О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Cayin
Компания Cayin входит в крупную национальную корпорацию AVIC (AVIC INTL), находящуюся под контролем авиационной промышленности Китая. В рамках инвестиций, с целью создания национальной компании-производителя элитной аудиотехники, в 1993 году была основана компания Cayin. Первый ламповый усилитель (FU29) был выпущен в 1994 году, но его до сих пор можно найти на вторичном рынке, что безусловно говорит о том, что продукция Cayin рассчитана на долгую и надёжную службу.
Подробнее о бренде CayinОбзоры товаров под маркой Cayin (27)Официальный сайт Cayinen.cayin.cn
К вершинам качества: Cayin HA-6A / darko.audio
На самом деле HA-6A не является флагманской моделью компании Cayin. Это звание с честью несет могучий HA-300 – тридцатикилограммовый двухкомпонентный монстр, способный прокачивать наушники и колонки с помощью триодов прямого накала 300B. Поскольку нас интересуют главным образом наушники, для сегодняшнего обзора мы выбрали более новую и, пожалуй, более универсальную модель HA-6A.
Этот весьма увесистый агрегат тянет почти на 20 кг. Строгий индустриальный дизайн и классический навесной монтаж радиоэлектронных схем придают ему неподражаемый облик. Только взгляните на эти огромные волюметры! Установленные на верхней панели экранированные силовые и выходные трансформаторы на Ш-образном сердечнике разработаны и изготовлены собственными силами. Громкость регулируется специальным прецизионным 24-позиционным потенциометром. В целях безопасности (что особенно актуально для меломанов с детьми) в комплект поставки входит симпатичная защитная крышка для ламп. Если в ваших условиях в таком аксессуаре нужды нет, ее легко можно снять.
Три выхода на наушники на передней панели обеспечивают максимальную универсальность устройства. В их числе не только вполне ожидаемые 6,35-миллиметровый несимметричный разъем и 4-контактный балансный XLR, но и набирающий популярность 4,4-миллиметровый балансный порт Pentaconn. На задней панели имеется только по одному XLR- и RCA-входу: это специализированный усилитель для наушников, которому не требуются выходы с предварительного усилителя.
Комплектный набор ламп включает пару Electro-Harmonix 12AU7EH во входном каскаде и NOS-варианты RCA 22DE4 как выпрямители питания. В качестве выходных ламп выступает согласованная пара Electro-Harmonix EL34EH, но у HA-6A есть в запасе трюк – возможность использовать и другие лампы, включая Genelex Gold Lion KT88. Не забудьте установить тумблер на задней панели в положение, соответствующее набору. Другая важная особенность Cayin –переключение между триодным и ультралинейным режимами работы одним нажатием кнопки, что крайне редко встречается у ламповых усилителей для наушников. А учитывая возможность выбора низкого, среднего или высокого уровня выходного сопротивления, у слушателей появляется множество способов достижения идеального звучания – и это я еще не упомянул о «ламповой карусели».
Принимая в расчет большое число доступных звуковых профилей, я не смогу описать все потенциальные варианты, так что ограничусь несколькими сравнительными примерами. В качестве точки отсчета я использовал лампы EL34 в триодном режиме с низким выходным сопротивлением. При такой конфигурации наушники Focal Utopia, подключенные балансным кабелем Audio Art HPX-1SE, создают поразительно деликатное и однородное звуковое полотно с богатыми средними частотами и восхитительным тональным характером, не поддающимся описанию никакими словами. Оно одновременно открытое и интимное, с превосходной пространственной детализацией и непоколебимой стереопанорамой. Этот вариант отлично подходит для музыки с более «простыми» аранжировками, такой как фолк, акустические композиции в исполнении певца с гитарой, сольные фортепианные произведения, джазовые трио, струнные квартеты, и тому подобных вещей, которые часто можно найти на «аудиофильских» лейблах, славящихся выдающимся качеством записи и мастеринга.
Нажатие кнопки активации ультралинейного режима приводит к повышению энергичности обоих концов слышимого диапазона частот, отодвигая середину в миксе подальше от слушателя. Вокал слегка теряет в мягкости, взамен звучание приобретает в динамике и объеме музыкальной сцены, впрочем, чуть менее четкой в этом режиме. Он кажется более подходящим для прослушивания более общепринятой музыки: Chronixx, The New Amsterdams, Crystal Castles, Apathy и Беверли Найт. Звучание ближе к типичной подаче транзисторного усилителя, но сохраняет изрядную дозу ламповой пышности.
Переключение на более высокий уровень выходного сопротивления не приносит Focal Utopia ничего хорошего. В среднем положении басы становятся более рыхлыми, а в высоком – откровенно «ватными». Все частоты, начиная с верхней середины и выше, представляются приглушенными. Перепробовав более десятка наушников, я в конечном итоге предпочел настройку на низкое выходное сопротивление почти во всех случаях, за исключением двух моделей: 300-омных Sennheiser HD800, лучше всего играющих на среднем уровне, и 600-омных Beyerdynamic T1, у которых имеются весомые плюсы и при средних, и при высоких значениях сопротивления. Тем не менее, я рад наличию такой возможности, поскольку будущие модели наушников вполне могут расширить этот список.
Эффект от замены комплекта EL34 на KT88 в общих чертах повторяет метаморфозы, наблюдаемые в звучании при переключении из триодного режима в ультралинейный. Пара ламп EL34 делает акцент на соблазнительном среднем диапазоне, а подача в целом оказывается более мягкой и задушевной, тогда как KT88 подчеркивают взрывную динамику и формируют роскошные текстуры басов, более протяженные верха и более сбалансированное представление во всем диапазоне. Мое общее впечатление таково: KT88 неизменно великолепно звучат с самыми разными наушниками, в то время как EL34 более избирательны, но совершенно неотразимы, когда удается найти гармоничное сочетание.
