О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
22 случая, когда женщины стали пионерами хард-рока и хэви-метала
Сестра Розетта Тарп
До Элвиса Пресли, Литтл Ричарда и Чака Берри была Сестра Розетта Тарп. Ее часто называют крестной матерью рок-н-ролла, и мужчины, считающиеся пионерами рока, на самом деле выросли, слушая её музыку.
Тарп была певицей госпел, но её умение играть на гитаре и проникновенный голос создали прецедент для рок-н-ролла как жанра. Хит 1945 года Strange Things Happening Every Day считается одной из самых первых песен в стиле рок-н-ролл. «Все эти новые вещи, которые они называют рок-н-роллом, я играю их уже много лет», — сказала она Daily Mirror в 1957 году.
Мемфис Минни
Мемфис Минни больше всего была известна тем, что играла на электрогитаре, в то время это было совсем не обычным делом для женщин. Она сбежала из дома в возрасте 13 лет и сделала себе имя, играя на гитаре на улицах Мемфиса. Блюзовая исполнительница также стала соавтором песни When the Levee Breaks, которая позже была переосмыслена Led Zeppelin.
Биг Мама Торнтон
Cюжетный твист — Биг Мама Торнтон (он же Уилли Мэй Тортон) на самом деле исполнила первую записанную версию песни Hound Dog. Её написали для Мамы два молодых белых еврея. А позже, когда Элвис Пресли начал её исполнять, эта песня стала классикой. К сожалению, Торнтон не получила никакой выгоды от успеха песни, а Элвис так и не признал, что что-то ей должен.
Биг Мама Торнтон, поющая в жанре ритм-н-блюз, была известна своей невероятной силой голоса, для которой даже не требовался микрофон. Независимо от того, какое признание она получила за свои заслуги, Торнтон, несомненно, сыграла важную роль в интеграции чёрного южного блюза в белый рок-н-ролл.
Виола Смит
Когда мы думаем о типичном барабанщике рок-н-ролла, мы обычно думаем о Джоне Бонэме, Ките Муне или Ниле Пирте. Но Виола Смит была раньше. Одна из первых женщин в этом деле, Смит была названа «самой быстрой девушкой-барабанщиком в мире» из-за свирепых способностей, которые она показывала на ударной установке из 12 инструментов.
Дженис Джоплин
Дженис Джоплин, вероятно, одна из первых, кто приходит на ум при обсуждении женщин в истории рока. С точки зрения музыкального стиля она была скорее психоделическим блюзовым исполнителем, но её влияние выходит далеко за рамки музыки. Она была очень экспрессивной и показала женщинам, что можно быть собой в то время, когда общество все ещё ожидало от них поведения в определённых рамках. Дженис не боялась быть сильнее мужчин, ей было не стыдно принимать свою сексуальность. А ещё она была одним из первых музыкантов, кто сделал татуировку на видном месте.
Тина Тёрнер
Наследие Тины Тёрнер принесло ей имя «Королева рок-н-ролла». В то время как в большей части рок-культуры 1960-х годов доминировали белые мужчины, Тёрнер смогла преодолеть расовые, гендерные и жанровые границы. Её популярность началась с дуэта Айка и Тины Тёрнер, где она выступала со своим мужем. Но во весь голос она смогла заявить о себе, как о настоящей силе, когда подала на развод и продолжила чрезвычайно успешную сольную карьеру, доказав, что ей не нужен мужчина рядом, чтобы добиться успеха.
Грейс Слик
Грейс Слик была одной из первых женщин, добившихся успеха в рок-н-ролле, как и её современница Дженис Джоплин. В основном известная по своим выступлениям в Jefferson Airplane и Jefferson Starship, Слик добилась успеха за счёт своего отчётливого холодного вокала, который отлично сочетался с её честными текстами. А ещё как-то раз, когда на сцене было жарко, она выступала топлесс. Если мужчинам можно, то почему нельзя женщинам?
Джинкс Доусон
Coven возник во время психоделической эры конца 1960-х, но они делали не совсем то, что было в моде. Хотя их музыка не совсем соответствовала тому, что можно было бы назвать хард-роком или металом, их деятельность бессознательно повлияла на группы, которые будут развивать эти направления в будущем. Во главе с солисткой Джинкс Доусон группа использовала образы оккультизма и Сатаны в своих живых выступлениях, добавляя тёмный элемент, которого ещё не было ни у одной другой группы.
Их даже называли группой, которая впервые начала использовать жест «козы» или «дьявольские рога», ещё до Ронни Джеймса Дио. Дебютный альбом Coven 1969 года Witchcraft Destroys Minds & Reaps Souls начинался с трека Black Sabbath ещё до того, как квартет под руководством Оззи Осборна выпустил какую-либо музыку.
