О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2554Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Роберто Виго, Analogy Records: «Мастер-лента — чистейший источник аналогового звучания» [Перевод], статья. Журнал "Stereo & Video"
Коллеги с портала The Vinyl Factory пообщались с директором лейбла Analogy Records Роберто Виго (Roberto Vigo) — одним из людей, выпускающих мастер-ленты и возрождающих аналоговый звук в цифровую эпоху. Они узнали, почему лента — это «чистейший источник аналогового звучания», и чем мастеровое издание лучше копии.
— Начнем с начала: можете рассказать, как появился Analogy Records?
— Я звукоинженер, музыкант и продюсер, имеющий собственную студию, и я всегда старался добиться лучшего звучания записей для понадеявшихся на меня артистов. В последнее время, к сожалению, я начал замечать растущую пропасть между качеством моих записей (а также моим вкладом в оборудование и обучение) и тем, какие способы люди используют для того, чтобы слушать музыку: они ее «слышат», но не «слушают». И поэтому я решил, что предложу свои труды более требовательной аудитории — аудиофилам, а использовать для этого буду наилучший аналоговый носитель — магнитную ленту.
— Формат совершенно очевидно объясняет смысл лейбла, но не могли бы вы рассказать об основных особенностях Analogy Records?
— Analogy Records — бренд старой школы, мастеровой лейбл. Мы предпочитаем все акустические жанры, от джаза до мировой музыки, классики, фолка и акустического попа. Мы ищем интересных, разговорчивых исполнителей и работаем с ними в студии. От других лейблов, издающих записи на лентах, нас отличает то, что мы создаем «студийные оригинальные мастер-ленты», а не копии существующих мастеровых изданий.
Наш лейбл — для аудиофилов, что подтверждает наша кастомная линейка Premium Line, но также у нас есть альбомы в версии Basic Line для тех, кто наслаждается музыкой с магнитных лент, но не имеет высококлассного оборудования.
— Выпустить такой релиз наверняка сложнее, чем какой-нибудь более привычный. Можете рассказать поподробнее?
— Это долгий процесс, который начинается с подбора исполнителя, с ним мы обговариваем проект, сделку и дату записи. У артиста будет достаточно времени на подготовку перед тем, как он начнет запись, и это очень важно. Артисты не должны чувствовать приближение дедлайна: рабочий процесс должен проходить в спокойной, креативной атмосфере — а это сейчас встречается крайне редко.
Параллельно с записью мы собираем факты биографии, делаем фотографии и все остальное, что необходимо для буклета, пресс-релизов и прочих печатных вещей, которые получат наши премиальные клиенты.
Затем мы переходим к сведению. Процесс автоматизирован и записывается в мультитрековую систему студии, после чего альбом готов к записи на ленту. Когда вся полиграфия отпечатана, альбом отправляется в продажу.
— Учитывая то, что формат — это основа всего лейбла, не могли бы вы объяснить, почему вы так акцентируете внимание на релизе оригинальных мастеровых записей? В чем польза для слушателя?
— Мы можем выпускать мастеры, потому что рекорд-студия — часть лейбла, и потому что мастеры — чистейший источник аналогового звучания. Это оригинальный носитель, с которого печатали винил.
У мастеровой записи очень много преимуществ по сравнению с копией:
1. Нет артефактов, которые получаются при копировании (шумов и вибраций).
2. Ленты не лежат годами на полках, их делают по заказу и высылают в тот же день, когда они готовы.
3. При сведении альбома в день поступления заказа мы можем изменить эмульсию на пленке, формат, скорость и АЧХ, добившись полной совместимости с любым проигрывателем.
— А почему же ленты — «чистейший источник аналогового звучания»?
— У ленты нет артефактов винила, но основной момент, о котором знают только звуковые инженеры — это то, что у ленты нет ограничений при сведении.
Давайте объясню: если альбом выходит на виниле, то инженер, сводящий его, должен следовать некоторым правилам. Низкие частоты должны быть в моно-режиме ниже определенной частоты, не должно быть противофаз, а также есть ограничение на число высоких частот. С магнитной лентой такого нет, и поэтому низкочастотные звуки можно писать в стерео, осторожно использовать противофазу для того, чтобы расширить сцену — без ограничений. И вы просто можете создать более интересную и эмоциональную запись.
— Для того, чтобы приобрести себе бобину и слушать ее, нужно особым образом относиться к звуку такого уровня. Кто ваши клиенты?
— Мы можем удовлетворить желания любых владельцев бобинников. От аудиофила, который жаждет премиального продукта и которым мы предоставляем уникальные возможности, выходящие за рамки простого прослушивания (например, запись приватного выступления), и до фанатов ленточных магнитофонов с серийными устройствами, ну, и для всех, кто между ними.
— В онлайн-магазине Analogy Records каждый релиз можно кастомизировать (по параметрам скорости, формата, ленты и так далее). К чему это?
— В некоторых странах чаще встречаются проигрыватели с выравниванием CCIR, в других — с NAB, плюс бобинники отличаются друг от друга по скорости, формату и другим свойствам. Мы можем порадовать обладателя любого бобинника, создавая ленты на заказ, а не забивая полки на складе.
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", сентябрь 2016 г. www.stereo.ru
Какого класса, производителя лент применяется запись, и источники записи?