Technics

Technics

Компания Technics известна российским меломанам еще с середины 70-х годов прошлого века, когда магнитофоны, колонки и проигрыватели этой японской марки появились на прилавках валютных «Березок» и крупных комиссионных магазинов. Гораздо позже мы узнали, что бренд принадлежит компании Panasonic (которая, в свою очередь, входит в холдинг Matsushita), и, в отличие от этой материнской корпорации, специализируется на производстве аудиоаппаратуры Hi-Fi-класса.

Подробнее о бренде TechnicsОбзоры товаров под маркой Technics (30)Официальный сайт Technics
https://www.technics.com
Аудиомания — эксклюзивный дилер Technics

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

Компания Technics, подразделение японского гиганта Panasonic Corporation, долгое время была одним из крупнейших игроков мира Hi-Fi, но в последние десятилетия о ней мало что было слышно.



Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

В семидесятых аудиофилы, отдававшие предпочтение аналоговому звуку, особенно высоко ценили Technics SP-10 – первый в мире проигрыватель винила с прямым приводом. Созданный инженером компании Matsushita Шуичи Обатой в 1969 году SP-10 и его потомки были стандартным атрибутом американских студий в золотую эру радиовещания. Благодаря наличию мощного мотора SL-1200 вскоре после своего появления в 1972 году стал самой популярной вертушкой среди хип-хоп диджеев. Его выбирали такие звезды, как Грандмастер Флэш, Кул Герк и Grand Wizzard Theodore (последний, по слухам, изобрел технику скретчинга). Более поздние версии SL-1200 сохранили свой культовый статус среди приверженцев аналогового звучания.

Обе модели продолжают выпускаться и сегодня. Не так давно были представлены их новые версии: в 2016 году (к 50-летию SL-1200) вышла SL-1200G, а в 2018 – SP-10R.

Даже если бы история Technics закончилась на проигрывателях, ее позиция в мире Hi-Fi осталась бы непоколебимой. Но компания не ограничилась вертушками. В колонках Technics 1, выпущенных в 1965 году, нашла применение усовершенствованная конструкция АС с закрытым корпусом.

В 1966 году Technics представила ламповый предусилитель 10A и стереоусилитель мощности 20A; последний был выполнен по OTL-схеме (без выходных трансформаторов) и выдавал 30 Вт на канал на нагрузке 8 Ом и 60 Вт – на 16 Ом с помощью 20 пентодных ламп. В 1975 году компания добавила «схему с линейной фазой» в колонки Technics 7, в 1976 – «систему с изолированной петлей» в катушечную деку RS-1500U, а в 1977 – платформу класса A в усилитель мощности постоянного тока SE-A1. А главное, выпускаемые Technics надежные и доступные по цене ресиверы, проигрыватели и кассетные плееры нравились практически всем любителям музыки со скромным достатком, выросшим в семидесятые и восьмидесятые годы.

Проигрыватели винила SP-10R и SL-1200G были представлены вскоре после так называемого «перезапуска Technics», объявленного компанией Panasonic в 2014 году. Также в свет вышли сетевой аудиоконтроллер SU-R1 и усилитель SE-R1 класса D, в котором были применены функции JENO (Engine Jitter Elimination and Noise Shaping – устранение джиттера и формирование спектра шума) и LAPC (Load Adaptive Phase Calibration – калибровка фазы в зависимости от нагрузки), а также транзисторы на основе нитрида галлия в качестве драйверов. У цифрового интегрированного усилителя SU-G700 2017 года появился «высокоскоростной бесшумный гибридный блок питания». Судя по этим и другим фирменным аббревиатурам, обновленная компания Technics сделала ставку на высокотехнологичные инновации.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

Однако с точки зрения технологической смелости ни один из этих компонентов Technics не сравнится с цифровым интегрированным усилителем SU-R1000.

Почему мы говорим именно о смелости? SU-R1000 переводит в цифровую форму все входные сигналы, включая те, что поступают на модуль фонокорректора. Такой подход может вывести из себя одних аудиофилов и очарует других, но он позволяет некоторые манипуляции с ними, принципиально недоступные в аналоговой сфере. Этот усилитель оснащен вышеупомянутыми функциями LAPC и JENO Engine, к которым добавлены ADCT (Active Distortion Cancelling Technology – технология активного подавления искажений), AS2PS (Advanced Speed Silent Power Supply – бесшумный блок питания с повышенной скоростью работы), а также четыре независимых источника питания на полевых транзисторах на основе нитрида галлия – для аналоговой и цифровой обработки по отдельности, а также по одному для левого и правого выходных каскадов. Только для фонокорректора у SU-R1000 имеются три функции, в совокупности образующих так называемый интеллектуальный эквалайзер (Intelligent Phono EQ). Описание новых технологий Technics приводится далее по тексту.

Технологические особенности

«R» в названии модели обозначает «Reference Class», что распространяется на всю линейку референсных компонентов Technics, включая проигрыватель винила SP-10R.

Некоторые компании, производящие усилители класса D, довольствуются этим буквенным обозначением, не называя свои схемы цифровыми. Technics совершенно не против того, чтобы технологию звукоусиления в SU-R1000 обозначали как цифровую – фактически компания даже настаивает на этом – только не именуйте ее классом D!

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

«Цифровой усилитель Technics часто ошибочно относят к классу D, но, строго говоря, он к таковому не принадлежит, – пишет технический директор компании Тецуя Итани в информационном документе Technics. – Этой буквой обозначают метод звукоусиления, в котором применяется технология обработки аналогового сигнала, включающая генерацию пилообразной волны и компаратор, поэтому ему присущи такие недостатки обычных аналоговых устройств, как возможность возникновения помех и нелинейных искажений, зависимость от точности номиналов комплектующих и так далее. Кроме того, поскольку входной каскад рассчитан на аналоговый аудиосигнал, цифровой поток необходимо преобразовывать в аналоговый сигнал, а при работе с исходным материалом с высокими параметрами дискретизации, таким как Hi-Res-аудио, существует предел точности. Полностью цифровой усилитель Technics обрабатывает цифровой входной сигнал в его исходной форме с высокой точностью, что дает ему преимущество, особенно при работе с форматами Hi-Res-аудио. Для преобразования аналоговых данных с соответствующих источников используется прецизионный АЦП, совместимый с потоками 192 кГц/24 бит для обеспечения высокого качества получаемого результата». Для выполнения этой задачи SU-R1000 оснащен микросхемой АЦП AK5572EN 1740EAC компании AKM.

Приведенные ниже пояснения по функциям обработки данных SU-R1000 основываются на результатах недавнего вебинара, посвященного этой модели, бесед по электронной почте с Фрэнком Бальзувейтом, менеджером Technics по развитию бизнеса в области потребительской электроники, а также на информации из онлайн-источников.

