О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Домашний кинотеатр: Альтернатива «большому киноэкрану»
Навигация по компонентам для домашнего кинотеатра
Сегодняшний материал мы посвятим теме домашних кинотеатров – кому стоит задуматься над их приобретением, что надо знать о развитии «домашних» кинотеатральных технологий и, самое главное, как и в чем домашние кинотеатры отличаются от их «больших» собратьев. Чтобы разобраться в этом, мы пообщались с Керимом Татевяном, экспертом в области проектирования систем домашнего кинотеатра.
Домашние кинотеатры и большие кинозалы
Важно начать с того, что домашние кинотеатры и их «большие братья» состоят в родстве, но несколько более отдаленном, чем это кажется. На первый взгляд, передовые технологии кинотеатрального звука создаются компаниями исключительно для больших кинозалов, а потом в сильно урезанном виде переходят в формат домашней техники.
Такое мнение формируется в том числе под влиянием того, что компании, работающие в этой сфере (например, Dolby), формально не делают различий между профессиональной и бытовой аппаратурой, ставя на нее свой лейбл.
Взять к примеру Dolby Atmos: поскольку об этой технологии часто говорят исключительно в контексте «большого» кино, у пользователей может возникнуть скептическое отношение к ее «домашней» версии (и вообще к возможности воспроизведения звука в подобном формате дома). Однако все крупнейшие производители электроники уже продают ресиверы с декодированием дорожки Dolby Atmos. А многие производители акустических систем выпускают и специальные колонки, которые работают на отражение от потолка и призваны дополнить уже существующие у людей системы окружающего звучания в полном соответствии с требованиями Atmos.
В вопросах качества звучания домашние технологии не догоняют кинотеатральные: они просто другие. И разница между продукцией под тем же лейблом Dolby Atmos для больших кинозалов, и домашней аппаратурой очень велика – и речь не об «ущербности» домашней техники, а о том, что с «профессиональной» ее сравнивать будет просто некорректно.
К примеру, профессиональный процессор для кинозалов Atmos – Dolby СP850 стоит миллион рублей и может «показать» звуковой объект через 64 канала, создавая одинаковый эффект для каждого зрителя, на каком бы кресле в кинозале он ни сидел. Домашние процессоры намного слабее, но и помещения, которые они должны озвучить, меньше, и зрительские места в домашней обстановке установлены более или менее компактно. Так что эффект «погружения» достигается в домашней системе весьма убедительно.
Что касается видео, то многие современные проекторы ведущих производителей показывают картинку ничуть не хуже, чем в кинотеатре. И да, в вопросе воссоздания «кинотеатральной» картинки без проектора и экрана будет не обойтись:
Это и в привычке (мы с детства смотрим большое кино на экране) и в природе зрительного восприятия. Человек видит предметы в отраженном свете. Крайне мало вещей излучают свет сами. Телевизор – одна из них.
К тому же и с экономической точки зрения комбинация проектор/экран выгоднее, чем большая ТВ-панель при том, что даже дорогая панель – всего лишь начальный размер для проекционного киноэкрана. Вопрос лишь в правильной настройке, поэтому, чтобы добиться качества воспроизведения, сравнимого с картинкой в кинозале, необходимо либо самостоятельно погружаться в изучение предмета, либо довериться специалистам, которые помогут установить и настроить систему.
Итог: кинотеатральные технологии для дома не «догоняют» возможности больших кинозалов, а скорее движутся параллельно с ними. При этом и в домашних условиях у пользователя есть возможность воссоздать картинку и звук, не уступающие «большому» кинотеатру – при наличии опыта и времени на погружение в тему или (еще лучше) под руководством специалиста.
Ограничения и возможности домашних кинотеатров
И тем не менее, говорить о том, что создать домашний кинотеатр можно с легкостью в любом помещении, не совсем верно. Ведь даже в загородных домах самое распространенное место для кинозала – это подвал, место, которое естественным образом звукоизолировано, так как окружено капитальными стенами. И тем не менее, даже в этом случае часто приходится предпринимать дополнительные меры для того, чтобы звук не выходил за пределы кинозала. Жителям многоэтажек в этом отношении сложнее:
В городской квартире на пути к реалистичному звуковоспроизведению будут стоять ваши соседи. И если вы не хотите, чтобы на ваших киносеансах присутствовал участковый, запланируйте большую часть бюджета на проведение общестроительных работ, направленных на снижение звукопроницаемости стен пола и потолка. Придется пожертвовать частью площади комнаты, но если вы настоящий энтузиаст кино, это вас не остановит.
