О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
PS Audio
PS Audio была основана в 1973 году в Калифорнии разработчиками аудиоэлектроники Полом Макгованом (Paul McGowan) и Стэном Уорреном (Stan Warren). Вот уже более 40 лет основой философии компании является страсть к музыке и к высококачественному аудиооборудованию, и любой продукт PS Audio является отражением этой любви. В начале своей истории PS Audio фокусировалась на производстве компонентов систем на основе винилового проигрывателя, с течением времени продуктовая линейка расширялась, и сегодня вы можете собрать абсолютно любую систему класса High End на основе техники PS Audio.
Подробнее о бренде PS AudioОбзоры товаров под маркой PS Audio (22)Официальный сайт PS Audiowww.psaudio.com
Обзор PS Audio Stellar M1200 / whathifi.com
Изысканный моноблок, источник необозримой мощи.
Предварительный вердикт
Stellar M1200 компании PS Audio – это монофонический усилитель с ламповым входным каскадом, огромной выходной мощностью, великолепным дизайном и «звездным» качеством звучания, что соответствует его названию. Единственная причина не рассматривать этот аппарат как потенциальное приобретение: вам просто не нужна такая мощь.
За
Невероятная выходная мощность
Стильный и лаконичный дизайн корпуса
Превосходный звук
Против
Мостовой выход
Первое знакомство с парой моноблоков Stellar M1200 меня изрядно напугало. Внимательно прочитав напечатанное на задней панели предупреждение о том, что отрицательные клеммы не следует подсоединять к заземлению (подробнее об этом далее), я включил усилитель, чтобы подать аудиосигнал на колонку левого канала, и увидел, что логотип на передней панели загорелся, а затем почти сразу же погас. Легкая паника. Неужели я случайно замкнул выход?
Я заново проверил соединение. Все было в порядке. Попытался ещё раз включить усилитель – с тем же результатом. Я уже начал было думать, что это мог быть дефект самого компонента (который был получен напрямую от предыдущего рецензента, а не от дистрибьютора). Тогда я обратился ко второму экземпляру Stellar M1200, к которому была подключена АС правого канала – все-таки это совершенно раздельные моноблоки.
Та же история: логотип на передней панели загорелся на короткое время, после чего стал абсолютно черным. Паника стала тотальной. Неужели я случайно сжег оба аппарата?
На дворе была суббота, фирма-дистрибьютор не работала, поэтому я решил внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации PS Audio – но обнаружил, что в ней нет раздела «Устранение неисправностей», к которому мы все привыкли. Так что пришлось читать руководство с самого начала.
И, только добравшись до девятой страницы и обнаружив раздел «Режим отключения выходного сигнала» (Output Disable Mode), я вздохнул с облегчением. Я не причинил усилителям вреда: по-видимому, оба они были в том самом режиме отключения – что бы под ним ни подразумевалось.
Что же это за странный режим? Я на всякий случай решил прочесть инструкцию до конца, прежде чем снова попытаться включить M1200. Процитирую изложенное в ней: «В этом режиме усилитель функционирует с пониженным энергопотреблением, сохраняя отличные рабочие характеристики и одновременно обеспечивая экономию затрат на электроэнергию.
Мы рекомендуем всегда оставлять тумблер сетевого электропитания на задней панели в положении «включено» (On), а по окончании прослушивания переводить устройство в режим Output Disable Mode. При этом вакуумная лампа отключается, так что использование этой функции во время простоя значительно увеличит срок ее службы».
Остается загадкой, почему предыдущий рецензент слушал M1200 в режиме «Output Disable Mode» – то есть с пониженным энергопотреблением. А еще любопытно, отчего бы этим усилителям не переходить автоматически в основной режим работы при выключении сетевого питания?
Если вы задаетесь вопросом, почему я не узнал всего этого заранее, так это потому, что я специально стараюсь не читать рекламные статьи и проспекты производителя перед написанием своего обзора, чтобы не попасть под влияние чужого мнения.
