О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2554Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Legacy Audio
"Тот факт, что за долгие годы продукция компании не растеряла свою самобытность, не затерялась среди огромного многообразия существующих акустических систем, подтверждает ее уникальность". Rick Rubin
Подробнее о бренде Legacy AudioОбзоры товаров под маркой Legacy Audio (11)Официальный сайт Legacy Audiowww.legacyaudio.ru
Размер имеет значение. Legacy Audio Helix, обзор. Журнал "DVD Эксперт".
Эти акустические системы меня действительно удивили. Я имел честь слушать многие сопоставимые по цене модели – но ни разу не приходилось сталкиваться с громкоговорителями, совершенно не зависящими от внешних условий.
Плюс: акустика экстра-класса, разрушающая большинство аудиофильских аксиом
Минус: кроссовер нуждается в определенной доработке
Вердикт: чудо инженерной мысли, которое могло бы стоить и втрое дороже
Главная особенность Legacy Audio Helix – синхронизация всех звуковых волн от динамиков в единой точке времени и пространства. Именно поэтому АС оформлены по активному принципу – выносной блок цифрового кроссовера обеспечивает полную излучению когерентность. Для акустики, в которой использовано десять динамиков (четыре из которых имеют диаметр 38 сантиметров), подобный подход является абсолютно новым – но от этого не менее очевидным. Впрочем, стоп. У представляемых колонок в арсенале столько инноваций, что каждую стоит рассмотреть более подробно.
Разработка Legacy Audio Helix была завершена в 2003 году, к празднованию двадцатилетнего юбилея компании. Как и при создании Whisper, инженеры фирмы сосредоточили свое внимание на минимизации взаимодействия акустики с залом, прежде всего на гашении низкочастотных резонансов и искажений спектра. Это (как всегда у Legacy) дополнялось жестким требованием обеспечить широкую интерференцию и высочайшее звуковое давление.
Очевидно, что данные условия продиктовали единственно верное решение – оснастить акустику еще большим количеством динамиков, добиваясь увеличения суммарной площади диффузоров. Дадлстон сохранил знаменитую бескорпусную конструкцию систем, в которой динамики закреплены на вертикально расположенных плитах, и задействовал в каждой колонке десять головок, в том числе три среднечастотных излучателя и один басовый (нагруженный на собственный закрытый ящик). Их диаметр, кстати, достигает 38 сантиметров! Но при традиционной схеме в акустике такого плана неизбежно возникли бы серьезные проблемы. Огромные «лопухи», обслуживающие низкочастотную секцию, очевидно, не смогут реагировать столь же быстро, как высокочастотные головки, – из-за этого может пострадать временная и пространственная когерентность звучания. А сильнейшие резонансы появятся даже в стометровых залах – влияние пола, например, устранить будет просто нереально. Он начнет «гулять» под воздействием сильнейших звуковых волн, и, даже если вы потратите тысячи долларов на то, чтобы заглушить помещение и провести акустическую обработку, давление в 120 дБ на частоте, скажем, 16 Гц приведет к тому, что любая звуковая подушка будет буквально уничтожена. Между тем если колонки не могут достигать этих показателей, то грош им цена по части реальности звуковоспроизведения. Вы снова и снова будет получать на дому не концертный зал, а его миниатюрную копию. Найденное Дадлстоном решение этих проблем оказалось столь же очевидным, сколь и экстравагантным.
Legacy Audio Helix оформлены по активному принципу, что само по себе уже избавило колонки от сильных искажений, привносимых пассивными разделительными фильтрами. Во всех АС низкочастотная секция нагружена на собственный усилитель мощностью 750 Вт, а средне-, высоко- и сверхвысокочастотная секции требуют внешнего усилителя. Каждая из них в идеале должна потреблять от него 300 Вт. Вместе с поразительной чувствительностью в 100 дБ такой подход позволяет добиваться АЧХ в 16–25000 Гц при звуковом давлении в 120 дБ по всему слышимому спектру. Но сердце систем – выносной блок активного кроссовера, к которому и подключаются внешние усилители. Этот комплекс работает не только как разделительный фильтр – он обеспечивает временную синхронизацию звуковых волн от всех динамиков. Грубо говоря, он тормозит скорость поступления сигнала на твитер ровно настолько, чтобы вуфер успел среагировать раньше и все звуковые волны достигли ушей слушателя в один и тот же момент. При всем этом диффузоры головок Legacy Audio Helix являются самыми быстрыми в мире – их «скорострельность» почти в десять раз выше, чем у традиционных систем!
