О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Bang & Olufsen
B & O Play является подразделением датской компании Bang & Olufsen и поставляет самодостаточные решения с простой и понятной направленностью — портативные устройства с интуитивно понятным управлением, которые легко интегрируются в повседневную жизнь и предоставляют отличное и качественное звучание.
Подробнее о бренде Bang & OlufsenОбзоры товаров под маркой Bang & Olufsen (17)Официальный сайт Bang & Olufsenwww.beoplay.com
Репортаж из головного офиса Bang & Olufsen: ферма-офис, соты-звуки и электрохимия
Головной офис Bang & Olufsen с самого начала существования компании находится в датской коммуне Струэр, поблизости от одноименного города. Там же расположен и завод Bang & Olufsen из нескольких корпусов. Когда состоялась первая встреча с менеджментом компании, я задал вопрос: «Почему не в Копенгагене, почему так далеко от всех дорог?»
Иза Миккельсен (Iza Mikkelsen), консультант по продукции Bang & Olufsen, рассказала мне, что причин тому две. Одна — историческая: согласно слухам, у Питера Бэнга (Peter Bang), одного из основателей компании, возникли романтические отношения с местной девушкой, не пожелавшей уехать в другие края от своей семьи. Если гора не идет к Магомету... В общем, Бэнг решил построить завод поблизости от возлюбленной.
Вторая причина тоже, можно сказать, историческая, потому что она открылась основателям только спустя время. Оказалось, что если офис расположен в глуши, а зарплаты сотрудников при этом как в столице, люди обосновываются на месте, переезжают семьями, устраивают быт и держатся за свою работу. В итоге текучка на их предприятии — явление достаточно редкое в отличие от предприятий Копенгагена или любого другого крупного города. Тут вам и экономия на HR-подразделении, и действительно семейные инженерные традиции.
Посмотрите на плакаты на стене, потом на первый прототип в углу комнаты, а справа на фотографии — итог.
Думаю, вы согласитесь, что технику Bang & Olufsen легко узнать по дизайну: компания чтит традиции баухауса и делает предельно функциональные конструкции, не лишенные между тем шарма. Преемственность поколений, полагаю, в данном случае тоже сыграла не последнюю роль.
Статьи принято делать в правильном хронологическом порядке, но в этот раз все будет наоброт. Начну я с двух новинок, представленных во время специального мероприятия для прессы этим летом, потом немного расскажу о заводе Bang & Olufsen и офисе. Второй частью станет фотогалерея из музея компании.
BeoLab 50: твитер в линзе
Возможно, вы уже знакомы по выставкам или лично с топовой флагманской системой BeoLab 90. Это такая довольно крупная, оригинальной формы акустика с 18-ю драйверами в каждой и умной системой автоподстройки. Всем хороши эти колонки, да только цена у них космическая — 77 000 евро. И компания, как и полагается производителю акустики, решила выпустить примерно то же самое, но только подешевле. Условно подешевле — около 30 000 евро за пару (в Европе), зато не менее красивое, мощное и функциональное. Так и появились на свет BeoLab 50.
На меловой доске нарисовано, можно сказать, техническо-маркетинговое задание разработчикам: позаимствовать идеи BeoLab 90, заменить BeoLab 5, использовать алюминий, активная румкоррекция, звук на 360 градусов и т.п.
Дизайнер Андрэ Полхейм (André Poulheim) показал путь от эскизов до конечного прототипа. Довольно интересно видеть, как от круглой колонки с кольцами-грилями, через ромобвидную и традиционную на угловой стойке, инженеры пришли к округлым формам 50-й.
Дизайнеры делают вот такие небольшие макеты из картона и ткани, чтобы лучше представить себе, как будет выглядеть акустика в реальности.
Увидев все это разнообразие прототипов, я поинтересовался, а как же компьютерное моделирование и остальные прелести современных технологий? Полхейм объяснил, что каждый прототип изначально разрабатывается именно на компьютере, и уже учитывает некоторые акустические особенности корпуса. Однако никакая красивая трехмерная картинка не дает представления о том, как это получится в действительности, поэтому даже криво склеенные маленькие фигурки оказываются более информативными для дизайнера.
Менеджер по аудиоконцептам Кристен Краб-Бьерре (Kresten Krab-Bjerre) держит в правой руке алюминиевое «корыто». Из него получится изящная основа корпуса BeoLab 50, которую он держит в левой руке.