JENO Engine

Аббревиатура «JENO» расшифровывается как Jitter Elimination and Noise Shaping – устранение джиттера и формирование спектра шума.

«Для предотвращения ухудшения звука, вызванного джиттером, компания Technics разработала оригинальную схему уменьшения уровня последнего – движок JENO – включающую генератор тактовых импульсов в системе формирования шума с заданным спектром для подавления джиттера в низкочастотном диапазоне, а также высокоточный преобразователь частоты дискретизации для достижения аналогичного эффекта в верхней части спектра. Таким образом, он идеально снижает джиттер на всем диапазоне частот».

Движок JENO используется при преобразовании PCM-сигналов в их ШИМ-представление (широтно-импульсная модуляция); схожая технология служит основой формата DSD. «В JENO Engine есть преобразователь частоты дискретизации с низким джиттером, который поднимает параметры любого входного PCM- сигнала до 32 бит/768 кГц, – пояснил Бальзувейт в своем электронном письме. – Затем дельта-сигма-преобразователь формирует одноразрядный поток как промежуточный сигнал для подготовительной фазы в процессе управления выходными транзисторами».

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

«После дельта-сигма-конвертации следует еще один этап, ШИМ-преобразование, в котором формируется так называемый «троичный» (двухбитный) сигнал из одноразрядного с частотой дискретизации 1,5 МГц. Таким образом, каждый транзистор должен поддерживать только скорость переключения 768 кГц/1 бит, что проще организовать с точки зрения естественного времени отклика GaN FET». Это очень важно: полевые транзисторы на основе нитрида галлия – GaN FET – способны работать с более высокими скоростями переключения, обеспечивая малый уровень искажений и звона. «На самом деле два одноразрядных сигнала с частотой 768 кГц перекрываются: каждый из них, обращаясь либо к «плюсовому», либо к «минусовому» драйверу, фактически работает как одноразрядный (двоичный) сигнал с частотой 1,5 МГц. Цифроаналоговое преобразование для приведения в действие динамиков не требуется: поток данных с троичного выхода выполняет его естественным образом».

Что такое ADCT?

Это сокращение для Active Distortion Cancelling Technology (технология активного подавления искажений). «ADCT устраняет искажения аудиосигналов на выходе усилителя, вызываемые обратной электродвижущей силой динамиков, – пишет Балзувейт. – Вы можете применить отрицательную обратную связь на входе, но этот подход позволяет лишь частично справиться с проблемой и при этом он негативно сказывается на обработке пиковых сигналов. С помощью ADCT мы устраняем искажения, вызванные обратной ЭДС. Аналоговый сигнал на выходе с динамиков оцифровывается и затем калибруется. Поскольку его уровень высок, он ослабляется и заодно удаляется возможное смещение по постоянному току. Затем полученный сигнал сравнивается с чистым, неискаженным сигналом непосредственно на выходе JENO Engine. После этого один из них вычитается из другого, в результате мы получаем собственно компонент искажений. Эта составляющая сигнала подается обратно на вход JENO с противоположным знаком, и таким образом возникающие погрешности эффективно устраняются. Мы подаем обратно не полный музыкальный сигнал, а только компонент искажений. Это уникальный метод, который невозможно применить в аналоговом усилителе».

А что насчет LAPC?

Это Load Adaptive Phase Calibration – калибровка фазы в зависимости от нагрузки. Эта технология заключается в использовании цифровой обработки сигналов для «измерения выходного коэффициента усиления и фазовых характеристик импеданса усилителя и колонок с целью формирования идеального импульсного отклика для любых АС», как сообщил Балзувейт. Измерение и корректировка в LAPC выполняются с помощью серии тестовых сигналов, для чего достаточно нажать соответствующую кнопку на пульте ДУ. Она похожа на систему SAM от Devialet (Speaker Active Matching, активное согласование усилителя и колонок), впрочем, между ними есть и отличия.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

AS2PS

AS2PS (Advanced Speed Silent Power Supply – бесшумный блок питания с повышенной скоростью работы) – это технология, предложенная для импульсного блока питания SU-R1000, которая, по утверждению компании, обеспечивает намного более малошумную и стабильную работу, чем типичные аналоговые схемы. У SU-R1000 четыре блока питания – для аналогового, для цифрового и по одному для каждого выходного каскада – отделенные друг от друга и экранированные стальными разделительными пластинами, которые помогают блокировать помехи и дополнительно снижать уровень шума.

Интеллектуальный эквалайзер

Пожалуй, самая радикальная технология SU-R1000 предназначена для носителя самого старого типа, из тех, что поддерживаются усилителем. Intelligent Phono EQ включает в себя три функции: Accurate EQ (точная кривая эквализации), Crosstalk Canceller (подавитель перекрестных помех) и Response Optimizer (оптимизатор отклика). Technics называет эту систему «гибридной»: фильтр низких частот (ФНЧ) с высоким коэффициентом усиления выполняет аналоговую обработку, а уровень высоких частот увеличивается после преобразования аналогового сигнала в цифровой. SU-R1000 предлагает на выбор семь кривых эквализации: RIAA, Decca/London, Columbia, AES, IEC, NAB и RCA.

Как ни странно для усилителя – особенно для такого, что сразу же оцифровывает сигнал с аналоговых входов – к SU-R1000 прилагается виниловый диск, с помощью которого подавитель перекрестных помех и оптимизатор отклика производят свои измерения и коррекции. Как написано на сайте компании, первая функция – это «измерение уровня перекрестных помех для установленной головки звукоснимателя с помощью специального сигнала, записанного на калибровочном диске, а затем выполнение обратной коррекции с использованием встроенного DSP (цифровой процессор сигналов) для значительного снижения уровня перекрестных помех».

Вторая – «измерение АЧХ установленной головки звукоснимателя с помощью сигнала TSP (расширенный по времени импульс), также записанного на калибровочном диске, и корректировка... эффекта согласования по напряжению между головкой звукоснимателя и фонокорректором для подачи звука с картриджа в его истинном виде».

«С помощью диска мы измеряем коэффициент усиления и фазовую характеристику по 400 точкам на всем слышимом диапазоне частот, – говорит Балзувейт, – для улучшения прозрачности, стереопанорамы и повышения глубины музыкальной сцены». Обе упомянутые функции (подавитель перекрестных помех и оптимизатор отклика) можно включать и выключать с помощью солидного пульта ДУ в корпусе из шлифованного алюминия, что позволяет легко сравнивать звучание до и после их применения.