Изготовленный для Legacy Audio кроссовер Klark Teknik DN9848 позволяет разделять входной сигнал на четыре составляющих для каждой колонки и регулировать для них частоты раздела, крутизну среза, задержки, а также уровни сигнала. Тем самым Helix могут идеально вписаться в любые залы. Вот только одна незадача: Klark Teknik DN9848 – это полностью цифровая система, которая выполняет последовательные АЦ/ЦА-преобразования, необходимые для столь серьезной коррекции сигнала. Скажется ли это на звучании – ведь именно в High End мы стараемся избегать подобных последовательных преобразований? Вопрос, который достоин отдельного анализа в главе «Мнение эксперта».
Акустические системы были установлены в зале площадью около 25 м2. В качестве CD-плеера и предварительного усилителя выступал классический компонент Wadia 21, допускающий цифровую регулировку громкости. Он был напрямую подключен к нынешнему штатному кроссоверу Legacy Audio Helix – Klark Teknik DN9848 ($5900). На усиление работали три стереофонических усилителя мощности Legacy Audio PowerBloc2. Система была скоммутирована топовыми кабелями Legacy Audio. Раньше я уже слушал все колонки Legacy в этом окружении и потому хорошо знал его отличительные черты.
Подключение трех усилителей по балансным интерфейсам к Klark Teknik DN9848 и дальнейшая коммутация шестью акустическими кабелями – задача не из легких. Слава Богу, что в основании Legacy Audio Helix есть небольшие колесики – поднимать колонки весом почти в 140 килограммов было бы совсем тяжко. Но размещение акустики – еще полдела. Программирование кроссовера Klark Teknik DN9848 под силу лишь настоящим маньякам или профессиональным инсталляторам – с помощью множества пунктов специальной программы для РС можно идеально подстроить системы под каждый конкретный зал, а затем «залить» эти параметры в память кроссовера. Вот это действительно титаническая работа, которую самим лучше не проводить – без должной подготовки можно легко ухудшить звучание. При размещении кроссовера следует иметь в виду, что Klark Teknik DN9848 оборудован постоянно работающим вентилятором (это естественно, учитывая его предназначение для монтажа в специальную стойку), и небольшой шум от его работы может отвлекать вас от прослушивания. После всех итераций мы расположили Legacy Audio Helix на расстоянии в 4 м друг от друга и развернули их «носками внутрь». Отступ от боковых и задней стены составил примерно 0,5 м. Сеанс прослушивания занял пять часов.
К тестированию этих акустических систем я решил подойти столь же экстравагантно, как их автор подходил к разработке. Первым диском, который «проглотил» Wadia 21, стал «Louder than Hell» Manowar – жесткий и агрессивный металл. Имея большой опыт общения со сверхдорогими акустическими системами, я был готов к не слишком впечатляющим результатам – этот CD обладает недюжинной динамикой, но на такой акустике он обычно выдает грязь, полученную при посредственном сведении. Однако меня ожидал настоящий шок. Композиция «Brothers of Metal» прозвучала так, словно группа только что перезаписала альбом! Бас-гитара изумила своим масштабом, атака была безукоризненной, а все намеки на грязь полностью исчезли. Взамен них появилась немыслимая детализация и проникновенность – можно было четко ощутить все три измерения звуковой сцены.
Быть может, такое произошло лишь случайно? Что ж, ставлю аудиофильские релизы с классической музыкой – первой идет «Жар-Птица» Стравинского (Erich Leinsdorf / The Sheffield). Системы слегка огрубляют звучание струнных инструментов – явно сказывается оцифровка сигнала кроссовером. Но динамические характеристики превосходят все мыслимые пределы: в Московской консерватории оркестр играет именно так. Фрагменты опер «Тристан и Изольда» и «Валькирия» («Полет валькирий») Рихарда Вагнера (Erich Leinsdorf / The Sheffield) поражают своим объемом и разделением образов. Когда в дело вступили колокольчики, я стал невольно ловить себя на мысли, что полностью отключился от внешнего мира – в мыслях был Звук и только Звук. Музыка захватывала, ошеломляла и увлекала – ее не хотелось анализировать, требовалось лишь непосредственное восприятие на уровне «истинного я». Вне всяческих сомнений – такого исполнения мне еще не приходилось слышать. А в финальном взрывном пассаже «Полета валькирий» я действительно вздрогнул – колонки без труда обеспечили грандиозное звуковое давление и ничуть не огрубили звук. Вакханалия из оперы «Тангейзер» Вагнера и «Симфония № 1» Иоганна Брамса вдохновляли не меньше. Ради эксперимента я поставил диск, выпущенный в СССР в 1990 году, – «Old Vienna Melodies» в исполнении Павла Когана (фирма «Мелодия»). Этот релиз вызвал бы ядовитую ухмылку у большинства аудиофилов – но я рискнул. И что же? Музыка прозвучала просто эталонно – с отличной микродинамикой, минимумом шумов и прекрасным эшелонированием. Похоже, Legacy Audio Helix действительно творят с материалом настоящие чудеса.
