О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2562Музыкальные и кинообзоры621Глоссарий
DALI
Название компании DALI не имеет ничего общего с сюрреализмом. Оно является аббревиатурой: DALI - это Danish Audiophile Loudspeaker Industries (Датское Производство Аудиофильской Акустики). Эта скандинавскаяя компания была основана в 1983 году, и основной идеей при её создании была следующая: покупателям нужно правильное сочетание размера, формы, качества звучания и цены. Такого сочетания, по мнению основателей DALI, имеющиеся на рынке бренды предложить не могли. Следовательно, целью компании DALI стало создание громкоговорителей с превосходным натуральным звуком по оправданной цене.
Подробнее о бренде DALIОбзоры товаров под маркой DALI (104)Официальный сайт DALIwww.dali-speakers.com
Напольная акустика DALI Rubicon 5, обзор. Журнал "Stereo & Video"
Даже на средней громкости уровень и плотность баса настолько ощутима, что не возникает желания поднимать громкость. Возможно, кому-то покажется, что низкие частоты модель излишне выпячивает. Однако у нас такого ощущения не осталось, поскольку бас не отрывается от основной темы композиции, а гармонично и весомо ее дополняет. Колонки оставили исключительно положительные ощущения и желание переслушать свою музыкальную коллекцию еще раз с «настоящим» басом.Красиво, как и всегда у DALI, была названа новая линейка акустических систем Rubicon. Это слово означает условную границу, за которой возврат обратно уже невозможен. Для аудиофилов это означает продукт, задающий новый уровень качества звуковоспроизведения.
Новая серия Rubicon практически ничего не привнесла нового в традиционный дизайн колонок DALI. Легко узнаются строгие прямоугольные корпуса, коричневые диффузоры и гибридный твитер. |
Для датской компании DALI линейка Rubicon значима не только своим символичным названием, но и определенной суммой технологий, которая подытоживает многолетние достижения компании. Что характерно, изначально дорогие и технически сложные решения пересматриваются, попутно с удешевлением оптимизируются полезные качества, и результирующий продукт становится максимально конкурентоспособным на мировом рынке аналогичных систем. На таком же принципе некоторые компании строят одни из самых бюджетных своих линеек, постоянно подстегивая конкурентов. Колонкам Rubicon до бюджетного сектора далековато. Они скорее условно обозначают границу между Hi-Fi- и High-End-решениями.
Как уже можно догадаться, колонки Rubicon созданы не с «нуля». Свою технологическую часть они унаследовали у флагманской линейки Epicon, а дизайн выполнен по образцу модели Mentor Menuet. Главным стержнем новой линейки является Linear Drive System (линейная подвижная система), основанная на магнито-мягком материале (SMC) для магнитной системы. Эта находка инженеров DALI успешно опробована в колонках Epicon, и теперь призвана существенным образом улучшить качество звучания моделей Rubicon.
Модель Rubicon 5 представляет собой младшую напольную АС в линейке. Ее корпус не толь- ко ниже остальных напольных моделей этой линейки, но и меньше по ширине, несмотря на такой же размер НЧ-динамика. Дизайн модели ми-нималистичен — никаких отвлекающих взгляд деталей. Тем не менее приятно выглядят немного выгнутые передние и задние стенки корпуса. Они создают ощущение прочного, инертного корпуса. И, надо признать, даже когда колонка на высокой громкости расправляется с мощным басом, вибрация корпуса совсем незначительна даже на больших и плоских боковых стенках. Это означает, что корпус укреплен очень основательно. Подиума для колонок не предусмотрено. Вместо него на днище устанавливаются четыре небольших металлических опоры, в которые вкручиваются стандартные шипы. Все излучатели Rubicon 5 максимально приближены друг к другу, что помогает добиться слитного и сфокусированного звучания с наиболее точной локализацией. Порт фазоинвертора размещен на задней стенке корпуса. Фирменный гибридный твитерный модуль был доработан. Купольный твитер получил более легкую звуковую катушку. Ленточный твитер обеспечивает хороший запас на высоких частотах (до 34 кГц). На гибридный твитерный модуль отводится 1,5 полосы. Полосу СЧ/НЧ воспроизводит 165-мм динамик с фирменным коричневым диффузором из древесных волокон. Легкий и жесткий, с неравномерной внутренней структурой, он уходит корнями также в серию Epicon. Двигаться легко и равномерно ему помогает новый мягкий резиновый подвес с низкими потерями, разработанный специально для линейки Rubicon. Особое внимание уделено магнитному сердечнику, рядом с которым движется звуковая катушка. Он выполнен из порошка магнитного материала с непроводящим ток покрытием. Таким образом исключаются паразитные вихревые токи, вызывающие гармоники третьего порядка, что уменьшает результирующие искажения звукового сигнала. Медный колпачок с продольными прорезями, одеваемый на сердечник, более аккуратно контролирует индуктивность звуковой катушки. Прочная алюминиевая корзина обеспечивает жесткость и инертность динамика, а также позволяет воздуху беспрепятственно двигаться за диффузором. Порт фазоинвертора оптимизирован для минимизации турбулентности воздушного потока и точной временной синхронизации с басовым динамиком. Две пары фирменных клемм в тщательно изолированных колпачках позволят без труда использовать любые подключения, включая bi-wiring и bi-amping.
Красиво, как и всегда у DALI, была названа новая линейка акустических систем Rubicon. Это слово означает условную границу, за которой возврат обратно уже невозможен. Для аудиофилов это означает продукт, задающий новый уровень качества звуковоспроизведения.
Фирменные клеммы DALI с надежной изоляцией не только самих ручек, но даже перемычек. |
Колонки играют очень собранно, мощно, полностью выкладываясь в наиболее эмоциональные моменты. Несмотря на это, музыкальный материал подается легко и прозрачно, без какого-либо напряжения. Низкие частоты разборчивые и плотные, ощутимые непосредственно телом. Колонки стараются переносить музыкальную мысль на повышенные тона в эмоциональное русло. Особенно это ощущается на громкости выше средней. При этом уделяется меньше внимания мелким, тихим деталям. Верхний регистр очень чист, воздушен, но капельку жестковат. Едва заметны неровности чувствительности на верхних средних частотах и в верхнем басу. Однако все эти незначительные недостатки с лихвой перекрываются великолепной, динамичной подачей баса. Ведь как обычно бывает: мы машинально стараемся увеличить громкость, когда нам не хватает музыкальной основы (уровня низких частот), но попутно мы увеличиваем уровень средних и высоких частот, которые начинают давить на уши, а баланса с басом все равно не наступает. Здесь такой проблемы не возникает. Даже на средней громкости уровень и плотность баса настолько ощутима, что не возникает желания поднимать громкость. Возможно, кому-то покажется, что низкие частоты модель излишне выпячивает. Однако у нас такого ощущения не осталось, поскольку бас не отрывается от основной темы композиции, а гармонично и весомо ее дополняет. Более того, на акустической музыке басовитость колонок почти не ощущается. Более всего и во всей красе он проявляет себя в современной электронной музыке. Для этого у него есть все скорость, вес, глубина, разборчивость. Правда, на высокой громкости разборчивость несколько снижается. С другой стороны, модель очень сбалансированно и детально играет на низкой громкости. Спокойные Ambient-композиции передаются во всех деталях и с красивыми пропорциями. Колонки оставили исключительно положительные ощущения и желание переслушать свою музыкальную коллекцию еще раз с «настоящим» басом. Вот только записанные с посредственным качеством композиции звучат не так, как хотелось бы. Разница в качестве музыкального материала на этих колонках ощущается хорошо.
График АЧХ |
График КНИ |
График импеданса |
ДАННЫЕ STEREO&VIDEO
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Октябрь, 2014.
- Средний КНИ
100 Гц — 20 кГц, 94/88/82 дБ 0,14/0,11/0,15%
40—100 Гц, 94/88/82 дБ 0,69/0,38/0,38%- Чувствительность на 1 кГц 84,51
- Нижняя граничная частота (-10 дБ) 48 Гц
- Неравномерность АЧХ
100 Гц — 20 кГц ±2,93 дБ
160—1300 Гц ±0,45 дБ
1300 Гц — 20 кГц ±2,85 дБ
300 Гц — 5 кГц ±0,91 дБ- Средняя неравномерность (угол 30°) ±1,34 дБ
- Дисбаланс (160—1300 Гц) -0,26 дБ
- Дисбаланс (1300 Гц—20 кГц) 3,76 дБ
- Дисбаланс (угол 30°) 0,20 дБ
- Импеданс
среднеквадратичное отклонение 3,41 Ом;
среднее значение 7,60 Ом;
максимальное значение 23,90 Ом;
минимальное значение 4,97 Ом
КОММЕНТАРИЙ
АЧХ модели ровная. Чувствительность и диаграмма направленности рассчитаны так, что наиболее равномерный частотный отклик получается на 30°, то есть когда колонки расположены перед слушателем строго параллельно. Уровень низких частот на слух'заметно выше, чем это можно видеть на графике АЧХ. КНИ остается ниже 1% начиная с 40 Гц. На малой громкости КНИ не выходит за пределы 5% даже на 20 Гц. Импеданс ведет себя вполне нормально, по большей части оставаясь в рамках 5-9 Ом.
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", ноябрь 2014 г. www.stereo.ru