О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Сейчас в продаже
Pro-Ject
На протяжении многих лет компания Pro-Ject, является одним из лидеров на рынке виниловых проигрывателей, каждый из которых ежегодно получает многочисленные награды ведущих европейских изданий. Идея создания и сама компания Pro-Ject родились совершенно случайно. Хайнц Лихтенеггер - основатель компании Pro-Ject, с 1985 года лично занимался распространением High End-а в Австрии и являлся одним из ведущих дистрибьюторов High End техники на рынке. Его особым пристрастием всегда были и остаются аналоговые проигрыватели (LP-проигрыватели).
Подробнее о бренде Pro-JectОбзоры товаров под маркой Pro-Ject (135)Официальный сайт Pro-Jectwww.project-audio.com
Clearaudio
"Возьми лучшее и сделай его ещё лучше, только тогда ты получишь хороший результат" (Питер Сухи) Кто такой Питер Сухи (Peter Suchy)? Это физик, инженер и одарённый изобретатель, человек с сильным характером и непреодолимым стремлением воплощать свои мечты в жизнь; человек, который не следует за модой, а сам создаёт новые стандарты; человек, который вкладывает свою жизненную философию в товары под маркой Clearaudio. Иными словами, в каждом изделии Clearaudio есть частичка души Питера.
Подробнее о бренде ClearaudioОбзоры товаров под маркой Clearaudio (23)Официальный сайт Clearaudiowww.clearaudio.de
Уход и хранение виниловых пластинок, статья. Журнал "Stereo & Video"
У каждого владельца коллекции пластинок со временем возникает вопрос, как правильно за ними ухаживать и как их лучше хранить.Понятно, что нужно убирать мелкую пыль перед прослушиванием, иногда чистить иголку, содержать в чистоте поверхность диска или мата проигрывателя, но очень часто нужно что-то делать и с самой пластинкой. За время хранения она загрязняется, с годами внутренние бумажные конверты становятся ветхими, а новодельный винил иногда имеет загрязнения, оставшиеся после прессовки. Когда винил был основным, обыденным носителем, не все обращались с ним аккуратно — мне встречались пластинки, залитые пивом или даже кетчупом. И если избавиться от царапин и износа уже ничего не поможет, разве что подбор головок, менее критичных к дефектам, то с загрязнениями справиться можно.
В разных источниках тема мойки и чистки винила обсуждалась неоднократно, но проблема в том, что примерно половину советов на самом деле можно отнести к категории «как испортить пластинку». Начнем по порядку. Никакими щетками или роликами загрязнения из глубины канавки не достать. Щетки и ролики — это для текущей чистки пыли и для того, чтобы убрать статику, но не более. Сразу хочу сказать об использовании клея ПВА: в теории все просто — наносим клей на пластинку, он застывает, прилипая ко всем загрязнениям, а потом образовавшаяся пленка легко удаляется. Но на практике это не всегда работает — я проверял этот способ на разных старых пластинках и оценивал результат при помощи микроскопа. Если пыли в канавках набито много и пыль слежавшаяся, многолетняя, то на дне грязь все равно остается. Также очень многое зависит от самого клея. Если взять клей известного немецкого производителя, разумеется, не поддельный, не просроченный и правильно хранившийся, то все более-менее неплохо. В остальных же случаях на пластинке могут оставаться как исходная грязь, так и следы самого клея. По-моему, метод опасный и не самый эффективный. Остается мыть. Тут есть два основных способа — вручную, защищая «яблоко» и отмачивая пластинку в воде, помывочных растворах и под струей воды, или можно воспользоваться специальной машинкой. Кстати, защищать «яблоко» диска совершенно необходимо в любом случае. Сравнивая ручной и машинный способы, я также проверял результаты при помощи микроскопа.
Обычно для мойки используются или покупные специальные растворы, или смесь этилового и изопропилового спиртов и дистиллированной воды в разных пропорциях. Я использую смесь по третям для первой мойки купленных пластинок, а для мойки текущей раз в пару лет исходный состав развожу дистиллятом еще на 30—40%. Нежелательно добавлять моющие средства, например те, которые используются для посуды. Проку от них немного, а споласкивать после этого пластинку нужно намного тщательнее. К спиртовой смеси можно подмешать, например, добавку ТВИН-20 — по нескольку капель на литр, но это в том случае, если есть возможности приобрести это вещество. В остальном же водно-спиртовой смеси вполне достаточно.
Когда я говорю о помывочных машинках, то, конечно, имею в виду машинки с вакуумным насосом для удаления жидкости. На практике это наиболее эффективные приспособления, и результат получается наилучшим. Только особо загрязненные пластинки требуют какого-то предварительного замачивания или нескольких циклов мойки. Вручную теоретически можно тоже отмыть пластинку хорошо, но это очень сложно, а времени и сил для этого потребуется в разы больше, к тому же пары изопропи лового спирта не особенно полезны для здоровья. У машинок есть один недостаток — цена. Если посмотреть на конструкцию, особенно изнутри, стано вится понятно, что стоимость должна быть намного меньше, в разы. Но с этим сложно что-то поделать. Многие мои знакомые решили эту проблему, покупая машинки в складчину, — на пять-шесть человек траты получаются сносными, ведь потребности мыть винил ежедневно обычно не возникает, а значит, когда это необходимо, прибор будет доступен каждому.
Пластинку еще нужно как-то хранить и поддерживать в пристойном состоянии, чтобы не мыть ее перед каждым прослушиванием. К тому же, кроме загрязнений, встречаются и другие проблемы. Но сначала о хранении. После того как пластинка помыта, для полноты результата нужно сделать еще несколько простых телодвижений: поменять внутренний конверт и запаковать все в конверт внешний. Казалось бы, все просто, но есть ряд нюансов. Почти во всех случаях внешнюю картонную обложку нужно немного почистить изнутри. Я обычно обхожусь пылесосом и металлической линейкой, обернутой марлей. Чтобы убрать пыль и частицы осыпавшегося с возрастом картона, этого достаточно. Далее — внутренний конверт. Его я предпочитаю менять всегда. Если штатный конверт представляет историческую и культурную ценность, его стоит просто почистить и вложить рядом. Но пластинка после помывки должна помещаться только в конверт новый и чистый.
Какой конверт выбрать? Давайте рассуждать логически. Конверт должен быть удобен, относительно долговечен, обеспечивать некоторую механическую защиту и изоляцию, а также обладать антистатическими свойствами. Обычные бумажные конверты тут не подходят, а конверты с дыркой по яблоку тем более. Со стороны пластинки должна быть пленка. Но просто пленочные пакетики неудобны, так как имеют свойство собираться в гармошку в процессе помещения пластинки в основной конверт. Лучше всего работает сочетание бумаги и пленки. Для себя я уже очень давно выбрал конверты Mobile Fidelity как наиболее качественные и удобные. Не самый дешевый вариант, но при наличии хорошей коллекции оно того стоит. Другие варианты, попроще, тоже имеют право на существование. И не стоит забывать об одной мелочи — разрез внутреннего конверта по соотношению к конверту внешнему должен быть направлен вверх — так, может быть, не столь удобно извлекать пластинку, но пыли точно набьется меньше. После всего этого остается поместить всю пластинку с обложкой во внешний защитный конверт. Конечно, самые надежные варианты — конверты с клапаном и клейким слоем. Но на практике это очень муторно в использовании и, если вы не живете на цементном заводе, не очень-то и нужно. Хватит обычного конверта с прорезью по одной стороне, чтобы защитить обложку от внешних воздействий. Тут можно вспомнить один коллекционерский прием — вкладывать во внешний конверт отдельно пластинку и отдельно обложку. Это, на мой взгляд, оправданно при пересылке, но не обязательно при хранении пластинок на полке — не те условия, чтобы пластинка могла как-то повредить внешнюю обложку.
Еще вопрос: как сохранить пластинку в чистоте максимально долго? Хотя, конечно, рано или поздно ее стоит помыть еще раз. Но и о текущей аккуратности забывать не стоит. Если, например, у проигрывателя нет крышки и диск все время открыт, то можно просто взять любую ненужную пластинку и все время держать ее на диске вместо крышки — пыли при прослушивании таким образом на пластинку попадать будет намного меньше. Также необходимы качественная щетка для текущей чистки или ролик — этому несложному, но важному аксессуару я в перспективе надеюсь найти место в отдельном небольшом тесте.
И иглу головки стоит периодически чистить — щеткой, кисточкой или чем-то наподобие Zerodust. Главное — учитывать рекомендации производителя головки, так как некоторые экземпляры, например иголки головок Lyra, нельзя чистить растворами, в то время как многие другие головки очень даже можно.
Еще стоит помнить, что пластинки нужно хранить вертикально на плотно заполненных полках, избегая перегрева от батарей отопления или солнечных лучей, но совершенно нежелательно складывать их в стопки горизонтально или хранить под наклоном. А что делать с искривленным винилом или винилом, заедающим на одной круговой дорожке, и о прочих нюансах я надеюсь рассказать в следующий раз.
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", сентябрь-октябрь 2012 г. www.stereo.ru