Затем настала очередь более спокойных произведений. «Meltorme» Джорджа Ширинга и «The Look of Love» Дайаны Кралл выдают четкую вертикальную составляющую сцены и рисуют исполнителей абсолютно реально – во весь рост. Мельчайшие реверберации голоса, придыхания, поскрипывания – все нюансы записи бережно доносятся до слушателя. Казалось, колонок в комнате просто нет, и мы присутствуем на живом выступлении. Перехожу к традиционному рок-н-роллу. «The Final Cut» Pink Floyd и «Stripped» Rolling Stones вновь абсолютно лишены цифровой грязи. Я не слишком любил эти альбомы, но в интерпретации Legacy Audio Helix они звучат столь проникновенно, что я не могу от них оторваться. Начинаю увеличивать громкость – вплоть до рекордных уровней. Акустика вообще не взаимодействует с залом – такое чувство, будто она просто висит в пространстве! А ведь прослушивание проводится в довольно скромном по размерам помещении. Феноменальный эффект! «Fireball» Deep Purple и «Get a Grip» Aerosmith еще раз подтверждают сей тезис. Выдающееся звуковое давление ощущается телом, но при этом в саунде полностью отсутствуют искажения и резонансы. Громкость можно поднимать до беспредельных высот – уши болеть не будут.
Напоследок ставлю пластинки современных исполнителей. Живая запись «Anywhere but Home» Evanescence исключительно сложна для большинства акустических систем – миновать «каши» еще не мог никто. Но Legacy Audio Helix вынуждают пересмотреть взгляд и на этот компакт-диск. Поразительная прозрачность и микродинамика вместе с потрясающим размахом раздвигают стены зала до размеров стадиона – и я прихожу в себя, только прослушав почти весь альбом. Аплодисменты в студию. «Wishmaster» Nightwish, «Up?» Питера Гэбриэла, «Reflection» Apocaliptica – весьма сложные тесты для колонок любой ценовой категории, но то, что сотворили с ними Legacy Audio Helix, не поддается описанию.
Завершающим штрихом будет только одна фраза. Ностальгию по этим колонкам я ощущаю до сих пор – они работают как настоящие магниты, заставляют поверить в невозможное и ощутить все краски таланта подлинного гения.
Напоследок хочется избавить читателя от набивших оскомину якобы аксиом, касающихся мира аудио. Все верно – до появления на рынке Helix во многом так дела и обстояли. Но технический прогресс требует отказа от устаревших догм – эти колонки действительно перевернули наше представление о мире High End Audio. Итак, по порядку: какие стереотипы мы хотим отправить на свалку истории.
Первое. Крупногабаритные колонки требуют соответствующей им по размерам комнаты – в типовых помещениях (20–25 м2) возникнут неизбежные резонансы из-за высокого звукового давления и большой глубины баса. Именно поэтому большинство европейских компаний концентрируется на выпуске небольших стройных колонок – производители намеренно жертвуют масштабностью и основательностью звучания в угоду оптимизации под нужды большинства пользователей. Этот тезис абсолютно верен в случае традиционного фазоинверсного оформления (при использовании больших колонок подобного типа в маленьких комнатах так называемый «удар по ушам» может быть просто ужасающим) – но инженерам Legacy удалось за потраченные семь лет кропотливой работы создать системы, почти не взаимодействующие с залом. Да-да, Helix будут себя уютно чувствовать даже в двадцатиметровой комнате.
Второе. Крупногабаритные колонки имеют худшую прозрачность и скорость реакции, чем системы меньшего размера из той же ценовой категории. Очевидно, что динамики с большой площадью диффузора, даже при наличии сверхмощных магнитов и современных систем подвески, будут отставать по скорости отклика от среднечастотных драйверов и твитеров. Получается, что с обычной схемой акустики просто невозможно достичь по-настоящему идеального согласования работы больших и маленьких динамиков по времени. Именно поэтому многие аудиофилы используют небольшие колонки – принося глубину баса в жертву лучшей синхронизации и атаке. Legacy Audio Helix разрушают и эту аксиому мира High End. Их активный цифровой кроссовер оптимально согласовывает все динамики по временной и пространственной составляющим.
Третье. На высокой громкости звучание обычно огрубляется, и уровни звукового давления, сравнимые с игрой обычного оркестра (около 120 дБ), на домашних колонках даже класса High End недостижимы. Увы, но Legacy Audio Helix опровергают и эту догму – акустика легко достигает потрясающего звукового давления, демонстрируя отличную интеграцию всех полос, удивительное разрешение и не допускает никакого намека на грубость даже тогда, когда становится страшно за грудную клетку.
Четвертое. Применение больших динамиков неизбежно увеличивает объем корпуса, и он начинает «играть» сам, вне зависимости от способов его заглушения. Это приводит к очевидной окраске звучания – именно потому мониторный звук полочных колонок часто куда более уважаем в аудиофильских кругах. Но Legacy Audio Helix использует бескорпусную конструкцию, так называемый «акустический экран», – подобный подход позволил почти целиком избавиться от описанного недостатка.
Пятое. Акустика, построенная по традиционному принципу, требует, чтобы слушатель находился точно в фокусе колонок – иначе нарушится стереофонический эффект. Дипольные и биполярные колонки, обладающие рассеянным звуком, к этому некритичны, однако они не в силах создать сцену с точной локализацией виртуальных образов. Феноменально, но факт – Legacy Audio Helix «играют», даже если повернуться к ним спиной!
И, наконец, шестое. Большинство современных компакт-дисков (особенно содержащих коды защиты данных от копирования, например печально известный Cactus) записаны не слишком хорошо – и чем более прозрачный (и дорогой) тракт мы используем, тем более заметной становится вся грязь, полученная при посредственном сведении фонограмм. Я лично был свидетелем так называемого «барьера качества» – когда какой-нибудь известный CD звучал на дешевых колонках не впечатляюще, на системах среднего уровня – уже хорошо, на дорогих колонках – прямо-таки отлично, но при переходе в лигу умопомрачительных ценников он вдруг выдавал такое море искажений, что голова кругом шла. Обычно это объяснялось описанным выше постулатом, и несчастный компакт-диск отправлялся в корзину для мусора, уступая место аудиофильской записи с какой-нибудь струнной вариацией на классическую тему. И как же она звучала! Но не спешите выносить ведро – запустите такой образец плохого мастеринга на Legacy Audio Helix.
Колонки перевернут ваше представление о мире звука, как по мановению волшебной палочки убрав всю грязь и выдав чистый, насыщенный и детальный саунд, на голову превосходящий все прошлые варианты. Тот самый случай, когда совершенно ясно, за что именно запрашиваются столь серьезные деньги.
Так что же, Билл Дадлстон действительно осуществил все свои планы? На 90% да, и единственным звеном в этих системах, которое нуждается в доработке, является цифровой кроссовер. Нет, его основное предназначение – синхронизация – выполняется безукоризненно, и даже на самых высоких уровнях громкости все динамики работают идеально согласованно. Но вот небольшой цифровой налет в звуке (заметный на классических произведениях) кажется явным следствием обработки сигнала. Увы, даже использованная двадцатичетырехбитовая технология не в силах справиться с этим, и нам остается ждать обещанного обновления кроссовера. Более чем уверен, что тогда Legacy Audio Helix вообще сведут с ума большинство аудиофилов во всем мире. Но и в сегодняшнем виде колонки демонстрируют однозначно лучшие результаты из всех, что мне приходилось слышать. Цена их не вызывает сомнений в своей оправданности – напротив, если бы Helix стоили, к примеру, $100000, их оценка осталась бы столь же высокой.
Эти акустические системы меня действительно удивили. Я имел честь слушать многие сопоставимые по цене модели – но ни разу не приходилось сталкиваться с громкоговорителями, совершенно не зависящими от внешних условий. Потрясающая работа даже с посредственным материалом, полное нивелирование комнатных резонансов – чудо из чудес перед вами, и имя ему Legacy Audio Helix.
Подготовлено по материалам журнала "DVD Эксперт"www.dvdexpert.ru