О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
5 песен, в которых используется классический Roland VP-330 Vocoder Plus
Roland VP-330 (он же Vocoder Plus) — один из невоспетых героев мира синтезаторов конца 70-х — начала 80-х. От Стиви Уандера и Queen до Вангелиса и Дуа Липы — мы представляем вам краткую музыкальную историю этого влиятельного вокодера.
Как следует из названия, Vocoder Plus совмещает вокодер с тембрами смычковых и синтетическими звуками хора. Недавнее возрождение популярности этого аппарата привело к официальному ремейку под названием Roland Boutique и созданию неофициального клона от Behringer и множества программных эмуляций, которые пытаются воссоздать классическое звучание.
VP-330 был последним и самым известным из струнных синтезаторов Roland, линейка которых началась в 1975 году с выпуска Roland RS-101. В этом раннем синтезаторе использовалась технология разделения, а это означало, что высота звука одного генератора могла быть разделена для воспроизведения любой ноты на клавиатуре. Это позволяло получить доступ к полифонии за гораздо меньшие деньги, чем при покупке традиционного полифонического синтезатора. Такие аппараты были названы парафоническими.
Однако все ноты должны были иметь общую огибающую громкости, что делало струнные машины менее выразительными, чем по-настоящему полифонические синтезаторы. RS-101 отличался аналоговым многоголосым хорусом, превращавшим тонкий, скучный звук одиночного осциллятора в пышный, густой и закрученный звук, завоевавший популярность среди музыкантов той эпохи.
В 1976 и 1978 годах соответственно Roland выпустили RS-202 и RS-505 — они сочетали звук стринговых RS с монофоническим звуком баса и полифоническим синтезатором. RS-09 Organ/Strings, также выпущенный в 1978 году, был более доступным синтезатором, сочетающим звуки струнных и органа.
VP-330 был выпущен в 1979 году и предлагал струнные в стиле RS с добавлением синтезированного звука человеческого голоса, доступного в двух регистрах, и встроенного десятиполосного вокодера. До появления VP-330 вокодеры зачастую можно было увидеть только в дорогих студийных рэковых стойках. Либо они страдали плохим качеством звука.
VP-330 был относительно доступным, он сохранил cочный звук хоруса синтезаторов RS и имел удобную встроенную клавиатуру с входами XLR для удобства работы с вокодером. Было две версии: версия Mk1 с кулисными переключателями и версия Mk2 с обновлёнными кнопками в стиле Jupiter-8.
Roland выпустила аппаратный эмулятор VP-330 как часть своей линейки Boutique в 2017 году. Behringer клонировала VP-330 в виде собственного синтезатора VC340.
Что касается программных эмуляций, XILS V+ от Xils Lab — это отличный вариант оригинала, добавляющий к VP-330 ещё и дополнительные возможности, недоступные на исходном оборудовании, такие как полностью полифонические огибающие и дополнительная настройка звучания.
VP-330 был чрезвычайно популярным инструментом, который использовали многие влиятельные музыканты и продюсеры. Давайте пробежимся по пяти песням, которые подчёркивают возможности этого аппарата.
Стиви Уандер — I Just Called To Say I Love You
Вокодер VP-330 стал хитом сразу после выпуска и использовался для создания футуристических, роботизированных голосов в Radio Ga Ga группы Queen, In The Air Tonight Фила Коллинза и I Just Called to Say I Love You Стиви Уандера.
В первых двух песнях VP-330 используется скудно. Например, в Radio Ga Ga вы можете услышать его во вступлении, прежде чем Фредди Меркьюри начинает петь. Стиви Уандер использовал VP-330, чтобы спеть весь последний куплет I Just Called to Say I Love You, а также в основных аккордах песни.