Например, я был несколько обескуражен тем, что мне пришлось прочитать в инструкции к PS Audio (потому что это было написано на шестой странице, то есть раньше, чем я смог добраться до нужного мне фрагмента). А именно тем, что для подключения M1200 к 240-вольтовым розеткам мне следует использовать фирменные сетевые кабели PS Audio PerfectWave, потому что, как говорится в руководстве, «всегда предпочтительнее подавать на оборудование питание с помощью лучшего кабеля, так как качество работы при этом значительно повышается по сравнению с тем, что обеспечивает стандартный».
Если дело обстоит именно так, то, на мой взгляд, в комплекты поставки устройств PS Audio должны входить упомянутые высококачественные кабели, а не те, которые компания сама считает посредственными.
Оснащение
Спустя несколько минут я нашел разгадку того, почему предыдущий рецензент оставил усилители в «режиме пониженного энергопотребления»: как оказалось, то, что у PS Audio описывается таким мудреным словосочетанием, в остальном мире называется «режимом ожидания». Иначе говоря, мой коллега всего лишь выключил усилители перед упаковкой и отправкой.
Итак, при включении M1200 логотип кратковременно мигает, указывая на наличие сетевого питания, после чего он гаснет, и усилитель переходит в режим ожидания.
Если после этого нажать на логотип (который на самом деле – хитро замаскированная кнопка), то он начнет мигать синим в течение 30 секунд, после чего станет светиться непрерывно, свидетельствуя о том, что усилитель полностью готов к работе. Я крайне удивлен тем, что об этой особенности не говорится в самом начале руководства по эксплуатации.
Как выяснилось, этот логотип-кнопка выполняет еще одну функцию – предупреждает о возникновении сбоя внутри его схем, способного привести к повреждению усилителя. В этом случае Stellar M1200 переходит в «режим защиты от неисправностей», в котором логотип несколько секунд мигает синей подсветкой, а затем становится черным, сигнализируя о полном отключении усилителя.
Согласно документации PS Audio, это может произойти, если датчик неисправности «обнаруживает опасный всплеск сигнала или резкий импульс, способный повредить схемы», что случается, когда усилитель «сильно перегружен».
Как видите, о передней панели Stellar M1200 мало что можно рассказать; как обстоят дела с задней? Она тоже не может похвастаться множеством деталей. Здесь находится тумблер включения, установленный горизонтально – возможно, с целью избежать путаницы, поскольку в Северной Америке аудиофилы привыкли к тому, что выключение питания выполняется нажатием на нижнюю часть выключателя, тогда как меломаны во всем остальном мире ожидают прямо противоположного.
Я говорю «возможно», потому что причина способна оказаться намного очевидней: корпус M1200 не очень высокий, так что для вертикального тумблера просто было бы сложнее найти место. Под этим элементом располагается трехконтактный разъем питания от сети 240 В.
В центре задней панели расположены четыре разъема для подключения АС и клемма заземления. Последняя нечасто встречается у мощников. В корпусе усилителя зажим заземления вообще ни к чему не подсоединен, так что компания, очевидно, рассчитывает на то, что проводником к точке заземления будет само шасси. Я могу лишь предположить, что для этого решения были веские причины.
Под разъемами для АС напечатано предупреждение: «ВНИМАНИЕ! Это балансный усилитель! Не подключайте ни один выход к земле. Перед подключением активного сабвуфера обратитесь к руководству пользователя».
Сделав это, я получил следующую информацию: «Важно отметить, что Stellar M1200 – это полностью балансный усилитель с мостовым включением нагрузки (BTL). Как и у всех других BTL-усилителей, черный разъем не является «землей». При подключении к усилителю Stellar сабвуфера REL Acoustics необходимо обратиться к эксплуатационной документации производителя, чтобы убедиться, что модель Stellar подходит для данного сабвуфера. В таком случае для его заземления можно использовать специально предназначенное для этого ушко на задней панели усилителя».
Я сомневаюсь, что REL – единственная марка активных сабвуферов, на которую распространяется это предупреждение. К тому же, оно может относиться также к активным колонкам и электростатическим АС. В связи с этим лично я не рекомендую подключать к разъемам для АС моноблока M1200 ничего, кроме пассивных колонок, если вы предварительно не согласовали иной вариант непосредственно с компанией PS Audio.
