21 осиротевшая струна: памяти Тумани Диабате

«Он играл на 21 струне с любовью», — так знаменитый американский банджоист Бела Флек говорит о своих дуэтах с малийским музыкантом Тумани Диабате. Флек называет его «одним из величайших аккомпаниаторов, с которыми я когда-либо играл». Эти искренние слова — дань уважения Диабате, которого не стало 19 июля. Музыканту было 58 лет.

Тумани Диабате родился в семье музыкантов-гриотов, которые более семидесяти поколений хранили историю и традиции древней малийской империи Манде, некогда крупнейшей в Западной Африке — хранили их в своей музыке. Его отец был ведущим исполнителем на коре, малийской арфе, в годы после обретения Мали независимости от Франции, а мать — выдающейся певицей. От Тумани ждали продолжения семейной традиции, и он их оправдал, самостоятельно научившись играть на инструменте своего отца. Уже на первом своём альбоме Kaira (1988), который вышел в свет, когда музыканту исполнился 21 год, его изящные переходы между мелодией и басом звучали так, будто он пел в два раза дольше своего возраста. Он много записывался и выступал, однако одной из важных его заслуг было создание Symmetric Orchestra — ансамбля, объединившего малийскую музыку с американскими и европейскими ударными, струнными и духовыми инструментами.

Но Тумани Диабате был не только потрясающим музыкантом — он стремился распространить малийскую музыку по всему миру, что привело к ряду невероятно успешных коллабораций, и не только со своими земляками (среди которых были легендарный малийский гитарист Али Фарка Туре и другой знаменитый исполнитель на коре, Баллаке Сиссоко). Так, в 1999-м вместе с американским блюзменом Таджем Махалом они записали совместный альбом Kulanjan, на котором соединились блюз, фолк и малийские музыкальные стили. Грубоватый голос Таджа работает здесь на контрасте с высокими регистрами малийских инструменталистов и певцов. Для американского музыканта эта запись стала своего рода возвращением в историю своих предков, некогда живших в Африке. «Мы просто играли вместе, смотрели друг на друга — словно 500 лет разлуки больше не существовало», — рассказывал об этой работе Тадж Махал.

Бела Флек сотрудничал с Диабате во время серии концертов в 2009 году. Это сотрудничество в итоге привело к совместному альбому The Ripple Effect (2020).

«Тумани был невероятно мил; он всегда называл меня братом, что заставляло меня чувствовать себя невероятно польщенным, даже привилегированным», — говорил впоследствии Флек.

Диабате записывался с фламенко-группой Ketama и британским басистом Дэнни Томпсоном, японским мастером игры на кото Брайаном Ямокоши и Лондонским симфоническим оркестром. Он был частью межнационального проекта британца Дэймона Албарна Mali Music project, работал с бразильскими исполнителями Арналдо Антунесом и Эдгардом Скандуррой, выступал со знаменитой Бьорк. Иранский исполнитель на кяманче (кавказском струнным смычковом инструменте) Кайхан Калхор был одним из последних соавторов Тумани — их дуэтный альбом The Sky Is The Same Colour Everywhere год назад. Он был записан после короткого совместного европейского гастрольного тура.

«Мы пришли из двух разных культур, которые видят музыку одинаково: импровизация является одним из основных аспектов и у нас, и у них», — говорит Калхор. «Но дело ещё вот в чём. К примеру, Ван Гог, Сезанн, Куросава и наш режиссёр Аббас Киаростами — великие художники, которые принадлежат всему миру, а не только своим странам, и я не вижу Тумани лишь как малийского музыканта — я вижу его как художника, который принадлежит всему человечеству».


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", июль 2024 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 301 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий