25 лучших альбомов восьмидесятых для проверки качества АС

Лучшие за десятилетие



Обложка альбома Nightclubbing – Грейс Джонс

Восьмидесятые запомнились нам перманентом и подплечниками, плеерами Walkman и кубиками Рубика, появлением MTV и эталонно безвкусными фильмами.

Возможно, хотя это и не кажется очевидным с первого взгляда, это был наш лучший период как вида; стоит только взглянуть на некоторые записи, выпущенные в это десятилетие, и вы сразу же осознаете его значимость для мировой культуры.

От золотой эры хип-хопа до пластинок, которые будут формировать альтернативный рок в течение следующих 30 лет, выбранные нами 25 альбомов – хотя, как всегда, это далеко не исчерпывающий список – исключительно значимы и столь же грандиозны.

Кроме того, все они станут настоящим испытанием для ваших колонок. Выкручивайте усилитель на полную – и заводите выбранный винил.

90 – 808 State (1989)

90 – 808 State (1989)
90 – 808 State

Глупо было бы сводить любой жанр к одному конкретному альбому – но будь это неизбежным, эйсид-хаус определил бы именно этот диск. Британская электронная музыка в огромном долгу перед ним, поскольку он открыл для нее возможность переосмысления вместо обезьяньего копирования великих американских образцов искусства хауса и техно. В равной мере атмосферный и агрессивный, он смешивает заводные биты и заразительные мелодии в темпе, который не позволит вам усидеть на месте.

World of Echo – Артур Расселл (1986)

World of Echo – Артур Расселл (1986)
World of Echo – Артур Расселл

Единственный сольный студийный альбом музыканта, выпущенный при его жизни, World of Echo представляет собой роскошную спонтанную коллекцию песен, в которых его искусный тенор заигрывает с виолончелью, обработанной при помощи ревербератора, дилэя и дисторшна. Экспериментальная, отрывистая игра Расселла станет превосходной тренировкой для ваших колонок, однако ее задача – увлекать слушателя своим потоком, а не выбрасывать из раскачивающейся лодки.

The Poet – Бобби Уомак (1981)

The Poet – Бобби Уомак (1981)
The Poet – Бобби Уомак

Никто не сравнится мягкостью с Бобби Уомаком – и этот альбом мы искренне считаем самым совершенным из его творений. Он берет слушателя в оборот первым же треком So Many Sides Of You, увлекая его далее заразительной мелодией Secrets и незабываемым синглом If You Think You’re Lonely Now. На этом альбоме Уомак отказался от оркестровых аранжировок семидесятых в пользу более популярного и актуального звучания соула.

Paid in Full – Eric B. & Rakim (1987)

Paid in Full – Eric B. & Rakim (1987)
Paid in Full – Eric B. & Rakim

Дебютное творение Eric B. & Rakim и один из самых влиятельных альбомов стиля хип-хоп всех времен был записан всего за неделю. «Послушайте тексты и убедитесь, что они совсем короткие, – говорил Eric B., – это потому, что Rakim сочинял их прямо в студии». Этот спонтанный творческий процесс и то, что Ракиму пришлось в процессе записи читать свои тексты с листа, породили энергичное, но размеренное звучание, идеально соответствующее глубоким темам, затронутым в альбоме.

Tango in the Night – Fleetwood Mac (1987)

Tango in the Night – Fleetwood Mac (1987)
Tango in the Night – Fleetwood Mac

Начав свою историю как сольный альбом Линдси Бакингема, а затем став его последней работой с группой Fleetwood Mac, Tango in the Night оказался очень непростой задачей для продюсеров. «По моим ощущениям, в этот момент каждый участник группы переживал один из худших этапов своей жизни, – вспоминает он, – все принимали такие решения, которыми они сегодня едва ли стали бы гордиться». Тем не менее, несмотря на разрозненность группы – Стиви Никс провела с ней в процессе записи всего две трудные недели – альбом оказался яркой лебединой песней для классического состава Fleetwood Mac и одной из лучших поп-записей, какие когда-либо видел мир.

