О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Когда и для чего нужен сабвуфер?
Создание правильной звуковой атмосферы при прослушивании музыки или просмотре кинофильма невозможно без низкочастотной составляющей. То есть, без баса. В нижнем частотном регистре играет немало музыкальных инструментов, как акустических, так и электронных, а большинство эффектных сцен в кино создано при помощи низких частот. Именно низкие частоты фонограммы добавляют объём, создают ощущение музыки, добавляют эмоций в воспроизведение остального спектра звукового излучения. Для правильного их воспроизведения необходима специально подготовленная для этого акустическая система. Это и есть сабвуфер.
Акустические системы, охватывающие весь слышимый человеческим ухом диапазон, традиционно представлены напольными колонками большого размера. Однако, в ряде случаев даже их недостаточно для полноценного воспроизведения звуковой дорожки. Причиной может быть как сам характер записи, так и особенности помещения, в котором эта запись воспроизводится. И здесь положение спасает сабвуфер - специализированная акустическая система, диапазон воспроизведения частот которой, как правило, ограничивается 150 Гц в верхней границе и может опускаться до внушительных 12 Гц в нижней, в зависимости от конструкции и назначения.
Одной из основных особенностей сабвуфера является то, что это, как правило, активная акустическая система. То есть, это колонка с собственным (обычно встроенным) специализированным усилителем. Имеются и пассивные конструкции, но это отдельный класс аппаратуры, редко используемый в традиционных домашних системах. Поэтому, под термином «сабвуфер» мы сегодня будем подразумевать активную низкочастотную акустическую систему.
Использование в стерео
Традиционно сабвуфер используют в составе домашнего кинотеатра, где он отвечает главным образом за звуковые эффекты. Однако существует вполне успешная практика использования сабвуфера в стереосистемах. Такая схема называется «трифоник» и обозначается, как 2.1. У неё есть определённые преимущества перед применением полноразмерных колонок с собственным низкочастотным трактом.
Трифоник включает пару фронтальных колонок и сабвуфер
Первое преимущество вполне прагматично. Сабвуфер чаще всего используют вместе с полочной акустикой. Так как последней требуется меньше пространства, а ещё она может одинаково эффектно звучать как на большой, так и на малой площадях, то сабвуфер будет весьма органично дополнять собой общую звуковую картину, добавляя в неё необходимый бас. А владельцу системы не придётся ломать голову, куда установить крупногабаритные колонки.
Второе преимущество не столь очевидно, хотя и напрямую взаимосвязано с первым. Дело в том, что звучание полочной акустической системы, зачастую обладает более высокой степенью локализации по сравнению с напольными колонками, поэтому слушатель получает намного более объёмную звуковую панораму. При этом, одним из самых проблемных моментов в домашней аудиосистеме является согласование ее звучания с комнатой прослушивания и, в частности - корректное воспроизведение баса. А использование сабвуфера позволяет получить более управляемый, глубокий и чёткий бас, направление звучания которого человеческое ухо не так чётко локализует.
Регулировки
В корпусе сабвуфера помимо большого динамика (8-15 и даже до 21 дюйма), располагается усилитель и блок обработки сигнала: регулировка громкости, верхней частоты среза, а также переключатель или плавная регулировка сдвига фазы. Самая логичная и понятная регулировка для неподготовленного человека – громкость, позволяющая выставить комфортный уровень баса в комнате.
Вот так выглядит хороший динамик сабвуфера
Для регулировки частоты среза уже необходимо знать частотные характеристики своей акустической системы и выставленные настройки в усилителе или ресивере, если они предусмотрены. Этот параметр позволяет получить равномерный переход от нижней границы звучания основных АС к сабвуферу. В результате мы не слышим провала, либо наоборот, существенного увеличения громкости звука в диапазонах так называемых «верхнего баса» или «нижней середины». Обратите внимание на то, что бюджетные модели сабвуферов зачастую не имеют регулировки этого параметра, а значит - подружить их с акустикой в стереосистеме будет затруднительно, поскольку в отличие от AV-ресиверов для домашнего кинотеатра, в большинстве стерео усилителей нет соответствующей регулировки.
