О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Morel
Всё началось в 1975 году с мечты основателя компании Morel Меира Мордехая (Meir Mordechai) создать совершенную акустику. Эта мечта, а также любовь к музыке, превратились в труд всей жизни Мордехая, воплотившись в известной во всём мире компании Morel. Постепенно Morel завоевала высочайшую репутацию компании, вводящей многочисленные технологические инновации и разрабатывающей превосходную продукцию.
Подробнее о бренде MorelОбзоры товаров под маркой Morel (11)Официальный сайт Morelwww.morelhifi.com
Morel Elate 9/3, обзор. Журнал "Автозвук"
У НЧ-головки Morel калибр свой, как раз посередине между «восьмёркой» и «десяткой», неспроста в обозначении модели фигурирует цифра «9».Компонентная акустика Morel Elate 9-3way
У внимательных читателей при знакомстве с вводной частью должен был возникнуть вопрос: участников четверо, калибр басового звена от 6,5 до 10 дюймов, и ни одного одинакового — как это? Им — отвечаю, остальных информирую: у НЧ-головки Morel калибр свой, как раз посередине между «восьмёркой» и «десяткой», неспроста в обозначении модели фигурирует цифра «9». Кстати, акустика с таким же обозначением уже была у нас в 2005 году, но теперь здесь другой среднечастотник, значит, и акустика уже другая. Литьё корпуса баса достаточно ажурное, и некоторая звонкость присутствует. Материал диффузора — полипропилен. Подвес не самый широкий, 15 мм, но в сечении это полуовал (вытянутый вдоль оси излучения), а значит, допустимый ход диффузора увеличен. Магнитная система имеет обращённую конструкцию, магнит помещён внутрь 76-миллиметровой звуковой катушки. Диаметр осевого отверстия — около 25 мм, и оно тоже закрыто поролоном с известной целью — служить элементом демпфирования. Провода к звуковой катушке проложены по второму способу, как было уже говорено, при обращённой магнитной системе существует выбор лишь между вторым и третьим способом. В среднечастотнике CDM88 купольная мембрана из тканого материала (Acuflex) с вязкой пропиткой, диаметр 54 мм по куполу или 58 мм вместе с подвесом. Магнитная система, понятно, обращённая. Диаметр звуковой катушки 54 мм, калибр осевого отверстия вновь 25 мм, и вновь оно закрыто акустическим сопротивлением (C.A.R.). Корпус СЧ-динамика содержит короткий рупор вокруг купола. Материал мембраны твитера (31 мм) — также Acuflex, только здесь он тоньше. Конструкция в форме трёхлопастного «пропеллера» служит главным образом для защиты купола. У «чашек» для монтажа «в тело» овальная рамка, и, вероятно, характеристика направленности не совсем круговая. В комплекте присутствуют также подставки для установки пищалок на поверхность с разворотом оси на 20 градусов, а также подставки для полузаглублённого монтажа с разворотом оси на 35 градусов. Кроссовер с литым корпусом содержит три катушки (две — с железными сердечниками) и четыре конденсатора (два плёночных). Формула кроссовера такая: II + (I + II) + II, но с помощью двух джамперов можно «понизить» два верхних фильтра (независимо) до первого порядка. Ещё два джампера обеспечивают выбор уровня твитера и среднечастотника: 0/-3/-6 дБ.
Даже в нижнем положении аттенюатора пищалки тарелки господствуют над всем, как будто кто-то поработал тембром. Бубна тоже должно хватить всем, но при этом он парадоксальным образом кажется не совсем материальным, как чистая идея. Середина отчётливая и в отличие от иных «коллег» не грешит сумбурностью. Рояль, в частности, собранный и аккуратный, хотя определённый перекос в сторону верхних нот ощущается. Среднее положение аттенюатора СЧ нам показалось оптимальным, а фильтр НЧ мы переключили на «6 dB/oct.», в положении на «12» металл гитарных струн становится слишком назойливым. Женский вокал богат обертонами, и в особенности сибилянтами. Скрипки слишком красочные и не слишком материальные. Бас на редкость глубокий, контрабас вполне реалистичен. Басовые ноты мужского вокала собранны и аккуратны. «Бочка» проходит мощно и динамично, а вот рабочие барабаны, особенно первый, определённо скромничают.
Нелинейных искажений очень немного на средних частотах, да и на басах их уровень вполне достойный. По мере снижения частоты значение КНИ возрастает (2,5% на 63 Гц), но не настолько, чтобы это должно было насторожить. Расчётное значение силового фактора далеко не самое впечатляющее — 6,9 Тл м, при средней (для своего размера) массе подвижной системы отдача НЧ-динамика получилась невысокой. Как видно на графиках «частных» частотных характеристик, у «серединки» и пищалки (в особенности) чувствительность выше. При переключении верхней пары фильтров в режим первого порядка «переходная» область расширяется и увеличивается неравномерность суммарной АЧХ (не показано), как было уже писано, фильтры первого порядка в трёхполосных системах, как правило, не приживаются. Из-за особенностей согласования чувствительности компонентов басовый динамик желательно расположить ближе к слушателям, а ещё лучше — воспользоваться би-ампингом. У системы в целом довольно ровная дисперсия излучения.
При монтаже в объём двери результирующая добротность составит 0,586, а нижняя частотная граница выйдет на отметку 76 Гц. По канонам домашней акустики до оптимума как будто далеко. Однако в салоне мы получаем идеальную (без преувеличения) АЧХ с нижней частотной границей 10 Гц и неравномерностью 0,4 дБ. Правда, усиление будет отрицательным (-1,2 дБ), что в очередной раз намекает на желательность поканального подключения. Если установить басы в ящик объёмом 19 л, при баттервортовской добротности нижняя частотная граница составит 75/44 Гц — тоже неплохо, но не уникально. Зато усиление будет положительным (+1,5 дБ). Минимальный объём (по добротности 1,1) 5,5 л, частотная граница 92/88 Гц. Если двери снабдить фазоинвертором (где наша не пропадала!) с настройкой на 35 Гц (26,5 х 7,6 см), получим вполне музыкальную характеристику с усилением 2 дБ и без всякого сабвуфера, не забыли, да?
Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", февраль 2009 г. www.avtozvuk.com