О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
DALI
Название компании DALI не имеет ничего общего с сюрреализмом. Оно является аббревиатурой: DALI - это Danish Audiophile Loudspeaker Industries (Датское Производство Аудиофильской Акустики). Эта скандинавскаяя компания была основана в 1983 году, и основной идеей при её создании была следующая: покупателям нужно правильное сочетание размера, формы, качества звучания и цены. Такого сочетания, по мнению основателей DALI, имеющиеся на рынке бренды предложить не могли. Следовательно, целью компании DALI стало создание громкоговорителей с превосходным натуральным звуком по оправданной цене.
Подробнее о бренде DALIОбзоры товаров под маркой DALI (104)Официальный сайт DALIwww.dali-speakers.com
Акустические системы DALI Zensor. Триумф технологий, обзор. Портал "Soundex.ru"
И снова триумф технологий налицо. АС бюджетного уровня демонстрируют очень хорошее звучание. Колонки Zensor - универсальные исполнители без жанровых предпочтений, которые сыграют практически с любым усилителем. Но если подобрать хороший усилитель, источник и кабели, то можно получить очень приличную, но при этом недорогую систему класса Hi-FiКогда мы беремся протестировать акустические системы, нам предлагают всего лишь одну пару, обычно самую старшую, либо следующую за ней. С точки зрения оценки возможностей компании и технологий, наверное, это правильно. С другой стороны, топовые модели стоят обычно дорого, и то, что они отлично звучат, не всегда означает, что младшие модели настолько же хороши.
В этот раз нам удалось протестировать сразу всю линейку из модельного ряда Zensor датской компании Dali, которая представлена четырьмя полочными (3, 1, Pico, 1 AX) и тремя напольными (7, 5, 5 AX) АС. Такой широкий модельный ряд в пределах одной линейки позволяет выбрать АС под требования конкретного помещения и применения. От стереосистемы для практически любого размера комнаты до системы домашнего кинотеатра.
Внешний вид и ощущения
Как и вся продукция DALI, семейство Zensor выглядит стильно. Типичный скандинавский дизайн с классическими формами уверенно впишется в любой современный интерьер. Корпуса, которые на постукивание костяшками пальцев отзываются глухо, покрыты текстурированным ламинатом (доступны три вида отделки: Black Ash, Light Walnut и White). Передние панели корпусов отделаны под рояльный лак и на постукивание отзываются еще глуше. Вес колонок соответствует размерам.
Качество исполнения - безупречно, все продумано до мелочей! На крепеже размещена фирменная маркировка. Напольные модели устанавливаются на элегантное алюминиевое основание. В комплект поставки полочных моделей входят резиновые ножки, в комплект поставки напольных помимо резиновых ножек предлагаются шипы (крепление - резьба М8). Выходные терминалы очень похожи на изделия от WBT и позволяют использовать все виды коннекторов, как голый провод, так и лопатки/бананы. Подключение по Bi-wiring и bi-amping не предусмотрено. Заявленное производителем номинальное значение импеданса всех АС - 6 Ом.
Активные АС Zensor 5 AX и 1 AX оснащены встроенными усилителями класса D (оба канала и блок питания размещаются в левой АС) и допускают подключение аналоговых (миниджек 3,5 мм) и цифровых (TosLink 16/24 bit, – 32-176,4 кГц; BlueTooth APT-X) источников, а также имеют аналоговый RCA-выход на сабвуфер. Панели усилителей выведены на нижнюю часть тыловой стенки АС (кнопки регулировки громкости «+» и «-», кнопка выбора источника, выключатель питания, разъем питания C8. Светодиодный индикатор состояния располагается на фронтальной панели АС. Активные АС комплектуются маленьким, но вполне удобным полнофункциональным пультом ДУ.
Технологии
Все конструктивные решения DALI ведут к методичному и последовательному снижению искажений в АС. По этой причине динамики спроектированы инженерами DALI и изготовлены на заводе DALI. При изготовлении НЧ/СЧ диффузоров используется бумага с натуральными наполнителями из древесных волокон, а в конструкции ВЧ-куполов - шелк. Легкие и, одновременно, жесткие диффузоры гарантируют хорошую макро/микродинамику и высокую прозрачность звучания. Дальнейшему снижению потерь способствует высокое качество элементной базы кроссоверов, причем в активных АС задействованы те же кроссоверы, что и в соответствующих пассивных.
