О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2554Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого
Еще 5-7 лет назад идея покупки или производства виниловой пластинки казалась совершенно неуместной. Так или иначе, сегодня винил можно без проблем найти на полках профильных магазинов, а приобретение пластинок, проигрывателя или других аксессуаров по теме воспринимается чем-то само собой разумеющимся. Вопреки распространенному мнению о закате эпохи винила, продажи пластинок растут. Свежий пример для США — из 10 новых альбомов, проданных на физических носителях в прошлом году, один — был на виниле.
С другой стороны, гибкие пластинки, хорошо известные в Советском Союзе, на первый взгляд, прекратили свое существование уже более 15 лет назад. Тогда и компания Evatone — пионер массового рынка гибких пластинок — остановила производство некогда очень востребованного продукта. Однако, энтузиасты до сих пор используют этот носитель.
Например, австралийская рок-группа Tame Impala осенью прошлого года выпустила коллекционную версию своего альбома на гибкой пластинке; лейбл Joyful Noise издал целую линейку альбомов; а Third Man Records продает наушники в комплекте с гибкими пластинками.
Предлагаем узнать немного об истории носителя и о его возможном «возрождении».
Фото Piotrm00 / PD
Гибкие пластинки могут быть как односторонними, так и двусторонними. Они изготавливаются в различных цветах — встречаются синие, белые, зеленые, желтые или полностью прозрачные экземпляры. Процесс производства гибкой пластинки схож с изготовлением традиционного винила. В случае с гибкой пластинкой им выступает тонкий гибкий лист ПВХ-пленки. В процессе штамповки лист обрезается до конечного размера и обретает привычную форму пластинки.
Существенное преимущество (но и проблема) гибких пластинок — их вес. Он составляет от 4,5 до 6,5 граммов, что в разы легче классического винила (тем более шеллачных пластинок). За счет этого пластинка может переставать вращаться под весом иглы проигрывателя. Поэтому гибкие пластинки иногда клали поверх обычного винила, чтобы не допустить «зажевывания».
Еще одно важное различие между двумя форматами — качество звучания. Гибкие пластинки могут давать гораздо больше шумов, природа которых — микроскопические трещины на поверхности носителя. Здесь все зависит от качества производства.
Советский Союз: «музыка на ребрах» и «Кругозор»
Официальных каналов для знакомства с рок-н-роллом у советских граждан не было, поэтому по аналогии с самиздатом в стране появился подпольный рынок пластинок. Роль уникального носителя заняли рентгеновские снимки, которые обеспечили популярность так называемой «музыки на ребрах» — на снимках можно было рассмотреть грудные клетки и черепа пациентов.
Фото Dmitry Rozhkov / CC BY-SA
По своей сути «музыка на ребрах» — это первый случай массового ажиотажа вокруг формата гибкой пластинки. Конечно, в таком исполнении качество звучания таких носителей было достаточно низким, но впоследствии носитель был поддержан Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» — с 1964 года в СССР начал выходить ежемесячный журнал «Кругозор».
Приложением к нему служили гибкие пластинки с песнями звезд советской эстрады и записями передач. В 1968 году появилось детское дополнение к «Кругозору» — «Колобок», каждый номер которого также сопровождался гибкими пластинками со сказками и музыкой.
Журнал пользовался популярностью — новые номера быстро раскупались и становились дефицитным товаром. От выпуска пластинок было решено отказаться только в 1992 году. В этом же году «Колобок» прекратил свое существование.
Гибкие пластинки за рубежом
Первое массовое производство гибких пластинок появилось в 1950-х годах в Великобритании. Качество этих носителей было совсем низким. На новый уровень носитель смог перейти, когда Evatone удалось создать более совершенный с технической точки зрения продукт и запустить его массовое производство в 1962 году. Технология строилась на разработках основателя компании Эвана Эванса (Evan Evans) и его сына. Они сконструировали прессовое оборудование, которое было способно производить тысячи экземпляров в час.
Запатентованный продукт получил название «Evatone Soundsheet». В его производстве использовался поливинилхлорид. Себестоимость гибких пластинок была намного ниже стандартных, а благодаря гибкости и легкости их было легче хранить и транспортировать.
Несмотря на все недостатки, они были удобнее шеллачных дисков и быстро нашли свое место в качестве бонусных материалов, например для журналов. Популярность формата позволила расширить компанию Evatone с десятка сотрудников (1960 год) до более двухсот к 1982 году.
Фото Jonathan Lin / CC BY-SA
Существенный вклад в популяризацию формата внесли рождественские альбомы Битлз. Ограниченный тираж пластинок содержал уникальные записи и аудиопослания музыкантов своим почитателям. Традиция сохранялась с 1963 по 1969 годы, а совсем недавно, в декабре 2017 года, Apple Corps Limited выпустили тематический бокс-сет.
Есть мнение, что частичный переход на гибкий носитель поспособствовал успеху легендарного альбома Дэвида Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders From Mars» в 1972 году. В условиях большого спроса музыкальный лейбл RCA Records беспокоился о дефиците винила и возможности своевременной доставки в магазины нужного количества экземпляров. В этой ситуации было решено задействовать формат гибких пластинок, который предложил сам лейбл в 1969-м, он назывался Dynaflex.
