Anora — «Анора»

Anora — «Анора»

Жанр: драма с элементами комедии
Сценарий и режиссура: Шон Бэйкер
Оператор: Дрю Дэниелс
Композитор: Джозеф Капальбо

В ролях: Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова и др.

Anora — «Анора»

Что. Как известно, вся мировая литература построена на двух сотнях базовых сюжетов, они же используются в театре и кинематографе. В этом фильме просматривается несколько из них. Немного «Золушки», немного из фильма «Красотка» с Джулией Робертс (в котором, в свою очередь, видна явная связь с «Пигмалионом» Бернарда Шоу), совсем чуть-чуть из «Ромео и Джульетты»0… Да, сюжетные ходы не претендуют на оригинальность, а вот содержание и смысл, «мясо» на сюжетных «костях» — сугубо авторские.

Сын русского олигарха гуляет в Штатах, ни в чем себе не отказывая, заводит интрижку со стриптизершей и внезапно зовет её в жены. Зачем — это отдельный вопрос, на который нет однозначного ответа. То ли попал под действие профессиональных чар, то ли надеялся, что это позволит ему остаться в Штатах и не возвращаться в Россию. Ведь там строгий папа заставит работать. А еще более строгая мама помешает развлекаться на полную катушку. Родители оболтуса узнают из желтой прессы о его женитьбе и дают приказ своим подручным исправить безобразие. Фабула элементарная, но то, что на нее накручено, уже не поддается простому пересказу.

Картина вызвала крайне противоположные отклики — от восторженных до уничижительных. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. И резко отрицательную оценку некоторых российских кинокритиков и деятелей культуры, в основном тех, кто живет за границей.

Anora — «Анора»

Отторжение понятно: фильм шокирует не только обилием постельных сцен, употребления веществ и густотой аутентичного русского мата, но и тем, что безжалостно убивает сказку. Прекрасный принц оказался безответственным ничтожеством, Золушку волнуют хрустальные туфельки, а вовсе не её чувства к принцу, ну и согласитесь, что танцевать стриптиз — это не так благородно, как делать черную работу по хозяйству. Карета не превращается в тыкву — её никогда и не было. А добрая фея — русский бандит с бейсбольной битой. Я уж не говорю про маму принца — злая мачеха по сравнению с ней само милосердие.

Фильм безжалостно реалистичен. Фабрика грёз вдруг разбудила спящих и показала то, что происходит на самом деле. В Штатах именно так и живут, по крайней мере, в больших городах. Социальные лифты сломались, поэтому человек из небогатой семьи имеет минимальные шансы получить приличное образование, реализовать свои способности и выбраться из низов. В лучшем случае будет выплачивать до старости кредит на обучение. Податься в стриптизерши не самый худший выход, если внешность позволяет. Рядовая профессура в американских университетах живет значительно скромнее, чем предполагали некоторые известные российские писатели. Миф о благополучном западном обществе разрушен до основания — ему, как выяснилось, наплевать на униженных и оскорбленных. Обидно, когда ты живешь в сказке, а кино тебе показывают жизнь такой, какая она есть. Можно и злобную рецензию написать.

Anora — «Анора»

На самом деле «Анора» — человечное и доброе кино. И что особенно ценно, дает зрителю свободу выбора: каждый волен придумать для оборванной в самом интересном месте истории тот финал, который кажется более вероятным и правильным. Или желанным. Кто-то представит героев счастливыми, они преобразятся и станут другими людьми. Кто-то увидит дальнейшее скольжение по наклонной… И то и другое возможно, хотя и не обязательно.

Кто. Автор сценария и режиссер Шон Бейкер — не новичок в малобюджетном кино. Он уже обращал на себя внимание фильмами «Красная ракета» и «Проект Флорида». Кстати, бюджет «Агоры» — всего 6 млн. долларов. В мировом прокате он стартовал 21 мая и с тех пор пятикратно окупился. Сомневаюсь, что он мог бы совершить этот подвиг, если бы не команда российских актеров — сопоставимые по классу американские исполнители в бюджет фильма просто не вписались бы.

Anora — «Анора»

Главную роль исполнила американка Майки Мэдисон. Самая заметная ее работа до «Аноры» — девица из банды Мейсона в фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», где, кстати, снималась и мало кому известная тогда юная Маргарет Куолли.

Стриптизерша — центральный персонаж картины (не зря же фильм назван её именем), но ключевым является живущий в Штатах русскоязычный бандит Игорь в исполнении Юры Борисова. Как говорят, ему предлагали сыграть богатого сыночка, но он привел с собой на кастинг Марка Эйдельштейна и, по сути, уступил ему свое место. В итоге — номинация на «Золотой Глобус» как лучшего исполнителя мужской роли второго плана. Хотя на самом деле не второго, а самого первого. Слежу за ним, начиная с фильма «Капитан Волконогов бежал». Критика почему-то не заметила его в картине «Кентавр», хотя уже там был виден масштаб его актерского дарования. Все его роли чем-то неуловимо похожи — возможно, дело в системе Станиславского, которая не подавляет самобытность актера и не заставляет его лицедействовать. Эта система работает — при условии, что личность исполнителя представляет интерес, что у него есть харизма. У Юры — точно есть.

Anora — «Анора»

Как. Начинается фильм в угаре ночного клуба. Возможно, режиссер хотел вызвать у зрителей отвращение к ночной жизни Нью-Йорка, и это у него получилось. Потом возникает романтика в стиле «Красотки», начинается сказка, в которую верит бедняжка Анора, не забывая при этом об оплате своих услуг (любой труд должен оплачиваться, разве не так?), затем этот сладкий сон переходит в смешной скандал с участием живущих в Штатах армян, работающих на олигарха. Почему армяне? Потому что Шон Бейкер с ними давно дружит.

Балаган в стиле Брайтон-Бич заканчивается предельно серьезно. Фильм по ходу несколько раз меняет свой жанр — вот почему я пишу об этом в разделе «как». Возможно, именно это вызвало раздражение некоторых критиков. Они до премьеры предвкушали одно, а им на голову выплеснули совсем другое. Но ведь это их личная проблема.

Anora — «Анора»

Сделана картина на очень хорошем профессиональном уровне — это видно даже по постельным сценам. В российском кино так не умеют и вряд ли скоро научатся. Потому что в нашей культуре секс — это что-то постыдное, неприличное и недостойное. В «Аноре» это всего лишь бизнес, средство получить примитивное физиологическое удовольствие или способ реализации естественных человеческих чувств. Не самый худший, кстати.

Еще одно различие наших культур — отношение к мату. Там запрещено поминать чертей, нельзя кидаться факами в определенном контексте, но в целом отношение к обсценной лексике значительно более терпимое, чем у нас. В России не боятся нечистой силы, постоянно ее поминают, но зато естественные продукты человеческой жизнедеятельности вызывают священный ужас. В фильме говорят на трех языках — русском, английском и армянском. Ругаются крепко. Не видел прокатную версию, но не сомневаюсь, что в дубляже все чинно — как в институте благородных девиц. Поэтому очень советую смотреть фильм с оригинальной дорожкой и субтитрами. Конечно, показывать его малым детям и чувствительным барышням не следует, но ведь вам, надеюсь, уже исполнилось 18 лет?




Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", декабрь 2024 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 191 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий