О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2542Музыкальные и кинообзоры615Глоссарий
Сейчас в продаже
Technics
Компания Technics известна российским меломанам еще с середины 70-х годов прошлого века, когда магнитофоны, колонки и проигрыватели этой японской марки появились на прилавках валютных «Березок» и крупных комиссионных магазинов. Гораздо позже мы узнали, что бренд принадлежит компании Panasonic (которая, в свою очередь, входит в холдинг Matsushita), и, в отличие от этой материнской корпорации, специализируется на производстве аудиоаппаратуры Hi-Fi-класса.
Подробнее о бренде TechnicsОбзоры товаров под маркой Technics (28)Официальный сайт Technicshttps://www.technics.com
Проигрыватель винила Technics SL-1000R / Обзор theabsolutesound.com
Во время своего недавнего визита в магазин Command Performance AV в Вирджинии, где проходило вечернее мероприятие с участием колонок Magico и усилителей Doshi, я был поражен не только превосходным звучанием обеих систем, игравших в тот вечер, но и огромным количеством винила, выставленного на продажу на главном стенде магазина. Большей частью это были переиздания лейблами Mobile Fidelity и Acoustic Sounds записей самых разных музыкантов, от Саймона и Гарфанкела до Каунта Бейси. Их гордая позиция на пьедестале служила очевидным доказательством того, что возрождение винила – это не кратковременный эпизод, а настоящая вторая молодость, вернувшаяся всерьез и надолго. Даже сейчас, когда компакт-диски отправляются на свалку истории, ни один формат не выиграл от постоянного совершенствования звуковоспроизводящего оборудования больше, чем картриджи и вертушки. Часто представляется, что в этих черных канавках заперты безграничные объемы информации, которая только и ждет, чтобы ее извлекли с помощью еще более дотошного компонента.
После нескольких десятилетий затишья на виниловом фронте в битву за сердца меломанов вернулась японская компания Technics, некогда крупнейший игрок в сегменте разработки проигрывателей и создатель первой в мире вертушки с прямым приводом. Выступая теперь под управлением материнской корпорации Panasonic, она снова предлагает ряд продуктов в различных ценовых категориях, а венчает ее линейку модель SL-1000R с прямым приводом, которую Technics относит к своему «референсному классу». Она оснащена отдельным контроллером двигателя и может быть настроена для установки трех тонармов.
Около года назад у меня была возможность протестировать прототип этой модели, который я нашел превосходным. Затем Уильям Восс, общительный американский представитель Technics, появился на пороге моего дома с готовым продуктом, 40-килограммовым SL-1000R, который мы вместе затащили в подвальную комнату прослушивания. Верно говорят, что в разлуке чувства становятся крепче: новая встреча с SL-1000R стала ярким напоминанием о точности и ясности звука, на которые способен блистательный прямой привод.
Последние лет десять явили настоящий расцвет приводов для проигрывателей винила самых разных типов. На одном конце спектра аудиофилы реставрируют разнообразные старые вертушки, работающие на роликовых или прямых приводах. На другом – такие производители, как VPI, начали предлагать новые версии устройств, в которых используются механизмы обоих упомянутых типов. Компания Technics, в свою очередь, всегда была непоколебимой сторонницей прямого привода. Поэтому неудивительно, что сердцем SL-1000R служит легендарная система этого типа, но она полностью переработана по сравнению с предыдущими вариантами, включая использование двигателя без сердечника с низким уровнем вибрации. По утверждению изготовителя, его коэффициент детонации составляет 0,015%. Мотор приводит в действие внешний блок питания, который подключается к проигрывателю с помощью кабеля, он поддерживает скорости вращения 33⅓, 45 и 78 об/мин.
Поскольку среди поклонников проигрывателей регулярно разгораются баталии по поводу различных технологических подходов к конструкциям их двигателей, я воспользовался возможностью расспросить Тецую Итани, легендарного главного инженера Technics, о потенциальных плюсах и минусах прямых приводов, в основе которых лежит сервосистема. Итани, который начал работать в Technics еще в восьмидесятых, был совершенно уверен в высоком качестве SL-1000R и несколько озадачен высказываниями скептиков.
В частности, я спросил его, не оказывается ли передача шума от двигателя непреодолимой проблемой. Он категорически не согласился с этим. По словам Итани, «это вовсе не так в случае прямого привода и не более чем отголоски слухов иррациональной негативной кампании любителей пассиковых вариантов. Электромагнитное излучение от электрических схем очень низкое, а стол его еще больше ослабляет. Оно не оказывает никакого влияния на головку звукоснимателя или идущие от него кабели. Если у вас есть подозрения о передаче шума от мотора, прошу предъявить мне доказательства». Для полноты картины он добавил, что точность вращения прямого привода невозможно сравнить ни с чем иным: «Никому в отрасли еще не удавалось создать настолько продуманную сервосистему для проигрывателя».
Помимо того, что Technics довела до совершенства новую систему привода, она также приложила максимум усилий для гашения вибраций внутри стола. Балансир в его нижней части обеспечивает согласование центра крутящего момента и центра тяжести устройства. Компания также удлинила тонарм с девяти до десяти дюймов для уменьшения угловой погрешности; впрочем, при желании его легко заменить любой другой моделью. Он представляет собой удлиненный аналог тонарма проигрывателя SL-1200G. Также имеется утяжеленный опорный диск, на который приходится большая часть массы устройства. Он изготовлен из латуни, литого алюминия и резины, а по периметру вмонтированы двенадцать вольфрамовых грузиков. Несмотря на все технические премудрости, я должен сказать, что проигрыватель выглядит очень стильно и эффектно, а пользоваться им проще простого. Стоит только нажать на кнопку пуска, и опорный диск моментально приходит в движение. За простоту эксплуатации SL-1000R можно поставить высший балл.