Все АС линейки Zensor выполнены по двухполосной схеме с частотами раздела полос 2400 Гц (Zensor 7, 5, 5 AX), 2600 Гц (Zensor 3), 2900 Гц (Zensor 1, 1 AX) и 2000 Гц (Zensor Pico).
Во всех моделях серии установлен один и тот же купольный ВЧ излучатель (25 мм, шелк; вентилируемая конструкция; длинноволокнистый звукопоглотитель под куполом).
Размеры НЧ-СЧ динамиков отличаются в зависимости от модели: 7-дюймовые в моделях Zensor 7 (2шт.) и 3; 5,25-дюймовые в моделях 5, 5 AX (по 2 шт.) и 1, 1AX; 4,5-дюймовые в модели Pico. По утверждению производителя оптимизированные диффузоры (бумага с древесным наполнителем), четырехслойные катушки и жесткие металлические диффузородержатели должны обеспечивать хороший бас, прозрачную середину и отличные переходные характеристики. Внутренние поверхности корпусов (за исключением тыльной стороны передней панели) оклеены звукопоглощающим материалом, сводящим к минимуму внутренние отражения и улучшающим взаимодействие НЧ/СЧ драйвера с фазоинвертором.
Встроенные усилители активных моделей, мощностью 2х50 Вт как для Zensor 5 AX, так и для 1 AX, выполнены по схемотехнике Open Loop (прямое управление ключами) и работают на частоте 384 кГц. Входной аналоговый сигнал и дешифрованный аналоговый сигнал с приемника BlueTooth оцифровываются в формате 24/96. Производитель считает, что повторная оцифровка сигнала от источника BlueTooth рандомизирует цифровые шумы и делает звучание более музыкальным. Далее оцифрованные и цифровой сигналы обрабатываются в модуле DSP, главным образом с целью предотвращения возможного клиппинга и в формате PWM 384 кГц поступают на усилитель мощности. Никакой другой обработки в DSP не осуществляется – инженеры DALI свято верят, что чем меньше преобразований претерпевает звуковой сигнал, тем лучше. Разделение полос происходит в пассивных кроссоверах.
Качество звучания
Zensor 7
В ходе тестирования Zensor 7 не предъявили особых требований к усилителю. Используемый стереоресивер Onkyo успешно справился, хотя не исключено, что усилитель и источник более высокого класса, еще более полно раскрыл бы достоинства АС. На первом этапе звучание Zensor 7 оценивалось с помощью тестовых CD:
−DALI CD. In Admiration of Music. Volumes 1-4
−Various Artists - The TBM Sounds! (UltraHD 32bit CD), LIM UHD 048
−B&W Presents: Very Audiophile New Recordings
−B&W Maria Callas Remastered, The Complete Studio Recordings (1949-1969)
−SOUND CHECK 2 Audio Test
−Alan Parsons SOUND CHECK 2 Audio Test and Demonstration CD.
В целом Zensor 7 нам понравились. Звучание было очень живым, прозрачным, тонально сбалансированным и достаточно точным. Середина и верх стыкованы хорошо. Субъективно воспринимаемый бас достаточно глубок (легкий шорох на 20/25 Гц, слышен на 30 Гц, и максимален на 45 Гц). Zensor 7 играют все, не выказывая жанровых предпочтений. Представленные на тестовых дисках треки воспроизводятся с большим разнообразием тембров, каждый по-своему красиво, по-хорошему вкусно, и, что самое главное, вполне точно. Тембры инструментов и голоса самую малость синтетичны, но вполне достоверны и хорошо узнаваемы. Послезвучия почти всегда натуральные, хотя иногда недостаточно протяженные во времени. Длительное прослушивание не утомляет. Звуковая сцена строится слегка за линией расположения АС. Она практически непрерывна, хотя в отдельных случаях, звучание концентрируется в зонах расположения АС. Глубина сцены и ее эшелонирование вполне ощутимы, но хотелось бы чуть большего. Размеры кажущихся источников звука в пространстве записи соответствуют реальным. Большую часть времени АС почти незаметны в создаваемом ими звуковом поле. Макро и микродинамика достаточны. Атака неизменно хорошая.
Тестовые диски продемонстрировали большинство характерных деталей хорошо изученных треков. Человеческие голоса и инструменты, записанные в ближнем поле без постобработки с диска Alan Parsons SOUND CHECK 2 Audio Test and Demonstartion CD звучали натурально, с характерными подробностями живого исполнения. Известный ляп 69 трека, когда бас-гитарист неплотно одел наушники, и вместе со звуком бас-гитары мы слышим и трансляцию опорной партии был отчетливо заметен. Звук наушников при этом располагался в пространстве записи на правильной высоте по отношению к звуку гитары.
Zensor 7 уверенно показали отличия в мастеринге треков дискаMaria Callas Remastered (1949-1969), The Complete Studio Recordings. Дефекты архивных записей отступили на задний план и почти не мешали воспринимать голос и музыку. На трех последних треках, изначально записанных в стерео, Каллас чуть вышла вперед, за линию расположения АС.
Тема Wheel of Fortune от Hans Zimmer из к/ф "Пираты Карибского Моря" (трек 9, DALI CD. In Admiration of Music. Volume4) была отыграна в целом хорошо. АС определенно удалось не свалиться в кашу. Разделение инструментов в оркестре оставалось хорошим даже в самых громких местах трека. Басовые партии показали изрядное количество пространственной информации. Звучание на всех уровнях громкости было достаточно прозрачным.
Zensor 5
Характер звучания очень близок к старшей модели, за исключением баса. Который будучи сопоставимым по уровню (слабые, но уверенно слышимые искажения на 20/25 Гц, слышен на 35 Гц, выходит в полку на 50 Гц), не такой быстрый и глубокий, как у Zensor 7.
Zensor 3
Приятный сюрприз. Небольшие полочники неожиданно продемонстрировали на удивление глубокий и прекрасно контролируемый бас (чуть слышные искажения на 20/25 Гц, слышен на 30 Гц, выходит в полку на 40 Гц). Дополнительным плюсом в пользу Zensor 3 стали глубокая и хорошо эшелонированная сцена, отличная передача пространственных характеристик звучания, характерных пред и послезвучий, а также натуральность тембров.
Zensor 1
Субъективно звучат на уровне Zensor 5. Чуть меньше баса (слышимые искажения на 20/25 Гц, слышен на 35 Гц, выходит в полку на 50 Гц). Чуть лучше по сравнению с Zensor 5 пространственные характеристики звучания. Чуть больше ограничения динамики на оркестровых композициях.
Zensor Pico
Снова приятный сюрприз. С учетом своих размеров малыши отыграли очень хорошо. Баса ожидаемо меньше (слышимые искажения на 20/25 Гц, шорохи на 30/35/40, слышен на 45 Гц, выходит в полку на 60 Гц), но он куда как точнее и богаче в деталях. Пространственные характеристики, тембры, пред и послезвучия на уровне Zensor 3. Ограничения по динамике – на уровне Zensor 1. Очень хорошо для таких маленьких АС!
Zensor 5 AX
Активные АС на основе Zensor 5 показали очень хороший контроль баса при сохранении его количества на уровне пассивного варианта, Zensor 5. Все остальные характеристики звучания практически совпадают с Zensor 5. Чуть заметная зернистость на ВЧ. Сохранились все особенности звучания источника. Подключение по BlueTooth установилось быстро. Но прозвучало чуть проще, с несколько меньшим количеством деталей, хотя в целом, тоже хорошо.
Zensor 1 AX
Аналогично Zensor 5 AX эти АС обеспечивают отличный контроль баса при сохранении его количества на уровне пассивного варианта, Zensor 1. Все остальные характеристики звучания практически совпадают с Zensor 1. И снова была замечена небольшая зернистость на ВЧ. Подключение по BlueTooth, как и в случае Zensor 5 AX, тоже установилось быстро. И так же прозвучало чуть проще, с несколько меньшим количеством деталей.
Все прослушанные АС Zensor оказались не сильно чувствительными к расстановке в помещении и звучат при соблюдении самых минимальных требований к ней. На практике - их просто не нужно разносить дальше 2,5 – 3 метров друг от друга и расстанавливать по углам. Полочные модели могут быть размещены вплотную к стене. Зона комфортного прослушивания достаточна для комфортного размещения 2-3 человек.
Выводы
И снова триумф технологий налицо. АС бюджетного уровня демонстрируют очень хорошее звучание. Колонки Zensor - универсальные исполнители без жанровых предпочтений, которые сыграют практически с любым усилителем. Но если подобрать хороший усилитель, источник и кабели, то можно получить очень приличную, но при этом недорогую систему класса Hi-Fi.
Подготовлено по материалам портала "Soundex.ru", май 2016 г. www.news.soundex.ru