Панель регулировок хорошо оснащенного сабвуфера
Регулировка фазового сдвига необходима для того, чтобы сабвуфер и основная АС не имели временнЫх разногласий. Например, если сабвуфер стоит довольно далеко от колонок, то его звучание может запаздывать. Чтобы этого избежать и используют корректировку фазового сдвига.
Дорогие сабвуферы иногда оснащаются пультом дистанционного управления, с помощью которого удобно корректировать их характеристики, контролируя звук в реальном времени, что называется - не вставая с дивана - REL G2.
Элегантный пульт ДУ сабвуфера REL G2
Существуют сабвуферы с весьма продвинутыми электронными схемами настройки вплоть до систем акустической коррекции помещения на основе цифрового процессора и возможностью управления всеми их характеристиками с помощью iOS или Android планшета или смартфона. Пример такого сабвуфера – модель ELAC SUB 2050.
Так выглядит интерфейс управления сабвуфера ELAC SUB 2050
Установка
Слуховой аппарат человека устроен таким образом, что он не чувствителен к направленности низких частот, они не имеют чёткой локализации в помещении. И это развязывает нам руки при установке сабвуфера. Для него можно подобрать практически любой уголок в комнате. Однако стоит соблюсти несколько правил.
Во-первых, сабвуфер должен стоять на ровной прочной поверхности. Помните, что этот аппарат подвержен солидным вибрациям, которые могут негативно повлиять на звук, а также испортить сам сабвуфер.
Само место установки должно находиться на некотором расстоянии от стен и мебели. Особо пристальное внимание нужно уделить фазоинвертору (при его наличии), «труба» которого не должна быть ближе 20-30 сантиметров к какой-либо поверхности. Нежелательно размещать сабвуфер возле ёмких шкафов, стеклянных конструкций, посудных витрин. Все они – отличный источник резонансов. Они добавят к звучанию собственные призвуки, которые вам вряд ли захочется слышать, наслаждаясь любимыми записями. По этой же причине не стоит класть или ставить какие-либо предметы на корпус. Очень большой соблазн использовать этот деревянный куб в качестве дополнительного столика. Но, поверьте, положенный на него пульт ДУ не сможет улучшить звуковую картину, даже если будет очень сильно стараться.
Третье условие – доступность розетки питания и возможность удобной прокладки сигнального кабеля. Усилителю сабвуфера требуется электрическая энергия, но не стоит тянуть к нему простой дешевый удлинитель, снижая качество подводимой энергии. К тому же это выглядит не эстетично и заметно снижает эргономику. Кому нравится регулярно спотыкаться или путаться в проводах? Лучше установить сабвуфер возле отдельной розетки либо озаботиться подводкой стационарного электричества к нужной точке в комнате.
Выбор сабвуфера
Итак, самое интересное – выбор сабвуфера. Важной особенностью конструкции сабвуфера является акустическое оформление, в котором работает его динамик. Бывают три основные типа акустического оформления: закрытое, пассивный излучатель и фазоинвертор. Для работы с музыкальным материалом лучше подходят первые две конструкции, поскольку они обеспечивают более точный музыкальный бас. В качестве превосходного сабвуфера для прослушивания музыки можно порекомендовать закрытую модель Penaudio Charm.
Penaudio Charm – элегантная модель от финского производителя
Еще один отличный музыкальный саб, но уже с пассивным излучателем - Monitor Audio Bronze W10.
Этот сабвуфер имеет акустическое оформление «пассивный излучатель»
Универсальная и очень продвинутая модель с двумя восьмидюймовыми драйверами, усилителем D-класса и DSP процессором, да еще в столь оригинальном сферическом корпусе - B&W PV1D.
