О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Amphion
История финской компании Amphion началась в 1990 году, когда ее основатель Ансси Хивёнен, инженер и меломан, решил создать колонки, удобные для прослушивания музыки в обычных домашних условиях. Не секрет, что Hi-Fi-акустика исключительно требовательна к размещению в комнате и ее звуковым характеристикам. Даже небольшая ошибка здесь может свести на нет все усилия инженеров, стремящихся создать совершенные колонки. К сожалению, не все любители музыки имеют возможность оборудовать свои дома специальными помещениями для прослушивания. Поэтому Хивёнен решил изучить влияние комнаты на работу акустики и попробовать создать модели, для которых это влияние будет сведено к минимуму.
Подробнее о бренде AmphionОбзоры товаров под маркой Amphion (1)Официальный сайт Amphionhttps://amphion.fi
Amphion Argon1 – стильные полочники с профессиональным бэкграундом | Обзор журнала AVreport.ru
Согласно мифологии Древней Греции: Амфион – сын Зевса, по легенде построивший город Фивы с помощью магии музыки. Именно это имя выбрал Ансси Хювёнен (Anssi Hyvönen), чтобы в 1998-ом году основать бренд Amphion Loudspeakers, разместив штаб-квартиру и фабрику компании в городе Куопио в окружении живописных финских озер. Свой отпечаток на философию компании наложил юношеский интерес Хювёнена к студийной аудиотехнике: «Любопытно, что слышат звукоинженеры в процессе микширования и мастеринга?». Отсюда и произошел характерный звуковой почерк продукции Amphion, а в модельном ряду компании домашние колонки уживаются со студийными мониторами и усилителями. И, пожалуй, в сегменте профессионального аудио имя бренда Amphion приобрело даже большую известность, чем на рынке домашних громкоговорителей.
Но студийная техника Amphion – это отдельная тема, нас же в данном обзоре будет интересовать домашняя акустика компании, представленная тремя сериями. В именах серий используется химическая терминология, а конкретно благородные или, как их еще называют, инертные газы из таблицы Менделеева. Не мудрствуя, порядок серий сопоставлен с номерами химических элементов. Младшая, самая «легкая», линейка получила название в честь гелия – Helium. Чем финнам не понравился газ неон, история умалчивает, но далее очередность восстанавливается: вторая по старшинству серия называется Argon, а самая старшая – Krypton. Название следующего в очереди инертного газа, ксенона, пока что оставлено про запас, вдруг компания когда-нибудь расширит номенклатуру домашней акустики четвертой линейкой.
В плане богатства цветовых решений у «Амфионов» нет конкурентов в их ценовой категории
Итак, в нашем сегодняшнем обзоре участвуют полочные акустические системы Amphion Argon1, которые, как понятно из сказанного выше, относятся ко второй по старшинству линейке компании. Argon1 имеют прямоугольные корпуса строгих очертаний, выделяясь узкими фасадами (всего 160 мм), которые визуально делают колонки очень стройными и компактными. Хотя на самом деле колонки не так уж малы, по глубине кабинета (265 мм) не слишком уступая его же высоте (316 мм). Для справки в линейке Argon есть модели поменьше – «настольные» полочники Argon0 с габаритами 259 х 132 х 220 мм. Дизайн акустики Amphion сочетает практичность и внешнюю привлекательность, в полной мере соответствуя критериям Lifestyle. Колонки не занимают много места, более того у полочников есть опция настенного монтажа при помощи фирменных кронштейнов (приобретаются отдельно). Чтобы безболезненно интегрироваться в разные интерьеры, колонки серии Argon могут похвастаться огромным выбором отделок. Пожалуй, в плане богатства цветовых решений у «Амфионов» нет конкурентов в их ценовой категории: несколько монохромных вариантов (полностью белая и полностью черная отделка, белый корпус с черной зоной излучателей и решетками), отделка шпоном ореха и 8 вариантов оформления с белым корпусом и цветными решетками. Если покупателю нужна особая расцветка решеток – не вопрос, ему сделают ее на заказ, попросив выбрать желаемую из каталога RAL.