На правой стороне задней панели расположены триггерные вход и выход для удаленного включения, а также входы: позолоченный RCA и балансный XLR. А в самой крайней правой позиции привинчена табличка с надписью: «Ламповый отсек. Предупреждение! Опасность поражения электрическим током. Отключите питание и подождите пять минут, прежде чем снимать панель».
Лампа, скрытая за этой съемной пластиной, представляет собой двойной триод со средним коэффициентом усиления. В моем тестовом образце была установлена лампа 12AU7 – хотя это вполне могла бы быть ECC82, отличающаяся от нее только маркировкой.
Согласно утверждению компании PS Audio, она встроила лампу во входной каскад Stellar M1200 по следующей причине: «Немногие [аудиофилы] ценят ключевую роль усилителя мощности в сохранении всех нюансов музыки, поскольку большинство таких устройств не в состоянии их сохранить. Обертоны щипковых инструментов, тончайшие намеки на конфигурацию, глубину и ширину музыкальной сцены, затухания пиковых сигналов в подаче усилителя мощности часто пропадают.
В исполнении M1200 все это не теряется благодаря конструкции входного каскада на вакуумной лампе. Его схема класса А с нулевой обратной связью позволяет уловить каждый мельчайший элемент музыки, сохраняя при этом в неприкосновенности самые динамичные крещендо и стремительно нарастающие пиковые сигналы. Прослушивание музыки в компании M1200 – это настоящее откровение».
Выходной каскад Stellar M1200 не производится самой PS Audio (поэтому на задней панели имеется следующая фраза: «Разработано и собрано в Боулдере, штат Колорадо, из комплектующих, поставляемых из разных стран мира»). Внутри корпуса находится модуль ICEpower1200AS класса D со встроенным универсальным блоком питания, разработанный и изготовленный датским производителем ICEpower.
PS Audio утверждает, что примененный в усилителях Stellar M1200 модуль ICEpower «модифицирован вручную» с использованием одобренного конструкторской группой этой фирмы процесса, призванного в полной мере учесть преимущества лампового входного каскада. Разработчик PS Audio Даррен Майерс рассказывал Майклу Фремеру из издания Stereophile: «Мы получаем простой, короткий и элегантный путь прохождения сигнала, который объединяет голографичное и музыкальное звучание триодов с мощностью, точностью и скоростью импульсной технологии высшего класса».
Хотя на сайте PS Audio говорится, что M1200 оснащен «массивным блоком питания», на деле он встроен в модуль ICEpower и реализован на компактной импульсной схеме. Еще одна неточность: сайт утверждает, что входной каскад «получает энергию от собственного аналогового источника питания», но фактически его напряжение подается не напрямую от сети 240 В, а от импульсного блока питания модуля ICEpower.
Прослушивание
Встраивание пары Stellar M1200 в аудиотракт не составит труда, если только вы не будете настолько неосторожны, чтобы случайно закоротить разъемы для АС или подключить к ним что-либо, отличающееся от пассивных колонок.
В отличие от неимпульсных моноблоков, которые лучше всего держать подальше друг от друга, чтобы предотвратить магнитное взаимодействие между их массивными трансформаторами, пару PS Audio Stellar вполне можно расположить стопой, а благодаря малой высоте и элегантности передней панели они будут отлично смотреться в такой конфигурации.
Раз уж я упомянул неимпульсные усилители, то не могу не отметить, что компания PS Audio отличается от многих других производителей тем, что в ее текущей линейке есть как аппараты класса АВ, так и класса D. Насколько я понимаю, усилители класса АВ собираются исключительно на заводе PS Audio в Боулдере (штат Колорадо), а разрабатывают их либо Баском Кинг, либо Даррен Майерс. Модели, спроектированные Кингом, можно отличить по индексу «BHK» в названии.
Помимо рекомендации подключать к Stellar M1200 только пассивные АС, я бы еще посоветовал все же использовать колонки с номинальным сопротивлением от 3 Ом, несмотря на заявление PS Audio о стабильности работы этих моноблоков при воспроизведении пиковых музыкальных сигналов на нагрузке 2 Ом.
