О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Alpine
Корпорация ALPINE ELECTRONICS за тридцать лет своего существования уверенно заняла лидирующие позиции в области разработки, а также производства высококачественных компонентов car audio.
Подробнее о бренде AlpineОбзоры товаров под маркой Alpine (35)Официальный сайт Alpinewww.alpine.com
Alpine DVA-9861Ri ...И СВИТА. Журнал "Автозвук"
Alpine DVA-9861Ri на сегодня — единственное головное устройство обычной архитектуры, способное работать с дисками DVD-Audio — одним из двух поистине королевских форматов записанного звука.DVD автомагнитола Alpine DVA-9861Ri
...И СВИТА
Вы уже видите: обычное с виду головное устройство, даже если станет известно, что транспорт рассчитан не на CD, а на DVD, оживления в зале не вызовет — этого типа «голов» теперь тоже навалом. Что в 9861 такого уж королевского? Так ведь и обычный король, когда один и в партикулярном платье (хоть бы и дорогом, с Savile Row или там с Via Condotti), свои августейшие функции ничем не выдаёт. Мало хорошо сшитого пиджака, нужна свита. Трюизм, знаете ли...
Пока свита не подоспела, рассмотрим хорошо одетого джентльмена повнимательнее. Alpine DVA-9861Ri на сегодня — единственное головное устройство обычной архитектуры, способное работать с дисками DVD-Audio — одним из двух поистине королевских форматов записанного звука. Обычная архитектура означает «голову» формата DIN с усилителями и без монитора. По первому признаку не проходит известный всем (хотя бы понаслышке) F#1 Status DVI-9900R, но он по некоторым другим признакам тянет не меньше, чем на императора. По второму — знакомый, по меньшей мере нашим читателям, мультимедийный IVA-D100R. У других грандов car audio любовь к королевскому аудиоформату, насколько мне известно, не состоялась. Или уже состоялась, но пока не вышла из стадии ухаживания, а от столь чистой любви детей не бывает.
Тут бы порассуждать о путях развития car audio в частности, и audio, как такового, вообще. Можно даже достать из потраченных молью запасов риторический вопрос: «Доколе?» (а риторические вопросы, как известно, ответа и не требуют, и не прощают). Но — не будем. Просто констатируем, что ущербные по качеству звучания форматы (и прежде всего WMA) в car audio пользуются куда большей популярностью, чем DVD-A и Super Audio CD. Кстати, без упоминания SA-CD (второго аудиоформата голубой крови) в данном контексте никак не обойтись. В странах с развитым потребительским вкусом он намного популярнее, чем DVD-A, но — для дома. Отчасти дело здесь в том, что SA-CD вышел в лидеры благодаря усилиям Sony (в первую очередь) и Sony Entertainment (во вторую), а Sony в car audio в наши дни ведёт себя не так чтобы очень буйно, не то что раньше.
Эти два формата, по сути, единственные, которые дают почувствовать «аналог» в «цифре». Но, опять же, никто (из неангажированных источников) толком не определил, чем один формат лучше или хуже другого, так что, может быть, одного нам хватит? Тем более что, как сказано, у нас и выбора почти нет. («Почти» — это такая интеллигентская уступка, если очень захотеть или хорошо заплатить, можно и домашний SA-CD поставить в машину.) Проблема лишь одна: для того, чтобы преимущества DVD-A проявились «в полный рост», качество звуковой системы в автомобиле (и не в автомобиле тоже, но об этом аспекте мы умолчим) должно быть не просто высоким, а выдающимся. Нужна свита, настоящая, профессиональная, со своими родословными. Свита, одним словом, а не массовка. Однако мы увлеклись... Что вы хотели узнать про его величество?..
На каких языках предпочитает разговаривать? Особ королевской крови языкам учат в детстве, и хорошо учат. Так, например, как и его двухдиновый родственник, IVA-W200Ri, этот аппарат умеет разговаривать с любимым всеми пажом на понятном языке, в то время как другим нужен переводчик. Имеется в виду возможность подключения плеера i-Pod без дополнительного адаптера (теперь мы с вами уже знаем, что означает маленькая буквочка «i» в обозначении модели). Всё, что требуется для подключения — соединительный кабель, который входит в комплект, так что это вообще не вопрос. Скорость обмена данными с самым народным детищем Apple Computer максимальная. Такое же гнездо, только другого цвета, предназначено для «родного» дисплея автомобиля. Так что, включая Ai-NET, здесь целых три шинных соединителя. Плюс гнездо для адаптера связи со штатным управлением аудиосистемой на руле или под ним, у кого как. Дальше — проще. Три пары линейных выходов. Для организации многоканального звука понадобится внешний декодер, подключенный к оптическому цифровому выходу (TosLink). Конечно, есть выход видео. Ещё — провод последовательного интерфейса управления монитором — полезно помнить, что техника Alpine заточена в первую очередь на системные решения.
