О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (201)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Обзор сабвуфера с двумя излучателями ELAC DS1200 / soundandvision.com
Если вы услышите название бренда ELAC, то едва ли сразу же подумаете о сабвуферах; обычные колонки – да, но не низкочастотники. Знаете ли вы, что в его каталоге их целых девять разных? Передо мной топовая модель семейства – Varro Dual Reference с двумя 12-дюймовыми динамиками, или для краткости DS1200. Это громкое для небольшого сабвуфера имя, и обозначение «Reference» (Эталонная серия) складываются в определенные ожидания. Удастся ли ему оправдать их?
Оценки
Качество работы | |||
Оснащенность | |||
Конструкция | |||
Соотношение цены и качества |
Вкратце
За
Суперпрочная конструкция
Полнофункциональное, интуитивно понятное приложение
Благодаря миниатюрным габаритам и стильной внешности украсит любой интерьер
Против
Корпус греется при повышении громкости
Всего один год гарантии
Довольно дорогой
Вердикт
Мал, да удал: несмотря на скромные габариты, ELAC DS1200 отлично справляется с делом. Из-за компактности корпуса нижняя граница НЧ-диапазона оказывается слегка выше желаемой, но достоверность воспроизведения и спокойный характер вполне компенсируют этот недостаток.
Впечатления
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с ELAC DS1200 – это его размер; точнее, почти что его отсутствие. Поразительно, насколько компактные габариты у этого сабвуфера – всего 421 x 482 x 416 мм (ВхШхГ), так что в комнате он будет почти незаметен. Обратите внимание, что ширина 482 мм указана для самого протяженного места корпуса, имеющего в сечении форму равнобедренной трапеции, а его фронтальная панель еще уже – всего 340 мм. Однако при всей миниатюрности DS1200 весьма увесистый – целых 37,9 кг. Приподняв его, вы определенно ощутите солидную массу. Даже защитные решетки вносят свой вклад: изготовленные из 2,2-сантиметрового MDF, жесткостью и твердостью они способны сравниться с самыми вредными начальниками. Они крепятся к корпусу металлическими штифтами и резиновыми манжетами, а благодаря плавному сужению спереди и сзади безупречно сливаются с его основой.
Несмотря на скромные габариты, сабвуфер оснащен множеством полезных вещей. У него не один, а целых два 12-дюймовых динамика с запатентованными HEX-подвесами. По суммарной площади диффузоров они примерно эквивалентны одному 18-дюймовому динамику. Естественно, для их работы предусмотрен усилитель, причем настолько большой, что его тыловая пластина занимает около 2/3 площади задней панели. Корпус даже снабжен распорками, каким-то образом засунутыми внутрь. Упоминал ли я о том, что там имеется и акустический демпфирующий материал? И не забыл ли сказать, что толщина стенок корпуса полтора дюйма? Видя все это вживую, вы обязательно подумаете: «Не может быть, чтобы ELAC как-то удалось все это туда упаковать!» Однако я могу вас уверить, что это так. При ударе костяшками пальцев по стенке сабвуфера вы услышите глухой звук – именно то, что и требуется. Корпус совершенно инертен, даже при сильной нагрузке вибрации практически не ощущаются. Прочный, увесистый, стильный и почти незаметный, DS1200 сочетает в себе множество достоинств.
HEX-подвес имеет необычный волнистый профиль.
Компания ELAC описывает его следующим образом:
«Геометрия HEX-подвеса обеспечивает максимальную линейность между приложенной силой и результирующим смещением диффузора в обоих направлениях. Это гарантирует точное воспроизведение записанного сигнала с малым уровнем искажений даже на высокой громкости. Кроме того, ширина подвеса меньше, чем у обычных плоских конструкций с той же амплитудой хода. Широкие подвесы уменьшают рабочую площадь диффузора и способствуют росту нелинейности процесса, поскольку эффективная площадь излучения при движении мембраны вперед и назад различается».
Пара слов по поводу деталей: поскольку я делаю обзоры множества различных сабвуферов, большинство которых визуально неотличимы друг от друга, мне свойственно искать элементы, выделяющие конкретную модель среди других. Обычно это что-то видимое – инженерное решение, дизайнерская находка или просто небольшой продуманный штрих, который показывает, что компания стремится выделить свое изделие из общего ряда. В случае с DS1200 это пластина на передней панели корпуса.