У полочников есть опция настенного монтажа (кронштейны приобретаются отдельно)
Другое подтверждение практичности «Амфионов» – колонки специально проектируются с тем, чтобы минимально зависеть от акустического окружения, и в том числе могут прекрасно работать в небольших помещениях. Но, чтобы пояснить сей факт, придется внимательнее посмотреть на конструкцию громкоговорителей, а конкретно – на фасад. На первый взгляд в лицевой панели Amphion Argon1 все обыкновенно, кроме необычно широкой акустической линзы, окружающей высокочастотный излучатель. Линза – действительно не проста, являясь ключевым компонентом фирменной технологии U/D/D (Uniformly Directive Diffusion). Даже удивительно, сколько полезного может дать такое с виду несложное средство, если применяется со знанием дела. Идея крупного, похожего на рупор, волновода «Амфионов» заключается не столько в том, чтобы направить и сфокусировать звук (хотя и такая функция у него есть), а в том, чтобы создать контролируемую и притом широкую дисперсию излучения твитера в области раздела полос. Дополнительно линза решает вопросы дифракции звука ВЧ-излучателя на границах корпуса, а также за счет углубления твитера внутрь лицевой панели улучшает фазовое согласование излучателей. Отмеченный контроль и согласование направленности излучателей и делает звучание «Амфионов» более неприхотливым к условиям помещения. Более того, фирменная акустическая линза позволила снизить частоту раздела полос до 1.6 кГц, сместив ее из зоны наибольшей восприимчивости человеческого слуха, в которой заметна любая неточность кроссовера.
К нам в тест попали модели с белоснежной отделкой и синими решетками. Акустическая линза твитера сделана по технологии U/D/D (Uniformly Directive Diffusion). Порт ФИ выведен на заднюю панель кабинета. Твитер оснащен 25-мм куполом из титана. СЧ/НЧ-драйвер оборудован 133-мм алюминиевым диффузором.
А теперь сделаем несколько завершающих штрихов к портрету Amphion Argon1. К нам в тест попали модели с белоснежной отделкой и синими решетками. Кабинет из MDF покрашен ровным слоем, полностью скрывая зазор между фасадом и остальным корпусом. Для улучшения отклика на низких частотах в колонках применен фазоинвертор с задним расположением порта. Порт имеет небольшой диаметр, но солидную длину трубы, которая почти упирается в мотор СЧ/НЧ-драйвера. Производитель сообщает, что в акустике серии Argon используются высококачественные драйверы, изготовленные на заказ соседями-норвежцами из SEAS, и простые, минимально влияющие на звук кроссоверы. В Amphion Argon1 твитер укомплектован 25-мм куполом из титана, а мидбасовик оснащен 133-мм алюминиевым диффузором. Клеммный щиток на задней панели оборудован парой позолоченных разъемов универсального типа.
По паспорту акустические системы Amphion Argon1 обладают номинальным импедансом 8 Ом, чувствительностью 86 дБ и рекомендованы для работы с усилителями мощностью 25 – 150 Вт. Частотный диапазон у колонок неожиданно широк – от 45 Гц до 25 кГц, и вполне соответствует полочным громкоговорителям куда больших габаритов.
Измерения
На оси твитера у акустических систем Amphion Argon1 наблюдается рост чувствительности в верхних октавах, но при небольшом отвороте колонок АЧХ выравнивается. В частности, под углом 30° неравномерность частотной характеристики укладывается в рамки ±3 дБ в диапазоне 47-20k Гц, подтверждая анонсированный в спецификациях и весьма глубокий для столь компактных колонок бас.
Порт ФИ Amphion Argon1 настроен на частоту 50 Гц. Импеданс нигде не падает слишком низко, демонстрируя минимальное значение 4.1 Ом в верхней октаве, но и высоко (в зоне кроссовера) не поднимается. Благодаря стабильному импедансу колонки не должны стать сложной нагрузкой для среднестатистического усилителя. Следов корпусных резонансов на кривой импеданса не видно. Впрочем, один резонанс – у порта ФИ – был нами обнаружен (показан на графике измерений порта и СЧ/НЧ-драйвера в ближнем поле). Резонанс имеет довольно высокий пик в районе 700 Гц, лишь на 6 дБ уступая максимальному уровню отдачи порта в области его настройки. И хотя заднее направление порта в основном нивелирует его влияние, инструментально резонанс все же можно выявить – на графике АЧХ колонок тоже видна особенность в районе 700 Гц.
Впечатления
Прослушивание акустических систем Amphion Argon1 проходило в салоне Dr. Head на Новом Арбате с использованием минималистичного аудио-тракта в составе «мастера на все руки» Rotel S14 (интегрированный усилитель, ЦАП, сетевой плеер) и акустических кабелей Chernov Audio Special 4.0. В ходе тестов, чтобы подружить аудиосистему с емкой флешкой, к ней в качестве цифрового транспорта был добавлен аппарат Shanling EM7, подключенный по «оптике» кабелем Van den Hul Optocoupler Mk 2. Для сравнения использовались акустические системы Focal Aria Evo X N1.