К достоинствам пульта ДУ относится его компактность. Но недостатки, как водится, являются продолжением достоинств — кнопки пульта мелкие, а некоторые (переключение треков и папок) — совсем мелкие. Входов AV нет, но их можно организовать через Ai-NET, для видео потребуется соответствующий адаптер, это, впрочем, уже не свита, это прислуга.
На лицевой панели меньше других понравились две кнопки. Одна из них (TA) в российских условиях острого прикладного значения не имеет, но вторая (Mode) во многих операциях является аналогом Enter или Select, и ей просто положено быть более дружественной. Как водится, можно с сайта производителя скачать фоновые изображения и загрузить их в память аппарата. Для подсветки кнопок предусмотрен выбор из четырёх цветов: голубой, зелёный, янтарный, красный. Диммер автоматический (по включению габаритов) или ручной. Яркость дисплея и цветных кнопок в вечернем режиме показалась немного избыточной. Звуком управляет «полупараметрик» с центральными частотами 60/80/100/120 Гц и 7,5/10/12,5/15 кГц, для регулятора НЧ можно выбрать из четырёх значений добротности. Алгоритм установки центральных частот и добротности довольно необычен и осваивается не сразу. Есть возможность отключения усилителей.
Два раздельных банка пресетов предусмотрены для диапазона длинных и средних волн. Существует даже два способа ручной настройки по частотам: либо, как обычно, кнопками поиска, либо вращением энкодера. Функции RDS стандартные — поиск по 29 типам программ, ожидание News, синхронизация часов.
При работе с CD читается CD-текст, естественно, воспроизведётся и DVD-текст (есть и такой, об этом многие забывают), если диск не сильно левый. В аппарате реализованы все привычные в нашей отрасли сервисные функции. Дополнительных режимов два, кроме сканирования, но оно и не очень нужно. Удобен поиск по трекам с помощью энкодера. Быстрый режим организован по алгоритму, принятому у CD-ресиверов, но после «разгона» скорость перемотки становится очень высокой, с шагом 15 с, так что нужную точку на фонограмме найти трудно. При работе со сжатыми форматами на дисплей выводятся не только тэги, но и битрейт (что, впрочем, всегда отличало «головы» Alpine) и даже частота дискретизации.
Интонации мужского вокала на CD тщательно проработаны и передаются легко. Нижние нотки подобраны, верхние довольно корректны. Правда, создаётся ощущение торопливости. Женские голоса звучат спокойнее, хотя некая жёсткость всё же присутствует, но и музыкальности тоже в достатке. Великолепно разделены инструменты, скрипки конкретны и понятны. У басов излишняя «прыгучесть», как у Тигры, приятеля Винни Пуха. У сакса никаких посторонних призвуков, он деликатен где надо, а где надо — напорист. Правда, показалось, что ноты обрываются иной раз слишком рано.
Задник в mp3 чуть поджат, но фоновый верх относительно естественен по окраске, хотя и не совсем оформлен по атаке. Атака громкого верха тоже не вполне оформлена. Рояль бесплотен: удар молоточка есть, а содержание теряется. Первый-второй планы сжаты. Бас проработан неплохо — рельеф в порядке, но атака осторожная. Ударная атака переакцентирована. С ростом битрейта ограничения по динамике сверху в значительной мере исчезают.
Задник сцены в WMA протяжённее, нежели в mp3 при том же битрейте. Рояль более нарочитый, а рельеф баса тусклее. Верх более железный, но зато и более предсказуемый по атаке. Вокал временами устремляется вперёд, а ударная динамика барабанов завышена. В общем, не королевские это форматы, что уж там.
Бас в DD (это уже на DVD) основательный, но без лишнего педалирования. Вокал детальный и определённый. Атака барабанов интереснее, чем у большинства DVD-проигрывателей. Если коротко охарактеризовать подачу материала, то я бы назвал её скорее не кинотеатральной, а музыкальной.