Хотя на сайте PS Audio много цветистых гипербол, я не могу не согласиться с одним из особо пышных заявлений в отношении Stellar M1200, которое гласит: этот усилитель «сочетает в себе богатую теплоту и музыкальность ламп с ... потрясающей мощностью и запасом по динамике, который кажется бесконечным».
Мощность, которую способны выдать эти усилители, настолько велика, что даже слегка пугает. Если бы эта пара стояла в моей комнате прослушивания, я бы спрятал ключ от регулятора громкости предусилителя, когда бы была хотя бы малейшая вероятность, что кто-то может включить систему без моего ведома.
Мне трудно представить себе обычные домашние колонки, способные выдержать работу с этой парой моноблоков на максимуме их возможностей. И если большинство усилителей предупреждают пользователя о предельно допустимой мощности, клиппируя сигнал при приближении к этому порогу, то у Stellar M1200 он на выходе остается совершенно чистым вплоть до уровня 600 Вт на нагрузке 8 Ом и 1200 Вт – на 4 Ом.
Конечно, такая мощь нужна не затем, чтобы можно было прибавить побольше громкости, а для того, чтобы при тихом прослушивании и наличии в аудиозаписи резкого пикового сигнала, требующего мгновенной подкачки дополнительной энергии, усилитель мог моментально и чисто выдать ее. Именно в этом и состоит понятие динамического диапазона, и пара PS Audio может похвастаться изрядным его запасом. У них абсолютно нет запаздывания в подаче мощности, нет никакой компрессии – только потрясающе живой и динамичный звук.
Что удивляет большинство людей, так это объем энергии, необходимой для чистого воспроизведения пиковых сигналов при прослушивании на малой громкости. Ее нужно очень много! Эта величина обычно называется «запасом по динамике» (headroom). Представьте, что вы сидите в трех метрах от своих колонок, паспортная чувствительность которых составляет 87 дБ, а слушать музыку вы хотите на уровне звукового давления 95 дБ.
Для обеспечения абсолютного минимально необходимого запаса по динамике (3 дБ) мощность вашего усилителя должна составлять 113 Вт на канал; а чтобы получить более комфортный показатель в 10 дБ, он должен быть способен непрерывно выдавать 568 Вт.
Мощность усилителя, необходимая даже в самых обычных условиях, настолько велика, что британский разработчик Энтони Майклсон из Musical Fidelity в свое время выпускал и раздавал картонные калькуляторы с логарифмической шкалой для ее расчета (исходя из расстояния до точки прослушивания и чувствительности АС) с целью создания звучания в домашних условиях на реальном уровне громкости.
Но, как бы ни важны были цифры мощности, не меньше требуются чистота, отсутствие искажений и загрязнений нежелательными шумами обеспечиваемого ею сигнала, будь то наводки от сети или обычное шипение в аудиотракте. И в этом отношении PS Audio Stellar M1200 превосходит все ожидания. На протяжении всего тестирования я не услышал из колонок ни искажений, ни шумов. Подача усилителей была безупречно кристальной и абсолютно музыкальной.
Вы можете убедиться в этом, а также открыть для себя нового потрясающего исполнителя, прослушав последний альбом трио The Goon Sax из Брисбена – Mirror II. Группа и раньше выпускала достойные релизы, но этот вышел на крупном лейбле (Matador), и от всех предыдущих он отличается лучшим качеством звучания.
Это становится очевидным, начиная с самой первой композиции In The Stone. Чистота звучания электрогитары невероятно высока; но если вы полагаете, что ее голос максимально приближен к живому исполнению, дождитесь, пока вступит бас. PS Audio Stellar M1200 обеспечивают поразительные реалистичность и мощь.
Вокал Луиса Форстера, начинающего со слов: «Do you think it's better not feelin'/ any of this at all», подается практически идеально. А когда подключается ударная установка Райли Джонс, можно расслышать не только достоверный звук удара деревянной палочки по коже, но и то, что артистка чертовски много упражнялась с момента прихода в группу. Ее голос тоже стал более зрелым. В идеальном исполнении Stellar M1200 он предстает хрупким и эфемерным, но в то же время обладает скрытой силой, которую нельзя не ощутить при прослушивании.
Если вы уже являетесь поклонником группы, то обнаружите, что звучание The Goon Sax значительно изменилось при записи Mirror II. Например, в композиции Desire можно разобрать отголоски электронной музыки. Это удивительно мечтательное, но в то же время эпическое музыкальное полотно, в котором гитара с фузз-эффектом чередуется с глянцем, а стена звука – с почти полной тишиной. Оно совершенно не похоже ни на что из сделанного группой раньше – чего не скажешь о композиции Carpetry, которая кажется невероятно знакомой.
В треке Tag трио берет пример с Билли Айлиш и вводит намеренно искаженные звуки на фоне нагромождения синтезаторов, а Джонс также выступает в роли ведущей вокалистки. Не будучи большим поклонником этой вещи, я был восхищен тем, как усилители PS Audio Stellar M1200 выявляют множество разрозненных звуков в ее аранжировке. Многие их конкуренты просто размазывают музыку в бесцветное акустическое бланманже.
Если усилитель не способен воспроизвести голос рояля, то его нельзя рассматривать как компонент данного типа, а вот PS Audio Stellar M1200 чертовски здорово удается воссоздать звучание короля инструментов во всех альбомах, которые я проигрывал в процессе тестирования.
Я очень люблю слушать игру Джошуа Кадисона на фортепиано в композиции Jessie с его дебютного альбома Painted Desert Serenade, и подача M1200 заставила меня еще больше восхититься не только его исполнением, но и благозвучным вокалом. Послушайте также орган Хаммонда, бесплотно взмывающий в стратосферу на заднем плане.
Если учесть, что в этом альбоме есть такие фантастические песни, как When a Woman Cries и Beautiful in my Eyes, то его можно назвать одной из самых недооцененных пластинок в истории. Вам понравится и Picture Postcards from LA – совершенно замечательный трек! Изумительное творение Джошуа в безупречном исполнении Stellar M1200 становится еще чудеснее.
Эти моноблоки в очередной раз продемонстрировали не только свой талант к воспроизведению фортепианной музыки в композиции Джони Митчелл The Last Time I Saw Richard, но и чистоту подачи одного из лучших (и самых известных) голосов шоу-бизнеса.
M1200 прекрасно справились с аккордами рояля и поразительно точно передали разнообразные оттенки дыхания Митчелл. Большинство усилителей не в состоянии так четко дифференцировать их. Струнные звуки самых низких нот инструмента превосходно записаны в этом альбоме, и пара PS Audio в полной мере отдает им должное.
Вердикт
Какая мощность вам нужна? Если вы готовы пустить в дело все, на что способны Stellar M1200, то, возможно, эти усилители вам подойдут идеально. Но если вы не уверены, что вам действительно пригодится такая мощь, то стоит познакомиться с почти идентичными близнецами этой модели – моноблоками Stellar M700.
Хотя на бумаге разница в выходных мощностях этих двух моделей по показателю «Вт на канал» выглядит довольно значительной, на практике она составляет всего 2,3 дБ; и, что еще приятнее, цена M700 примерно в два раза ниже, чем у M1200. Ламповым входным каскадом в этом случае придется пожертвовать, но вместо него вы получите замечательный входной модуль Analog Cell от PS Audio, работающий на полевых МОП-транзисторах в режиме класса А.
Если же вы располагаете очень чувствительными колонками (около 90 дБ), способными благодаря этому оптимально использовать доступную мощность усилителя, обратите внимание на еще менее мощную модель PS Audio – Stellar 300. Она выполнена в одном корпусе, но представляет собой конструкцию типа «двойное моно», оснащенную входным каскадом Analog Cell и выходным ICEpower класса D. А ее стоимость почти вчетверо ниже, чем у M1200.
Полные результаты лабораторного тестирования
Измерение параметров аппаратов класса D осложняется наличием ультразвукового шума, накладывающегося на усиливаемый ими низкочастотный аудиосигнал, уровень которого у M1200 составил около 400 мВ.