По ее центру в нижней части располагается элегантная металлическая табличка с логотипом компании...
Как правило, в таких элементах нет ничего необычного, но у DS1200 она заходит под днище и продолжается еще на дюйм. Большое дело, скажете вы; раз эту часть не видно, то какая разница? Очевидно, для ELAC она есть: в центр нижней части инженеры компании встроили довольно тусклый белый светодиод. Очень часто владельцы сабвуферов жалуются на индикаторы на передней панели – главным образом потому, что они слишком яркие, неприятного синего цвета или просто отвлекают внимание. Размещенный на нижней стороне корпуса, светодиод визуально демонстрирует, что DS1200 включен, при этом ни его цвет, ни направление излучения ничуть не раздражают. Скорее наоборот: в темной комнате он действует как маленький ночник, позволяющий точно знать, где стоит сабвуфер, чтобы не споткнуться об него. Неброско, эффективно и уникально; отличное решение, отмечающее внимательное отношение к деталям, какими бы незначительными они ни казались.
Единственный вариант отделки DS1200 – черный глянец. Я не большой поклонник покрытий такого типа, поскольку они отражают свет, но у этого компактного сабвуфера так мало окрашенных поверхностей, что я не стану придираться. Честно говоря, мне даже нравится, как он выглядит в своем стильном наряде.
Настройка
Существует несколько способов настройки DS1200, и самый быстрый и простой из них – использование системы автокалибровки из фирменного приложения Sub Control. Разместите смартфон рядом с сабвуфером, направив его микрофон на один из динамиков, воспроизведите тестовый тон, затем перейдите на позицию слушателя и включите тот же сигнал во второй раз. В результате будет создана и затем загружена в сабвуфер пользовательская схема настройки, основанная на уникальных акустических характеристиках вашей комнаты. Я опробовал этот способ сразу же, как только распаковал DS1200, и получил хороший результат; но я больше доверяю собственным действиям, поэтому выбрал второй вариант – ручную настройку с помощью измерительного оборудования.
К счастью, в приложении Sub Control есть практически все возможные функции, включая, пожалуй, самую полезную из них – восьмиполосный параметрический эквалайзер. Он позволяет задать частоту, уровень (плюс или минус), а также добротность (она определяет, насколько «широкой» будет корректировка, то есть насколько сильно она повлияет на частоты выше и ниже выбранной). Все настройки были возвращены к заводским; я удалил параметры автокалибровки, чтобы далее работать с чистого листа. С помощью системы Omnimic я получил картину пиков и впадин в месте нахождения слушателя, которые требовали внимания. Используя шесть из восьми полос параметрического эквалайзера, мне удалось получить АЧХ следующего вида:
Учитывая собственные резонансы помещения, с которыми мне приходится иметь дело, эту кривую можно назвать впечатляюще ровной. Затем я отключил сабвуфер и запустил систему автокалибровки AV-ресивера для настройки колонок. Это было необходимо для того, чтобы мои труды не были сведены на нет какими-либо сторонними электронными алгоритмами. После того как колонки были настроены, я снова включил сабвуфер и потратил некоторое время, прогоняя тестовые фрагменты из фильмов, чтобы точно выставить фазу и уровень выходного сигнала по своему вкусу. В течение следующих шести недель, пока DS1200 находился у нас в ротации, дополнительной коррекции не потребовалось.
Есть и третий способ настройки: можно выбрать один из готовых пресетов ELAC – «Кино», «Музыка», «Ночной» или «Ровный». Каждый из них задуман таким образом, чтобы создать самую подходящую АЧХ для соответствующей ситуации.
Приложение доступно в версиях для устройств под Android и iOS. К счастью, для подключения требуется только Bluetooth, а не службы определения местоположения. Я серьезно отношусь к безопасности и включаю их только при использовании GPS. Мне никогда не удавалось понять, почему другие производители заставляют включать функцию геолокации только для того, чтобы настроить сабвуфер, который стоит прямо передо мной. Это кажется совершенно нелогичным. ELAC не предоставляет никакой информации о том, как пользоваться приложением, что можно счесть упущением. Впрочем, оно интуитивно понятно, так что если вы когда-нибудь настраивали сабвуфер, то без труда справитесь с делом.