Основные параметры

Ручки регулировок и передняя панель SU-R1000 изготовлены из десятимиллиметровых алюминиевых пластин; боковые и верхняя панели – из шестимиллиметровых анодированных листов из того же металла. Как уже отмечалось, стальные пластины разделяют верхнюю и нижнюю секции, а также схемы левого и правого каналов; они также выступают в роли ребер жесткости, делая шасси более устойчивым к вибрациям.

Визуально SU-R1000 напоминает продукцию Technics середины девяностых: солидный корпус из серебристого шлифованного алюминия, крупный регулятор громкости и большое смотровое окно с фирменными волюметрами за ним. Удобная кнопка включения расположена слева вверху, за ней следуют индикатор питания, четвертьдюймовый разъем для наушников, вышеупомянутый регулятор громкости, небольшой (но заметный) дисплей для отображения источника, ручка для выбора входа, стрелочные индикаторы, светодиод LAPC и сенсор для сигнала с пульта ДУ.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

SU-R1000 не поддерживает потоковую трансляцию, как и Ethernet или Wi-Fi. Зато у него имеются две пары латунных клемм для подсоединения АС, которые можно включать и выключать независимо друг от друга, балансные (XLR) и небалансные (RCA) аналоговые входы, а также оснащенные RCA-разъемами выход с предусилителя, вход на каскад усиления мощности и вход/выход для записи. Для цифрового блока предусмотрены два USB-порта (обозначенные как PC1 и PC2), а также по паре цифровых входов S/PDIF RCA и TosLink. С пульта ДУ можно управлять практически всеми функциями усилителя.

Настройка

Для подключения Technics SU-R1000 к своей системе я использовал двухметровые акустические кабели AudioQuest Robin Hood. Тестирование проводилось с колонками DeVore Fidelity O/96, Klipsch Forte IV и Canton 7K. В роли источников выступали: мой проигрыватель винила Thorens TD 124 с девятидюймовым тонармом Jelco 350S, MC-картриджем Clearaudio Concept и повышающим трансформатором Sculpture A Mini Nano Step Up, а также ноутбук с сервисами Roon и Tidal, подключенный двухметровым USB-кабелем Furutech. Для сравнения я выбрал интегрированный усилитель Ayre EX-8 2.0 (100 Вт на канал на 8 Ом, 170 Вт на 4 Ом).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

Перед началом прослушивания я настроил функции LAPC и Intelligent Phono EQ с помощью прилагаемого калибровочного диска, внимательно ознакомившись с функциями пульта ДУ и руководством пользователя. Описания в нем сложные – выполнять процедуры гораздо проще. После включения калибровочного диска и нажатия кнопки на пульте ДУ система в течение нескольких минут издает серию тестовых тонов. На экране дисплея отображается информация о ходе процесса – от «Измерение» до «Завершено».

Technics SU-R1000 – сложное устройство. Я бесконечно расспрашивал Фрэнка Балзувейта и Билла Восса, знакомился с информационными документами и веб-сайтом компании – хоть и не лишенными маркетингового налета, но все же весьма полезными. Но, возможно, самым важным – и самым исчерпывающим – способом изучения оказалось прослушивание SU-R1000 с моей референсной системой.

Звук новых открытий

Technics SU-R1000 – не «усилитель класса D на стероидах» и не транзисторный аппарат, подражающий ламповому. Он не похож ни на один компонент из тех, что мне знакомы по предыдущему опыту. SU-R1000 обеспечивает качество звучания, какого я ранее не получал ни с одним усилителем, за исключением таких его аспектов, как тональный характер и проработка текстур, по которым E.A.T. E-Glo I и мои раздельные компоненты Shindo его превзошли. Это поистине революционный продукт.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

В первую очередь меня поразило у SU-R1000 безупречное разделение музыкальных линий. Каждый инструмент или голос занимал четкое, строго определенное место на звуковом полотне, восхищая непосредственностью, динамичностью, слаженностью и полным ощущением физического присутствия. Благодаря сверхнизкому уровню собственных шумов можно легко проследить за отдельными мелодиями в сложных оркестровых произведениях. Я настолько глубоко вслушивался в записи, что мне не хотелось ничего делать, кроме как плыть по звуковым волнам, куда бы они меня ни унесли. Прокручивая хорошо знакомые альбомы, я ловил себя на мысли: «А вот это всегда было в данной композиции?» SU-R1000 в большей степени, чем любому другому знакомому мне усилителю, удавалось встраивать альбомы – особенно на винтажном виниле – в их уникальный исторический период. Все элементы каждой записи были сформированы и расположены практически в идеальном порядке, как будто внимание к ним привлекалось по мановению незримой руки. При всей технической сложности усилителя Technics его звучание – в лучшем смысле слова – простое, цельное и достоверное, наделенное исключительной прозрачностью, плавностью и способностью к визуализации музыкальных образов.

У SU-R1000 присущий только ему звуковой почерк. Его базовая подача с цифровых и аналоговых источников оказалась теплой и чуть более насыщенной относительно нейтральной. Его характер чем-то напоминает аперитив – подготавливающий желудок и задающий вкусовую палитру, обрамляющий и пропитывающий то, что будет съедено после него. Однако временами при прослушивании винила гитарные фразы или резкие удары по тарелкам приобретали легкий блеск, как это бывает при избыточной обработке.

SU-R1000 выдает множество тончайших деталей, которые складываются в нечто гораздо большее. LAPC и Intelligent Phono EQ, например, формируют различные оттенки звучания в зависимости от конкретной записи и компонентов системы. LAPC добавляет басам весомости, материальности и гладкости. Оптимизатор отклика увеличил объемность и глубину музыкальной сцены – в этом отношении Technics ведет себя как ламповый усилитель. Я предпочел оставить LAPC и оптимизатор отклика включенными на протяжении большей части прослушивания, обнаружив, что они добавляют музыке плавности и протяженности. При отключении этих функций звучание становилось немного более мощным, открытым, динамичным и прозрачным, но при этом несколько терялись ширина и глубина сцены, материальность стереообраза и мягкость подачи. А вот при отказе от подавителя перекрестных помех особой разницы я не услышал – возможно, из-за отличного картриджа Clearaudio Concept.