Этот шарик от B&W не только оригинально выглядит, но и отлично звучит
Высококлассный универсальный сабвуфер, способный «дать жару» в кино и при этом – деликатно воспроизвести тончайшие нюансы басовой составляющей музыкальных произведений - REL G1.
Высококлассный сабвуфер REL G1
Наконец, настоящий громовержец и повелитель самых глубоких басов класса High End – пассивный сабвуфер ICE 15.2P умеет басить на частотах вплоть до 28 Гц, оснащен двумя 15-дюймовыми головками, имеет чувствительность 98дБ и может развивать звуковое давление вплоть до 134 дБ!
Пассивный сабвуфер ICE 15.2P
Сабвуферы с фазоинвертором представляют собой мейнстрим, они, как правило, менее дороги, но при этом могут обеспечивать глубокий насыщенный бас при меньших финансовых затратах. Труба фазоинвертора в некоторых случаях может давать слышимые призвуки, которые помешают при прослушивании музыки, но обычно не ощущаются при воспроизведении саундтреков к кинофильмам.
Так выглядит труба фазоинвертора
Также эти сабвуферы более чувствительны при установке – необходимо обеспечить достаточное расстояние от фазоинвертора до прилегающих стен или мебели.
Приведем несколько примеров моделей с фазоинвертором из разных ценовых категорий. Элегантный и относительно недорогой сабвуфер с качественной внешней отделкой DALI Zensor Sub E-9 F.
Недорогой качественный сабвуфер DALI Zensor Sub E-9 F
Великолепный сабвуфер для просторных помещений – флагманская модель компании Waterfall HF3-500 – вооружена парой девятидюймовых драйверов под управлением 500 ваттного усилителя
Мощная модель для просторных помещений Waterfall HF3-500
Без преувеличения - гигант, который весит целых 88 кг, имеет на борту драйвер с диффузором 21 дюйм и усилитель мощностью 1200 Ватт - Cerwin-Vega CVHF-A21S.
Гигант Cerwin-Vega CVHF-A21S имеет драйвер с диффузором 21 дюйм
Как уже было упомянуто – сабвуферы с фазоинвертором достаточно «басовитые», а имеющие оформление «закрытый ящик» или «пассивный излучатель» – более музыкальные, но при выборе в любом случае встает вопрос самой нижней частоты, которую сможет воспроизводить сабвуфер. Как правило – чем дороже «машина для извлечения баса», тем более крупный драйвер в ней установлен и тем более глубоко она может нырнуть в басовые глубины. Не всегда стоит гнаться за рекордными значениями нижней частоты, т.к. воспроизведение глубокого баса на большой громкости в необработанном жилом помещении обычно приводит к ненужным резонансам, которые выражаются в дребезжании мебели, дребезжании оконных стекол и неприятных гулких призвуках. Кроме того, низкие частоты очень коварны с точки зрения проникновения по перекрытиям жилых домов в соседние квартиры, и могут доставить много проблем вашим соседям.
Помимо акустической обработки помещения, в котором установлен сабвуфер – отличным средством обуздать и укротить басы является применение специализированных электронных устройств, которые помогут снизить негативное влияние помещения и более точно согласовать звучание сабвуфера с остальной акустикой, - например, цифровой акустический корректор DSPeaker.
Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core
Еще одна характеристика баса – его скорость, т.е. насколько быстро саб отвечает на резкий всплеск звучания – удар по мембране барабана, выстрел, взрыв и т.д. Зачастую, сабвуферы, имеющие не самый большой по диаметру драйвер и не способные похвастаться очень глубоким басом, бывают как раз очень скорострельными, умеющими практически мгновенно отрабатывать самые быстрые пассажи записи. С другой стороны с увеличением диаметра диффузора выше 12 дюймов звучание басов обычно приобретает некую бархатистость и натуральность, которой не достает моделям с более скромными размерами драйверов.