Группа ABBA также задействовала этот формат в конце 70-х — для концертных записей одного из своих туров. Они выходили ограниченным тиражом и полагались в качестве подарка детям, участвующим в распространении книг и журналов издательства Jultidningsförlaget. В то же время британская группа The Human League выпустила пластинку «Flexi Disc» с синглом «Dignity of Labor», который, как можно понять из названия, создавался специально для гибкого носителя.
В 60-е, 70-е и 80-е издательства и журналы использовали этот носитель для распространения промозаписей и бонусных материалов. В начале 1960-х японское издательство комиксов Asahi Sonorama выпускало журнал, приложением к которому служили так называемые «Sonosheet». Отдельные экземпляры сейчас продаются на eBay по 40 долларов за штуку.
В 80-е выходило сразу несколько журналов, распространявших гибкие пластинки в качестве промо для новых артистов. Одним из них был Keyboard Magazine. Другим ярким представителем эпохи служил Flexipop — журнал, проработавший до 1983 года.
Не только для музыки
Одна из характерных историй 80-х — конкурс от McDonald's с использованием пластинок и ремейка трека «Life Is a Rock». Компания распространила 80 млн записей, на которых хор зачитывал меню McDonald's под мелодию оригинальной композиции.
Все пластинки, кроме одной, содержали неудачные попытки исполнителей — им не удавалось повторить весь список блюд, не сбившись (вот как это звучало). По правилам конкурса обладателю единственной пластинки с удачной попыткой полагался 1 млн долларов (и он его получил).
Еще одно применение гибких пластинок — голосовые открытки. Такой подход был использован даже в президентской кампании Ричарда Никсона. Более миллиона записей с речью политика рассылали избирателям в ключевых штатах. Сейчас подобие аудиооткрыток для различных целей предлагает компания Pirates Press.
Носитель нашел себя и в образовательной, и в гуманитарной сферах. Evatone и издание Talking Books начали выпускать мультимедийные материалы на гибких пластинках для слабовидящих людей еще в конце 60-х годов. Заказчиком выступала Библиотека Конгресса.
Она распространяла тысячи копий по 40 журналам. Это сотрудничество продлилось вплоть до прекращения массового производства гибких пластинок. К концу 80-х Библиотека являлась одним из крупнейших заказчиков для Evatone.
Гибкие пластинки послужили и для записи звуков природы. Национальное географическое общество США выпустило коллекцию пластинок со звуками, издаваемыми птицами. На носителе можно услышать пение сойки, свист соловья и звуки десятков других видов птиц.
В 1979 году National Geographic бесплатно распространял с журналом запись «песни» горбатых китов, сделанную ученым Роджером Пейном (Roger Payne). Сейчас эти пластинки можно найти на различных онлайн-аукционах. В свое время запись рассказала миру о бедственном положении китов и помогла в борьбе с незаконным китобойным промыслом.
Одной из самых удивительных сфер применения технологии стало распространение компьютерных программ. Первые патенты на использование гибких пластинок в качестве носителя для игр и программного обеспечения были выданы в начале 1970-х.
С середины 70-х журналы для любителей компьютерных игр включали приложения для ZX Spectrum, Commodore 64 и других микрокомпьютеров. Эти приложения были записаны в формате Floppy-ROM. Данные с пластинки передавались с помощью промежуточной записи на аудиокассету (почитать про ZX Spectrum на GT можно здесь).
Настоящее и будущее
Итак, винил переживает возрождение. То же можно сказать о гибких пластинках. В 2010 году компания Pirates Press построила собственное производство этих носителей. Они изготавливают пластинки по заказу независимых лейблов и крупных артистов, включая Foo Fighters и Джека Уайта.
По словам Эрика Мюллера (Eric Mueller), основателя компании, традиционные виниловые пластинки растут в цене, и никому не придет в голову использовать их для промоакций, а гибкие пластинки до сих пор остаются пусть и не самым, но достаточно дешевым носителем. Музыканты используют его в маркетинговых целях, предлагая отдельные треки на прослушивание.
В пользу того, что формат не изжил себя, говорит и недавний запуск производства гибких пластинок PizzaDischi, независимой звукозаписывающей компанией из Италии, в сотрудничестве с лейблом European Slimer Records.
Очевидно, у формата есть слушатель — на eBay, Amazon и прочих онлайн-площадках продаются сотни гибких пластинок. Что еще более важно для будущего носителя, у него есть заинтересованная сторона, которая готова поддерживать его существование.
Речь идет о начинающих исполнителях. Выпуск альбома на физическом носителе требует средств, но вместе с тем помогает артистам обратить внимание друзей и ближнего круга знакомых на свое творчество. Автор музыкального блога Деррен Роббинс (Darren Robbins) утверждает, что выпуск 1000 двусторонних гибких пластинок стоит примерно 1250 долларов. Для решения этой задачи музыканты даже собирают деньги на Kickstarter.
С учетом интереса к формату как со стороны слушателей, так и со стороны авторов и производителей, а также совместимости с проигрывателями для винила, гибкие пластинки имеют все шансы на «частичное» возрождение в виде интересного дополнения к тематическим изданиям и физического носителя, позволяющего знакомиться с творчеством новых исполнителей.
Виниловые пластинки в нашем каталоге
P.S. Еще немного исторических и тематических материалов из нашего «Мира Hi-Fi»:
- 100 вопросов о виниле: с чего начинать знакомство с этой темой
- Настраиваем проигрыватель виниловых дисков
- Винил: Новое – это хорошо забытое старое
- Советская легенда: история завода «Радиотехника»