Technics изобразил песню Фрэнка Синатры It Gets Lonely Early с альбома September of My Years (16/44,1 FLAC, Reprise/Tidal) в почти психоделической палитре; обволакивающие струнные и медные духовые воссозданы великолепно. Записанная в левом канале звуковой дорожки арфа «подвешена» высоко над колонками вдали на соответствующей стороне сцены, словно какой-то призрак, наблюдающий сверху за происходящим. Это жутковато и немного пугающе.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

Следом я прослушал песню Every Hungry Woman с дебютного альбома The Allman Brothers Band 1970 года с тем же названием (16/44,1 FLAC, Atlantic/ATCO/Qobuz): Бутч Тракс, играющий на хай-хэте четверти во время вступления, наложенные сверху конга и два раздельных бас-барабана Тракса и Джея Джоханни Джохансона (он же Джеймо), сталкивающиеся друг с другом и борющиеся за звуковое превосходство, переданы как никогда здорово. Вокал и орган Грега Оллмана окружены воздухом; группа рычит и поддает жару. Эта песня оказалась настоящим путешествием во времени с SU-R1000 в роли проводника.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

И с винила, и с цифрового источника в композиции Пэта Метени и Чарли Хэйдена Message to a Friend с альбома Beyond the Missouri Sky (16/44,1 FLAC, Verve/Tidal) нижний регистр баса Хэйдена подается объемно и весомо. Technics воспроизводит его подчеркнуто четко, с хорошей тональной точностью и выразительными текстурами – согласованными, чистыми и строго очерченными на всем доступном инструменту диапазоне.

Исполняя песню Godwhacker группы Steely Dan с альбома 2003 года Everything Must Go (16/44,1 MQA, Reprise/Tidal), SU-R1000 организовал в моей комнате прослушивания масштабное представление. Подача мощных ударных, электрического баса, гитар и особенно вокала оказалась обширной, воздушной, детальной и очень чистой. Создавалось впечатление, будто Дональд Фейген и его бэк-вокалисты поют для меня одного.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

Винил при прослушивании через SU-R1000 звучит так же сильно и объемно – от глубокого баса органных педалей в Softly as a Summer Breeze Джимми Смита (LP, Blue Note BLP 4200) до усиленной артикуляции и трехмерности ударных и тенор-саксофона в Night Dreamer Уэйна Шортера (LP 45RPM, Music Matters MMBST-84173). Запись Симфонии № 1 соль минор Калинникова в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина (LP, EMI ASD 2720) проигрывается с впечатляющими проворностью и масштабностью.

Мне не терпелось услышать, насколько хорошо колонки Klipsch Forte IV (заявленная чувствительность 99 дБ, сопротивление 8 Ом) будут сочетаться с интегральником Technics. LAPC благотворно повлияла на средне- и высокочастотные динамики Klipsch, сделав их звук более шелковистым и утонченным – модель IV и сама по себе в этом отношении стала лучше по сравнению с III – сохранив при этом мощь, скорость и отменную динамику. Увеличение массива информации не всегда дает более приятный результат – Klipsch и LAPC общими усилиями выявили ранее неслышимые шумы поверхности моей виниловой пластинки с первой симфонией Калинникова – но музыкальный поток накатывал могучими волнами богатого микродинамикой звука, оркестр могуче и быстро отыгрывал его нарастания и затухания. SU-R1000 максимально использовал весь потенциал винила и акустики.

Наконец, я подключил колонки Canton 7K. Симфония Калинникова звучала роскошно. Ощущение объемности и проработки при воспроизведении тенор-саксофона Уэйна Шортера в Night Dreamer стало еще более выраженным. Продвинутые функции фонокорректора SU-R1000 даже сгладили щелчки и потрескивания при проигрывании альбома Кола Чейдера Tjader Plays Mambo в издании 1955 года на красном виниле (LP, Fantasy 3-221). С другой стороны, Softly as a Summer Breeze Джимми Смита создавала впечатление более прозрачной и живой при выключенной функции LAPC.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com

В финале тестирования я ненадолго заменил Technics на Ayre EX-8 2.0 – мой самый любимый усилитель аналогичной конструкции до знакомства с SU-R1000. Парень из Колорадо не подкачал. В ходе потоковой трансляции записей Allman Brothers и Steely Dan с помощью Roon аппарат Ayre выдавал жесткий буги, прямолинейный и непосредственный. Я немедля схватился за свою воображаемую гитару. Но в его подаче мне недоставало присущих SU-R1000 восхитительной утонченности, объемности, чистоты, прозрачности и сверхъестественной детальности. Я вырос на аналоге и люблю его всей душой, но эти цифровые технологии сработали на отлично.

Заключение

Цифровой интегрированный усилитель Technics SU-R1000 наделен практически всеми достоинствами, каких можно было ожидать от устройства подобного типа. Он отлично срабатывается с виниловыми дисками и цифровыми файлами, обеспечивая высокий уровень прозрачности, объемности, широты и динамики. Его разнообразные современные технологии работают, как часы, позволяя достичь максимального уровня реализма из того, что мне доводилось переживать в моем помещении для прослушивания, построенном около 1865 года.

Technics уступает моему референсному усилителю Shindo из раздельных компонентов в тех областях, где тот особенно силен – я имею в виду тональную и тембральную достоверность. Никто не способен обойти его в этом плане, именно поэтому он по-прежнему остается для меня эталоном. Но SU-R1000 превосходит его во всех остальных отношениях. Это настоящий технологический прорыв и выдающийся пример отличного интегрированного усилителя.

Врезка 1: Характеристики

Описание: двухканальный цифровой интегрированный усилитель со встроенным фонокорректором и пультом ДУ. Выходная мощность: 150 Вт на канал на 8 Ом, 300 Вт на канал на 4 Ом (21,8 дБВт в обоих случаях). Входная чувствительность: линейные входы – 200 мВ на максимальной выходной мощности; MM-фонокорректор – 2,5 мВ, MC-фонокорректор – 300 мкВ. Входное сопротивление: линейные входы – 22 кОм; MM-фонокорректор – 47 кОм; MC-фонокорректор – 100 Ом. Частотный диапазон: линейные входы: 5 Гц – 80 кГц (-3 дБ); MM-фонокорректор: 20 Гц – 20 кГц (отклонение от стандарта RIAA ±1 дБ); MC-фонокорректор: не указано; цифровые входы: 5 Гц – 80 кГц (-3 дБ). Рекомендованное полное сопротивление нагрузки: 4 – 16 Ом. Аналоговые входы: один балансный (XLR), два несимметричных (RCA), вход на фонокорректор MM/MC (RCA), вход на фонокорректор MC (XLR), вход на контур усилителя мощности, вход для записи. Цифровые входы: два TosLink, два S/PDIF RCA, два асинхронных USB-порта аудиокласса 2.0. Аналоговые выходы: выход с предусилителя, выход для записи, две пары латунных клемм для подключения АС, стереовыход на наушники с 6,3-миллиметровым разъемом. Поддерживаемые форматы: PCM 32, 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192, 352,8, 384 кГц / 16, 24 или 32 бит; DSD: 2,8, 5,6, 11,2, 22,4 МГц; ASIO, только в «нативном» режиме.

Габариты (Ш x В x Г): 430 × 191 × 459 мм. Вес: 22,8 кг.