Echoes – Фрэнк Харрис и Мария Маркес (1985)

Echoes – Фрэнк Харрис и Мария Маркес (1985)
Echoes – Фрэнк Харрис и Мария Маркес

Мы слегка лукавим, включая этот альбом в список (он был записан в восьмидесятых, но его официального выпуска пришлось ждать более 30 лет), однако его влияние на последующие десятилетия служит свидетельством великолепия этого шедевра этно-волны. Плод сотрудничества вокалистки из Венесуэлы Марии Маркес и американского мультиинструменталиста Фрэнка Харриса, в своих нежных мелодиях и сочных аккордах синтезатора Echoes позволяет слушателю ощутить тепло солнца Южной Америки.

13 Songs – Fugazi (1989)

13 Songs – Fugazi (1989)
13 Songs – Fugazi

Выпущенный в сентябре 1989 года и чудом просочившийся в закрывающуюся дверь альбом 13 Songs по существу представляет собой компиляцию из двух первых EP-дисков группы (Fugazi и Margin Walker), уже 30 лет считающейся одним из самых влиятельных коллективов альтернативного рока. Аранжировки в духе пост-хардкора порой пугающе скудны, что только подчеркивает брутальность исполнителей, и для адекватной передачи им требуются колонки с достаточно резким характером.

Nightclubbing – Грейс Джонс (1981)

Nightclubbing – Грейс Джонс (1981)
Nightclubbing – Грейс Джонс

Каждый раз, когда слово «икона» легкомысленно применяется к кому-то, кто не достоин смахнуть пыль с подплечников Грейс Джонс, мы принимаем это как личное оскорбление. Коллекция оригинальных песен и творчески переделанных кавер-версий – включая трек Игги Попа, давший ей название – Nightclubbing представляет Джонс в самом расцвете ее мощи и изобретательности, а обилие дабовых басовых линий позволит вашим НЧ-динамикам продемонстрировать, на что они способны.

Philharmony – Харуоми Хосоно (1982)

Philharmony – Харуоми Хосоно (1982)
Philharmony – Харуоми Хосоно

Культовый музыкант в своей родной Японии и прискорбно недооцененный за ее пределами, Харуоми Хосоно уже несколько десятков лет успешно соединяет поп с электроникой. Philharmony – это шедевр абстрактной поп-музыки, демонстрирующий озорной артистизм Хосоно и его умение обращаться с мелодиями.

Grace & Danger – Джон Мартин (1980)

Grace & Danger – Джон Мартин (1980)
Grace & Danger – Джон Мартин

Еще одна пластинка, попавшая на границу выбранного интервала, на самом деле была выпущена на год позже запланированного, поскольку владелец фирмы звукозаписи Island Records Крис Блэкуэлл счел альбом (сочиненный и записанный в ходе развода Джона Мартина с женой Беверли) чересчур гнетущим. Он определенно не самый веселый, но мы бы скорее охарактеризовали его грустным, чем гнетущим – а Sweet Little Mystery и Hurt in Your Heart можно смело назвать двумя самыми потрясающими песнями, когда-либо написанными Мартином.

Hounds of Love – Кейт Буш (1985)

Hounds of Love – Кейт Буш (1985)
Hounds of Love – Кейт Буш

Пятый студийный альбом Кейт Буш не был первым опытом использования ею сложной электроники и музыкальных компьютеров для воплощения своих композиций, однако именно в нем она нашла идеальный баланс между электронным и человеческим, между земным и эфирным. Не говоря уже о том, что в написании песен она к этому моменту достигла впечатляющего мастерства.

Computer World – Kraftwerk (1981)

Computer World – Kraftwerk (1981)
Computer World – Kraftwerk

Выпущенный одновременно на немецком (под названием Computerwelt) и английском языках, после своего выхода в 1981 году восьмой студийный альбом Kraftwerk был переосмыслен бесчисленным множеством исполнителей самых разных жанров. Тем не менее, несмотря на то, что благодаря сэмплам он стал одним из самых известных релизов группы – вы точно их слышали, даже если не подозревали об этом – он наделен особенным волшебным свойством, благодаря которому Kraftwerk даже спустя 40 лет все еще звучит футуристично.

