О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2542Музыкальные и кинообзоры615Глоссарий
Сейчас в продаже
KEF
Компания KEF была образована в городе Кент (Великобритания) и по праву считается одним из основателей школы английского Hi-Fi-звука. Ее идейным вдохновителем был Реймонд Кук, легендарная личность в аудиоиндустрии. Название расшифровалось как Kent Engineering and Foundry («Разработка и производство»), так как Кук организовал в своей компании полный цикл изготовления акустики (именно колонки стали главной специализацией KEF).
Подробнее о бренде KEFОбзоры товаров под маркой KEF (12)Официальный сайт KEFwww.kef.com
Акустические системы KEF R11 Meta | журнал SalonAV
Дошла очередь и до флагманской модели серии R, обновлённой до версии Meta. Изменения в конструкции, казалось бы, незначительные, но сколько было вложено средств и сил, чтобы очередной раз улучшить звучание фирменной сборки Uni-Q! Как показали наши испытания младших моделей линейки, усилия британских инженеров были потрачены не зря. Посмотрим, как новая технология изменила характер самых крупных башен линейки.
МЕТАМОРФОЗЫ
В звукотехнике — как в спорте, чем выше показатели, тем большими усилиями достигаются дальнейшие, даже самые незначительные улучшения. Казалось бы, разработчики KEF уже могли бы остановиться на Uni-Q двенадцатого поколения, но они продолжили исследования и в итоге создали технологию MAT.
Слияние и поглощение
Да и вообще, с момента своего основания в 1961-м компания прокладывает путь к совершенству, выдавая одну инновацию за другой. У KEF внушительное портфолио из патентов в области электроакустики, которые были получены благодаря использованию передовых компьютерных технологий. В частности, при создании Uni-Q ранних поколений уже использовался метод конечных элементов и математическая модель гидродинамического потока. Ни одна компания не подходила к проектированию коаксиального излучателя настолько серьёзно, но результат оправдал все затраты.
Получившаяся конструкция, в которой среднечастотник и твитер расположены на одной акустической оси, по сути является точечным источником с минимальными фазовыми сдвигами между сигналами с разными частотами. Другими словами, фронты звуковых волн разной длины передаются либо одновременно, либо с минимальным рассогласованием, что очень важно для натурального воспроизведения тембров, разборчивости и прозрачности звучания. Проблема лишь в том, что готовых рецептов по созданию таких излучателей не существует, и специалистам KEF пришлось создавать с нуля не только саму конструкцию, но и математический аппарат для её расчёта.
Самое свежее усовершенствование Uni-Q — технология MAT (Metamaterial Absorption Technology), которая сейчас внедряется в модели с приставкой Meta. Она была разработана совместно со специалистами Acoustic Metamaterials Group. С помощью MAT была решена проблема нейтрализации заднего излучения твитера, которое подмешивалось в полезный сигнал, излучаемый СЧ-диффузором. Для обычного звукопоглотителя внутри Uni-Q просто не было места, но решение всё же нашлось: за твитером установлена круглая плоская пластина из особого метаматериала со сложным лабиринтом, который, как говорится в пресс-релизе KEF, поглощает до 99% звуковой энергии в диапазоне от 620 Гц до 40 кГц. В результате устранения интерференции линейность частотной характеристики в моделях Meta повысилась на 40%.
С помощью MAT была решена проблема нейтрализации заднего излучения твитера, которое подмешивалось в полезный сигнал, излучаемый СЧ-диффузором.
Для установки пластины конструкция UniQ была основательно изменена, а также — понижены частоты раздела полос. В частности, СЧ-диапазон удалось расширить вниз на 400 Гц и за счёт этого более точно согласовать его с басовыми драйверами.
Всё остальное — почти как в базовой модели R11, получившей, кстати, престижную награду EISA 2019-2020 в номинации High End Loudspeaker: четыре 6,5 дюймовых (165 мм) НЧ-драйвера с гибридными алюминиевыми диффузорами и излучатель UniQ 12-го поколения с внешним кольцом Shadow Flare, препятствующим возникновению отражений от лицевой панели. Благодаря этому снижена дифракция в самом важном, голосовом диапазоне. Фазоинверторные порты имеют раструбы на обоих концах, устраняющие завихрения воздушного потока. Сами воздуховоды выполнены из эластичного материала, эффективно демпфирующего продольные резонансы.
Помимо добавления пластины MAT, в обновлённых R11 были сделаны и другие улучшения — увеличены магнитные системы басовых драйверов, пересмотрено расположение внутренних распорок, повышающих жёсткость корпуса, добавлены вставки и заглушки для фазоинверторов, с помощью которых можно адаптировать бас под конкретное помещение.
Колонки могут подключаться по bi-wiring, и традиционно для серии R вместо перемычек используются более надёжные резьбовые шунты.
Сами воздуховоды выполнены из эластичного материала, эффективно демпфирующего продольные резонансы.
