О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
Michi
Michi – это бренд компании Rotel, под которым компания выпускает небольшую серию моделей класса High End. Впервые компоненты серии Michi появились в каталоге компании Rotel в 1993 году (напомним, сама Rotel была основана в 1957-м) и были очень тепло приняты и меломанами, и экспертами ведущих мировых аудиоизданий. В переводе с японского Michi означает «путь». В данном случае – путь к по-настоящему качественному прослушиванию музыки дома.
Подробнее о бренде MichiОбзоры товаров под маркой Michi (9)Официальный сайт Michihttps://www.rotel.com/ru/michi
Интегральный усилитель/ЦАП Rotel Michi X5 Series 2 | журнал SalonAV
Весной компания Rotel начала выпускать модифицированные усилители Michi, которые получили новый блок цифроаналогового преобразования взамен исходного, который делался на дефицитном чипе AK4490. А поскольку старший интегральник из премиум-линейки уже у нас на тесте, то и гадать насчёт пользы от доработок не придется. Испытаем с пристрастием.
Суперсерия
Почти для всех компаний, выпускающих электронику, последние годы стали настоящим испытанием из-за недопоставок полупроводников, включая и чипы. Проблема приобрела такой вселенский масштаб, что производителям не помогали даже экстренные изменения в логистике — приходилось вносить изменения и в выпускаемую технику, что не всегда хорошо отражалось на её характеристиках или цене.
Полупроводниковый кризис прошелся и по Rotel, но в компании поступили мудро — обратили неизбежность в повод для серьёзного апгрейда своих компонентов. И вышло всё как в известной пословице — не было бы счастья, да несчастье помогло. Бренд, который всегда придерживался довольно консервативного эволюционного подхода и выдавал миру новую линейку компонентов примерно раз в десятилетие, всего за пару лет освежил весь актуальный ассортимент.
Однако в X5 Series 2 разработчики поступили еще более радикально — поставили чип ESS Sabre ES9028Pro с восьмиканальной архитектурой HyperStream.
Первыми под модификацию попали самые востребованные усилители и ресиверы старших серий 14 и 15. Уже в моделях 2021 года выпуска с приставкой mk II компания начала применять новейшие конверторы TI вместо AKM, заменив заодно ещё с полсотни элементов на более качественные. Год спустя похожую модернизацию претерпели проигрыватели 12, 14 и 15 серий. Летом этого года в продаже появились обновленные младшие линейки 10 и 11. Ну а теперь очередь дошла и до флагманского ряда, выпускаемого под дочерним брендом Michi.
Восемь вместо пары
Начнем с главного для нас — с цен. По сравнению с моделью X5 образца 2020 года стоимость в России современной версии X5 Series 2 выросла примерно в полтора раза. Понятно, что прибавка, в основном, обусловлена существенными изменениями курса рубля, да и отпускные цены не стоят на месте из-за общая мировой инфляции.
Кроме того, старший интегральник прошёл не простую модификацию, а подвергся едва ли не тотальному пересмотру, в результате которого в аппарате было заменено или улучшено 320 (!) элементов в звуковом тракте и системе питания. Также была обеспечена поддержка aptX HD, обновлена управляющая прошивка, включая меню настроек входов и т.д.
PCM до 32 бит/384 кГц — легко. Воспроизведение DSD, от которого пришлось отказаться в моделях на чипах от TI, — пожалуйста!
Но ключевое изменение — отказ от AK4490. Этот конвертор, выпуск которого японская Asahi Kasei Microdevices была вынуждена прекратить, по праву считался одним из наиболее музыкальных (за свои деньги уж точно) даже на фоне более современных 32-битовых ЦАПов с равноценными характеристиками. К слову, инженеры Rotel уже пытались взять от таких аналогов все возможное, применив в усилителе RA-1572 mk II один из наиболее передовых конверторов Texas Instruments в комбинации со своими схемами выходных фильтров. Однако в X5 Series 2 разработчики поступили еще более радикально — поставили чип ESS Sabre ES9028Pro с восьмиканальной архитектурой HyperStream.
Предвидим недовольство аудиофилов-техногиков по поводу «жадности Rotel». Дескать, мало того, что взяли для флагмана «театральный» чип, так ещё и выбрали его рангом ниже топового ES9038Pro с динамическим диапазоном в 140 дБ. Но на практике это не имело большого смысла при двойном дифференциальном включении и с разведением потоков для раздельного преобразования левого и правого каналов (собственно, для этого и понадобился 8-канальный чип), которое применили здесь. Такая схема и без того гарантировала должное расширение динамического диапазона, лучшее отношение сигнал/шум, более высокую линейность и устранение аппаратных ошибок преобразования.
Прибавляем к этому и продвинутость нового ЦАПа в плане поддержки форматов. PCM до 32 бит/384 кГц — легко. Воспроизведение DSD, от которого пришлось отказаться в моделях на чипах от TI, — пожалуйста! Поддержка MQA в полной развертке MQA Studio — тоже не вопрос. Кроме того, конвертер в X5 Series 2 полностью отвечает спецификациям Roon.
Лучше описанного ЦАПа разве что тот, что интегрирован в предварительный Michi P5 новой второй серии. Он вообще построен на двух параллельных ES9028Pro, т.е. базируется на 16-канальной архитектуре.