The Expanding Universe – Лори Шпигель (1980)

The Expanding Universe – Лори Шпигель (1980)
The Expanding Universe – Лори Шпигель

В 1977 году астроном Карл Саган выбрал композицию Лори Шпигель Harmony Of The Worlds для включения в золотой диск, предназначенный для отправки в космос с зондами «Вояджер-1» и «Вояджер-2»; три года спустя она выпустила свой космический, но в то же время непостижимо интимный синтезаторный опус The Expanding Universe. Созданный на компьютерах размером с небольшую квартиру, он представляет собой задорное и интеллектуальное исследование нового мира.

Straight Outta Compton – N.W.A (1988)

Straight Outta Compton – N.W.A (1988)
Straight Outta Compton – N.W.A

Вышедший в августе 1988 года дебютный альбом группы N.W.A. к моменту празднования ее первой годовщины уже стал платиновым, несмотря на жесткую цензуру и ограниченную представленность в радиоэфире. Пафос его агрессивных социальных комментариев, несомненно, помог коллективу обрести известность, однако она бы вскоре угасла, если бы не брутальные биты и едкий лиризм этого альбома.

Power, Corruption & Lies – New Order (1983)

Power, Corruption & Lies – New Order (1983)
Power, Corruption & Lies – New Order

Несмотря на выпущенный за пару лет до того альбом Movement, именно Power, Corruption & Lies обозначил группу как явление, отличное от Joy Division. (Вышедшая в 1980 года пластинка Closer группы Joy Division также могла бы войти в этот список). Она здесь гораздо шире использует синтезаторы, чем на дебютном альбоме, разумно переплетая их с гитарами и акустической перкуссией для создания звучания, которое характеризуется одновременно высокой плотностью текстур и освежающим простором.

Africa – Фэроу Сандерс (1987)

Africa – Фэроу Сандерс (1987)
Africa – Фэроу Сандерс

Авторству покойного наставника Сандерса принадлежит только одна из композиций этого альбома, однако весь он пронизан духом Джона Колтрейна. От фирменного передувания в открывающей мелодии You’ve Got To Have Freedom до проникновенной баллады Колтрейна Naima – здесь множество отсылок, создающих настроение, но не переводящих альбом в статус банального трибьюта.

Doolittle – Pixies (1989)

Doolittle – Pixies (1989)
Doolittle – Pixies

Для второго альбома группы продюсер Гил Нортон слегка отшлифовал звучание Pixies, подчеркнув переход от громкого к мягкому и сделав один из самых популярных наборов песен коллектива более доступным для потребителей во всем мире. Doolittle оказал не меньшее влияние на ландшафт альтернативного рока, чем 13 Songs группы Fugazi; его многократно имитировали, но так и не сумели превзойти.

Steve McQueen – Prefab Sprout (1985)

Steve McQueen – Prefab Sprout (1985)
Steve McQueen – Prefab Sprout

Вышедший в США под названием Two Wheels Good из-за угрозы судебного преследования со стороны фонда наследия Стива Маккуина, второй студийный альбом Prefab Sprout оказался умным и утонченным примером подхода британского инди-рока к сочинению песен. Поддерживаемый батареей гитар с ревербераторами и подчеркнутый блистательной продюсерской работой Томаса Долби, мягкий вокал Пэдди Макалуна увлекает слушателя, и 11 треков пролетают, словно в один миг, умоляя нас повторять их вновь и вновь, чтобы уловить каждую мельчайшую деталь.

Sign o' the Times – Prince (1987)

Sign o' the Times – Prince (1987)
Sign o' the Times – Prince

Изначально первый альбом Принса после роспуска группы The Revolution предполагалось выпустить на трех дисках под названием Crystal Ball, однако компания Warner Bros. «ужала» его до двух LP. В этот формат ему удалось уместить как специально написанные для альбома песни, так и ранее отложенные в долгий ящик, а при записи активно использовались драм-машины и сэмплеры. Здесь также впервые была представлена публике Камиль, андрогинное альтер эго Принса. В целом мы считаем эту работу творческим пиком музыканта.