Еще один важный момент организации пространства – возможность затемнения комнаты, где оборудован кинотеатр. Здесь для любителей кино тоже нет никаких преград – примерно в равной степени подойдут и плотные гардины, и (для энтузиастов) специальные ролл-шторы, управляемые с пульта.
Керим подчеркивает: на пути того, кто задался целью «собрать» домашний кинотеатр, интересных решений будет больше, чем проблем, даже несмотря на текущее изменение цен. С одной стороны, после скачков курса цены на технику действительно выросли, с другой, развитие кинотеатральных технологий обеспечило за эти деньги качество звука и картинки, обходившееся раньше намного дороже.
Поэтому при формировании своей системы «с нуля» стоит учитывать, что «погружающие форматы» (как мы обсудили выше) – это реальность:
Если вы планируете покупку сейчас, обязательно выбирайте ресивер или процессор c возможностью воспроизведения Dolby Atmos, DTS:X или Auro3D. Если бюджет «поджимает», то колонки для высотных каналов можно будет докупить потом.
Итог: если вы задумались о покупке домашнего кинотеатра, обратите внимание на «погружающие» технологии – это «второе дыхание» всей индустрии, в которой довольно давно ничего нового не появлялось. Тип жилплощади для любителя кино не должен быть сдерживающим фактором – конечно, в квартире больше ограничений, чем в частном доме, но и их можно обойти, если грамотно распланировать бюджет и позаботиться не только о технике, но и об оборудовании помещения. Если сейчас ваш бюджет не позволяет вам собрать желаемый «сет», ограничьтесь достаточным минимумом: тут важно предусмотреть наличие необходимой инфраструктуры для его расширения.
Новые старые технологии
Разумеется, у рачительных киноманов остаются сомнения по поводу того, стоит ли вкладываться в дорогостоящую технику сейчас – ведь не исключено, что на смену ей придет принципиально новый формат, и все текущие улучшения окажутся устаревшими. Керим относится к этим настроениям философски:
Технологии не устаревают так быстро, чтобы стать препятствием на пути человека, который хочет смотреть кино у себя дома с высоким качеством. Технические параметры современного проектора удовлетворяют практически всем требованиям существующих, замечу отдельно, «массовых» форматов. Я думаю, нашим зрителям наплевать, что японская NHK начала трансляции спортивных мероприятий в 4К и активно внедряет 8К.
Конечно, как отмечает Керим, современные «погружающие» технологии произвели определенные подвижки в среде кинотеатральной техники, сделав привычные «окружающие» форматы «менее модными». Однако современный рынок еще не насыщен привычными нам форматами воспроизведения видео, а новые технологии, хоть и отличаются от техники предыдущего поколения, но не превращают ее в безнадежно устаревшую.
Кроме того, «дорастить» собственную систему до того же Dolby Atmos можно, и не меняя всю систему целиком: достаточно заменить ресивер (не самая дешевая часть сета, но все же не такая дорогая, как полностью новая система). С колонками будет намного проще: если у вас свободно стоящий в комнате комплект – то можно докупить специальные модули, использующие отраженный от потолка звук, для создания высотной составляющей Atmos.
Их выпускает все большее количество производителей акустики. Таких модулей понадобится как минимум два. Если же у вас встроенная система, то каким-то образом придется добавить на потолок 2 или 4 дополнительных колонки – с учетом проводки и перенастройки системы без участия специалистов тут не обойтись.
Керим выделяет несколько наиболее распространенных типов киноманов: для кого-то домашний кинотеатр – полноценная альтернатива публичному. Такие киноманы не рассматривают поход в «большой» кинотеатр как потенциально интересный вариант времяпровождения.
Однако гораздо чаще встречаются те, кто смотрит кино и на большом экране, и в хорошем качестве дома: в кинозал такие люди идут на громкие премьеры, а для дома отбирают только полюбившиеся фильмы. А есть те, кто вполне доволен просмотром кино с планшета или с ноутбука и в кино не ходит, и домашний кинотеатр не покупает. Но наша индустрия работает не для них.