Серийные номера рассмотренных устройств: GJ1AA001007, GJ1DA001010. Произведено в Малайзии.

Производитель: Technics, Panasonic Consumer Electronics Corporation

Врезка 2: Сопутствующее оборудование

Аналоговые источники: проигрыватель винила Thorens TD 124, девятидюймовый тонарм Jelco TS-350S, MC-картридж Clearaudio Concept, повышающий трансформатор Sculpture A Mini Nano Step Up.

Цифровые источники: ноутбук Asus с приложениями Roon, Tidal.

Предусилитель: Shindo Allegro.

Усилитель мощности: Shindo Laboratory Haut-Brion.

Интегрированные усилители: Ayre EX-8 2.0, E.A.T. E-Glo I.

Колонки: Canton 7K, DeVore Fidelity O/96, Klipsch Forte IV.

Кабели: межблочные (RCA): Triode Wire Labs Spirit II, Shindo Laboratory. Цифровые: AudioQuest Forest. Акустические: AudioQuest Robin Hood. Силовые: комплектный кабель производителя.

Аксессуары: стабилизатор напряжения IsoTek EVO3 Aquarius; пятиярусная стойка Salamander; бамбуковые разделочные доски IKEA Aptitlig (под проигрыватель, предусилитель, усилители мощности); бруски красного дерева (5 × 5 × 1,3 см) под доски; демпфирование студии поролоном толщиной 7,5 см (потолок, стены).

Комната прослушивания: 3,7 метра в длину и в высоту, 3 метра в ширину, система установлена вдоль длинной стены; подвесной деревянный пол, стены толщиной 15 см (штукатурка 2x4), деревянный балочный потолок. (Кен Микаллеф)

Врезка 3: Результаты измерений

Я начал работу с тестовым образцом Technics SU-R1000 с серийным номером GJ1001007, который Кен Микаллеф использовал в ходе своего прослушивания, с помощью своей системы Audio Precision SYS2722. Однако в процессе проведения анализа с использованием сигналов малого уровня усилитель отключился. Температура черных решеток на верхней панели, прикрывающих внутренние радиаторы, составила 52,9°C. Я подумал, что аппарат мог перегреться. Согласно руководству пользователя, «возможно, сработал один из защитных контуров устройства. Переведите кнопку включения усилителя в положение «Выкл». Если устройство не переключается в режим ожидания, отсоедините шнур питания переменного тока, подождите не менее трех минут, а затем снова подсоедините его».

Я последовал этой инструкции, подождав вместо трех минут все 20, чтобы дать усилителю остыть. Однако когда я включил его, он вновь отключился и больше не подавал признаков жизни. Билл Восс, менеджер Technics по развитию бизнеса в США, отправил мне другой образец с серийным номером GJ1DA001010, чтобы я мог продолжить измерения.

Поскольку выходной каскад SU-R1000 работает в режиме, напоминающем класс D (хотя Technics утверждает, что он таковым не является), я вставил вспомогательный пассивный ФНЧ Audio Precision AUX-0025 между тестовой нагрузкой и анализатором Audio Precision. Этот фильтр устраняет радиочастотные шумы, которые могли бы привести к ограничению скорости нарастания напряжения во входном контуре. Я использовал его во всех измерениях с клемм для АС, кроме амплитудно-частотной характеристики. После двух часов работы температура черных решеток была ниже, чем у первого образца – 45,7°C.

В первую очередь я протестировал функционирование Technics при подаче сигнала на балансные и несимметричные линейные входы. SU-R1000 сохранял абсолютную полярность на всех выходах. Регулятор громкости действовал с точным шагом 0,5 дБ, а максимальное усиление на выходах для АС составило 46,5 дБ для входов обоих типов. (В процессе данного измерения дополнительно возможное ослабление на 20 дБ не применялось). Коэффициент усиления на выходе с предусилителя составил 16,7 дБ, на выходе на наушники – 33,1 дБ. Каскад усиления мощности можно подключить отдельно; он обеспечивает фиксированное усиление 30,1 дБ. Входное сопротивление на линейных входах обоих типов составляло 50 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц, со снижением до 37 кОм на 20 кГц. Сопротивление на балансном входе равнялось 92 кОм на низких и средних частотах, снижаясь до 64 кОм в верхней части аудиодиапазона. Входное сопротивление на несимметричных входных разъемах усилителя мощности составляло 50 кОм на частоте 20 Гц, 65 кОм – на 1 кГц и 42 кОм – на 20 кГц.

Выходное сопротивление усилителя Technics на разъеме для наушников оказалось относительно высоким – 100 Ом. На выходе с предусилителя оно варьировалось от 728 Ом на частоте 20 Гц до 706 Ом на 20 кГц. Измеренное на клеммах для АС выходное сопротивление составляло 0,09 Ом на частотах 20 Гц и 1 кГц и увеличивалось до 0,7 Ом на 20 кГц. (Эти цифры включают последовательное сопротивление двухметрового акустического кабеля с разнесенными жилами). Таким образом, модуляция АЧХ усилителя из-за взаимодействия по закону Ома между сопротивлением источника и стандартной смоделированной АС была низкой, ±0,25 дБ (Рис. 1, серая кривая). АЧХ при резистивной нагрузке 8 Ом (Рис. 1, синяя и красная кривые) достигала почти 2 дБ на 70 кГц, но быстро снижалась выше этой частоты. (Сигнал с аналоговых входов, судя по всему, оцифровывается с частотой дискретизации 192 кГц). При резистивной нагрузке 4 Ом (голубая и розовая кривые) выходной сигнал начал слегка снижаться в верхней октаве слышимого диапазона, вплоть до -3 дБ на частоте 61 кГц. При нагрузке 2 Ом (зеленая кривая) уровень выходного сигнала снизился на 3 дБ на частоте 18 кГц. Данный график отражает АЧХ при установке регулятора громкости в максимальное положение. Превосходное согласование каналов сохранялось и при более низких положениях регулятора.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 1. Technics SU-R1000, регулятор громкости в максимальном положении, АЧХ при напряжении 2,83 В и следующих показателях нагрузки: смоделированная АС (серая кривая), 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 2 Ом (зеленая кривая) (1 дБ/вертикальное деление)

SU-R1000 оснащен уникальной функцией LAPC, предназначенной для компенсации зависимости сопротивления АС от частоты. Я проверил ее, подключив восьмиомный резистор к левому каналу и смоделированную акустическую систему – к правому. (У меня нет двух смоделированных АС, и я предположил, что LAPC для двух каналов будет настроена по-разному). Я нажал соответствующую кнопку на пульте ДУ, подождал, пока усилитель закончит измерение сопротивления нагрузки, и после сообщения о завершении измерил АЧХ SU-R1000 с LAPC и без нее. Синяя и красная кривые на Рис. 2 были сняты без LAPC; они идентичны синей и серой кривым на Рис. 1, построенным в увеличенном масштабе. Зеленая и серая кривые представляют отклики восьмиомного резистора и смоделированной АС с LAPC, соответственно. Модуляции АЧХ уменьшились по амплитуде, но не исчезли совсем. Я подозреваю, что SU-R1000 применяет одну и ту же компенсацию LAPC к обоим каналам; в реальных условиях, конечно, каналы были бы подключены к идентичным акустическим системам.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 2. Technics SU-R1000, регулятор громкости в положении -20 дБ, АЧХ при напряжении 2,83 В и следующих показателях нагрузки: смоделированная АС (красная кривая) и 8 Ом (синяя кривая) с отключенной функцией LAPC, смоделированная АС (серая кривая) и 8 Ом (зеленая кривая) со включенной LAPC (0,5 дБ/вертикальное деление)

Пик на частоте 70 кГц при нагрузке 8 Ом на Рис. 1 коррелирует с небольшим выбросом при воспроизведении переднего фронта прямоугольного сигнала с частотой 10 кГц на этой нагрузке (Рис. 3). Также отмечаются артефакты звона и небольшой выброс на заднем фронте, что объясняется сглаживающим фильтром АЦП усилителя. Темброблок имеет три полосы: НЧ, СЧ и ВЧ. Он обеспечивает максимальный подъем на 7,8 дБ и максимальное снижение на 6,3 дБ (Рис. 4), синяя и красная кривые). Серые и зеленые кривые сняты при работающем регуляторе СЧ, установленном в положение «0». Видно, что он охватывает область между 300 Гц и 3 кГц.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 3. Technics SU-R1000, низкоуровневый меандр с частотой 10 кГц (на 8 Ом)

Разделение каналов превосходно: более 100 дБ в обоих направлениях ниже 2,5 кГц и 67 дБ в верхней части аудиодиапазона. Без подключения вспомогательного ФНЧ на выходах для колонок присутствовал ультразвуковой шум в 316 мВ. При включенном ФНЧ невзвешенное широкополосное отношение сигнал/шум, полученное на закороченных небалансных линейных входах и с установленным в максимальное положение регулятором громкости, составило 48,2 дБ при 2,83 В на 8 Ом в обоих каналах. (Заметим, что фильтр не рассчитан на полное удаление ультразвуковых шумов). При ограничении полосы измерения аудиодиапазоном эти показатели улучшились до 71 дБ; А-взвешенное соотношение составило 74,4. Шумы на частоте питания 60 Гц и его гармониках на выходе усилителя отсутствовали, но спектр шумового фона менялся в зависимости от настройки положения регулятора громкости. Розовая и красная кривые на Рис. 5 соответствуют его максимальному положению. Уменьшение громкости до отметки «-20,0» снизило уровень шумов на более высоких частотах в обоих каналах (голубая и синяя кривые). Впрочем, даже при максимальной громкости уровень шума остается относительно низким.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 4. Technics SU-R1000, АЧХ при напряжении 2,83 В и нагрузке 8 Ом, регуляторы ВЧ, СЧ и НЧ в максимальном, минимальном и нулевом положениях (левый канал – синяя кривая, правый – красная), регулятор СЧ в нулевом положении (левый канал – зеленая кривая, правый – серая, 2 дБ/вертикальное деление)

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 5. Technics SU-R1000, спектр синусоидального сигнала частотой 1 кГц при мощности 1 Вт на 8 Ом, регулятор громкости установлен на максимум (левый канал – розовая кривая, правый – красная) и в положение -20 дБ (левый канал – голубая кривая, правый – синяя) (линейная частотная шкала)

При нагрузке на оба канала SU-R1000 превысил заявленную максимальную мощность в 150 Вт на канал на 8 Ом (21,76 дБВт), выдав 190 Вт на канал при значении КНИ+шум 1% (22,8 дБВт, Рис. 6). На нагрузке 4 Ом усилитель Technics достигал порога клиппирования при 355 Вт на канал (22,5 дБВт, Рис. 7), что также выше заявленной мощности при таких параметрах. Я не измерял порог клиппирования на 2 Ом, так как SU-R1000 не рассчитан на такую нагрузку. При низкой мощности искажения малы, поэтому я проверил, как показатель КНИ+шум изменяется в зависимости от частоты при напряжении 20 В, что эквивалентно 50 Вт на 8 Ом и 100 Вт – на 4 Ом. Результаты представлены на Рис. 8. Искажения очень похожи при обоих значениях сопротивления и составляют менее 0,03%. Однако в двух верхних октавах они возрастают – сильнее на нагрузке на 4 Ом (голубая и розовая кривые), чем на 8 Ом (синяя и красная кривые).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 6. Technics SU-R1000, КНИ (%) при непрерывно отдаваемой мощности 1 кГц на 8 Ом

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 7. Technics SU-R1000, КНИ (%) при непрерывно отдаваемой мощности 1 кГц на 4 Ом

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 8. Technics SU-R1000, КНИ+шум (%) в зависимости от частоты при 20 В для следующих значений нагрузки: 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная), 4 Ом (левый канал – голубая кривая, правый – розовая)

Искажения образованы в основном гармониками третьего порядка (Рис. 9), но на низкой и средней мощностях они оказываются ниже аналогового шума. Третья гармоника видна только на уровне -89 дБ (0,003%), когда Technics получает сигнал частотой 50 Гц при мощности 100 Вт на канал на 4 Ом (Рис. 10) при установке регулятора громкости в положение -12 дБ. Я получил несколько иные результаты для нагрузки на оба канала при воспроизведении суммарного сигнала из равных тонов с частотами 19 и 20 кГц при пиковой мощности 50 Вт на 8 Ом (Рис. 11). Разностная составляющая второго порядка на частоте 1 кГц очень низка в обоих каналах, почти -110 дБ (0,0003 %), но в правом канале (красная кривая) присутствует больше составляющих высоких порядков, чем в левом (синяя кривая). Я повторял этот тест с разными сигнальными и акустическими кабелями, а также поменял местами входные каналы анализатора, но каждый раз получал один и тот же результат. Следует отметить, что уровень интермодуляционной составляющей, за исключением показателей для частот 17, 18, 21 и 22 кГц, равен или ниже -84 дБ (0,006 %) в обоих каналах.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 9. Technics SU-R1000, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц при мощности 50 Вт на 8 Ом, КНИ+шум 0,052% (вверху); сигнал искажений и шума при вырезанной основной гармонике (внизу, масштаб не выдержан)

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 10. Technics SU-R1000, спектр синусоидального сигнала частотой 50 Гц при мощности 100 Вт на 4 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 11. Technics SU-R1000, спектр интермодуляционных искажений от суммарного сигнала 19+20 кГц при пиковой мощности 50 Вт на 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала).

Technics SU-R1000 продемонстрировал отличные результаты измерений со всех линейных входов.

Измерения характеристик для цифровых входов. Я изучил характеристики цифровых контуров Technics SU-R1000, подключив источник к TosLink-разъему, а затем повторил часть тестов с USB-портом. Чтобы избежать повреждения каскада усиления мощности цифровыми данными с высоким уровнем, я в первую очередь исследовал поведение сигналов с цифровых входов на разъеме для наушников, при использовании которого отключается выход на АС. Оптический и коаксиальный S/PDIF-входы SU-R1000 ограничены частотой дискретизации 192 кГц. Утилита Apple Audio-MIDI показала, что USB-входы принимают 16-, 24- и 32-разрядные цифровые данные с частотой дискретизации до 768 кГц. Утилита Apple USB Prober идентифицировала усилитель как «Technics USB Audio» от «Panasonic Corporation» и подтвердила, что USB-порт работает в оптимальном изохронном асинхронном режиме.

Все цифровые входы SU-R1000 сохраняли абсолютную полярность. При установке регулятора громкости в максимальное положение и подаче сигнала частотой 1 кГц с уровнем -30 дБ полной шкалы (дБпш) на цифровой вход на выходе с предусилителя было получено напряжение 441,4 мВ, на выходе на наушники – 2918 мВ, на клеммах для АС – 13,44 В. Последнее значение на 9,2 дБ ниже измеренного напряжения клиппирования усилителя на нагрузке 8 Ом. Таким образом, получается, что у цифровых входов около 21 дБ избыточного коэффициента усиления. К счастью, SU-R1000 оснащен входным аттенюатором на 20 дБ, который может быть активирован как для аналоговых, так и для цифровых входов.

Импульсный отклик для потока с частотой дискретизации 44,1 кГц при выключенном декодировании MQA (Рис. 12) показывает, что восстанавливающий фильтр — обычный с линейной фазовой характеристикой, с симметричным по времени звоном по обе стороны от одиночной выборки с 0 дБпш. Включение декодирования MQA привело к появлению короткого импульсного отклика с минимальной фазой (Рис. 13); это фильтр, применяемый декодером к данным без кодировки MQA. При использовании белого шума с частотой дискретизации 44,1 кГц (Рис. 14, красная и розовая кривые) отклик линейно-фазового фильтра резко затухает выше 20 кГц, обеспечивая полное подавление полосы заграждения на уровне 24 кГц, чуть выше половинной частоты дискретизации (вертикальная зеленая кривая). Наложенный сигнал на частоте 25 кГц тона 19,1 кГц при 0 дБпш (синяя и голубая кривые) полностью подавлен, а гармоника искажений самого высокого уровня для тона 19,1 кГц оказывается на уровне -70 дБ (0,03%). При включенном декодере MQA белый шум плавно уменьшался выше границы аудиодиапазона, и большое количество наложенных изображений для тона частотой 19,1 кГц было заметно как в аудиодиапазоне, так и выше него. Снижение уровня тона 19,1 кГц на 3 дБ устранило большинство этих накладок (Рис. 15).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 12. Technics SU-R1000, цифровые входы, декодирование MQA выключено, импульсная характеристика (одна выборка с 0 дБпш, частота дискретизации – 44,1 кГц, временное окно – 4 мс).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 13. Technics SU-R1000, цифровые входы, декодирование MQA включено, импульсная характеристика (одна выборка с 0 дБпш, частота дискретизации – 44,1 кГц, временное окно – 4 мс).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 14. Technics SU-R1000, цифровые входы, декодирование MQA выключено, широкополосный спектр белого шума с -4 дБпш (левый канал – красная кривая, правый – розовая) и тона высотой 19,1кГц с 0 дБпш (левый канал – синяя кривая, правый – голубая), выборка данных с частотой 44,1кГц (20 дБ/вертикальное деление).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 15. Technics SU-R1000, цифровые входы, декодирование MQA включено, широкополосный спектр белого шума с -4 дБпш (левый канал – красная кривая, правый – розовая) и тона высотой 19,1кГц при -3 дБпш (левый канал – синяя кривая, правый – голубая), выборка данных с частотой 44,1кГц (20 дБ/вертикальное деление).

Кривая АЧХ для цифрового входа с включенным декодером MQA в слышимом диапазоне была плоской, а затем относительно плавно снижалась выше половинной частоты дискретизации (Рис. 16). Уровни с обоих каналов идеально совпадали.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 16. Technics SU-R1000, цифровые входы, декодирование MQA включено, АЧХ с -12 дБпш при 100 кОм и следующими частотами дискретизации потоков: 44,1 кГц (левый канал – зеленая кривая, правый – серая), 96 кГц (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 192 кГц (левый канал – синяя кривая, правый – красная) (1 дБ/вертикальное деление).

Чтобы найти предельное разрешение на цифровых входах SU-R1000, я отключил в аттенюаторе ослабление на 20 дБ, установил регулятор громкости на максимум и исследовал спектр на выходе на наушники с подмешиванием тона с частотой 1 кГц на уровне -90 дБпш с 16- и 24-разрядными данными (Рис. 17).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 17. Technics SU-R1000, цифровые входы, без ослабления, регулятор громкости в максимальном положении, спектр с шумом и случайными помехами с подмешиванием тона 1 кГц на уровне -90 дБпш и следующими вариантами разрядности данных: 16 бит (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 24 бит (левый канал – синяя кривая, правый – красная) (20 дБ/вертикальное деление).

На 24-разрядных данных уровень собственных шумов снизился на 30 дБ на низких и средних частотах, что говорит о том, что разрешение SU-R1000 близко к 21,5 битам. Однако на выходе на наушники будет наблюдаться клиппирование на уровнях, типичных для музыкальных записей, поэтому я повторил этот тест с включенным аттенюатором 20 дБ и регулятором громкости в положении -5 дБ. (Это чуть ниже значения, при котором выход на наушники уходил в клиппирование на полнодиапазонном сигнале). В этом случае повышение разрядности снижает уровень собственных шумов примерно на 9 дБ на низких и средних частотах (Рис. 18), что позволяет предположить, что при практическом использовании разрешение цифровых входов SU-R1000 будет составлять от 17 до 18 бит. (Аналогичные расчеты с использованием напряжения, предшествующего возникновению клиппирования, на клеммах для АС дают разрешение около 18 бит).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 18. Technics SU-R1000, цифровые входы, ослабление на 20 дБ, регулятор громкости в положении -5 дБ, спектр с шумом и случайными помехами с подмешиванием тона 1 кГц на уровне-90 дБпш и следующими вариантами разрядности данных: 16 бит (левый канал – голубая кривая, правый – розовая), 24 бит (левый канал – синяя кривая, правый – красная) (20 дБ/вертикальное деление).