It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back – Public Enemy (1988)

It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back – Public Enemy (1988)
It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back – Public Enemy

«Наша миссия заключалась в том, чтобы положить конец Cold Gettin’ Dumb и тому подобным явлениям и окончательно разобраться с некоторыми ситуациями», – говорил Chuck D о втором альбоме Public Enemy. Вознамерившись создать хип-хоповый эквивалент диску Марвина Гэя What's Going On, группа сумела соединить глубокое социальное высказывание с впечатляющим музыкальным творчеством и хлесткими тяжелыми ритмами.

Murmur – R.E.M. (1983)

Murmur – R.E.M. (1983)
Murmur – R.E.M.

Свое стремление к росту группа R.E.M. продемонстрировала еще на первом альбоме, а Murmur представил чуть более сдержанную версию гаражного рока, который мы услышали на EP Chronic Town. Раскрыв для слушателей сокровенный лиризм и неподражаемый вокал Майкла Стайпа, приправленные мелодичными напевами гитары Питера Бака, этот альбом может служить наглядным примером того, как тембр и тональность могут усилить эффект музыки.

Seven Waves – Сьюзан Чани (1982)

Seven Waves – Сьюзан Чани (1982)
Seven Waves – Сьюзан Чани

Дебютный альбом Сьюзан Чани представляет собой роскошный, зрелый и романтичный пример электронной музыки стиля нью-эйдж, записанный в течение двух с лишним лет на аппаратуре, которая придала его звучанию недвусмысленный дух эпохи, но и сделало его вневременным. Нежные, качающиеся на поверхности моря вслед за каждой волной звуки синтезаторов и пэдов увлекают за собой и слушателя.

Speaking in Tongues – Talking Heads (1983)

Speaking in Tongues – Talking Heads (1983)
Speaking in Tongues – Talking Heads

«Я с самого начала пел всякую ерунду и подбирал слова так, чтобы они как-нибудь вписывались в процесс, – так Дэвид Бирн говорил о названии альбома Speaking in Tongues. – Это неплохо сработало». Определенно, сработало: акцент на мелодичность и ритм обеспечил Talking Heads настоящий коммерческий прорыв, включая единственное в истории группы попадание в топовую десятку синглов с песней Burning Down The House. Эклектичный арт-рок этого альбома открыл Talking Heads для максимально широкой аудитории поклонников всех жанров, доказав, что доступность не обязательно достигается за счет отказа от индивидуальности.

Hats – The Blue Nile (1989)

Hats – The Blue Nile (1989)
Hats – The Blue Nile

Пятилетний период вынашивания между A Walk Across The Rooftops, дебютом группы The Blue Nile, и продолжением в виде Hats на деле оказался самым коротким промежутком между четырьмя ее дисками. Но, конечно, и этого времени хватило на то, чтобы записать практически безупречный альбом сентиментальной поп-музыки, в котором между отдельными строками нередко остается много места, а нежелание создателей довольствоваться банальными мелодиями или аранжировками стимулирует слушателя углубиться в процесс.

Disintegration – The Cure (1989)

Disintegration – The Cure (1989)
Disintegration – The Cure

Тот странный факт, что песни Lullaby, Lovesong и Pictures Of You можно рассматривать как синглы с альбома из первой десятки топа, на наш взгляд, служит точным отражением состояния британской музыки. Дело не в том, что они не мелодичны – уход Роберта Смита от поп-музыки, которая принесла группе The Cure изрядную долю ее привлекательности для широкой публики, не уменьшил его таланта к написанию песен. Однако плотная и продуманная текстура альбома вкупе с уклоном к психоделической готике далеки от приглаженных поделок, которые мы так часто встречаем в чартах.



Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"
https://www.whathifi.com/news/about-us

Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", октябрь 2020 г.

Эту статью прочитали 25 996 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий