О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Аркадий Володось. Галактика и звезды. Обзор
Счастливым образом слава сверхвиртуоза не затмила другой стороны личности Аркадия Володося, а именно глубокого интерпертатора великих произведений музыкальной классики. Именно таким – тонким и самобытным художником клавиатуры – предстает Володось в данной записи поздней сонаты ля мажор D959 и трех менуэтов Франца Шуберта.Последние могут показаться сущими музыкальными «безделицами», мелкими звездочками по сравнению галактикой серьезной и масштабной, занимающей три стороны грампластинок сонаты. Но, как показывает артист, безделицами эти пьесы не являются – он высвечивает необыкновенную красоту в непритязательных, на первый взгляд, пьесах.
Володось – не из тех пианистов, что наводняют рынок множеством релизов. «Для меня не имеет смысла записывать то, что уже записали десятки пианистов. Студийные записи должны быть твоим наследием», – считает он. Очевидно, пианист долго вынашивает тот или иной замысел, предельно тщательно готовит, шлифует интерпретацию, прежде чем войти в студию. Среди пианистов таким был, например, Артуро Бенедетти-Микеланджели, среди дирижеров – Карлос Клайбер.
Сам Шуберт триумфально исполнил три своих последних сонаты – до минор D958, ля мажор D959 и си бемоль мажор D960 – в одном концерте в сентябре 1828 года. Полтора года прошло после смерти Бетховена в марте 1827-го, а через восемь месяцев в возрасте 31 года ушел из жизни Шуберт. За это время, в течение которого росла его слава и сыпались заказы от разных издательств, он успел сделать очень много. Бриттен считал время между смертью Бетховена и уходом Шуберта «самыми богатыми и плодотворными восемнадцатью месяцами в музыкальной истории». И тому есть основания, ведь в это время Шуберт закончил, кроме прочего, свои песенные циклы «Зимний путь» и «Лебединая песня», а также до-мажорный квинтет.
Слушая эти пластинки, проникаешься величием музыки и испытываешь уважение к принципам, которые ставит во главу угла интерпретатор. Его отношение к работе предельно серьезно, независимо от того, что будет звучать, – гигантская соната или маленькие менуэты. Володось полагает, что артист играет подчиненную роль по отношению к композитору и должен быть проводником его замысла, что «световые годы» разделяют творца музыки и артиста… «Пятьсот пианистов могут сыграть эти сонаты, но ведь есть только один Шуберт», – его слова.
Рояль на пластинках Sony записан идеально, и здесь можно заметить, что Аркадий Володось сам занимался подбором и настройкой оборудования в легендарной берлинской Teldec Studio. Как говорится в аннотации, Володось вошел в студию поздно вечером весной 2019 года и только через несколько дней сказал, что готов приступить к записи.
Столь серьезное отношение к музыке не часто можно встретить сегодня, что и определяет ценность данного издания.