В манере воспроизведения Amphion Argon1 определенно чувствуется порода – колонки настроены как мониторы со сбалансированным и детальным звуком, демонстрирующим ритмическую четкость. Детальность по рабочему диапазону – не эпизодическая (в конкретных областях), а равномерная. И полосы излучателей хорошо сшиты по тембрам, делая звучание связным. Темперамент у Amphion Argon1 ближе к нордическому, что, в общем-то, соответствует северной родословной, но нейтральность воспроизведения хочется отметить и похвалить. Очень порадовали низы Amphion Argon1, полочники действительно берут весь диапазон мид-баса с хорошим контролем и разборчивостью. Да, может быть, басам недостает по-настоящему мощной и артикулированной подачи, но, помилуйте, глядя на размеры АС, басов от них вообще не ждешь, и когда они вступают в дело во всей своей глубине – это приятно удивляет.
Направленные прямо на слушателя колонки немного выделяют верх частотного диапазона, однако тональный баланс легко выровнять, слегка их отвернув. Для близкого к идеальному тонального баланса советуем развернуть колонки от прямого направления на слушателя на 15°-20°. При этом диаграмма направленности Amphion Argon1 достаточно широка, так что полочники можно устанавливать параллельно и сидеть где угодно перед ними (не обязательно придерживаться центральной оси аудиосистемы). В ходе прослушивания выяснилось, что Amphion Argon1 неплохо справляются с оркестровой музыкой. Понятно, что небольшие полочники едва ли способны передать истинные масштабы оркестрового полотна, особенно в плане полновесной звуковой динамики, однако благодаря хорошему разрешению вместе с показом как минимум нескольких эшелонов сцены «Амфионам» удается создавать разборчивую картину с внятной локализацией музыкантов и ясной перспективой.
Еще несколько слов об особенностях воспроизведения Amphion Argon1. Некоторая звонкость звучания, характерная для акустических систем с металлическими излучателями, присутствует и у них в виде легкой обертональной лакировки с глянцем и блестками – многим меломанам такая окраска даже нравится. Возможно, у Amphion Argon1 этот эффект проявляется чуть сильнее обычного из-за расширенного вниз диапазона ВЧ-излучателя. Второй момент – возникающий время от времени окрас звука в верхней середине. При прослушивании казалось, что это корпусная окраска, но в дальнейшем выяснилось – это резонанс порта ФИ (см. блок измерений). Впрочем, не сказали бы, что окрас звучания очень серьезен, скорее – небольшой грешок, который заметен главным образом из-за хорошей разрешающей способности колонок. Играли бы они менее детально, и резонансик бы «замылился». Но закралась мысль: возможно, не зря финны в студийных мониторах и более крупных домашних колонках не связываются с ФИ-портами, предпочитая пассивные излучатели. А привередливым меломанам дадим совет – использовать поролоновые заглушки для портов (идут в комплекте с акустикой, но нам во время прослушивания были недоступны) и поиграться с расположением колонок вблизи от стены и углов, восстанавливая отдачу на низких частотах.
Если сравнивать Amphion Argon1 и Focal Aria Evo X N1, которые мы использовали в качестве спарринг-партнеров для финнов, то последние стоят чуть дешевле, имеют более крупный кабинет, 165-мм мидбасовик и передний порт ФИ. По сравнению с финскими полочниками они дают больше баса и должны понравиться тем, кто предпочитает выпуклую подачу басов и более теплую середину. «Фокалы» весьма разборчивы в дискантах, но в других диапазонах уступают Amphion Argon1 по звуковому разрешению и не дают сходной контрастности музыкальной сцены. В целом видно, что Focal Aria Evo X N1 настроены на приятное звучание – с ясным пониманием того, что в данном бюджете бескомпромиссный звук получить практически нереально. «Амфионы» – другие, их звучание больше соответствует аудиофильским критериям.
Выводы
Amphion Argon1 – неординарная акустика, сочетающая компактные размеры, стильный дизайн и большой выбор отделок с качественным звучанием, характер которого во многом соответствует профессиональным акустическим мониторам.
Технические характеристики
Тип | полочный, фазоинверторный, опция настенного подвеса |
Кол-во полос | 2 |
ВЧ (мм) | 25 (титан) |
НЧ (мм) | 133 (алюминий) |
Частотный диапазон (Гц) | 45-25k (-6 дБ) |
Частоты кроссовера (Гц) | 1.6k |
Чувствительность (дБ) | 86 |
Импеданс (Ом) | 8 |
Рекомендованная мощность усилителя (Вт) | 25-150 |
Габариты ВхШхГ (мм) | 316 x 160 x 265 |
Вес (кг) | 7 |
Отделка | несколько монохромных вариантов, шпон ореха, отделки белый корпус / цветные решетки, цвет решеток по каталогу RAL (на заказ) |
Подготовлено по материалам портала "Avreport.ru", ноябрь 2024 г. www.avreport.ru