Напомним, что если у вашего AV-ресивера или усилителя нет регулировки граничной частоты сигнала, который подается на акустику и сабвуфер – обязательно проверьте, есть ли соответствующая регулировка у той модели сабвуфера, к которой вы присматриваетесь. То же самое касается и интерфейсов подключения – самые продвинутые сабвуферы имеют минимум по две пары низко- и высокоуровневых клемм для подключения к AV-ресиверу или усилителю. Первые из них обеспечивают подключение к линейным выходам Preout усилителей либо – специализированным выходам для сабвуфера AV-ресиверов или стерео усилителей. Вторые – для соединения с акустическими клеммами усилительной электроники в тех случаях, когда у нее отсутствуют низкоуровневые выходы. В наиболее доступных моделях сабвуферов панель разъемов может ограничиваться всего лишь одним RCA входом без каких-либо дополнительных возможностей, поэтому обязательно обратите внимание на этот аспект, чтобы не только правильно подключить приобретенную модель, но и получить от нее наилучшее качество звучания.
Этот сабвуфер имеет широкие возможности коммутации
Отдельная категория сабвуферов – компактные дизайнерские модели. Они разрабатываются специально для тех случаев, когда спрятать громоздкий ящик с глаз долой не получается и лицезреть его – тоже не хочется. Примером такого сабвуфера может служить REL Habitat 1 – с беспроводным блоком передачи сигнала, способный воспроизвести отличный бас, несмотря на свои небольшие габариты. А еще, при желании – его можно взять и повесить на стену!
Дизайнерский сабвуфер REL Habitat
Полезные советы
В заключение приведем несколько, так называемых, лайфхаков по использованию сабвуфера. Первый заключается в том, что резонансы (а значит – проблемы с частотной характеристикой аудио системы) типичного жилого помещения лежат именно в области низких частот, там, где и работает сабвуфер – 20-150Гц. Поэтому, заранее найдя наилучшее расположение основной пары акустических систем (неважно – полочных или напольных) с точки зрения их звучания, а также – эстетики и удобства, можно легче справиться с резонансами комнаты прослушивания путем перемещения и нахождения идеального места расположения сабвуфера в ней. Как мы уже говорили, низкие частоты отличаются крайне малой направленностью звучания, поэтому имея в системе несколько СЧ/ВЧ колонок, часто можно вполне обойтись одним сабвуфером. Однако, в достаточно просторных помещениях для получения равномерного баса с минимумом искажений наилучших результатов удается добиться, используя сразу два сабвуфера. В таком случае можно использовать как две одинаковых модели, так и совершенно разные, например, один компактный и максимально «скорострельный», а второй – с большим динамиком (от 12” и выше) для придания басу глубины и «бархатистости».
Еще одна проблема в воспроизведении высококачественных фонограмм состоит в том, что многие из них записаны с обрезанным ниже 50 Гц басом (чтобы их можно было без существенных искажений воспроизвести на массовой бюджетной аппаратуре), а другие – наоборот, с его избытком (в коммерческих целях продвижения конкретного релиза). Современные высококачественные усилители, как правило, не оборудованы режимом тонкомпенсации, поэтому в системах «трифоник», имея, по сути, раздельное усиление и регулировку низких и всех остальных частот можно легко и быстро отрегулировать количество и глубину баса – при необходимости, чуть ли не для каждого трека или альбома (для этого как раз наилучшим образом пригодится сабвуфер с пультом ДУ или под управлением планшета или смартфона). Те же самые регулировки баса будут очень кстати и в том случае, если вам хочется послушать музыку в позднее время, когда соседи или домашние уже отдыхают – это можно будет делать на вполне комфортной громкости, просто «прибрав» баса на сабвуфере.
Итак, мы в общих чертах разобрались, что же такое сабвуфер, и зачем он нужен. В данной статье даны лишь основы использования этого компонента домашней аудиосистемы, а для того, чтобы он идеально вписался в вашу звуковую среду, рекомендуем обратиться к специалистам компании Аудиомания, которые учтут все нюансы вашего жилища и предложат лучшее решение.