Общий почерк сохраняется и в DTS, его особенность — отсутствие нарочитости. Звучание отдельных инструментов не потрясает детальностью, но сохраняется музыкальное единство оркестра. Разумеется, динамика в этом формате интереснее, чем в DD.
И «на сладкое» — DVD-A. Сейчас понятно, что эту музыку могут слушать и наиболее привередливые эксперты. В звучании джазовой команды, записанной в этом формате, нет лишь аналоговой недоговорённости, столь любимой адептами винила. Всё остальное имеется: глубина и плавность звуковой сцены, чёткость образов без чрезмерной угловатости форм. Наверное, есть какие-то минусы, но чтобы о них говорить, надо иметь какой-то источник для сравнения, однако в нашей отрасли такового нет. Пробовали переключиться на «совместимую» дорожку DD — и, как генерал Чернота, «тут же обратно». Звук становится резче, навязчивее, и, главное, планарнее.
Диски DivX аппарат не воспроизводит — впрочем, если разобраться, то и стандарта такого нет, есть только масса версий. DVD-проигрыватель мультизонный. Режим Setup доступен при полной остановке воспроизведения или когда диск не загружен. Здесь пять обычных страниц, но есть одна характерная особенность, а именно выбор режима DVD-A. Если внешний декодер работает с форматом MLP, надо задать режим VCAP, а на аналоговом выходе вы получите декодированный стереозвук. Реакции на кнопки пульта не самые быстрые, и это иногда мешает. Адресный поиск только по главкам. Полоса PLUGE не воспроизводится, как и у большинства современных аппаратов. Картинка на внешнем мониторе безукоризненно отцентрована по горизонтали и смещена вверх на 1%, что тоже весьма близко к идеалу (её специально чуть уводят вверх, чтобы гарантированно обеспечить читаемость субтитров). Три самых «трудных» перехода между цветными полосами имеют ширину 0,5% (NTSC). На переходах в PAL более заметна помеха (вызванная прониканием сигнала цветности в яркость), но их ширина такая же. На «сером поле» в NTSC видна небольшая регулярная шумовая составляющая, в PAL её нет вовсе. Окраска диагональных полос практически отсутствует. Муара нет, как нет и окантовки на контрастных цветных полосах. Зонная пластинка мерцает, но иначе при подключении по композиту и не бывает. Определённо, такого качества DVD-проигрыватель заслуживает хотя бы S-Video-выхода. Цветопередача лиц насыщенная, но хорошо сбалансированная, если в мониторе чуть-чуть подобрать насыщенность, достигается на редкость аккуратная передача полутонов. В общем, монитор этому аппарату требуется под стать звуковой свите, к счастью, при дворе Alpine такой есть.
Приятно комментировать такие результаты. Тюнер: нормальная чувствительность при широкой полосе и низком уровне шумов. Королевская стать видна сразу. При работе с CD и уровень шумов, и переходное затухание — без всяких скидок на многоформатность. Возможно, для DVD и CD используются разные ЦАПы, как в «Статусе», но нам важен результат, а не способ, которым он достигнут. А результат — отменный. Между прочим, нет ни малейших признаков ограничения на линейном выходе (что, кстати, у Alpine некоролевских кровей не всегда получается — не положено, что ли?). Громкость регулируется шагами по 1 дБ, ступеньки регуляторов параметрика вдвое «выше». У регулятора НЧ 10 ступеней вниз, в остальных «направлениях» — по 7 шагов. Центральные частоты регулятора НЧ 61,5/82,5/101,6/124 Гц. У регулятора ВЧ, как оказалось, тоже эквалайзерная характеристика, а центральные частоты такие: 7,38/9,76/12,5/17,2 кГц. Сабвуферный выход согласно давней традиции династии Alpine широкополосный, но не фейдерный.
На выходе DVD строго нормированный по уровню сигнал и... разрешение, которое вплотную подошло к крайней отметке тестовой таблицы 500 линий. Честно говоря, я был уверен, что 500 твл для композитного выхода — некая абстракция, на практике не реализуемая. Однако вот, взгляните. Только прежде позаботьтесь о достойной свите и из рода мониторов, такого короля не всякий сыграет...
Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", февраль 2007 г. www.avtozvuk.com