О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Альт и композиция. Paul Hindemith — Sonatas for Viola/Piano and Viola Alone
Альт был значимой стороной жизни и карьеры Пауля Хиндемита (1895–1963). В разные годы, начиная с юности и до последних лет жизни, он совмещал сочинение музыки с игрой на альте. Его музыкальное воспитание началось во Франкфурте-на-Майне с обучения игре на скрипке и композиции.
Особенно много времени Хиндемит посвящал исполнительству в молодости. С 1914 по 1923 годы он трудился скрипачом оркестра Франкфуртской оперы, а с 1917 – концертмейстером первых скрипок в этом же коллективе. На альт Хиндемит переключился в 1919-м и не расставался с ним до последних дней. Почти все 1920-е годы он играл на этом инструменте в знаменитом струнном квартете Амара, который потом получил название Амара-Хиндемита; ансамбль впервые исполнил Второй квартет Хиндемита. В 1929-м в качестве солиста он осуществил премьеру альтового концерта У. Уолтона.
Семь альтовых сонат – малая часть наследия композитора, но в этой музыке отразилась значимость и серьезность его как художника. Их можно разделить на три группы по времени написания и воплощенным в них эстетическим принципам, обусловленным развитием ситуации в Европе во время Первой мировой и в период между войнами. Первая группа включает в себя два произведения 1919 года 11-го опуса, вторая – три композиции 1922-23 годов 25-го и 31-го опусов, третья – сольную и двойную сонаты, сочиненные в 1937 и 1939 годах. Последнюю из них Хиндемит написал уже после того, как вследствие острых конфликтов с нацистскими властями был вынужден покинуть Германию (сам он был немцем, а жена – наполовину еврейкой) и обосновался в Швейцарии.
На двух пластинках данного комплекта опубликованы все семь опусов – четыре сонаты для альта соло и три для него же и фортепиано – в едва ли не эталонном исполнении выдающейся американской альтисткой Ким Кашкашьян и пианистом Робертом Левиным. Сольные сонаты музыканты записали в 1985-86 годах в Швейцарии и Германии, сонаты для альта и рояля – в 1986-м во Франкфурте. Большинство фонограмм выполнено в протестантских кирхах. За звукорежиссуру во всех случаях отвечал Петер Лэнгер, который блестяще проделал свою работу.
Игра Ким Кашкашьян (в первую очередь) и ее партнера Роберта Левина отмечена самыми высокими достоинствами. Это серьезная, вдумчивая, глубокая и мастерская интерпретация, референсная версия в дискографии сонат Хиндемита.
Высокой оценки заслуживает и звучание пластинок. Хорошо оформленный, пластичный и наполненный голос альта дан в удачном балансе с роялем, который звукорежиссер слегка отодвинул с намерением вывести на передний план, более выпукло показать сольную линию.