О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Radiotehnika
Radiotehnika — это взгляд в будущее Hi-Fi-аудио и потребительской музыкальной техники сквозь призму наследия золотого века советской радиоэлектроники.
Подробнее о бренде RadiotehnikaОбзоры товаров под маркой Radiotehnika (21)Официальный сайт Radiotehnikahttps://www.radiotehnika.ru
Советская легенда: история завода «Радиотехника»
Рига, 1927 год. Происходит массовое увлечение радио, только за один год число радиоабонентов в Латвии увеличивается с полутора до десяти тысяч человек. В это же время владелец фотоателье, выходец из еврейской семьи Абрам Лейбовиц быстро смекнул, что продавать радиооборудование — вполне прибыльное занятие. Вот только производство собственных моделей — очень трудоёмкий процесс, зато продавать иностранную готовую аппаратуру гораздо интереснее.
Но в Латвии работает закон о конкуренции, который сводит на нет всю выгоду такой деятельности. Прирождённый коммерсант Лейбовиц придумывает выход: закупать готовые радиоприёмники в Германии, прямо на месте их разбирать, расфасовывать запчасти и под видом радиодеталей привозить в страну. Уже в Риге приёмники собирались заново и продавались под видом местных с лейблом A.L.Radio. Так АО «Ābrama Leibovica foto radio centrāle», стал прародителем легендарного завода «Radiotehnika».
Второй папа
В тридцатых годах Лейбовиц приглашает на работу гениального техника, который в возрасте 22-х лет выиграл конкурс МВД и собрал для пограничников двести регенеративных трёхламповых батарейных радиоприёмников. Александр Апситис, которого часто ошибочно считают основателем рижского завода, проработал на Лейбовица совсем недолго, так как они не сошлись в некоторых рабочих вопросах. Впоследствии (в 1934 году) Апситис решает зарегистрировать своё производство: фирму «A.Apsitis&F.Zhukovskis», которая производит приёмники «Tonmeistars», а также выпускает радиопринадлежности.
В это же время у Лейбовица появляется новая проблема: в Германии к власти приходит Адольф Гитлер, который обостряет «еврейский вопрос». В начале его правления предприятиям страны рекомендовали не работать с представителями этой национальности, поэтому Лейбовиц лишается своего основного поставщика радиодеталей, и ему приходится приступить к разработке собственных моделей.
Стратегии предприятий Лейбовица и Апситиса были абсолютно разными: первый был «коммерсантом до мозга костей», он привлекал покупателей за счёт внешнего вида своих товаров и мощной рекламы. Абсолютно коммерческая составляющая бизнеса Лейбовица давала о себе знать: если была возможность получить прибыль за счёт потери качества, он её не упускал. Это сказывается до сих пор — сейчас оригинальные радиоприёмники его производства крайне непросто найти в рабочем состоянии.
Апситис же, будучи прекрасным радиотехником, гнался именно за качеством. Его разные модели иногда мало отличались друг от друга внешне, но были собраны идеально. В конечном счёте именно Апситис внес максимальный вклад в развитие предприятия, которое позже станет называться «Radiotehnika».
Объединение коммерсанта и техника
В 1940 году в Ригу вошли советские войска, и новое правительство национализировало предприятие Апситиса, объединив его с несколькими мелкими частными компаниями, а самого техника сделало генеральным директором. Теперь объединение называлось «Radiotehnika». В свою очередь, компанию Лейбовица тоже национализировали — оно вошло в состав предприятия «Radiopionieris». Во время войны немцы объединили «Radiopionieris» и «Radiotehnika», сделав их филиалом «Telefunken Geratewerk Riga».
К концу войны, в 1944, все предприятия пытались вывезти в Германию, но, благодаря Александру Апситису, большую часть оборудования всё же удалось сохранить (в ящики для перевозки он незаметно положил кирпичи и лом), и когда немецкая оккупация была снята, завод вновь получил своего прежнего директора и имя «Radiotehnika».
Предприятие намеревалось возобновить выпуск радиоаппаратуры, но начать пришлось с помощи в восстановлении разрушенного во время войны моста через Даугаву. В это же время теряются следы Абрама Лейбовица, последние упоминание о котором можно найти только в период немецкой оккупации.
Новое производство и легендарные разработки
В 1945 году на конвейер попадает сначала приёмник «Riga T-689», а затем «Riga T-755». T-755 разрабатывался с акцентом на уменьшение стоимости производства, модель помещается в металлический корпус. Хотя есть и более ранняя версия — в деревянном корпусе, но такую можно найти разве что у коллекционеров.
В последующие годы спрос на продукцию завода резко возрастает, и возникает необходимость в расширении. Строятся новые цехи: монтажный, гальванический, ремонтно-механический и т.д. Уже к 1950 году «Радиотехника» становится примером стахановского труда, традиционного для Советского Союза.
Годом позже заводу присваивается имя электротехника и изобретателя А.С. Попова. Но для директора завода Александра Апситиса наступают плохие времена: сначала его понижают в должности из-за «невыполнения плана», после чего и вовсе арестовывают. Через четыре месяца он выходит из тюрьмы, но уже сломленный, на завод Апситис больше не возвращается.
Но радиогигант продолжает работать и без своих основателей. В начале пятидесятых появляются приёмники «Riga-6» и «Riga-10». Шестая модель весила 12 кг, имела шесть ламп, потребляла от сети 55 Вт. На ней можно было проигрывать грампластинки с внешнего проигрывателя. Десятая модель (цифра десять здесь также значит количество ламп) весила 24 кг, от сети потребляла не более 85 Вт и (как и Riga-6) принимала вещание в диапазонах КВ, СВ и ДВ. А для обеспечения хорошего звука в этой модели использовался широкополосный громкоговоритель.
