О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
50 лучших Hi-Fi-альбомов для аудиофилов
Для любой надобности, будь то тестирование системы, желание продемонстрировать здоровый музыкальный снобизм или просто стремление послушать что-то новое, наш плейлист отлично подойдет в качестве отправной точки.
На первый взгляд задача казалась несложной. Мы даже не стремились выбрать 50 абсолютно идеальных альбомов для каждого аудиофила, но все равно чувствовали себя так, словно нужно было решить, какую руку или ногу позволить оторвать медведю.
Однако нам удалось составить список из 50 альбомов и такого же количества рекомендаций, охватывающих широкий спектр жанров, стилей продюсирования и звуковых характеров. Они дадут вашей Hi-Fi-системе возможность потрудиться и, возможно, немного расширят ваш музыкальный горизонт.
Radiohead – Hail To The Thief (2003)
После пары альбомов, крепко основанных на электронике (Kid A и Amnesiac), группа решила напомнить, что остается гитарным бэндом из пяти человек, не отрекаясь от экспериментов и слияния жанров, сделавших эти альбомы такими влиятельными. Первые партии виниловых дисков имели скорость 45 оборотов в минуту для большей аутентичности.
Майлз Дэвис – Bitches Brew (1970)
Майлз очень четко выразил свое представление о понятии «фьюжн» на этом этапе своего творчества. Альбом Bitches Brew объединил модальный джаз с фактически роковой ритм-секцией, вернув первому присущую ему до того влиятельность.
My Bloody Valentine – Loveless (1991)
Практически эталон жанра шугейз, настоящий шедевр из тяжеловесных риффов и мечтательности дрим-попа, ревербераторов и перегруженных гитар, дополненный столь же каноничной психоделической обложкой в вишневых тонах.
Pink Floyd – Wish You Were Here (1975)
Можно ли представить себе аудиофила, в коллекции которого не было бы этого альбома? Наверное, можно; однако у большинства он все-таки есть.
The Beatles – Abbey Road (1969)
У Beatles есть более экспериментальные и, с чем многие согласятся, более интересные альбомы. Но, даже если не касаться достоинств альбома с точки зрения звукозаписи, он доказывает, что «простенькая» поп-музыка может – и должна – быть настоящим искусством.
Daft Punk – Random Access Memories (2013)
Если вы вознамеритесь поближе познакомиться с Найлом Роджерсом, сжатые треки в радиоформатах не позволят вам приблизиться к цели. Random Access Memories записан главным образом при помощи живых инструментов и может служить редким примером популярного альбома танцевальной музыки, располагающего к углубленному прослушиванию – и даже требующего его.
R.E.M. – Automatic For The People (1992)
Пожалуй, наряду с предшественником, Out Of Time, это самый близкий к мейнстримовой поп-музыке альбом R.E.M. Мало кому удается сочетать горькие тексты и вершины чартов, но Берри, Стайпу, Баку и Миллзу довелось создать бесконечно прекрасное и печальное произведение.
The Flaming Lips – The Soft Bulletin (1999)
Дискография The Flaming Lips так обширна, что непросто выбрать один альбом, с помощью которого можно было бы дать первое представление о группе. Однако The Soft Bulletin представляет собой моментальный звуковой снимок команды в ее лучшей форме: обширная и эклектичная палитра безупречной музыки и текстов.
Стиви Уандер – Innervisions (1973)
Новаторское смешение фанка, госпела и соул, Innervisions безупречно сочетает в себе контроль и отстраненность, подобно фуэте балерины.
Фрэнк Синатра – In The Wee Small Hours (1955)
Мягкий свет уличных фонарей и дымок сигареты на обложке альбома очень точно отражают звуковой характер записанной на нем музыки.
Марвин Гей – What's Going On (1971)
Бархатный голос Марвина Гея парит на фоне воздушных джазовых и блюзовых аранжировок, отвлекая слушателя от заложенной в текстах тематики социальной несправедливости. Или, возможно, поднимает уровень восприятия этой тематики над стандартами привычных политических альбомов.
Густав Холст – The Planets
Холст настолько презирал успех своей сюиты, что мы легко можем представить себе, какими гневными тирадами он разразился бы на нашей странице в Facebook, увидев ее в этом списке. Простите, Густав, но мы ничего не можем поделать: мало кому удалось охватить такой спектр настроений и тональностей в классической сюите. Некоторые считают ее аллегорическим изображением суматохи жизни в целом.
Эрик Бибб – Spirit and The Blues (1994)
Несмотря на то, что отец Эрика Бибба рано забрал его из школы, ему удалось получить отличное образование в области музыки, работая с такими артистами, как Боб Дилан и Тадж Махал. Spirit and The Blues – виртуозная экспозиция лучших слайдовых соло и переборов Бибба, а также вокальных партий, пропитанных духом блюза и госпела.
Sigur Ros – Takk... (2005)
Изобретением языков обычно занимаются шестилетние девочки, приехавшие в гости с ночевкой, однако тексты Йонси на «хоупландском» языке не уменьшают присущих музыке группы красоты и грандиозности. Этот факт сам собой говорит о том, как она хороша.
The Congos – Heart Of The Congos (1977)
Один из самых чудесных альбомов «корневого» реггей – и, несомненно, лучшие 86 минут в жизни Ли «Скрэтча» Перри. Лучшего способа приобщиться к ямайской музыке и не придумать.
LCD Soundsystem – This Is Happening (2010)
Некоторые считают, что Джеймсу Мерфи удалось разработать алгоритм создания инди-музыки, пригодной для попадания в чарты, и организовать LCD Soundsystem по образу своему – но подобный алгоритм не смог бы объяснить волшебство и великолепие трех альбомов группы. Будем надеяться, что предстоящее возвращение Мерфи принесет результат, не уступающий третьему и последнему студийному альбому LCD.
Льюис – L'Amour (1983)
Когда некий коллекционер случайно нашел на канадском блошином рынке эту отпечатанную частным образом пластинку и выложил ее в Интернет, загадка человека по имени Льюис захватила воображение меломанов не меньше, чем его музыка. Ходило множество слухов – что это аферист, сбежавший из Лос-Анджелеса, не заплатив за фотосессию к альбому L'Amour, или что это просто-напросто инопланетянин. Льюис остается загадкой, но магия его бархатного голоса от этого не становится слабее.
Нильс Фрам – Spaces (2013)
«Я рассматриваю этот диск скорее как опыт полевой записи, а не как концертный альбом», – написал Фрам в комментарии на обложке Spaces. Смелые эксперименты, приводящие аудиофилов в восторг, на этом неоклассическом альбоме не ограничиваются только музыкой: «Некоторые концерты записывались на старые катушечные магнитофоны, некоторые – на простые кассетники; какие-то просто снимались с линейного выхода пульта, другие использовали все возможности многоканальной записи». Впустите его, он один из нас.
Любомир Мельник – Rivers & Streams (2015)
Наши регулярные восторги в адрес этого пионера украинской непрерывной музыки покажутся вам более уместными, если вы внимательно обдумаете их. Впрочем, слушая произведения Мельника, лучше всего не думать ни о чем, а просто медитировать и погружаться в это великолепие.
Шай Бен Цур, Джонни Гринвуд и The Rajasthan Express – Junun (2015)
Пол Томас Андерсон зафиксировал запись этого альбома в одноименном документальном фильме, давая возможность следить за процессом его создания. В этом процессе приняла участие настоящая суперкоманда: израильский гитарист Шай Бен Цур, один из создателей Radiohead Джонни Гринвуд и индийский ансамбль Rajasthan Express записали альбом в родном штате ансамбля при помощи волшебника Найджела Годрича, позволившего звукам птичьих гнезд и близлежащих улиц пронизывать результат слияния музыкальных культур, которое вроде бы не должно было сработать – но сработало на все сто.
Boards Of Canada – Tomorrow's Harvest (2013)
Придуманная Boards Of Canada комбинация записей вне студии и туманных звуков синтезатора вдохновила множество разработчиков программных дополнений, которые стремились воспроизвести мгновенно узнаваемый звук группы. Возможно, Tomorrow's Harvest – не самый доступный из альбомов, однако он оказывается невероятно интригующим и захватывающим.
Kiasmos – Kiasmos (2014)
Если фортепианные композиции Олафура Арналдса часто бывают более минималистичными, чем у его коллеги по фирме звукозаписи Нильса Фрама, то под названием Kiasmos вместе с Яном Расмуссеном он создает вдохновленную классической музыкой запись, одновременно и совершенно необычную, и безошибочно узнаваемую. Концертные выступления дуэта в основном состоят из вращения разных ручек, однако альбом записан при помощи живых инструментов, позволив Kiasmos застолбить собственный участок в постоянно расширяющемся ландшафте хаус-музыки.