Лучше, чем в старые добрые
В принципе, нам уже известно как элегантно, богато и натурально может звучать этот многоканальный ЦАП в стерео варианте по тестам юбилейного проигрывателя Rotel DT-6000 Daimond, который не только получил «Выбор Эксперта» от нашей редакции, но награду от ассоциации EISA.
А ещё не лишне напомнить, что применение нескольких конвертеров в параллельном включении было довольно распространенной практикой лет 20 — 30 назад. Тогда цифроаналоговые преобразователи в массе не отличались высокими характеристиками, поэтому разработчики искали альтернативные пути для повышения характеристик дорогих CD-проигрывателей. Не все модели с несколькими чипами на выходе давали большую прибавку в качестве звучания, но большинство ЦАПов, построенных по такой идеологии, отличались высокой чувствительностью к качеству транспорта и цифровых кабелей.
Если хотите узнать, на что способен усилитель и его новый ЦАП, внимательно отнеситесь и к качеству входного сигнала, и к способу его доставки.
С Michi X5 Series 2 та же история. Если хотите узнать, на что способен усилитель и его новый ЦАП, внимательно отнеситесь и к качеству входного сигнала, и к способу его доставки.
В первой сессии прослушиваний с разных входов мы быстро пришли к выводу, что нет ничего лучше прямого подключения от «Макбука» качественным кабелем по USB Audio Class 2.0 (не забудьте, кстати, включить этот протокол в меню усилителя). Такое соединение достаточно защищено от джиттера, обладает большим запасом по пропускной способности и не должно вносить ошибок в поток данных. Что и подтверждалось высокой музыкальной информативностью звучания при минимальной «аппаратной» подкраски.
Но затем мы решили подать поток с ноутбука через один из USB-изоляторов, который отсекает помехи в линии, и… весь тестовый репертуар пришлось переслушивать заново! В сценической картинке проявились и зафиксировались малейшие штрихи и детали, идеально отрисовался каждый мнимый источник, обрели естественность и жизненную силу тембры. Особенно впечатляло воспроизведение файлов MQA, сочетающее и присущую цифровым форматам точность, и удивительно «аналоговую» атмосферу с предельно зримой сценой, пробирающими до мурашек динамическими контрастами и чистыми натуральными послезвучиями.
Особенно впечатляло воспроизведение файлов MQA, сочетающее и присущую цифровым форматам точность, и удивительно «аналоговую» атмосферу с предельно зримой сценой.
Понятно, что все сказанное относится не только у ЦАПу, но и к усилителю в целом. X5 первой серии запомнился нам как усилитель с капитальной динамикой и завидно проработанным басом. Благодаря чему он легко находил общий язык и с довольно каверзной акустикой, и со всеми сложными в плане динамики музыкальными композициями. Но на фоне Michi X5 Series 2 его звучание скорее всего (у нас не было возможности сравнить напрямую) покажется простоватым. Новинка, не растеряв силовых качеств, оказалась намного аккуратнее в исполнении деликатных и сложных многоплановых вещей. Она нейтральнее и при этом ярче в выражение чистых музыкальных эмоций. В этом смысле она, пожалуй, даже более утонченная и аудиофльская, чем связка из топовых моноблоков Michi с предом P5 первой серии, и этим полностью оправдывает свою цену.
Компоненты
Сетевой ресивер | AVM Ovation CS |
CD-транспорт | Rotel DT-6000 Diamond |
Смартфон | OPPO Reno |
Ноутбук | Apple MacBook Pro A2338 |
Акустические системы | Bowers&Wilkins 702 S3 |
Кабели | |
USB | Oehlbach State of the Art Primus B USB 2.0 5 м (c USB-изолятором Topping HS-01) |
межблочные | RCA Transparent Plus |
акустические | Transparent Musicwave Plus (3 метра) |
силовые | Audioquest Tornado High Current |
Michi X5 Series 2
Производитель | Rotel Europe/The Rotel Co, Ltd (Япония) |
Входы | стерепара XLR 4 стереопары RCA Phono 3 коаксиальных S/PDIF 3 оптических TOSLink USB Type B (PCM до 32 бит/384 кГц, DSD64, DSD128 (Native или DoP), MQA) |
Беспроводное подключение | Bluetooth (AAC/aptX HD) |
Сопротивление на входах | 100 кОм (47 кОм на Phono MM, 100 Ом на Phono MC) |
Выходы | «джек» 6,3 мм 2 SUB PreOut RCA |
Выходная мощность | 350/600 Вт (8/4 Ом) |
Воспроизводимый диапазон | 10 Гц — 100 кГц (-0,6 дБ) |
Разделение каналов | 65 дБ (RCA/Phono) |
Отклонения RIAA | менее 0,2 дБ |
Отношение сигнал/шум | 102/102/80 дБ (RCA/Digital/Phono) |
Гармонические искажения | менее 0,009% |
Интермодуляционные искажения | менее 0,03% |
Демпинг-фактор | 350 |
Потребляемая мощность | 850 Вт |
Габариты (ВхШхГ) | 195 x 485 x 452 мм |
Масса | 43,8 кг |
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", сентябрь 2023 г. www.salonav.com