По словам Инарса Клявиньша, который проработал на «Радиотехнике» 33 года, аппаратура завода пользовалась спросом не только в СССР — её покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Потребителям нравилась простота и надёжность рижских радиоприёмников.
Позже появляется один из первых в Советах малогабаритный серийный транзисторный радиоприёмник «Gauja», его выпускали в двух вариациях — с зарядкой для аккумуляторов и без неё (тогда он работал на батарее «крона»). Кстати, популярную «Гаую» можно увидеть в советских фильмах: «Три плюс два», «Берегись автомобиля» и других.
В начале шестидесятых завод выпускает автомобильные приёмники «АВП-60» и «АПВ-60-2», которые монтировались на «Чайки» и сто одиннадцатые ЗИЛы. У первой модели имелся даже ДУ-пульт, в приёмниках был как ручной поиск волны, так и система автоматической настройки на станцию.
Отдельно отметим стереофоническую радиолу «Simfonija 2» — это модернизированная версия первой «Симфонии». У неё было два варианта исполнения: в одном проигрыватель располагался рядом с приёмником, в другом — под ним, каждая колонка весила по 16 кг.
Собранный на семнадцати транзисторах и восьми диодах переносной «Нептун» разработали к 60-летию Октября.
Кстати, на «Радиотехнике» разрабатывали и видеомагнитофоны. Например, на «Малахите» воспроизводили запись стыковки космических кораблей «Союз» — «Аполлон».
Десятилетие успеха и увядание
Восьмидесятые для «Радиотехники» стали «золотыми» — темпы производства радиооборудования растут, завод выпускает примерно 35% всей советской аудиотехники. Появляются кассетные магнитолы ML-6201 с тюнером, двумя акустическими системами, магнитофоном-приставкой и УНЧ.
В это время в объединение «Радиотехника» входят также КБ «Орбита» и завод микроэлектроники «Эмира». Появляется кассетный проигрыватель «Duets PM-8401», к которому можно подключить сразу две пары наушников.
В год предприятие производит миллион радиоприёмников, усилителей и магнитофонов и более миллиона акустических систем. Этот головокружительный успех продолжался до самого распада СССР.
Политические события в мире, обретение независимости Латвии и экономические реформы сопровождались массовым выходом на рынок китайского дешёвого ширпотреба с одной стороны и продукции известных, в первую очередь – японских, брендов, с другой. «Радиотехнику» расформировали на несколько автономных предприятий, из-за чего гигант радиопромышленности пришёл в ещё больший упадок. Не выдержав конкуренции с импортируемыми моделями, завод снимает с производства часть продукции.
Одновременно с этим растут цены на детали, которые производят в странах бывшего Союза, цены на продукцию завода приходится поднимать, но её уже не раскупают, так как она морально устарела по сравнению с новинками из-за рубежа. Разрабатывать новые модели завод не может себе позволить, так как его КБ не получает достаточного финансирования.
Начинается типичная ситуация для многих заводов в 90-х: долги по зарплате растут, а прибыли практически нет. Большинство предприятий, возникших после расформирования «Радиотехники», практически сразу «умерли», в том числе и КБ «Орбита».
Несмотря на тщетные попытки подстроиться под новый рынок, в 1993 году оставшийся в живых после распада «Радиотехники» Рижский Радиозавод был разделён Фондом госимущества на две части. Одна впоследствии была признана банкротом. Вторая часть превратилась в «Radiotehnika RRR», которую в 1998 году на аукционе купили бизнесмены Эдуард и Юрий Малеевы.
Что сейчас происходит с «Radiotehnika RRR»
Директор завода Эдуард Малеев рассказывал, что долгое время предприятие находилось не в лучшей форме. Причина банальна: заказы были, обновлённые колонки хотели покупать на Западе и даже в Эмиратах, но банки не давали денег на производство. Кроме того, покупатели хотели получить «новый» звук, улучшенные модели и инновации, но для этого нужно инвестировать в патенты и исследования.
VEF Radiotehnika RRR — предприятие, отделенное от оригинального завода, подвергшегося процедуре банкротства в 2001 году. Оно де-факто не ведет коммерческой и производственной деятельности, об этом свидетельствуют биржевые данные NASDAQ Riga (акции VEF Radiotehnika RRR были сняты с торгов 11 декабря 2020), а до того в основном занималось сдачей недвижимости в аренду.
Само знаменитое здание завода снесено в начале 2018 года. На его месте построили торговый центр. Такая же судьба постигла и здание управления, известное как «чебурашка».
Но бренд возродился!
В 2023 году Radiotehnika, известная на территории России с советских времён, объявила о возрождении. На выставке Hi-Fi & High End Show Урал 2023 в Екатеринбурге компания показала новые линейки акустических систем, виниловый проигрыватель с аксессуарами к нему и стереоусилители, а также поделилась глобальными планами.
С полной утратой производственной базы в Риге сборка акустических систем среднего и продвинутого уровня переместилась в Россию. Есть планы производить корпуса для колонок также в России. Все электронные компоненты производятся по контракту на китайских фабриках, сборка моделей начального уровня (линейка Alfa) также производится в Китае.
Некоторые специалисты старой Радиотехники перешли в Radiotehnika, включая бывшего директора завода и руководителя фирмы Виктора Лагарпова. Он и другие перешедшие специалисты — носители истории бренда. Таким образом Radiotehnika сохраняет преемственность, несмотря на изменения в географии производства.
По словам Артема Фаермарка, одного из идейных вдохновителей возрожденного бренда, миссия Radiotehnika — стать главным отечественным брендом аудиоаппаратуры, как это было в советские годы.
Подробнее узнать о планах бренда вы можете на вебсайте: radiotehnika.ru
.