Нина Симон – Baltimore (1978)
Еще один альбом, за который артист не погладил бы нас по головке. Время записи этого альбома было не особенно счастливым для Нины Симон, которая не соглашалась практически ни с чем, что предлагал продюсер Крид Тейлор. Как ни удивительно, запись вокала для этого альбома в итоге потребовала всего одной часовой сессии в студии.
Dr. Dre – 2001 (1999)
«А если продажи вашего альбома идут не слишком хорошо, кто тот доктор, к которому они советовали вам обратиться?». Альбом 2001 может служить лучшим доказательством того, что Dr. Dre не напрасно считается одним из лучших композиторов хип-хопа.
Брайан Ино – Ambient 1: Music For Airports (1978)
Этот альбом в полной мере отражает стремление Ино к сложности, рождающейся из простоты. К примеру, для второй композиции он просто записал каждый звук «а» и запустил их по кругу с разными задержками, создавая пещероподобный звуковой ландшафт, остающийся одним из самых прекрасных его творений в стиле эмбиент.
Aphex Twin – Selected Ambient Works 85-92 (1992)
Это сложно себе представить, но Ричард Джеймс утверждает, что оставался в счастливом неведении относительно всех классических и электронных музыкантов, влияние которых чувствуется в Selected Ambient Works. Тем не менее, этому альбому присуща определенная инаковость, которая, несмотря на наличие очевидных предшественников, не позволяет отнести его в категорию производных величин.
Darkside – Psychic (2013)
За существование Darkside стоит благодарить главным образом Уилла Эпстайна. Именно он рекомендовал мультиинструменталиста Дэйва Харрингтона электронщику Николасу Джаару, который искал третьего участника для концертной группы, представляющей альбом Space Is Only Noise. Исследующий неведомые жанры и инструментальные аранжировки, Psychic непохож ни на что, что вам когда-либо доводилось слышать.
Biffy Clyro – Infinity Land (2004)
Это последний альбом перед резким поворотом Biffy Clyro в сторону гимнического рока с прицелом на вершины чартов, и Саймон Нил признал, что намеренно играл со своей аудиторией. Этой цели служат электронное вступление к первой песне Glitter and Trauma, призванное запутать слушателей и заставить их опасаться, что они купили не тот альбом, хоровое вступление к самой резкой композиции диска, There's No Such Thing As A Jaggy Snake, и жесткие интро и кода к почти эталонной поп-песне The Kids From Kibble and The Fist Of Light. Все это было бы не более чем трюкачеством, не будь этот альбом наполнен прекраснейшими мелодиями, жесткими гитарными риффами и сложными ритмическими структурами.
FKA Twigs – LP1 (2014)
Номинированный в 2014 году на премию Mercury Prize, но уступивший не менее прекрасному альбому Young Fathers Dead, LP1 представляет собой смесь электронных экспериментов и язвительных текстов с почти ангельским звучанием вокала Талии Барнетт.
Nine Inch Nails – The Downward Spiral (1994)
Если бы делами музыки индастриал заправлял мафиозный клан, Трент Резнор был бы его крестным отцом. Это, вероятно, самый известный альбом Nine Inch Nails, но даже те, кто никогда не слышал названия группы, наверняка узнают композицию Hurt, версию которой Джонни Кэш исполнил на своем альбоме 2002 года – American IV.
TV On The Radio – Return To Cookie Mountain (2006)
В нежданном последнем альбоме TV On The Radio, Seeds, первом после смерти в 2011 году от рака мультиинструменталиста и соавтора песен Джерарда Смита, группа кажется менее склонной к экспериментам, но Return To Cookie Mountain представляет ее в максимально настоящем виде. Грандиозное смешение жанров – альтернативный рок, госпел, хип-хоп, электроника и масса других – в одном флаконе. Чтобы просто перечислить их, пришлось бы задействовать пальцы на ногах, поскольку рук не хватило бы.