Этот шум, конечно, не слышен – он слишком высокочастотный, да и колонки его отфильтровывают – но он вносит помехи в контуры тестового оборудования. Ограниченная полоса пропускания усилителей класса D (как правило, до 50 кГц) также делает невозможным определение типичных маркерных точек работоспособности, таких как начало клиппирования на высоких частотах.
В силу этого необходимо подключить внешний НЧ-фильтр к разъемам для АС с целью удаления шума, что позволяет провести точный анализ. Лаборатория Newport Test Labs в большинстве измерений использует как внешний пассивный НЧ-фильтр PrismSound dS-LPF, так и активный AES-17.
Усилитель мощности PS Audio Stellar M1200: результаты лабораторного тестирования
Параметр тестирования | Результат измерений | Усл. измерений / комментарий |
Выходная мощность, на 8 Ом | 600 Вт | |
Выходная мощность, на 4 Ом | 1200 Вт | |
Частотный диапазон, выходная мощность 1 Вт | < 1 Гц – 36 кГц | –1 дБ |
Частотный диапазон, выходная мощность 1 Вт | < 1 Гц – 38 кГц | –3 дБ |
КНИ+шум | 0,022% | номинальная мощность |
Отн. сигнал/шум (невзв. / взв.) | 80 дБ / 86 дБ | при мощности 1 Вт |
Отн. сигнал/шум (невзв. / взв.) | 107 дБ / 114 дБ | при номинальной мощности |
Входная чувствительность | 83 мВ / 1,95 В | 1 Вт / номинальная мощность |
Коэффициент усиления | 30,6 дБ | |
Выходное сопротивление | 0,048 Ом | на частоте 1 кГц |
Коэффициент мощности | +0,534 | |
Потребляемая мощность | 19,28 Вт/ 36,41 Вт | ожидание / рабочий режим |
Потребляемая мощность | 34,88 Вт / 1373 Вт | 1 Вт / номин. мощность |
Колебания напряжения сети во время тестирования | 241 В – 245 В | Минимум – максимум |
Выходная мощность измерялась только на частоте 1 кГц, и по полученным Newport Test Labs данным она точно соответствует паспортным параметрам: 600 Вт на нагрузке 8 Ом и 1200 Вт – на 4 Ом. Эти высокие значения будут поддерживаться только в течение ограниченного периода времени, поскольку в усилитель встроен термочувствительный элемент, который автоматически снижает выходную мощность для обеспечения непрерывности работы. Я полагаю, что в обстановке типичной домашней Hi-Fi-системы эти элементы вряд ли когда-нибудь сработают – а значит, необходимая мощность будет постоянно доступной для всех колонок с сопротивлением 2,7 Ом и более.
График 7. АЧХ на резистивной нагрузке 8 Ом (черная кривая) и на смоделированной АС (красная кривая)
Специалисты Newport Test Labs определили верхние пределы частотного диапазона по уровню -1 дБ на отметке 36 кГц, а по уровню -3 дБ – на 48 кГц, причем его нижняя граница в обоих случаях – менее 1 Гц. На графике 7 соответствующая АЧХ представлена как для стандартной резистивной нагрузки (черная кривая), так и для имитирующей ту, которой выступает типичная двухполосная фазоинверторная АС.
Как видите, эти две кривые практически идеально накладываются друг на друга. Это означает, что на АЧХ Stellar M1200 не влияют подключенные к его выходу колонки – а значит, можно не ожидать вызванных взаимодействием АС и усилителя колебаний громкости, характерных, например, для ламповых устройств.
АЧХ, представленные на графике 7, свидетельствуют о чрезвычайно низком выходном сопротивлении, и измерения Newport Test Labs подтвердили, что это действительно так. На частоте 1 кГц оно составило 0,048 Ом, что соответствует отличному значению коэффициента демпфирования (DF) – 166,66.
График 1. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 1 кГц при выходной мощности 1 Вт на нагрузке 8 Ом
На графике 1 представлен спектр искажений выходного сигнала при мощности 1 Вт на нагрузке 8 Ом на частоте 1 кГц. Как видите, общий уровень поразительно мал, а гармоник всего пять, причем все нижних порядков. По конкретным гармоникам наблюдается следующая картина: -93 дБ (0.00223%) – вторая, -99 дБ (0,0011%) – третья, -112 дБ (0.0025%) – четвертая, -118 дБ (0,00012%) – пятая, -110 дБ (0.00031%) – шестая.
На этом графике также видно, что уровень собственных шумов на большей части диапазона слышимых частот составляет -120 дБ. Явление его повышения с ростом частоты типично для всех конструкций класса D.
График 2. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 1 кГц при выходной мощности 1 Вт на нагрузке 4 Ом
На графике 2 представлен уровень искажений для выходного сигнала мощностью 1 Вт на частоте 1 кГц на нагрузке 4 Ом. Как видно, хотя характеристики и остаются превосходными, гармоник по-прежнему мало и все они имеют очень низкий уровень, однако на низкоимпедансной нагрузке искажений несколько больше.
На данном графике присутствуют гармоники вплоть до десятой, причем уровень большинства из них ниже -100 дБ (0,001%). Из общего ряда выбиваются вторая гармоника с уровнем -88 дБ (0,00398%), третья (-92 дБ, 0,00251%), четвертая (-83 дБ, 0,00707%) и восьмая (-97 дБ, 0,00141%).
График 3. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 1 кГц при выходной мощности 20 Вт на нагрузке 8 Ом
На графике 3 представлен спектр выходного сигнала PS Audio Stellar M1200 при увеличении выходной мощности до 20 Вт на частоте 1 кГц и на нагрузке 8 Ом, что фактически является «наихудшим» сценарием для любого показателя мощности (за исключением клиппирования). Как видите, и количество гармоник, и их уровни значительно возросли.
Несмотря на это, восемь спектральных компонент все еще имеют значения ниже -100 дБ (0,001%), а пять – ниже -90 дБ (0,00316%); более высокие уровни имеют только вторая гармоника (-80 дБ, 0,01%), третья (-88 дБ, 0,00398%) и пятая (-89 дБ, 0,00354%).
Несмотря на то, что все они настолько малы, что невооруженным ухом и не заметны, вторая и третья из них приятны слуху, поскольку с музыкальной точки зрения отстоят на октаву и чистую квинту от основного сигнала.
График 4. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 1 кГц при выходной мощности 20 Вт на нагрузке 4 Ом
На графике 4 показано, что при более высокой выходной мощности в 20 Вт на частоте 1 кГц на нагрузке 4 Ом график КНИ фактически повторяет результаты измерений на той же нагрузке при более низкой мощности. Однако и в этом случае все составляющие, кроме второй гармоники, не превышают -90 дБ, что в процентном выражении эквивалентно 0,003%.
График 5. Интермодуляционные искажения (CCIF) сигналов с частотами 19 кГц и 20 кГц при выходной мощности 1 Вт на нагрузке 8 Ом
На графике 5 представлен уровень интермодуляционных искажений по стандарту CCIF для сдвоенных тестовых сигналов на частотах 19 и 20 кГц. Здесь наблюдаются высокочастотные спектральные компоненты, но важно отметить, что разностный сигнал на частоте 1 кГц имеет уровень -72 дБ (0,02511%).
На мой взгляд, это связано, главным образом, с использованием лампы во входном каскаде. (Обратите внимание, что на частотах выше 20 кГц уровень собственных шумов не растет, а снижается из-за подключения внешнего фильтра, необходимого для проведения данного измерения).
График 6. Интермодуляционные искажения (CCIF) сигналов с частотами 19 кГц и 20 кГц при выходной мощности 20 Вт на нагрузке 8 Ом
Из графика 6 видно, что при мощности выходного сигнала 20 Вт уровень интермодуляционных искажений по CCIF несколько выше. На частотах 18 кГц и 21 кГц отмечаются две боковые высокочастотные спектральные компоненты уровнем около -75 дБ (0,01778%); у разностного сигнала на частоте 1 кГц он теперь составляет -65 дБ (0,05623%).
Измеренное невзвешенное отношение сигнал/шум при выходной мощности 1 Вт составило 80 дБ, A-взвешенное – 86 дБ. Однако следует отметить, что НЧ-фильтр обрезает шум выше 20 кГц, чего не было бы при измерении показателей неимпульсного усилителя, не требующего применения такого фильтра.
Измеренное невзвешенное отношение сигнал/шум при номинальной выходной мощности составило 107 дБ, A-взвешенное – 114 дБ. Здесь также актуален комментарий из предыдущего абзаца по поводу применения фильтра, но на эти два показателя (соотношение уровней сигнала и шума), конечно же, влияет чрезвычайно высокая выходная мощность Stellar M1200, которая увеличивает член уравнения, отвечающий за уровень сигнала.
Четыре осциллограммы Newport Test Labs демонстрируют работу PS Audio Stellar M1200 на прямоугольных импульсах с внешним выходным фильтром и без него.
Прямоугольный импульс частотой 100 Гц при применении выходного фильтра
Прошедший через фильтр прямоугольный импульс частотой 100 Гц имеет однородную форму с очень быстрым временем нарастания и плоской вершиной, что свидетельствует об отсутствии проблем с фазой. (Выброс на переднем фронте является артефактом, вносимым НЧ-фильтром, и его следует игнорировать).
Прямоугольный импульс частотой 100 Гц без применения выходного фильтра
Не прошедший через фильтр прямоугольный импульс частотой 100 Гц демонстрирует значительное влияние на него высокочастотного шума; если отбросить его, то можно увидеть, что на выходе получается сигнал превосходной формы, с отличным расширением НЧ и нулевым фазовым сдвигом.
Прямоугольный импульс частотой 1 кГц при применении выходного фильтра
Прошедший через фильтр прямоугольный импульс частотой 1 кГц снова демонстрирует выброс, вызванный действием ФНЧ, но в остальном верхняя часть сигнала идеально ровная, как это и должно быть. Как видите, передний фронт импульса по мере подъема смещается от вертикали, что свидетельствует об ограничениях АЧХ усилителя в верхней части диапазона, как уже отмечалось ранее (-1 дБ на 36 кГц и -3 дБ – на 48 кГц).
Прямоугольный импульс частотой 1 кГц без применения выходного фильтра
Не прошедший через фильтр прямоугольный импульс частотой 1 кГц вновь загрязнен присутствием высокочастотного шума. Однако я снова хочу подчеркнуть: будучи видным (и измеримым), он совершенно не слышен – во-первых, потому, что он будет отфильтрован колонками, а во-вторых, по той простой причине, что при частоте около 470 кГц, даже если бы АС были способны его воспроизвести, он слишком высок по тону для человеческого слуха. Даже если бы вы в буквальном смысле слова обладали ультразвуковым слухом летучей мыши, то и тогда бы не смогли его почувствовать, поскольку верхняя граница эхолокационных сигналов летучей мыши приходится на 200 кГц.
Благодаря высокой входной чувствительности для получения 1 Вт на выходе Stellar M1200 требуется всего 83 мВ, поэтому к нему можно подключать устройства любой категории. Для получения номинальной мощности на вход M1200 необходимо подать напряжение 1,95 В. С этим легко справится любой предварительный усилитель в мире. По результатам тестирования коэффициент усиления составил 30,6 дБ, что соответствует паспортному значению.
Потребляемая мощность в режиме ожидания несколько выше, чем я ожидал: чуть менее 20 Вт; так что этот усилитель не следует оставлять включенным между сеансами использования. Я бы рекомендовал выключать его сразу же по окончании прослушивания. Лампа очень быстро греется до рабочей температуры (не зря же в ней есть встроенный нагреватель), а выходному каскаду класса D для стабилизации требуется всего несколько минут.
В целом проведенные Newport Test Labs измерения подтвердили, что PS Audio Stellar M1200 – это чрезвычайно мощный, грамотно спроектированный и отменно сконструированный гибридный усилитель мощности класса D.
Подготовлено по материалам издания "What Hi-Fi?", июль 2023 г. www.whathifi.com