»: история и рекорды музыкальных чартов

Чарты и музыкальные хит-парады мы встречаем постоянно: их крутят по радио, о них пишут в СМИ, они встречаются в исторических справках о давно вышедших альбомах, композициях и музыкантах.

Элвис Пресли 79 недель продержался на первом месте хит-парада журнала Billboard Hot 100. Сразу 7 песен Уитни Хьюстон подряд занимали верхушку хит-парада Billboard — больше, чем у какого-либо другого музыканта. Альбом Адель «21» держался в чарте Billboard 200 почти семь лет (353 недели) после релиза, а самая «долгоиграющая» пластинка чарта — Pink Floyd Dark Side of the Moon (1973), продержалась там более 937 недель (на текущий момент).

Что всё это значит? Как появились чарты, как они составляются и почему они стали важны?

Разбираемся.


Фото JFHayeur CC

Чарты Billboard в США

В 1955 году в американском журнале Billboard появился первый Hot 100 — список ста самых популярных синглов недели. Но похожие на чарты материалы публиковались и ранее — например, в 1936 году в Billboard появился первый обзорный материал о состоянии музыкальной индустрии, «Хит-парад». С тех пор чарты и хит-парады захватили музыкальные медиа — их составляют редакции газет, журналов и онлайн-площадок, они выходят на радио и на телеканалах. Но Billboard остается самым авторитетным — чарты этого журнала принято считать основным показателем состояния музыкальной индустрии в США.

Сейчас Billboard выпускает два основных чарта — Billboard Hot 100 (самые продаваемых синглы) и Billboard 200 (самые продаваемые альбомы). Последний — практически метафора коммерческого успеха альбома в США.

В 1991 году в американской аналитической компании Nielsen, которая измеряла, что люди покупают в магазинах и смотрят по телевизору, появилось новая исследовательская система. Она называлась Nielsen SoundScan и измеряла продажи музыки и музыкальных видео.

Весной 1991 года вышел первый выпуск хит-парада Billboard 200 (список двухсот самых популярных музыкальных альбомов в США), основанный на данных Nielsen SoundScan. В 2014 году Nielsen SoundScan вдобавок к мониторингу продаж в физических и цифровых магазинах начал замерять и данные стриминговых сервисов. Сейчас Nielsen получает информацию от 39 тыс. торговых площадок со всего мира.

Но между шестидесятыми, когда чарты только начали активно использоваться, и началом девяностых, когда в игру вступил Nielsen SoundScan, собирающий данные буквально «с кассовых аппаратов ритейлеров», прошло 30 лет. Все эти годы чарты Billboard составлялись на основе обобщенных данных, предоставленных американскими музыкальными магазинами, без какой-либо методологии или обязательств. Это был ненадежный и никак не защищенный от подтасовок метод.

С появлением методологии Nielsen SoundScan музыкальный рынок стал более волатильным — точные данные показывали, что вкусы потребителей меняются быстрее, чем представления сотрудников магазинов, часто оценивающих продажи «на глаз».

Например, есть теория, что альтернативная музыка вдруг стала популярной в США именно из-за Nielsen SoundScan — продавцы обычно недооценивали размеры продаж андеграундной и музыки, но благодаря статистике музыканты-неформалы поднялись в чартах выше, и ими в ответ заинтересовалась популярная культура.

Пожалуй, самое интересное — это рекорды чартов. Со временем они стали огромной коллекцией самой разной информации и инструментом ретроспективного взгляда на музыкальную историю.

Рекорд по количеству недель в первой строчке чарта Hot 100 — 16 недель. Его разделили между собой Мэрайя Кэри и Boyz II Men с треком One Sweet Day, вышедшем в 1995, и Луис Фонси, Дэдди Янки и Джастин Бибер с синглом Despacito 2017-го года.

Аналитика чартов Billboard включает множество интересных данных. Например, есть артисты, чьи синглы взлетели со дна чарта до первой строчки за одну неделю — в 2009 году трек My Life Would Suck Without You Келли Кларксон поднялся в топ с 97 строчки, в 2008 то же произошло с Womanizer Бритни Спирс (он поднялся на 1 место с 96 строчки).

Больше всего треков, занимавших первую строчку чарта, написал Пол Маккартни (32) и Джон Леннон (26).

Рекорды альбомов в чарте Billboard 200 тоже интересные — например, рекорд по количеству недель на первой строчке (54 недели) у саундтрека West Side Story (1962-63 годов), следом (37 недель) идёт Thriller Майкла Джексона (1983-84), потом (31 неделя) Calypso Гарри Белафонте (1956-57).

