История аудиоаппаратуры класса High-End

Аудиоаппаратура класса High-End начала появляться [в США] еще в годы окончания Второй мировой войны, но приобрела популярность только после конца Корейской войны. Многие ветераны воспользовались преимуществами службы и потратили свои GI Bill на изучение электроники.

Вооружившись своими новообретенными знаниями, они начали собирать собственные системы воспроизведения музыки – так началось повальное увлечение высококачественным и детальным звуком (кое-кому даже удалось основать свой бизнес).

В конце 40-х – начале 50-х годов системы воспроизведения звука представляли собой или аудиоконсоли, или напольные радио. Такие установки стоили очень дорого, а их производители больше внимания уделяли дизайну деревянных корпусов, чем внутренней начинке. Компонентные аудиосистемы встречались крайне редко, и в них разбирались только самые увлеченные меломаны и профессиональные установщики оборудования.

В радиомагазинах в основном продавались детали для элементов аудиосистем, но многие компании, например, Acrosound, Dyna, Heath, Allied и H.H. Scott, производили как комплектующие, так и готовые продукты.

Электроника для меломанов в 40-х и 50-х годах

Люди, жившие в конце 40-х и начале 50-х годов, были сильно ограничены в выборе Hi-Fi-системы. Первый усилитель мощности McIntosh появился на рынке в 1949 году – им стал 50W-1, разработанный Фрэнком Макинтошем (Frank McIntosh) и Гордоном Гоу (Gordon Gow). 50W-1 удалось удовлетворить желания потребителей – это был высокомощный усилитель с низким уровнем искажений, способный работать на высокую нагрузку. Многие из ранних ламповых усилителей McIntosh создавались для медицинских и индустриальных нужд, а не для воспроизведения звука.

Большинство производителей аудиооборудования начала 50-х годов прекратило свое существование или было куплено другими компаниями. Pedersen Electronics – яркий тому пример. В 50-х годах компания Pedersen производила весь спектр аудиокомпонентов: тюнеры, предусилители и усилители мощности.

Несмотря на броский рекламный слоган «PDQ – Pedersen Denotes Quality» («Pedersen означает качество»), после 1959 года их продукция более не появлялась в ежегодных обзорах специализированного журнала Audio Magazine. За все то время, которое я посещал «блошиные рынки» и ходил на встречи клуба радиолюбителей, мне ни разу не попалась продукция Pedersen. Редкость товара с точки зрения производителя не относится к его достоинствам.

Первым продуктом Саула Маранца (Saul Marantz) стало устройство Audio Consolette за $143,50, вышедшее на рынок в 1955 году. В журнале Audio Magazine о приборе написали следующее: «Он не только выдает невероятно качественный звук, но и является прекрасным примером грамотной разработки и сборки». В нем использовались два отдельных фонокорректора с большим коэффициентом усиления и 36 кривыми эквализации.

Хермон Хосмер Скотт вступил в игру в 1947 году. Первым продуктом его компании H.H. Scott стал «Динамический шумоподавитель». Он произвел революцию в радиовещании, поскольку дал возможность воспроизводить виниловые пластинки со скоростью вращения 78 об/мин без тресков и других помех, сильно сказывавшихся на качестве звучания радиоприемников того времени. Скотт продолжил выпускать шумоподавители вплоть до 1956 года – последним устройством стала модель 114А.

Fisher Radio Co. много лет соперничала с H.H. Scott. Её создатель Эвери Фишер (Avery Fisher) основал Fisher Radio в 1945 году. Сегодня Фишер более известен своей благотворительной деятельностью (например, пожертвованиями для Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке), нежели техническими заслугами, однако за время его правления Fisher Radio оставалась лидером на рынке вплоть до 1969 года, пока не была куплена японским производителем электроники Sanyo.

При создании своих первых продуктов Harman Kardon уделяла больше внимания стилю, чем высоким технологиям. Устройства хорошо продавались благодаря своим съемным передним панелям, доступным в огромном количестве разнообразных цветов. Однако это было задолго до найма Сидни Харманом (Sidney Harman) Стью Хеджмана (Stu Hegeman) в качестве ведущего инженера и до рождения линеек устройств Award Series и Citation. Ценители Citation жаждали приобрести все пять моделей линейки. Model I – это предусилитель, Model II – усилитель мощности, Model III – тюнер, а Model IV и Model V – это предусилитель и усилитель мощности соответственно.