Грили здесь не тканевые, вместо них на магнитах крепятся листы из гибкой микрофибры с массой мелких отверстий напротив каждого излучателя. Решение выигрышное и с акустической, и с эстетической точек зрения.
R11 Meta выпускаются в чёрном и белом лаке, а также с отделкой ореховым шпоном.
Быстрее, ниже, живее
Тракт для испытаний был собран ламповый, от Manley Labs — предварительный усилитель Jumbo Shrimp и пара моноблоков Neo Classic 250W. Источником служил прекрасно зарекомендовавший себя в других тестах СD-проигрыватель Primare CD35 Prisma.
Пятьсот пентодных ватт — потрясающая штука при любом раскладе, но с башнями R11 Meta драйв получался совершенно особенный. Восемь улучшенных и усиленных басовых динамиков даже на относительно небольшой громкости создавали настоящую стену звука, на фоне которой UniQ прорисовывали чёткие контуры виртуальных образов. Подобное сочетание макро- и микродинамики всегда производит сильное впечатление, поскольку именно так соотносятся тихие и громкие звуки при живом исполнении музыки.
Бас быстрый и полновесный, очень эффектный, увлекает не только количеством и глубиной (с этим здесь полный порядок), но и хорошо читаемой структурой. В частности, на тяжёлом блюзе и металле бочку и бас-гитару слышно раздельно, а на электронной музыке даже очень низкие ноты отличаются резкой, буквально выстреливающей подачей. Гудящих составляющих сами колонки не выдают, но на слишком басовитых треках может подгуживать комната. В таком случае имеет смысл воспользоваться заглушками для портов — они реально работают.
Бас быстрый и полновесный, очень эффектный, увлекает не только количеством и глубиной (с этим здесь полный порядок), но и хорошо читаемой структурой.
Верхний бас линеен, колонки прекрасно передают «тело» акустических инструментов — альтов, виолончелей, слышно даже, как отзываются деки рояля и контрабаса. Тембры со всеми сопутствующими вибрациями и гармониками передаются аккуратно, без посторонней окраски, поэтому звучание натуральное, приятное для слуха. Сам по себе тональный баланс линеен, даже вблизи раздела полос — ни малейших отклонений.
В средней полосе колонки деликатно показывают особенности лампового усиления — обилие гармонических составляющих, придающих звучанию дополнительный шарм. Здесь очень много информации и, как мы уже отмечали у других моделей R Meta, подробности не перегружают общую картину, а придают ей достоверность. И, что важно, обилие тембров не кажется излишним или нарочитым. Но если вы любите нейтральный, мониторный звук — стоит отдать предпочтение транзисторному усилению.
От таких гигантских систем, как R11 Meta невольно ожидаешь звуковой сцены, составленной из крупных фрагментов, но здесь всё намного интереснее. Пространственных нюансов много, их формируют твитеры в оформлении Tangerine, расширяющем диаграмму направленности. Благодаря солидным габаритам колонок и количеству НЧ-драйверов адекватно передаются размеры таких инструментов, как большие барабаны и концертный рояль. Стереоэффекты на синтезированной музыке передаются эффектно, с заходом в глубину сцены.
Благодаря солидным габаритам колонок и количеству НЧ-драйверов адекватно передаются размеры таких инструментов, как большие барабаны и концертный рояль.
Колонки достаточно гибки при формировании пространства, точно повторяя замысел, заложенный создателями той или иной фонограммы — либо разворачивают передний план во всю ширину комнаты, либо концентрирует действие в самом центре.
Кроме того, R11 Meta жанрово абсолютно всеядны — с таким динамическим потенциалом и звуковым разрешением они играючи справляются и с оркестровой классикой, и тяжёлым роком, и нейрофанком типа Noisia. Для многих современных слушателей это свойство может стать решающим при выборе акустики для своей системы.
Система
СD-проигрыватель | Primare CD35 Prisma |
Предварительный усилитель | Manley Jumbo Shrimp |
Усилители мощности | Manley Neo Classic 250W |
Кабели |
межблочные Kimber Kable KS 1016 Select акустические Kimber Kable KS 3033 Select силовые Kimber Kable PK10, PK14 |
KEF R11 Meta
Производитель | KEF Audio Ltd (Великобритания) |
Конфигурация | 5 излучателей, 3 полосы |
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Диапазон воспроизводимых частот: | 30 — 50 000 Гц (-6 дБ) |
Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ | 26 Гц |
Чувствительность | 90 дБ (2,83 В/1 м) |
Частоты раздела полос | 330, 2500 Гц |
Номинальное/минимальное сопротивление | 4/3,2 Ом |
Рекомендуемая мощность усилителя | 15 — 330 Вт |
Максимальное звуковое давление | 113 дБ |
Нелинейные искажения в полосе 80 Гц — 20 кГц | <0,5% (90 дБ, 1 м) |
Варианты отделки | белый и чёрный лак, орех |
Габариты с подставкой | 1249 x 200 x 384 мм |
Масса (одной) | 36,5 кг |
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", апрель 2024 г. www.salonav.com