Несмотря на обилие алюминия в отделке, основной корпус акустики — пластиковый. Это тяжелый и акустически инертный полимер, вокруг которого и построена колонка.
На этом фото прототип BeoLab 50 (детали напечатаны на 3D-принтере). Хорошо видно, что свободного пространства внутри практически нет, динамики закрыты в малых объемах.
Акустика получилась довольно мощной — компания декларирует по 2100 Вт усиления на каждую. Тут есть лукавство: получили они такую цифру, посчитав максимальный импульс встроенных ICEpower-усилителей, — на каждый драйвер они способны в пике послать 300 Вт. А так как драйверов 7 штук (1 твитер, 3 СЧ, 3 басовых вуфера), вот и получилась красивая цифра.
У меня не было возможности послушать колонки в хорошей обстановке, поэтому о качестве звука здесь не напишу, но их громкость отмечу. На презентации колонки включали в большом помещении, и это для них не стало проблемой.
А вот это уже оригинал в разобранном виде, за исключением коробки с красно-желтыми кнопками справа — это переключатель.
Из интересного — верхний блок с твитером выдвигается после включения колонки. А дальше можно выбрать вариант из двух позиций: узкое или широкое звуковое поле. В конце этого ролика (1.15) хорошо видно, как поднимается и регулируется акустическая линза твитера.
BeoLab 50, как и 90-е, оснащены системой адаптивной подстройки под особенности помещения. Разработчики настоятельно рекомендуют воспользоваться ею, и я понимаю их требования: басовики смотрят в три разные стороны, и если не знать, как приходит звук в точку прослушивания, легко противофазой лишить звук низкочастотной составляющей.
BeoSound Shape: соты-звуки
Следующая новинка — вообще оригинальное творение: «шестиугольная настенная модульная звуковая система BeoSound Shape». Вот так длинно. Шестиугольная — потому что каждый модуль имеет форму гексагона. Настенная — потому что модули крепятся на стену, причем они тонкие — 11,1 см. Модульная, потому что гексагоны разные: колонка, усилитель на 4 системы, управляющий блок и заглушка (внутри ничего нет, чисто для внешнего вида). Наконец, система — потому что блоки не самостоятельны, они работают только в связке. Стоимость такой базовой связки начинается от 4 400 евро.
Управляющий подразделением инсталляционного аудио Петрос Белимпасакис (Petros Belimpasakis) показывает инженерный прототип системы BeoSound Shape.
И опять же нам рассказали всю историю создания этого продукта. Но на сей раз все началось не с дизайна, а с полезной идеи — сделать акустику, которая качественно играет звук, находясь в непосредственной близости к стене — плоскую настенную инсталляционную акустику. На фото выше как раз представлен прототип. Как видите, о шестиугольной форме тогда речи еще не шло.
Специалист по электроакустике Якоб Диреби (Jakob Dyreby) объясняет принцип работы алгоритма, который борется с акустическим замыканием.
Главной инновацией инженеры назвали систему обработки звука, которая позволяет бороться с акустическим замыканием, возникающим из-за близости колонки к стене, а также учитывать отражения от пола и потолка. Другими словами, как и в BeoLab 50 здесь используется адаптивная технология коррекции звука.
Составные части BeoSound Shape.
Shape — самостоятельный продукт. Это не только колонки с усилителем, но и сразу источник. Управляющий блок умеет подключаться к локальному накопителю в рамках протокола DLNA с поддержкой файлов до 192 кГц/24 бит, кроме того, он без проблем работает с интернет-сервисами, включая Spotify. И, как положено, есть все средства связи: Bluetooth, AirPlay, Chromecast. В общем, все, что нужно пользователю — подвесить это на стену.
Слева от колонки расположен блок-пустышка.
Компания рассчитывает на повышенный интерес дизайнеров. Еще бы! Складывай гексагоны в разные формы, отделок грилей — около десяти вариантов, причем их можно комбинировать как душе угодно.
Shape-блоки и грили к ним.
На тестовом прослушивании система играла довольно хорошо — глядя на внутренности и зная «объемы» компьютерной обработки, я ожидал худшего. Но что я так и не понял, так это их рекламный позыв. Мы находились в комнате, увешенной плакатами с этой акустикой, и везде она находилась позади диванов или кресел, как на картинке ниже.