На данных без подмешивания, представляющих сигнал с уровнем -90,31 дБпш (Рис. 19), три уровня постоянного тока, описываемые данными, демонстрировали высокое разрешение. Для 24-разрядных данных без подмешивания (Рис. 20) получилась относительно чистая синусоида. Уровень интермодуляционных искажений на цифровых входах усилителя Technics с включенным фильтром MQA был чрезвычайно низким в обоих каналах. Ожидаемые артефакты наложений присутствовали, но мне удалось устранить их в аудиодиапазоне, уменьшив уровень суммарного сигнала 19 и 20 кГц на 3 дБ (Рис. 21).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 19. Technics SU-R1000, цифровые входы, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц без подмешивания с -90,31 дБпш, 16-разрядный поток (левый канал – синяя кривая, правый – красная).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 20. Technics SU-R1000, цифровые входы, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц без подмешивания с -90,31 дБпш, 24-разрядный поток (левый канал – синяя кривая, правый – красная).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 21. Technics SU-R1000, цифровые входы, декодер MQA включен, спектр интермодуляционных искажений от суммарного сигнала 19+20 кГц с уровнем -3 дБпш на 8 Ом (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала).

Я протестировал подавление джиттера синхросигнала SU-R1000 на входах TosLink и USB, подавая на них 16- и 24-разрядные потоки J-Test с частотой дискретизации 44,1 кГц. Все гармоники нечетных порядков низкочастотного прямоугольного импульса на уровне младшего бита 16-разрядного сигнала J-Test были близки к правильным (Рис. 22, наклонная зеленая линия), хотя можно заметить пару сдвоенных тестовых сигналов на ±120 Гц вокруг спектрального пика, представляющего высокоуровневый тон четверти частоты дискретизации 44,1 кГц.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 22. Technics SU-R1000, цифровые входы, спектр джиттера аналогового выходного сигнала высокого разрешения, 11,025 кГц при -6 дБпш, частота дискретизации 44,1 кГц с переключением младшего разряда на 229 Гц: 16-разрядный поток (левый канал – синяя кривая, правый – красная). Центральная частота кривой – 11,025 кГц; диапазон частот ±3,5кГц.

Измерения характеристик для входов фонокорректора. Перейдя к изучению параметров балансного и несимметричного входов фонокорректора SU-R1000, я последовал совету руководства пользователя и при помощи отдельного провода заземления соединил клемму на шасси усилителя с землей анализатора Audio Precision. В первую очередь я исследовал поведение фонокорректора на выходе на наушники, чтобы не нанести выходным контурам усилителя вреда из-за сигналов с высоким уровнем. Оба входа фонокорректора Technics сохраняли абсолютную полярность.

Входы фонокорректора могут работать на максимальном уровне или с пониженной на 3, 6 или 9 дБ чувствительностью. Без ослабления балансный вход фонокорректора, совместимый только с MC-картриджами, обеспечивал максимальный коэффициент усиления 72,6 дБ на выходе с предусилителя, 89,1 дБ – на выходе на наушники и 102,3 дБ – на клеммах для АС. Несимметричный вход фонокорректора в режиме MM обеспечивал максимальные коэффициенты усиления 56,0, 72,5 и 85,7 дБ, соответственно. Сопротивление на балансном входе фонокорректора составляло 112 Ом на всем слышимом диапазоне; сопротивление на несимметричном входе было равно 44 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц, уменьшаясь до 35 кОм на частоте 20 кГц.

Я не тестировал интеллектуальный эквалайзер для фонокорректора, но даже без него RIAA-коррекция SU-R1000 (Рис. 23) была необычайно точной – одной из лучших, что я когда-либо получал в процессе измерений, с превосходным согласованием каналов. Переключаемый инфразвуковой фильтр (голубая и розовая кривые) уменьшил уровень сигнала на 3 дБ на частоте 20 Гц. Невзвешенное широкополосное отношение сигнал/шум входа фонокорректора в MM-режиме, измеренное при закороченном входе, составило очень приличные 67,2 дБ (среднее значение для обоих каналов) на входном сигнале частотой 1 кГц при 5 мВ. Ограничение диапазона измерений полосой 22 Гц – 22 кГц увеличило этот параметр до 75 дБ, а включение в цепь A-взвешивающего фильтра – до 84,6 дБ. Значение для MC-режима на балансном входе было приблизительно на 20 дБ ниже из-за присущего ему более высокого коэффициента усиления.

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 23. Technics SU-R1000, вход фонокорректора, АЧХ с RIAA-коррекцией при 100 кОм (левый канал – синяя кривая, правый – красная) и с инфразвуковым фильтром (левый канал – голубая кривая, правый – розовая) (0,5 дБ/вертикальное деление).

Пределы перегрузки входов фонокорректора Technics, измеренные без ослабления, с регулятором громкости в положении -30 дБ во избежание клиппирования на выходе на наушники, составили не менее 15,3 дБ для сигнала частотой 1 кГц при напряжении 5 мВ (ММ) и 17,5 дБ для сигнала 1 кГц при 500 мкВ (балансный MC) в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Уровень искажений в каскаде фонокорректора был очень низким; единственной гармоникой, видимой над уровнем собственных шумов, была вторая, достигавшая всего лишь -90 дБ (0,003%, не показано). Интермодуляционные искажения высоких порядков при воспроизведении суммарного сигнала 19+20 кГц при пиковом уровне входного сигнала, эквивалентном 1 кГц при 10 мВ, были очень малы (Рис. 24), хотя разностная составляющая второго порядка на частоте 1 кГц достигла -66 дБ (0,05%).

Интегрированный усилитель Technics SU-R1000 / Обзор stereophile.com
Рисунок 24. Technics SU-R1000, MM-вход фонокорректора, спектр интермодуляционных искажений от суммарного сигнала 19+20 кГц с пиковым уровнем 100 мВ (левый канал – синяя кривая, правый – красная; линейная частотная шкала).

Усилитель Technics SU-R1000 продемонстрировал отличные результаты измерений как с линейных аналоговых входов, так и с цифровых, а также со входов на фонокорректор. – Джон Аткинсон

Автор: Кен Микаллеф


Подготовлено по материалам издания "Stereophile", декабрь 2021 г. www.stereophile.com

Этот обзор прочитали 1 071 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий