О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2587Музыкальные и кинообзоры626Глоссарий
Alexandre Tharaud – Versailles. Музыкальный Версаль. Обзор
Александр Таро отдает дань композиторам, которые в XVII–XVIII столетиях заложили основу музыкальной культуры Франции. Пианист выстроил личный музыкальный Версаль (Versailles) из очаровательных клавирных миниатюр, шедевров французского барокко.
Сын органиста и выпускник иезуитской школы, Жан-Филип Рамо (Rameau) создавал музыку, оказавшую значительное влияние на композиторов последующих поколений, не только французов. «Да здравствует Рамо», – восклицал столетия спустя Клод Дебюсси. Некоторые из его сочинений для клавесина – своеобразной лаборатории, в которой Рамо экспериментировал с гармонией, ритмом и фактурой – исполняются в наши дни. Пожалуй, самый известный клавирный опус Рамо – «Тамбурин», он давно закрепился в репертуаре музыкальных школ. У Таро пьеса получает необыкновенно изысканное звучание, словно она исполняется не под микрофоны, а живьем, в присутствии самого Короля-солнца в одном из залов Версаля. На диске представлены также части из клавирных сюит (одна из них сыграна Таро в четыре руки с Джастином Тейлором) и очаровательная «Переклички птиц» (есть в записи молодого Гилельса). Ария из оперы-балета Рамо «Галантные Индии» исполнена Сабин Дювьель, восхитительным сопрано, партнершей Александра Таро в ряде его записей.
Для гитары и лютни писал Робер де Визе (de Visée); его сарабанда для гитары (1686) дана в переложении для рояля.
Вполне естественно присутствие на пластинке вещи Франсуа Куперена (Couperin), автора около 250 сочинений для клавесина. Таро включил в программу его «Блуждающие тени».
Родившийся в Италии Жозеф-Николя-Панкрас Руайе (Royer) оказался во Франции (в Париже) в возрасте 20 лет, а позже стал музыкальным воспитателем детей Людовика XV. С большой вероятностью его «Скифский марш» и L’Almable звучали в акустическом обрамлении версальских залов.
Жан-Мари д’Англебер (D’Anglebert) писал музыку для органа и клавесина. Две его миниатюры из наиболее известного сборника «Пьесы для клавесина» (опубликован в 1689 году) – последние на первой и второй сторонах грампластинки.
Музыка альбома несет отпечаток сильной индивидуальности интерпретатора. Александр Таро не просто представляет программу, скомпонованную из старой французской классики. Он признается ей и ее авторам в любви. В его исполнении нет ничего музейного, нет дистанции между скромным «я» и великими «они». Оно до краев наполнено живой экспрессией, свежими, неожиданными, но всегда убедительными тембровыми и ритмическими нюансами. «Чужую» музыку Таро исполняет как свою, точно она написана в XXI столетии, и привлекает для создания образов все ресурсы фортепиано, в первую очередь, способность инструмента к тонкой динамической деталировке, которой, как известно, лишен клавесин.
Запись альбома выполнена в Париже и Берлине в январе-марте 2019 года посредством роскошного концертного рояля Steinway Model D. Превосходное звучание – одно из достоинств диска Erato.