Что касается качества звучания, то с первого же прослушивания вертушка Technics произвела на меня большое впечатление своим умением справляться со сложными оркестровыми пассажами. Она продемонстрировала завидную прозрачность и элегантную подачу музыки самых разных жанров – от джаза до рока и классики. При тестировании финальной версии я не смог обнаружить никаких заметных отличий от прототипа, что, в общем-то, не стало сюрпризом. Насколько я понял, компания не стала подвергать конструкцию радикальным хирургическим вмешательствам. Если взглянуть на эскизы будущего проигрывателя, которыми она щедро поделилась со мной, то трудно не восхититься внимательностью разработчиков SL-1000R. Я не претендую на продвинутые знания в области машиностроения и электротехники, но даже мне было очевидно, что этот продукт выполнен на очень высоком уровне.
Тщательность и продуманность, вложенные в проектирование устройства, стали особенно явными, когда я вернулся к альбому, который Уильям Восс принес с собой во время своего первого визита и который я впоследствии приобрел на eBay. Это стереозапись альбома Теннесси Эрни Форда Country Hits... Feelin' Blue, выпущенная компанией Capitol и недавно переизданная Analogue Productions на 200-граммовом виниле. Она очень качественно выполнена и доставляет удовольствие при прослушивании, не требуя особых затрат внимания. В таких композициях, как No Letter Today, проигрыватель Technics погружался в необозримые глубины, чтобы достать нужные краски для певучего бас-баритона Форда. Я готов признать, что феноменальная стабильность скорости вращения диска SL-1000R позволяет ему обеспечить низкий уровень шума и тишину пауз, чаще присущие цифровым носителям. Можно смело утверждать, что технологии воспроизведения винила только выиграли от развития цифровых медиа, поскольку аналоговые компоненты теперь вынуждены соответствовать определенным достоинствам конкурирующего формата. В то же время такие исконные свойства аналогового звучания, как ощущение целостности, теплота и осязаемость, стали еще более выраженными.
Еще один альбом, который я со временем стал особенно ценить – это Five Feet of Soul Джимми Рашинга, переизданный лейблом Чэда Кассема Analogue Productions. Голос Рашинга, с его неподражаемым изяществом и чувственностью, в этом релизе предстает особенно напористым, и аккомпанирующие джазовые музыканты ничуть ему не уступают. Например, в песне Tain't Nobody's Biz-ness If I Do Technics обеспечил сокрушительную динамику жарких медных духовых, так что казалось, будто исполнители стремятся затмить самого певца. Кроме того, SL-1000R продемонстрировал восхитительно четкие ударные, подавая их очень внушительно.
Что мне стало вполне очевидным в результате длительного прослушивания, так это почти сверхъестественная стабильность скорости вращения, благодаря которой самые сложные пассажи представали во всей своей красе, без малейшего признака мутности или размытости, порою сопровождающих проигрывание винила. Именно в этом отношении цифровые технологии много лет опережали аналоговые, но новое поколение вертушек и картриджей в значительной степени компенсировало отставание последних. Возьмем еще один альбом, который я стал слушать чаще, – запись третьей симфонии Чайковского в исполнении Королевского оркестра Консертгебау. Должен признаться, что я не очень люблю этого композитора или, по крайней мере, не особенно увлечен его поздними симфоническими творениями. Но более ранние не столь напыщенны, а эта запись Philips с Бернардом Хайтинком за дирижерским пультом совершенно исключительна. Technics с легкостью разобрался с самыми помпезными пассажами; меня особенно восхитила достоверность подачи деревянных духовых и контрабасов. SL-1000R без труда построил и организовал огромную музыкальную сцену, обеспечивая впечатляюще реалистическое ощущение акустики концертного зала, в котором была записана симфония.
Я бы хотел сделать только одно замечание: проигрыватель Technics стремится к первозданности воспроизведения, формируя очень точную и неокрашенную звуковую картину. Поэтому картридж к нему следует подбирать особенно тщательно. Некоторые слушатели могут предпочесть более полнозвучные головки, такие как Koetsu. Но в целом его звучание совершенно убедительно, и с учетом ценовой категории модель нельзя не признать выдающимся достижением. Как сказал Итани в своем заключительном комментарии к моим вопросам: «Пожалуйста, отметьте качество звука SL-1000R. Вы обнаружите, что у него очень высокое отношение сигнал/шум, и он бережно воссоздает самую тонкую микродинамику музыки без малейших признаков передачи шума». И он был совершенно прав.
Характеристики
Привод | прямой, бесщеточный |
Скорость | 33 1/3 45, 78 об/мин |
Диапазон регулировки скорости | ±16% |
Габариты | 531 x 188 x 399 мм (проигрыватель); 110 x 84 x 350 мм (блок управления) |
Вес | 40,2 кг (проигрыватель); 2,1 кг (блок управления) |
Автор: Джейкоб Хейлбрунн
Подготовлено по материалам издания "The Absolute Sound", июнь 2020 г. www.theabsolutesound.com