Кто выбирает музыку для кино и сериалов? Музыкальный супервайзер

Creative Arts Emmy Awards — особая категория премии Эмми, в которой награждают ответственных за технологические и прочие решения на телевидении и в кино. Например, эту награду вручают за хореографию, костюмы, прически, световой дизайн, мейкап и музыку.

В музыкальной категории с этого года появилась новая награда — кроме премии за лучшую работу композитора, оригинальную музыку, и музыкальную тему теперь награждают и музыкальных супервайзеров. Первую награду в этом году получила Сьюзан Джейкобс (Susan Jacobs), музыкальный супервайзер сериала «Большая маленькая ложь» с Риз Уизерспун и Николь Кидман.

Чем занимается музыкальный супервайзер? Должен ли он быть музыкантом? Чем он отличается от композитора и звукорежиссера? Почему его роль с годами становится всё более ответственной?

Разбираемся.

Между креативностью и рациональностью

Музыкальные супервайзеры преимущественно встречаются на телевидении, в кино и в игровой индустрии. Некоторые задачи, которые они решают, довольно творческие. Другие же являются чисто организаторскими и продюсерскими.

  1. Поиск музыки. Это — основная функция супервайзера. Он ищет музыкальные композиции, которые подходят настроению, теме и сути проекта. Креативность задачи зависит от типа проекта. Искать музыку для телевикторины или реалити-шоу это одно, а для сериала — совсем другое.

    Как это происходит? Здесь на самом деле довольно мало романтики. Супервайзер получает вводные от режиссера, потом прослушивает огромное количество самой разной музыки и выбирает подходящую настроению и своему (и режиссерскому) видению конкретной сцены.

    Многое зависит от отношений режиссера и супервайзера — они могут работать в творческой «связке» или же иметь более формальные отношения. Во втором случае за видение (даже музыкальное) в конечном счете будет отвечать режиссер.

    Следующая задача — понять, можно ли получить права на использование музыкальных композиций.

  2. «Очистка» прав. В обязанности супервайзера входит подготовка музыки «под ключ» — он должен проверить, можно ли использовать отобранные песни, согласовать с авторами получение прав на это и организовать выплату всех гонораров и рояли.

  3. Бюджетирование. Задача одновременно администраторская и креативная. У музыкальных супервайзеров есть бюджет, который проект готов выделить на покупку прав на музыку. Какие-то песни могут хорошо решать творческую задачу проекта, но стоить слишком дорого — после их покупки у проекта не останется денег на другую музыку. Поэтому супервайзеру часто приходится делать выбор между «дешевле и больше» и «дороже и меньше».

Пространство для творчества

Даже великая музыка не может сделать плохое кино или сериал хорошим, но она может скрыть погрешности или многократно усилить сильные сцены и художественные решения.

У хорошего (или даже гениального) музыкального супервайзера музыка — это не просто фон или сопровождение визуальной картинки. Это самоценное средство выражения эмоций героев и сцен, передачи важных настроений и сюжета. Важная сцена из сериала Sense8 (без этой песни она бы не имела такого большого и цельного значения для всего сериала).

Например, Big Little Lies начинает по-настоящему оживать уже во вступлении — благодаря мощному визуальному ряду, завораживающей песне Майкла Кивануки (Michael Kiwanuka), и тому, как они дополняют друг друга, превращаясь в большее, нежели сумма двух частей. Здесь и тягучая атмосфера, и напряженное настроение всего сериала, которое скрыто за бесконечной красотой природы, интерьеров и людей.

В Big Little Lies у музыки своя важная роль в сюжете (заставка Big Little Lies). Она передает самые глубокие переживания героев, их чувства, эмоции и травмы. Режиссер Big Little Lies Жан-Марк Валле не привлекал к работе над сериалом композитора. Всю музыку они выбрали вместе с музыкальным супервайзером Сьюзан Джейкобс — и это сериал с одним из лучших саундтреков за последние годы.


Музыкальный супервайзер работает на стыке двух медиа — музыки и визуального ряда. Его задача — подобрать музыку, которая будет соответствовать видению всего проекта, помогать режиссеру решать его художественные задачи. И именно его нужно благодарить, когда саундтрек из фильма или сериала надолго «оседает» в плейлисте.

Пусть меня научат


По сути, чтобы стать музыкальным супервайзером, не нужно иметь специальное образование. Однако супервайзер должен и прекрасно разбираться в музыке разных жанров и стилей, и уметь её искать, и понимать бизнес-циклы производства телевизионных проектов, и иметь крепкие знания законов, чтобы очищать права на композиции.

Супервайзерами становятся музыканты, продюсеры, агенты или менеджеры, имевшие опыт работы в музыкальной индустрии. Хотя музыкальное образование иметь совсем необязательно — супервайзеру не нужно уметь писать или исполнять музыку, чтобы отлично справляться со своей работой.

С годами профессия становится всё более востребованной — темпы производства видеоконтента постоянно растут, особенно после того как в индустрию пришли сервисы стримингового видео и социальные сети.

Супервайзеры могут состоять в штате телеканала или компании и участвовать там сразу в ряде проектов — у Netflix, например, есть свой штат музыкальных супервайзеров, которые подбирают музыку сразу для нескольких сериалов стримера. Либо они могут работать как подрядчики, которых команды нанимают на весь проект или его часть.

Кому сказать спасибо

Многие знают певцов или композиторов, стоящих за музыкой из фильма. В ближайшие годы мы, вероятно, выучим и имена главных музыкальных супервайзеров индустрии. Вспомним тех, кому мы обязаны блестящими саундтреками и мощными сценами.

Рэндалл Постер (Randall Poster) — музыкальный супервайзер фильмов Уэст Андерсона. Один из классических примеров его блестящей работы как музыкального супервайзера (в этом случае — не в сотрудничестве с Андерсоном) — Sinner man Нины Симон в «Афере Томаса Крауна» (1999).

Что касается Уэса Андресона, то его фильмы невозможно представить без идеально дополняющей картинку музыки. Для этой статьи в RollingStone Рэндалл Постер специально отобрал семь своих любимых песен, использовавшихся в фильмах Андерсона.

Сьюзан Джейкобс — музыкальный супервайзер «Большой маленькой лжи», «Моцарта в джунглях», «Дикой» и еще сотни фильмов и сериалов. Концовка четвертого эпизода «Большой маленькой лжи» — невероятный накал эмоций.

Нора Фелдер (Nora Felder) — работала на 50 проектах, номинирована на премию Эмми за работу музыкального супервайзера в сериалах «Очень странные дела» и ОА. Музыка в OA — едва ли не более сильное выразительное средство, чем визуальный ряд.

Эту статью прочитали 11 483 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
8 февраля 2018, 18:18
Александр Евгеньевич (Клиент Аудиомании)
Вообще-то профессии МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТОРА уже лет 80. В каждой съёмочной группе он такой же неотъемлнмый участник, как кинооператор или асистент по реквизиту. В чём новость?
Написать свой комментарий