The Mars Volta – Deloused In The Comatorium (2003)
Во многих отношениях история Deloused In The Comatorium начинается в последнем альбоме At The Drive-In перед их распадом – Relationship of Command. «Если я о чем-то жалею в жизни больше всего, так это о том, как этот альбом был смикширован, - говорит Омар Родригес-Лопес. – Всем кажется, что это сырая и энергичная запись, но они представления не имеют о том, как это звучало, пока не было приглажено». Он исправил этот недостаток на Deloused, став продюсером альбома наряду с Риком Рубином и выпустив в итоге диск, который и через 15 лет после выхода бьет в цель, точно кулак в лоб. Однако бьет так мастерски и технично, что, даже падая на пол от удара, невозможно не обожать его.
The White Stripes – Elephant (2003)
Стал бы Elephant одним из самых замечательных альбомов гаражного рока, когда-либо выпущенных, если бы не был аутентичным вплоть до грязи под ногтями? Не воспринимайте лоу-фай-подход как признак записи в спальне тинейджера; считывайте его как искренность в ее предельном выражении.
Black Sabbath – Black Sabbath (1970)
В этот список могли войти более современные метал-альбомы, например, дебютный релиз Slipknot; но именно этот диск служит лучшим доказательством тому, что для создания ошеломляюще тяжелого звука вовсе не обязательны две бочки и восемь педалей дисторшн. Это блестящий образец не только раннего хэви метал, но и психоделии. Услышав его впервые, невозможно поверить, что альбому почти 50 лет.
Toots & The Maytals – Funky Kingston (1972)
Среди пропагандистов самого отвязного реггей мало кто сравнится с Toots & The Maytals. Это первая запись группы с продюсером Крисом Блэкуэллом, который сделал их звучание более подходящим для международной аудитории, не жертвуя его глубинной подлинностью.
Чарльз Мингус – Mingus Ah Um (1959)
Между 1950 и 1960 годами Мингус выпустил более 20 альбомов. Но Mingus Ah Um, состоящий из композиций, написанных для музыкальных кумиров Мингуса или посвященных им (таким как Лестер Янг, Дюк Эллингтон или менее знаменитый Орвал Фобус), смело можно назвать самым ослепительным.
Нил Янг – Unplugged (1993)
У Нила Янга множество превосходных концертных записей и студийных альбомов, и кто-то может удивиться, почему мы выбрали именно этот для представления обеих его ипостасей. Но послушайте композицию Like A Hurricane – и, если у вас не побегут мурашки по коже, мы подумаем, не заменить ли его.
Cut Chemist – The Audience's Listening (2006)
Кат Кемист 18 месяцев работал над своим первым сольным альбомом, оставив оба своих коллектива – рэп-группу Jurassic 5 и исполнявшую латиноамериканский фанк Ozomalti. Обе группы, в основании которых он принимал участие, внесли изрядную долю эклектики в его подход. The Audience's Listening – не просто коллаж из перевернутых сэмплов над запиленными битами хип-хопа; в нем можно найти фрагменты работ настолько разных артистов, как Куинси Джонс, Boards Of Canada, Jefferson Airplane и писатель Уильям Берроуз.
Mogwai – The Hawk Is Howling (2008)
Немалая часть материала для альбома была написана в качестве саундтрека к колумбийскому фильму, но так и не была в нем использована. В результате этот концептуально разноплановый, но не бессвязный шедевр располагается примерно посередине между типичными саундтреками и студийными альбомами, из которых состоит остальной каталог Mogwai. Если не по какой-либо иной причине, этот альбом стоит послушать хотя бы из-за названий треков: Я Джим Моррисон, и я мертв, Позор Шотландии или Я тебя люблю, я взорву твою школу. Восхитительно абсурдно.
Ghostpoet – Shedding Skin (2015)
Обаро Эджимиве получил в 2011 году премию Mercury Prize за Peanut Butter Blues & Melancholy Jam (его дебютный альбом под именем Ghostpoet) и столь же горячее одобрение критиков за следующий релиз – Some Say I So I Say Light. Они были выполнены по схожему проекту – поэзия концертного уровня поверх холодных электронных аранжировок – который при записи этого альбома был отброшен за ненадобностью. Для него была приглашена аккомпанирующая группа, что превратило Ghostpoet в квартет, сделало Shedding Skin более близким к пост-панку, чем к хип-хопу или электронике, и дало Эджимиве возможность еще больше раскрыть свои музыкальные и творческие способности.