По другую сторону Атлантического океана [в Великобритании – прим. пер.] в 1934 году появилась компания Leak. В 1946 году Leak представила свой первый усилитель мощности Type 15, ставший результатом военных исследований – он имел отрицательную обратную связь. Вскоре его заменила крайне успешная модель усилителя TL/12, которую Leak производила многие годы.

Еще одна британская компания – это Quad, основанная Питером Уолкером (Peter Walker) в 1936 году. Сегодня она наиболее известна своими аудиоколонками, но первым её продуктом был усилитель Quad 1. Первые колонки Quad выпустила лишь в 1956 году – это были легендарные ESL57, производимые 28 лет.

Громкоговорители 50-х годов XX века

В 1950 году лидером на рынке громкоговорителей была компания Bozak. Bozak продавала акустику полного диапазона Kettle Drum, которая получила свое название из-за своей формы (колонки были похожи на литавры) [kettle drum – литавры – прим. пер.] и способности точно передавать звук барабанов. Bozak также выпустила линейку компонентных колонок, куда входила модель B-100 (два динамика высоких частот) и модель B-199 (средние частоты и бас).

В начале 50-х годов с Bozak конкурировали несколько компаний, которые до сих пор производят аудиооборудование. В 1950 году Altec Lansing производила собственные драйверы. В их каталоге можно было найти многосекционный драйвер полного диапазона 603B, двухполосный динамик 604B, 12-дюймовый драйвер полного диапазона 600B, 8-дюймовый драйвер полного диапазона 400B и различные корпуса, разработанные, чтобы вмещать в себя все эти устройства.

В 50-х годах была еще одна компания, которая занималась производством аудиокомплектующих – это компания Jensen. В рекламе коаксиальных динамиков H-510 за $135 звучали следующие слова: «Специальные диффузоры, воспроизводящие широкий диапазон частот и удивительно точно передающие верхний спектр». В линейке Jensen можно было найти коаксиальные динамики K-410 ($94.25) и K-310 ($56.25), а также одиночные драйверы полного диапазона, размеры которых варьировались от 5 до 15 дюймов. Jensen также выпускала «контрольную сеть» (устройство, которое мы сегодня называем активным кроссовером) A-110 и продавала её за $26,50.

Среди компаний, производящих аудиоборудование, были и те, которые специализировались на производстве корпусов, предлагая свою продукцию меломанам, не способным изготовить их [корпуса] самостоятельно. Karlson Associates (Бруклин, Нью-Йорк) выпускала корпуса для 15-ти, 12-ти и 8-дюймовых драйверов. Напольный кейс для 12-дюймовых динамиков имел три форм-фактора разной высоты, чтобы его можно было использовать в качестве кофейного столика.

На раннем этапе индустрия Hi-Fi-звука развивалась невероятно стремительно. Компания University, которая специализировалась на аудиокомпонентах, а не на готовой аппаратуре, расширила свою линейку драйверов от пяти вариантов в 1950 году до 35 в 1952 году. University выпускала весь спектр устройств от громкоговорителей до динамиков полного диапазона, а также кроссоверы и коаксиальные динамики. Продукты University обычно были менее дорогими по сравнению с продукцией конкурентов, потому их часто можно было встретить как OEM-оборудование во многих винтажных музыкальных усилителях.

В Англии компания Lowther Speaker Company выпускала драйверы Type P.M.2, которые имели частотный диапазон от 18 Гц до 20 кГц и стоили всего $135. Lowther также выпускала Horn Cabinet – угловой корпус, форма которого напоминала трактрису. При его стоимости в $225, я подозреваю, что владельцы динамиков Lowther делали (и делают) свои собственные корпуса.

Другая достойная упоминания британская компания Tannoy в 1952 году уже импортировала свои 12-дюймовые и 15-дюймовые динамики Dual Concentric в Соединенные Штаты. Имея номинальный импеданс в 15 Ом, динамики Tannoy легко работали с небольшими усилителями на ламповых триодах, которые в то время были наиболее распространены.

В 1956 году произошло расширение рынка – Stephens Trusonic выпустила «двухголосые» коаксиальные динамики и многодрайверные системы. 206AXA за $133,50 был самым передовым драйвером Stephens и имел парные катушки и магнит Alnico V весом 7,5 фунтов (3,5 кг). Наиболее сложная система Stephens имела стоимость $269,25 – это была 803 модель, которая содержала один высокочастотный драйвер #216, два низкочастотных драйвера 103LX, высокочастотный многосекционный громкоговоритель 824H и электронный кроссовер 800X.

Acoustic Research, наиболее известная как AR, начала свою деятельность с создания прототипа динамика с «акустическим подвесом», который был собран вручную на кухне Эда и Розмари Вильчур. Прототип был представлен в октябрьской статье (1954 год) журнала Audio под заголовком «Revolutionary Loudspeaker and Enclosure» («Революционный динамик и корпус»), которую написал сам Эдгар Вильчур (Edgar M. Villchur). В конце статьи он указал следующий адрес: «Acoustic Research Inc., Маунт-Оберн-стрит 23, Кембридж, Массачусетс».

Так зародилась новая эра динамиков с «акустическим подвесом», то есть динамиков в закрытом корпусе: они произвели революцию, быстро превзойдя любые другие варианты исполнения колонок, известные индустрии в середине 50-х годов. Однако такая конструкция требует гораздо большей мощности, по сравнению с динамиками открытого типа и громкоговорителями типа «горн».

Вместо 5-ваттного усилителя на ламповых триодах динамикам в закрытом корпусе требовался 35-ваттный (если не больше) ультралинейный усилитель. Как быть? Ответить на этот вопрос помогли транзисторные усилители. С помощью транзисторов производителям электроники удалось создать усилители, обладающие гораздо большей выходной мощностью, чем ламповые.

Компания KLH была основана Генри Клоссом (Henry Kloss), Малколмом Лоу (Malcolm Lowe) и Эйбом Хоффманом (Abe Hoffman) в 1957 году – все они когда-то работали в AR. Эд Вильчур, руководитель компании AR, как-то сказал, что Генри Клосс «всегда обладал задатками президента». Трио осталось в хороших отношениях с Вильчуром, потому им было дано разрешение использовать акустическую подвеску AR и твитер с купольной мембраной в своих продуктах.

Ранние аудиосистемы 60-х годов

В 60-х годах XX века появилось несколько важных технических инноваций, которые серьезно повлияли на развитие домашних развлекательных систем. Стерео, которое только-только зарождалось в конце 50-х годов, стало основным музыкальным форматом, во многом благодаря появлению виниловых пластинок, способных воспроизводить длинные записи, и FM-радио.

Катушечные магнитофоны, которые в конце 50-х годов меломаны использовали для того, чтобы наслаждаться стереозаписями, ушли в небытие с совершенствованием виниловых проигрывателей, тонармов, картриджей и FM-тюнеров. Количество записей для катушечных магнитофонов становилось все меньше.

Самые первые стереорадиотрансляции были проведены еще в конце 50-х годов, но это были лишь эксперименты. Чтобы послушать эти программы, вам нужно было настроить один канал приемника на FM-станцию, а другой на AM-станцию. Скотт сделал двухполосный тюнер (330 модель), который можно было настроить подобным образом – левый канал воспроизводил аудио из FM-диапазона, а правый из АМ-диапазона. Первые истинные FM-тюнеры, использовавшие многоканальные системы стереокодирования, появились на рынке только в 1962 году.

Когда стереорадиотрансляции стали нормой, рынок FM-тюнеров начал расти в геометрической прогрессии. Появился совершенно новый продукт – ресивер. Устройство включало в себя тюнер, предусилитель и усилитель мощности. Ресивер был проще в изготовлении и удобнее по сравнению с компонентными системами, потому быстро занял лидирующее положение на рынке. К концу 60-х годов компонентные системы собирали только ярые меломаны и профессиональные аудиоинженеры.

В 60-х годах транзистору удалось обойти вакуумные лампы. Японские компании по производству Hi-Fi не добились многого с ламповыми устройствами — успех им принесли транзисторы. Компании Pioneer, Yamaha, Sony, Sherwood, Kenwood и Sansui вышли на рынок США с продуктами, чьи параметры в значительной степени превосходили параметры ламповых устройств, производимых в Штатах.

Сейчас мы знаем, что при оценке параметров использовался коэффициент гармонических искажений, и не оценивался вклад отдельных гармоник, иначе было бы видно, что характеристики искажения нечетных гармоник ранних транзисторов имеют худшую форму, чем у ламп. Многие меломаны перешли на электронную аппаратуру с твердотельными элементами и обнаружили, что качество звука изменилось незначительно.

Несмотря на неочевидные недостатки транзисторов, к 1963 году многие фирмы (даже ярые приверженцы ламповой электроники) представили на рынке свои устройства с твердотельными элементами. Harman Kardon, рекламируя свой первый твердотельный предусилитель Citation A, разработанный Стью Хеджманом, использовала следующий слоган: «Правильный качественный звук» (я всегда считал, что его придумал сам Стью).

У меня был такой предусилитель. Он не был чем-то поразительным. Однако должен отметить, что Citation A обладал удивительной компоновкой схем, благодаря которой можно было вынуть плату из основного шасси и легко заменить неисправные транзисторы (первое время их было слишком много).

С транзисторами и ресиверами родился так называемый Mid-Fi-рынок. Такие магазины, как Harvey's Electronics, The Audio Exchange и Sam Goody's, размещали рекламы готовых стереосистем в развлекательных секциях New York Times. Те системы состояли из винилового проигрывателя, картриджа, ресивера, колонок и кабелей для их соединения и стоили $299, $399 или $499.

Я купил свою первую стереосистему в магазине Sam Goody's. Твердотельный ресивер H.H. Scott вышел из строя всего через пять минут. Я сдал его обратно в магазин, и продавец заменил его на Harman Kardon Nocturne, который был со мной все время, пока я учился в колледже. У всех моих друзей и знакомых было что-нибудь подобное. «Вертушки» Garrard, картриджи Pickering и динамики AR-4x интенсивно перемещались из комнаты в комнату, из дома в дом.

Ранние High-End-компании и меломанские бренды

Хотя огромное количество компаний в этот период исчезали под наплывом бюджетной иностранной электроники, несколько американских производителей смогли закрепиться на рынке. Джо Градо (Joe Grado), основавший Grado Labs, был и остается единственным в своем роде изобретателем, оперным певцом и разработчиком аудиоаппаратуры. Он создал фонокартриджи, тонармы, наушники, микрофоны и «вертушки».

Еще одной фирмой стала Janszen Acoustics – ей управлял гений аудиоразработки Артур Янсен (Arthur Janszen), разработавший электростатический динамик.

Джулиус Футтерман (Julius Futterman) имел меньше всего шансов остаться в сфере аудиоразработок, однако его продукция производилась более 15 лет. OTL-усилители Футтермана стали культовыми среди владельцев Quad, таких как Харви Розенберг (Harvey Rosenberg), который позднее использовал разработки Футтермана в New York Audio Labs.

Энтузиасты и коллекционеры могут спорить, но McIntosh, Marantz, Scott, Fisher, AR, KLH и Dyna – это модели компаний производителей, на ошибках (и успехах) которых можно учиться. Компании Marantz и McIntosh доказали, что производители High-End-аудиоаппаратуры могут развиваться, но оставаться верными своей миссии и клиентам.

Эту статью прочитали 20 040 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
16 мая 2020, 14:40
Wladimir (Гость)
Cтатью переводил Google переводчик? есть моменты, где абсолютно неправильно перевели))
17 мая 2020, 18:45
Николай Матвеев (Аудиомания) Специалист по портативному Hi-Fi оборудованию
Здравствуйте, Владимир!

Если вы нашли какие-то ошибки в данной статье, то сообщите нам, мы проверим и поправим. Спасибо!
11 февраля 2019, 18:54
Audioamateur (Гость)
Где Electro-Voice , где Klipsch ?
Написать свой комментарий