Самое распространенное фото BeoSound Shape.
И я задал вопрос, поставивший многих в тупик: «Акустику ставят обычно перед слушателем, а у вас на большинстве плакатов она позади, почему так?» Отдам должное Якобу Диреби, который объяснил, что расчеты они делали, конечно же, на фронтальную работу системы (при желании ее можно разбить на как бы секции и добиться озвучки типа 5.1), однако действительно, основное позиционирование — акустика фонового звучания.
Якоб отметил, что для фронтальной системы дизайн Shape покажется слишком неожиданным. Тогда как в офисных комнатах, приемных и гостиных такой вариант вполне уместен. От себя замечу, что меня заинтересовала идея подвеса этих систем на потолок — такое фото есть в рекламном проспекте.
Электрохимия на Factory 5
Как и полагается крупной компании, у Bang & Olufsen несколько производств, включая собственные мощности в Китае и Чехии. Собственно, как раз на Чехию в эти дни приходится большая часть сборки: с 2005 года из мелкой фабрики там вырос крупный завод, где сегодня работают более 600 человек. Однако некоторые вещи делаются по-прежнему в Дании. И это не разделение типа «элитное» и «демократичное», а чисто технологическое. Главные производственные мощности в Струэре — обработка алюминия, включая полировку и анодирование.
Этот станок полирует алюминиевые части корпуса колонки BeoLab 5.
С алюминием имеет дело фабрика «Factory 5», построенная в 1992 году. Цифра в имени означает, что это уже пятая фабрика на территории всего завода. Датчане гордятся своим производством и утверждают, что оно лучшее в Европе. В подтверждение своих слов они говорят, что на Factory 5 выполняются заказы не только от Bang & Olufsen: например, автомобильные производители обрабатывают здесь детали, которые позже находят свое место в салонах премиальных марок.
Идет полировка алюминиевого остова колонки BeoLab 90.
Лично меня удивило, что все производство идеально чистое, нигде нет запахов какой-либо химии, хотя вот они — открытые чаны, куда опускаются детали и запускается процесс анодирования. Как нам объяснили, на Factory 5 анодирование состоит из шести процессов: обезжиривание (очищают от грязи и масла), травление (до получения матовой поверхности), удаление травильного шлама, начало анодирования — окисление до появления пористой оксидной пленки, окрашивание (на этом этапе и появляется желаемый цвет), уплотнение (закрытие анодированных пор).
Конвейер с баками и краном над ним.
Все это проходит в 15-ти баках, между которыми ходит три крана. Причем сделано все, я бы сказал, по-европейски компактно. Создается впечатление, будто фабрика маленькая, хотя это не так — в день выпускается большой объем продукции.
Примеры анодированных поверхностей.
Обратите внимание на фото выше. Здесь помимо привычных тонов присутствует белый. Белое анодирование — ноу-хау Bang & Olufsen. Иб Конгстад (Ib Kongstad), главный специалист по анодированию алюминия, объяснил, что у них есть патент на эту технологию, и даже Apple не может сделать ничего подобного. Возможно, скоро мы увидим такое покрытие в некоторых продуктах компании.
Алюминиевые анодированные грили для встраиваемой акустики Celestial. Они предлагаются дополнительно и стоят пару сотен евро каждый.
Алюминий для Bang & Olufsen не просто фетиш, а важный элемент всех их продуктов. Представители прямо говорят, что в дизайне они использовали и будут использовать алюминий, потому что считают, что этот металл не только красив (особенно после анодирования), но и практичен, а также имеет хорошие свойства для звука.
Фермерское хозяйство
Соседнее здание от завода — это недавно построенный офис Farm. Оцените фото ниже, чтобы понять, в чем прелесть существования в деревенской глуши. Компания может спокойно построить огромное здание, треть которого занимают непосредственно офисные помещения, в которых работают сотрудники, а большая часть выполняет чисто представительские функции — огромный зал для мероприятий, множество переговорных комнат, аллея славы…
Рассказывать здесь, понятное дело, особенно не о чем, однако наших читателей могут заинтересовать анатомические фото системы BeoLab 90, «выставка» которой была устроена в главном зале Farm.
Весь ассортимент Bang & Olufsen в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", сентябрь 2017 г. www.stereo.ru