Arcade Fire – Funeral (2004)
Среди множества любопытных фактов об альбоме Funeral можно отметить, что на его создание потребовалось всего полгода. Продюсерами и звукоинженерами выступала сама группа, так что это было полгода записи целой армии гитар, фортепиано, синтезаторов и органов, ксилофонов, скрипок, виолончелей и духовых инструментов, арфы, перкуссии и вокала – а затем превращения записанного материала в одно из самых чудесных произведений любого жанра, выпущенных в новом столетии.
The Blood Brothers – Crimes (2004)
Пост-хардкор-нойз The Blood Brothers не каждому придется по вкусу, но насыщенность звучания и тот факт, что группе, в отличие от многих других артистов жанра, удалось зафиксировать его в студии, достойны уважения любого аудиофила. Это, вероятно, самый разнообразный – и потому потенциально самый доступный для широкой публики – альбом группы, в котором композиции с оглушительным скримом разбавлены произведениями, которые по стандартам Blood Brothers можно было бы отнести к поп-балладам. Не самый приятный на слух, но на редкость творческий альбом.
Thundercat – Drunk (2017)
Определение «басист-виртуоз» для этого музыканта выглядит слишком ограниченным ярлыком. Drunk – третий студийный сольный альбом Стивена Бранера, демонстрирующий его талант автора самых разных песен, от мрачных до комичных, и охватывающий столько жанров, что его поневоле приходится охарактеризовать как «фьюжн» – хотя этот термин и не способен адекватно описать мастерство создателя.
Иоганн Себастьян Бах – Бранденбургские концерты
Эта серия концертов была написана для Кристиана Людвига, маркграфа Бранденбургского (хотя и нет свидетельств, что он когда-либо слышал их) и служит настоящим ключом к музыке барокко. Бах дал каждому семейству инструментов оркестра шанс покрасоваться в сольной партии, так что эта запись служит отличной проверкой детальности и тонального баланса любой Hi-Fi-системы.
Перси Следж – The Percy Sledge Way (1967)
Название альбома говорит все, что нужно знать о нем: это коллекция из 11 песен, ставших знаменитыми в исполнении других звезд соула и ритм-энд-блюза, но исполненных в фирменном стиле Перси Следжа. Легкость и волшебство сочетаются с сердечной болью, слышной в каждой спетой ноте.
Mbongwana Star – From Kinshasa (2015)
Восхитительный гипнотичный альбом с первых звуков подчеркивает свое происхождение от музыки Конго – и вместе с тем непохож ни на что другое из Киншасы. Дебютный альбом Mbongwana Star – «музыка мира» только в том плане, что она рождена не в США или Европе. Как и со многими другими альбомами в этом списке, невозможно быть уверенным в том, что она вообще принадлежит нашему миру.
Queens Of The Stone Age – Songs For The Deaf (2002)
Если бы стоунер-рок был видеоигрой, Джош Хомм был бы тем боссом, с которым вам пришлось бы сражаться на верхнем уровне. На альбоме Songs For The Deaf Queens Of The Stone Age немного прибавили в насыщенности, сохранив при этом свой расслабленный подход «словно в солнечных очках в затемненной комнате» и вместе с тем применив, возможно, самые тяжелые и оригинальные риффы среди всех шести альбомов.
Blakroc – Blakroc (2009)
Проект Blakroc обязан своим рождением сооснователю Roc-A-Fella Records Дэймону Дэшу, который начал слушать гаражный блюз-роковый дуэт The Black Keys из Огайо и загорелся идеей объединить его с рэпером Джимом Джонсом для записи совместного альбома. Как говорят, в какой-то момент рэпер Мос Деф заглянул на сессию и тоже принял участие в записи, к которой в течение 11 недель присоединилась целая армия артистов, таких как Ludacris, Q-Tip и RZA.
Ник Кейв и The Bad Seeds – The Boatman's Call (1997)
Как и во многих других случаях, нам было очень непросто выбрать один альбом из каталога Ника Кейва. Сопровождаемый главным образом фортепианным аккомпанементом, The Boatman's Call отличается от остальных записей группы на тот момент, однако музыка безупречно обрамляет честную и нередко мрачную лирику Кейва.
Дэвид Боуи – Blackstar (2016)
Вы уже решили, что Боуи в этом списке не будет? Но что может быть лучше для завершения списка 50 самых ярких альбомов, чем шедевр продюсерской работы Тони Висконти, на котором гений Боуи идеально дополняют джазовый саксофонист Донни Маккаслин и его квартет. Лучший способ уйти – во всех смыслах.
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", октябрь 2017 г. www.whathifi.com