Впрочем, при работе с приложением я наткнулся на одну аномалию. Через день после настройки сабвуфера я заметил, что центральная частота двух полос параметрического эквалайзера изменилась на 1 Гц. Я сбросил их, закрыл приложение, снова открыл его, и значения вернулись в нужное положение. Через несколько дней я снова зашел в приложение, и те же две частоты эквалайзера опять сдвинулись на герц. Я повторно выполнил вышеописанную процедуру, и все вернулось к норме. Больше эта проблема не возникала.
Если вы доберетесь до задней панели сабвуфера, то увидите там из средств настройки только регулятор громкости; иначе говоря, все, что вам нужно «подкрутить», доступно только через приложение. Недостатка во входах нет: компания ELAC предусмотрела балансные (XLR), небалансные (RCA) и высокоуровневые разъемы, а также 12-вольтовый триггер, порт Ethernet и USB-вход типа A для обновления прошивки. Также имеется кнопка для беспроводного сопряжения. Все сабвуферы серии Dual Reference оснащены встроенными приемниками беспроводного сигнала. Добавив к этому ресиверу опциональный передатчик ELAC AirX2, можно подключить до трех сабвуферов, что позволит избежать загромождения комнаты проводами, а также расширит возможности размещения.
Прослушивание / процесс работы
Моя методика тестирования аппаратуры, вероятно, отличается от подхода большинства других обозревателей тем, что я уделяю много внимания тому, как аппарат ведет себя в повседневных, а не только в экстремальных условиях. На мой взгляд, это в большей степени соответствует реальной жизни, поскольку мало кто из нас регулярно использует свою аппаратуру на максимуме ее возможностей – по крайней мере, если хочет сохранить хоть какое-то подобие слуха до глубокой старости. Однако с наступлением момента тестирования ситуация кардинально меняется. Есть такая максима: «Рули так, словно ты эту машину украл», которую часто используют применительно ко взятым напрокат автомобилям. На данном этапе оценки я придерживаюсь аналогичной позиции: пришло время «вдавить тапку в пол». Я ищу любую слабость, любую брешь в броне, а для этого нужно притвориться, что мы имеем дело с арендованным автомобилем.
Фильмы
Как это часто бывает в последнее время, для первого тестирования я выбрал брутальную начальную сцену фильма «Грань будущего». Я стартую на небольшой громкости и смотрю, что получается; если все идет по плану, увеличиваю ее и прослушиваю тот же фрагмент снова. Этот цикл продолжается до тех пор, пока громкость сабвуфера не перестанет нарастать или не возникнут неприятные механические шумы. Оказалось, что защитные механизмы ELAC отлично справляются со своим делом: в ходе увеличения громкости DS1200 дошел до точки, когда прибавления больше не ощущалось. Прогоняя скользящий тон начального фрагмента на пяти разных уровнях, я обнаружил, что все было под контролем, и как бы далеко я ни выкручивал регулятор, не было слышно ни одного неприятного звука. Чем больше я выжимал из него, тем меньшая отдача наблюдалась на пятом плато, самом глубоком из всех. Визуально можно было даже заметить, что при достижении определенного порога колебания диффузоров динамиков были ограничены. Лично мне по душе, когда сабвуфер не пытается сделать то, что ему определенно не под силу.
Просмотр фильма «Другой мир: Пробуждение» я обычно начинаю с девятого фрагмента, где Ева, гибрид вампира и ликана, режет свою руку и восхищается тем, как рана мгновенно затягивается. В этот момент входит ее мать, вампир Селена, которая хочет забрать дочь и сбежать, пока за ней не пришли ликаны. Однако уже слишком поздно: те знают, что Ева здесь, и намерены увести ее силой. Ликаны взрывают дверь в логово и прорываются внутрь. Мощный взрыв создает невероятный хаос. Вампиры пытаются отразить натиск с помощью ручного огнестрельного оружия, и каждый выстрел из автомата великолепно воспроизводится DS1200. Однако это лишь аперитив; «основное блюдо» в этом фильме ждет нас дальше.
Вампиры несут тяжелый урон, но, в конце концов, одерживают победу и уничтожают ликанов – за исключением одного: громадного мутанта, пятикратно превосходящего остальных по размерам и по силе. Селена входит в ротонду, чтобы сразиться с ним; но еще до того, как она успевает разглядеть гиганта, зритель слышит его громоподобные шаги. Хотя DS1200 очень хорошо справился с задачей отображения размера этого монстра, он не смог воссоздать самые низкие тона, какие мне доводилось слышать и чувствовать ранее. Зато он отличился чистотой и четкостью подачи; в исполнении менее талантливых сабвуферов эта часть саундтрека может подаваться очень неприятно, но в данном случае такой проблемы не было, каждая нота и каждый элемент звуковой картины были воссозданы бережно и точно.
Угадайте, на какой сцене из фильма «Черный ястреб» я остановил выбор? Совершенно верно; в ней есть слово «Айрин». Вряд ли кого-то из читателей это удивит.
После произнесения этого знаменитого слова возникает низкочастотная пульсация – тот самый незабываемый элемент звуковой дорожки. DS1200, безусловно, порождал нужные ощущения, но самые глубокие «подземные» басы были несколько скромнее, чем хотелось бы. Эффект определенно чувствовался, просто не с такой интенсивностью, как я привык. После того как американские войска освободили пленных, начинается их эвакуация, но в процессе сбора между солдатами и повстанцами разгорается бой. В ход идет всевозможное ручное оружие с акустическими рисунками самых разных типов. Выстрелы РПГ убедительны, глухой стук лопастей вертолета физически ощутим. Так же как и в фильме «Другой мир: Пробуждение», динамика исключительно хороша, мощь каждого вида оружия и каждого эффекта четко отражена. Пожалуй, именно невообразимое количество деталей мне понравилось больше всего.
В фильме «Монстро» существо с другой планеты нападает на Манхэттен. Участники вечеринки по поводу отъезда одного из главных героев поднимаются на крышу своего дома, чтобы лучше видеть происходящее, после чего происходит мощный взрыв. DS1200 в этом эпизоде был вполне убедителен, создавая ощущение, что основные потрясения еще впереди. В ужасе друзья выбегают по лестнице на улицу, где переживают обвал здания, устроенный самим пришельцем. Плотность саундтрека нарастает по мере того, как обломки и ударная волна прокладывают себе путь к людям на улице, и сабвуфер ELAC прекрасно передает этот процесс. По мере приближения угрозы увеличивается также воздействие на слух и ощущения зрителя. Все элементы сбалансированы, включая гортанные крики пришельца.
Чуть позже персонажи сталкиваются лицом к лицу с одним из возвышающихся на улице чудовищ. Они оказываются зажаты между ним и военными, которые открывают огонь по захватчику. Армия использует базуки и танковые пушки, каждая из которых отличается мощной пробивной силой. Тварь воет от боли, ее рев разносится по всей комнате. Из всех выбранных для тестирования сцен фильма именно эта понравилась мне больше всего. В ней множество планов, и если они изображены правильно, то создается впечатление, что ты находишься в центре действия. DS1200 отлично справился с задачей.
После насыщенного кинотестирования я всегда тянусь к задней стенке сабвуфера и ощупываю радиатор усилителя, чтобы определить, насколько сильно он нагрелся. У DS1200 это было заметно; большой теплоотвод был достаточно горячим на ощупь. Я не ощутил негативного влияния температуры на качество звучания, не заметил снижения производительности, также не сработал механизм тепловой защиты, так что работа усилителя не выходила за пределы проектных параметров. При выборе места расположения DS1200 в комнате стоит убедиться в отсутствии препятствий для воздушного потока над корпусом или за ним.
Музыка
Обычно я предпочитаю смешивать записи многих жанров, чтобы оценить работу системы на разнообразном материале; но по какой-то причине в день тестирования для данного обзора я был немного на взводе, поэтому выбирал в основном бодрую и энергичную музыку. Само по себе это не плохо, потому что такие композиции способны стать серьезной проверкой для сабвуфера, просто в целом это мне не свойственно.