Учитывая весь этот спектр возможностей, легко понять, что у HA-6A для каждого найдется что-то подходящее. Хотите получить насыщенный и теплый звук, пронизанный винтажным ламповым шармом? Запустите усилитель с лампами EL34 в триодном режиме и, возможно, переключите уровень выходного сопротивления в среднее положение, если это подходит для выбранной модели наушников. Предпочитаете более быстрый и сбалансированный звук с превосходным расширением и необозримой мощью? Замените лампы на KT88 и включите их в ультралинейном режиме с низким выходным сопротивлением. Ищете некое сочетание обеих этих крайностей? Экспериментируйте – и получайте запланированные или неожиданные результаты. Лично мне больше всего нравятся KT88 в триодном режиме: они придают звучанию приятную плотность, сдобренную эффектными тональными решениями. Как по мне, это практически идеальный компромисс.
Если вы еще не запутались во всех вышеперечисленных соображениях, давайте скажем пару слов о «ламповой карусели». Несмотря на то, что комплектные модели Electro-Harmonix далеко не худшие из тех, что мне доводилось слышать, при их замене – даже на версии нового производства – выигрыш в качестве более чем заметен. Наибольший простор для совершенствования обеспечивают задающие лампы: модели от Mullard или JJ позволяют добиться заметного улучшения при цене около 50 долларов за пару для новых изделий и того больше – для NOS-вариантов. При этом рост качества пропорционален стоимости: существенные отличия для ламп 12AU7 начинаются где-то с 25 долларов за пару, а действительно прекрасные комплекты можно приобрести примерно за сотню. При этом моя пара Genelex Gold Lion KT88 оказалась очень хороша, если только вы не нацелились на существенно более высокую ценовую категорию. Я не стал возиться с выпрямительными лампами, поскольку они не очень распространены, а комплектный NOS-набор марки RCA отлично работает. Таким образом, качество звучания HA-6A можно повысить, не тратя средств на сверхдорогие аналоги.
Что до недостатков, то у Cayin можно отметить несколько более высокий уровень фонового шума по сравнению с нашим референсным Pro-Ject DS2. Он меняется в зависимости от типа используемых ламп и даже близко не похож на то, что я бы назвал проблемой; просто звучание немного светлее, чем у австрийского транзисторного аналога. Больше всего меня огорчил дискретный регулятор громкости Cayin. 24-х позиций для него явно недостаточно – шаг между ступенями несколько больше, чем хотелось бы. К тому же на низком уровне звук получается довольно мощным, из-за чего у некоторых моделей наушников он может восприниматься слишком громким. У меня были такие же претензии к «большому» усилителю Cayin HA-300, и хотя использование ЦАП с качественным регулятором громкости для более точной настройки представляется вполне адекватным решением, я бы предпочел возможность более детальной настройки.
В остальном хамелеоноподобный HA-6A отлично подойдет тем, кому требуется максимально разносторонний усилитель для наушников. В некоторых случаях я предпочел его более солидному и дорогому HA-300, поскольку фирменное звучание HA-6A можно настроить на максимальную синергию с конкретной комбинацией наушников и источника. Его нельзя отнести к числу дешевых устройств, но если учесть потрясающий внешний вид, нереально прочную конструкцию и многочисленные звуковые оттенки, Cayin HA-6A вполне можно считать выгодным приобретением. Многие меломаны покупают несколько усилителей для наушников, чтобы реализовать их разнообразные акустические возможности. HA-6A объединяет целый спектр вариантов в одном аппарате, и это прекрасно.
Описание системы
Для тестирования я собрал весьма высококлассную систему, способную довести до предела даже самые эффективные усилители для наушников.
Фундамент ее был заложен с помощью балансного стабилизатора напряжения Equi=Core 1800 и силовых кабелей Audio Art power1 ePlus, подводящих питание к каждому компоненту. У меня несколько необычный аудиотракт, но его качество полностью оправдывает все неудобства. Он начинается с музыкального сервера Euphony Summus, дополненного линейным блоком питания Keces P8 с ультранизким уровнем шума. USB-кабель iFi Gemini 3.0 разделяет каналы питания и передачи данных и направляет их на цифровой процессор Matrix X SPDIF 2 DDC с линейным блоком питания Wyred4Sound PS-1. Наконец, сигнал поступает на Titans Audio Lab Helen для дополнительного подавления джиттера и шума, а затем на ЦАП Wyred4Sound 10th Anniversary для преобразования из цифры в аналог. Помимо USB-шнура iFi, все цифровые и аналоговые подключения выполнены с помощью кабелей Audio Art серии e.
В процессе тестирования использовался весь спектр наушников – от классических Sennheiser HD650 и AKG K701 до таких современных флагманов, как HiFiMAN Susvara и Meze Empyrean. Не обошлось и без вездесущих Sennheiser HD800 и Focal Utopia, а также менее известных жемчужин, таких как Kennerton Audio Thekk и Audeze LCD-24 Limited Edition. Не обошел я стороной и высокочувствительные внутриканальные мониторы – от недорогих Campfire Audio Comet до топовых 64 Audio A18t custom, а также множества моделей промежуточных категорий.
Подготовлено по материалам издания "Darko", октябрь 2020 г. darko.audio