Использование вокодера в оригинальном аппаратном VP-330 или Boutique VP-03 не вызывает затруднений, так как оба имеют входы XLR. Работать с софтовым эмулятором вокодера несколько сложнее. Чтобы использовать вокодер в XILS V+, вам нужно создать две дорожки: аудиодорожку с микрофонным входом и MIDI-дорожку с загруженным плагином XILS V+. Затем вам нужно направить сигнал микрофона с аудиодорожки на плагин XILS V+ с помощью сайдчейн-меню плагина. Но стоит учитывать, что в различных DAW есть свои особенности. Изучите мануал прежде, чем приступать к работе.
Лори Андерсон — O Superman
Песня Лори Андерсон O Superman стала неожиданным хитом в 1981 году, заняв второе место в британских чартах. В арт-поп-произведении Андерсон работает в стиле spoken word, обрабатывая свой голос через вокодер VP-330.
Для создания O Superman Андерсон использовала вокодер и тембры струнных из синтезатора VP-330. Вокодер слышен повсюду и просто обрабатывает голос Андерсон. Тембры струнных медленно вводятся на протяжении всей песни; сначала их можно услышать постепенно исчезающими на отметке 30-40 секунд, а позже они играют основной мелодический мотив, которым заканчивается песня.
Вангелис — Tears in Rain
Хотя Вангелис и его новаторский саундтрек к фильму «Бегущий по лезвию» 1982 года всегда будут ассоциироваться с Yamaha CS-80, Roland VP-330 был ещё одним давним фаворитом этого композитора. Используя CS-80 для медных духовых, лидов, басов и спецэффектов, он полагался на VP-330 для богатого звука струнных. Это отчётливо слышно в его песне Tears in Rain, где он использует для аккордов струнные тембры VP-330, для мелодии Fender Rhodes, а для получения звуков духовых — CS-80.
Для воссоздания этой мелодии можно испоьзовать пресет XILS V+ Simple Strings с фейдером атаки, увеличенным до 620 мс. Для имитации динамики настоящей струнной секции стоит вручную отрегулировать фейдер тона. В конце запускаем патч через Valhalla VintageVerb, чтобы получить масштабный эффект реверберации.
Оззи Осборн — Mr. Crowley
Классическая композиция Оззи Осборна Mr Crowley использует звук Human Voice VP-330 в своём драматическом зловещем вступлении. Создал это рок-легенда Дон Эйри, который рассказал журналу Rolling Stone, что написал вступление всего за полчаса.
Эйри также рассказал в интервью Electronics & Music Maker в 1984 году, что его синтезаторная установка состояла из Yamaha CS-80 в качестве основной клавиатуры, Roland Vocoder Plus, Minimoog, Yamaha CF70, Oberheim OBXa и MemoryMoog. Отличный сетап!
Эйри, вероятно, использовал CS-80, чтобы играть аккорды Mr Crowley, а Minimoog для басовой партии. На втором повторе аккорды CS-80 дублируются хором VP-330.
Дуа Липа — Levitating
Недавно VP-330 вновь появился в современной поп-музыке, сыграв основные аккорды в мегахите Дуа Липы Levitating.
Продюсер песни Коз рассказал в подкасте Song Exploder, что аккорды Levitating были первым, что он сыграл, когда купил свой VP-330, и похвалив его простоту, сказал: «Вам не нужен синтезатор, который делает сто вещей. Вам нужен тот, который действительно хорошо делает всего пару вещей, и у него просто есть свой вайб и звук».
Патч из Levitating использует звук человеческого голоса с эффектом ансамбля и портаменто, чтобы заставить высоту тона скользить к каждому новому аккорду.
Чтобы воссоздать настройки в XILS V+, начните с пресета Male 8 Ensemble и увеличьте значение слайдера, отвечающий за параметр release, что увеличит время затухания звука. Переключите режим портаменто на glide и уменьшите настройку времени до 26 мс, это заставит ноты плавно скользить в начале каждого аккорда. Наконец, увеличьте глубину вибрато, чтобы получить глубокую модуляцию высоты тона.