Сейчас Billboard — не единственная площадка, которая составляет рейтинги. Свои чарты готовят, например, стриминговые сервисы и магазины, такие как Spotify и iTunes.

Чарты в других странах

С 1952 года в Великобритании выходит UK Singles Chart — хит-парад британских синглов, составлявшийся по аналогии с американским Hot 100. Сейчас чарт носит название Official Singles Chart. Он составляется на основе данных о продажах синглов на физических носителях, платных загрузках на различных сервисах и потоковых прослушиваниях. Сначала в нём было 75 позиций, а сейчас его расширили до 100.

Интересно, что сначала в Великобритании чарты и хит-парады публиковали сразу несколько площадок, что вносило в повестку сумятицу — радиостанциям приходилось цитировать ряд источников, чьи показания часто расходились. Из-за этой суматохи сейчас подсчитать точное количество музыкантов, занимавших первую строчку «официального британского хит-парада», оказывается затруднительно. Одно можно утверждать наверняка — первой песней, возглавившей UK Singles Chart 14 ноября 1952 года, была композиция Эла Мартино Here in My Heart.

Волатильность чартов в Великобритании и США примерно одинаковая — рекорды по количеству недель в топе соизмеримы. Так, рекордсмен по количеству недель в первой строчке чарта — сингл I Believe Фрэнки Лейна, который лидировал 18 недель (но не подряд). Элвис Пресли 21 раз возглавлял хит-парад, The Beatles — 17 раз, Клифф Ричардс — 14.

Интересная история у российских хит-парадов — они начали появляться в 1975 году в рубрике «Звуковая дорожка МК» газеты «Московский комсомолец». Интересно, что в СССР они составлялись не на основе данных, полученных от продавцов, а по опросам слушателей и письмам от читателей. Благодаря этой механике в 1977 году появился «Музыкальный парад» (впоследствии — «Хит-парад Звуковой дорожки») — полноценный хит-парад, который существует до сих пор. В 1977 году в него вошло сразу 7 песен Аллы Пугачевой. В 2003 году «Звуковая дорожка» вручила первую музыкальную премию по результатам опроса читателей.


Фото Mark Kent CC

Другие чарты?

Интересно, что ни в одном другом медиуме «идеология» чартов не прижилась так прочно, как в музыкальной индустрии.

В литературе, правда, есть списки бестселлеров, которые составляются разными СМИ (например, один из самых авторитетных — список New York Times, где книги можно отсортировать по жанру). Списки бестселлеров основаны на данных компании Nielsen BookScan, которая считает книжные продажи и предоставляет эти данные книжным магазинам (чтобы они могли принимать более взвешенное решение по расстановке книг на книжных полках).

Nielsen BookScan был запущен в 2001 году — до этого момента самые точные данные о продажах книг имелись только у их издателей, а у них не было причин этой информацией делиться. Поэтому списки бестселлеров составлялись на основе «серой» и часто очень условно репрезентативной информации, полученной от сетей книжных магазинов.

В кинематографе вместо чартов — оценка успешности фильма на основе размеров его кассовых сборов по неделям кинопроката. Остальные форматы — рейтинги «лучших фильмов» по какому-либо критерию или по мнению какой-либо площадки — составляется чаще всего на основе голосования аудитории или оценок рецензентов. Например, топ-250 сайта КиноПоиск формируется на основе оценок фильмов пользователями сайта и критиками — это не имеет отношения к окупаемости, продаваемости или популярности фильма в прокате.

Сейчас и у музыкальных чартов начинаются проблемы — несмотря на то, что десятки лет они были основным показателем успешности музыканта. Но правила игры меняют стриминговые сервисы, где на первый план выходит не покупка нового альбома, а прослушивание одних и тех же знакомых треков. Это сильно влияет на итоговые данные, которыми пользуются составители чартов.

Например, в марте 2017-го года целых 16 треков Эда Ширана вошли в топ-40 британского чарта — такая фантастическая популярность обусловлена не в последнюю очередь тем, что стриминговые сервисы поощряют пассивное потребление, а не поиск новой музыки. Чарты перестают быть информативными и постепенно устаревают — но это всего лишь одно из свидетельств того, как меняется в последние годы вся музыкальная индустрия.


Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:
Эту статью прочитали 17 045 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий