О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2586Музыкальные и кинообзоры625Глоссарий
Denon
Компания Denon имеет за плечами огромный опыт – ведь её история началась в 1910 году. Уже в 1951 первой из японских компаний, производящих аудиоаппаратуру, она стала продавать долгоиграющие пластинки. В начале 70-х годов Dеnon разработал и изготовил первое в мире пригодное для практического использования устройство цифровой записи РСМ сигнала, а в 1972 году выпустил первые в мире долгоиграющие пластинки с цифровой записью.
Подробнее о бренде DenonОбзоры товаров под маркой Denon (343)Официальный сайт Denonhttps://www.denon.com/en
Портативная акустика Denon Envaya, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"
Понятно, что без цифровых обработок здесь не обошлось — согласно документации, аппарат оснащён DSP, на основе которого реализуются три технологии: MaxxBass — создаёт виртуальный сабвуфер, излучающий басы на полторы октавы ниже граничной частоты драйверов, MaxxTreble — улучшает разрешение на высоких, Maxx3D — формирует объёмную звуковую сцену. К подобным «супертехнологиям» отношусь скептически, но должен признать, что здесь они эффективны и полезны.Человек существо противоречивое. В толпе себе подобных он ищет уединения и потому отгораживается от внешнего мира музыкой в наушниках, но вместе с тем не выносит одиночества и предпочитает развлекаться в компании друзей — тоже под музыку, но уже общую для всех. Неудивительно, что вслед за взрывным ростом популярности мобильных устройств и головных телефонов последовал столь же бурный интерес к портативной акустике с беспроводными интерфейсами — чтобы можно было взять с собой на пикник или прогулку в лесу Впрочем, для массовой популярности мало одних лишь портативности и отсутствия проводов — такая техника должна быть не очень дорогой, простой в использовании и к тому же прилично играть.
Надо сказать, что потребность в подобных устройствах ощущалась и раньше, но технические возможности для её воплощения появилась не так давно. Прежде всего, имею в виду внедрение новой версии беспроводного интерфейса Bluetooth с поддержкой технологии aptX, что позволило получить достойное качество звука, способное удовлетворить дажё требовательных меломанов. Вот здесь у пытливых читателей может возникнуть вопрос: а что мешает использовать для этих целей Wi-Fi, который давно применяется в аудиотехнике с беспроводными функциями? Только одно обстоятельство: он требует наличия Wi-Fi-роутера — для стационарной техники это не представляет проблем, но для портативной, которая может (и должна) использоваться вдали от благ цивилизации, это серьёзный недостаток. К примеру, беспроводная акустика Denon Cocoon Portable прекрасно подойдёт для вечеринок на дачной веранде (при условии, что в доме есть точка доступа), но для пикников на лесной лужайке она уже не очень удобна — придётся подключать источник сигнала проводом, хотя вы его наверняка забудете дома. А вот вышедшая совсем недавно модель Envaya (DSB200) в этом смысле автономна, поскольку для связи с источниками контента (смартфонами и плеерами) в ней используется беспроводной интерфейс Bluetooth, ему не нужен роутер, а малый вес акустики позволяет брать её в любые путешествия, включая пешие и велосипедные. Однако мы хорошо знаем, что на нынешнем этапе развития микроэлектроники создание лёгкой и компактной аппаратуры с развитой функциональностью и приемлемым временем автономной работы не является проблемой. Иное дело — качество воспроизведения музыки, особенно низких частот — здесь по-прежнему действуют ограничения, связанные с природой звука и законами физики. Понятно, что без компромисса тут не обойтись.
Само это слово, означающее вынужденную сделку, обладает явным отрицательным подтекстом, однако в данном случае речь идёт не столько о снижении себестоимости изделия ради массовых продаж, сколько об оптимальном соотношении параметров. Например, расширение частотного диапазона вниз неизбежно приведёт к увеличению габаритов и росту энергопотребления. С другой стороны, безудержное стремление к миниатюризации обязательно скажется на звуке и сделает акустику непривлекательной даже для публики с минимальными запросами. У меня в ящике стола уже пару лет валяется компактная портативная акустика (легко умещается в нагрудный карман рубашки), но слушать её совсем не хочется из-за практически полного отсутствия басов и резких высоких, а выкинуть жалко. Одно утешение: сам не покупал — мне её подарили.
С этой точки зрения Denon Envaya внушает определённые надежды, поскольку не кажется ни слишком маленькой, ни неподъёмно большой. По размерам напоминает портмоне и легко помещается в портфеле или рюкзаке. Толщина корпуса — всего 48 мм, но это с учётом двойного гриля (металл и тканевая вставка — в комплекте 4 штуки разных цветов), а также откидывающейся подставки — получается, что на долю динамиков остаётся совсем немного. Хитрость в том, что здесь применяются драйверы с уменьшенной установочной глубиной, и это — одно из проявлений технического прогресса, сделавших создание такой акустики возможным. А вот диаметр драйверов остался вполне приличным: у пары широкополосных — по 57 мм, у пассивного радиатора, который исполняет, по сути, роль басовика — 100 мм. Теоретически даже такой излучатель способен воспроизводить приемлемые по глубине низкие частоты, хотя и ценой снижения чувствительности. Однако нас это не должно волновать, поскольку усилитель работает в классе D и характеризуется высоким КПД. Данные о его мощности, равно как и о частотном диапазоне системы в целом, производитель не сообщает. Можно догадаться, почему: чтобы не смущать юных техников, которые привыкли судить об аппаратуре по формальным характеристикам. По моему глубочайшему убеждению, колонки таких габаритов должны непременно разрабатываться с учётом психоакустики, поэтому оценивать их следует исключительно по звуку. Что мы и сделаем.
Но сначала подключим источник. В этом качестве у нас выступает Andmid-смартфон Samsung Galaxy S4 — модель не самая новая, но оснащённая всем необходимым для работы с современной беспроводной акустикой: интерфейсом Bluetooth 4.0 с поддержкой aptX, а также технологией NFC. Последняя фишка очень важна, поскольку сильно облегчает сопряжение (pairing) смартфонов с DSB200 и последующие подключения. Сначала попытался выполнить сопряжение вручную, но S4 упорно не желал общаться с колонкой — будто бы намекая, что есть более правильный способ. Пришлось смириться. Коснулся мобильным девайсом значка NFC над логотипом Denon, и процесс успешно осуществился. Колонка способна запомнить до восьми «спаренных» с ней мобильных устройств (iOS или Android — не важно), однако принимать сигнал может единовременно только от одного из них. Переключение между мобильными устройствами осуществляется тем же волшебным способом — касанием смартфона NFC-метки. Причём предварительно акустику даже не надо выводить из режима ожидания — она сама пробудится ото сна и переключится на Bluetooth. После этого на смартфоне запускается любой аудиоплеер или приёмник интернет-радио, и всё — колонка озвучивает то, что воспроизводится. Кстати, на случай, если возникнет необходимость подключить источник без Bluetooth, предусмотрен аналоговый вход 3,5 мм — переключение на него кнопкой слева.
Во время работы от сети 220 В белым подсвечивается «скобка» под логотипом Denon, а также полоска индикатора заряда батареи, но после отключения адаптера и перехода на автономное питание эта иллюминация гаснет. Чтобы узнать уровень заряда аккумулятора, надо коротко нажать кнопку Power. На боковой панели имеется интерфейс USB для подзарядки мобильных устройств, и это правильно — с партнёрами надо делиться.
Громкость регулируется и на акустике, и в программе, там же можно корректировать тембр с помощью эквалайзера. Неожиданно для меня лучшим оказался пресет «Плоский» — это значит, что частотная характеристики системы ровная и в дополнительной коррекции не нуждается.
Первые 10—15 минут Envaya играла примерно так же, как большинство подобных устройств, которые мне доводилось слышать ранее. Но потом звук очистился от «песочка», отдельные инструменты приобрели необычную для портативной акустики отчётливость, а вокал наполнился жизнью. Не буду утверждать, что басы отличались невероятной глубиной, но их вполне хватало по количеству, а главное — они были чёткими и плотными. Прекрасно звучит интернет-радио — речь абсолютно разборчивая, тембрально богатая и наполненная, голоса дикторов узнаваемы. В целом звучание ровное, подробное, нейтральное и вместе с тем сочное и эмоциональное. Если слушать из соседней комнаты, никогда не догадаешься, что играет миниатюрная система. Понятно, что без цифровых обработок здесь не обошлось — согласно документации, аппарат оснащён DSP, на основе которого реализуются три технологии: MaxxBass — создаёт виртуальный сабвуфер, излучающий басы на полторы октавы ниже граничной частоты драйверов, MaxxTreble — улучшает разрешение на высоких, Maxx3D — формирует объёмную звуковую сцену. К подобным «супертехнологиям» отношусь скептически, но должен признать, что здесь они эффективны и полезны.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Алгоритм компрессии, положенный в основу aptX, был разработан британским учёным Стивеном Смитом ещё в 1980 году, а его коммерческое использование началось в 1990-м. Применялся в профессиональном радиовещательном и коммуникационном оборудовании. И только с 2012 года начал использоваться в бытовой электронике. Имеет несколько модификаций, но для нас наибольший интерес представляют две. Это aptX Lossless, позволяющая передавать цифровые потоки с разрешением до 24 бит/96 кГц и обеспечивающая высокое качество звука с передачей высоких частот до 20 кГц и динамическим диапазоном до 120 дБ. А также aptX Low Latency — вдобавок к достойному звучанию эта модификация характеризуется малым временем задержки, что позволяет использовать её для игр и видео. Именно она реализована в акустике Denon Envaya.
ПОРАДОВАЛО
Удачное сочетание компактности, лёгкости, простоты использования и вполне достойного для такой акустики звука. Добротное исполнение, привлекательный дизайн.
ОГОРЧИЛО
Да вроде ничего.
Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", июль 2014 г. www.salonav.com