Как и многие напористые песни, Absolute Zero группы Stone Sour характеризуется заводным ритмом. Она не наделена такой же мощью, как творения стиля спид-метал, но для проверки вполне подходит. Бас Джони Чоу восхищает богатством и нюансировкой, барабаны Роя Майорги ошарашивают своей силой. Каждый раз, когда ударник задействовал ногу на педали бочки, я ощущал внушительный удар – именно то, что мне было нужно в этот вечер. Если вы хотите дать своему сабвуферу солидную нагрузку или просто находитесь в соответствующем настроении, послушайте эту композицию.
Если у Absolute Zero довольно живой темпоритм, то у Bullet with Butterfly Wings от Smashing Pumpkins он более раскатистый; вполне бескомпромиссный, но немного менее зажигательный. Аранжировку песни можно назвать тяжеловатой, барабаны Джимми Чемберлина и бас Д'арси Рецки густо сплетены. Это не особенность подачи DS1200, а именно свойство самой записи. Именно поэтому я ее и выбрал – в конце концов, я ведь тестирую сабвуфер. ELAC вознаградил меня вдохновляющей интерпретацией этого радиохита, дополненной значительным количеством низов; она получилась мощной, резкой и необузданной.
Завершением тестового плейлиста стала, пожалуй, самая злая песня из имеющихся в моем распоряжении – Inside the Fire группы Disturbed. Она была написана вокалистом Дэвидом Дрейманом в попытке выплеснуть страдания, которые он испытал в подростковом возрасте, после того как его девушка покончила жизнь самоубийством. Судя по ярости, звучащей в этой песне, он явно еще не оправился от тогдашнего потрясения. Чтобы отдать ей должное, я решил выжать из DS1200 максимум возможного. Басисту Джону Мойеру и ударнику Майку Венгрену пришлось в этой композиции всерьез поработать, также как и моему маленькому другу от ELAC. Ни быстрый темп, ни сильный акцент на ритм-секцию ничуть не смутили DS1200. Он повиновался без единого возражения и даже в самых напряженных фрагментах ни разу не сбился с ритма.
Заключение
Законы физики незыблемы – и, пожалуй, нет лучшего доказательства тому, чем сабвуферы. Для воспроизведения глубоких низов на высокой громкости необходимо несколько вещей, главная из которых – большой корпус. ELAC DS1200 действительно смягчал самые низкие звуки, когда я прибавлял темп – но это ничуть не удивительно, учитывая вышеупомянутые досадные физические ограничения. Их можно в некоторой степени нивелировать с помощью прецизионных инженерных решений, динамиков с избыточным запасом по перегрузке, мощных усилителей и возможностей цифровой обработки звука, примененных ELAC при создании модели DS1200. Но, несмотря на все это, в какой-то момент вы упретесь в стену. DS1200 не стремится выйти за рамки своих возможностей; он работает изящно и плавно, ни разу не споткнувшись, как бы сильно я ни старался сбить его с толку.
Я давил на него, стремясь вывести за пределы, но он сохранял невозмутимость на протяжении всего тестирования. Добавьте к этому стильный и своеобразный внешний вид, а также продуманное приложение, позволяющее оперативно настраивать любые параметры – и вы согласитесь, что ELAC DS1200 более чем достоин внимания.
Характеристики
Тип корпуса | закрытый, с двумя противоположно направленными динамиками |
Динамики | 12 дюймов, диффузоры из алюминия и бумаги, HEX-подвес |
Частотный диапазон | 17 – 150 Гц (в безэховой камере) |
Мощность усилителя | 1200 Вт RMS, 2400 Вт пиковая |
Топология усилителя | BASH |
Входы | линейный RCA, балансный XLR, высокоуровневый |
Частота среза кроссовера | 40 – 150 Гц |
Отделка корпуса | глянцевый черный |
Габариты | 421 x 482 x 416 мм (ВхШхГ) |
Вес | 37,9 кг |
Приложение | Android и iOS |
Автор: Джим Уилсон
Подготовлено по материалам издания "Sound & Vision", сентябрь 2023 г. www.soundandvision.com