Fanny
Fanny были одной из первых рок-групп, полностью состоящих из женщин, которой удалось выпустить альбом на крупном лейбле (это был Reprise Records), и чьи синглы попали в Billboard Hot 100. В центре внимания группы были живые выступления, поскольку они знали, что Fanny нужно продемонстрировать свои способности, чтобы к ним относились серьёзно.
«Будучи девочкой, ты не могла никому сказать: “Я в группе”, — позже рассказала The Guardian гитаристка Джун Миллингтон. «С таким же успехом можно сказать: “Я лечу на Луну”. Это просто не из области реального опыта. Нам пришлось создать свои собственные рамки, а затем войти в них».
Стиви Никс
Просто невозможно говорить о влиятельных женщинах в роке, не упомянув Стиви Никс. Она была таинственной и открытой одновременно, затрагивая в своей метафорической лирике такие болезненные темы, как горе и зависимость. А что касается её чувства стиля, певица знала, что необязательно одеваться вызывающе, чтобы быть заметной, и таким образом она привлекла в свой культ женщин, которые использовали её характерный колдовской образ.
«Я буду очень, очень сексуальной под 8 килограммами шифона, кружев и бархата. И никто не узнает, кто я на самом деле», — сказала она однажды New York Times. Нельзя отрицать, что без Никс Fleetwood Mac точно не стали бы мировой сенсацией.
Heart
Ведущий дуэт группы Heart, сёстры Энн и Нэнси Уилсон, взяли основы, которые заложили для них Джоплин, Слик и Фанни, и подняли их на новый уровень. Невероятно мощный голос Энн в сочетании с эмоциональной игрой на гитаре Нэнси помогли сделать имя Heart нарицательным на музыкальной сцене 1970-х годов.
Сьюзи Кватро
Сьюзи Кватро была мастером на все руки. Она была в первую очередь автором песен, но также басисткой, певицей и лидером группы. Её всесторонний вклад в музыку сделал Сьюзи одной из первых многогранных женщин в рок-н-ролле. «Меня первой восприняли всерьёз как женщину-рок-н-ролльщика и певицу. Раньше такого не было», — позже сказала она Metro Times. «Я играла с мальчиками в их собственную игру».
Дебби Харри
Дебби Харри была солисткой группы Blondie, одной из пионеров новой волны конца 1970-х, добившейся массового успеха. Харри стала известна как икона в панк-сообществе за свои небрежные манеры и крутое поведение на сцене.
The Runaways
The Runaways появились во второй половине 1970-х годов. Они олицетворяли бунт, тоску и общую крутизну, из-за чего их в конечном итоге поставили в один ряд с другими основными группами панк-движения. The Runaways говорили и делали то, что хотели, и добились массового коммерческого успеха с такими песнями, как Cherry Bomb. Самое приятное, что после того, как группа распалась, участницы сделали успешную карьеру по отдельности, продемонстрировав свои индивидуальные способности.
Girlschool
Лемми Килмистер посетил концерт Girlschool в конце 70-х и был настолько впечатлён, что пригласил группу выступить на разогреве Motorhead. Нужно ли говорить больше? Эта женская рок-группа появилась во время новой волны британского хэви-метала, как раз вовремя, чтобы завоевать большую фан-базу и, следовательно, добиться успеха. Спустя 40 лет они являются самой долгоиграющей группой, полностью состоящей из женщин.
Доро Пеш
Хотя она попала в центр внимания на несколько лет позже своих современников, Доро Пеш не зря прозвали «Королевой хэви-метала». Известная тем, что была вокалисткой Warlock, а затем и сольной карьерой, Пеш была одной из первых женщин в хэви-метале, которая стала известна больше своими вокальными данными и доминирующим поведением на сцене, а не своей внешностью.
Шон Изел
Шон Изел была наиболее известна в своё время как басистка White Zombie и как чуть ли не единственная женщин на хэви-металической сцене 1980-х годов, не считая Доро Пеш. Судя по названию её автобиографии 2010 года «Я в группе: закулисные заметки от цыпочки из White Zombie», её часто так и называли. На самом деле первая половина названия обыгрывает название книги легендарной группи Памелы Де Барр I'm With the Band: Confessions of a Groupie. «Я как бы хотела быть теми парнями на сцене», — позже сказала Изел журналу She Shreds Magazine. «Я просто знаю, что я никогда не хотела быть “с группой”. Я предпочитала быть в ней».