О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
20 лучших сцен из фильмов с Dolby Atmos, которые проверят звучание вашего домашнего кинотеатра на выносливость
Хотите протестировать свою Dolby-Atmos-совместимую систему с помощью фильмов, достигающих невероятных высот звучания? У нас есть именно то, что вам нужно
Поддержку формата Dolby Atmos сегодня можно найти буквально повсюду – от саундбаров до мобильных телефонов – а вскоре вы сможете обнаружить ее даже в своем автомобиле. Но если у вас уже есть система ДК, совместимая с технологией погружающего звучания Dolby, какие фильмы стоит посмотреть, чтобы получить от нее максимум удовольствия?
Вероятно, вы уже знаете, что Dolby Atmos расширяет возможности привычного многоканального комплекта АС за счет добавления дополнительных каналов для излучения звука сверху. Но Atmos – это не просто несколько новых динамиков в потолке и эффект пролетающего над головой самолета.
Эта технология используется режиссерами на этапе микширования, позволяя поместить звуки и голоса в точно определенные точки акустического поля, а не просто распределить их по каналам. Таким образом, в дополнение к формированию традиционной конфигурации, подразумевающей наличие до 9.1 каналов, Dolby Atmos может одновременно воссоздавать до 118 звуковых объектов, образуя всеобъемлющую сцену – даже если вы используете наушники с поддержкой «виртуального» Atmos (по крайней мере, до некоторой степени).
Dolby Atmos не только сопровождает экранное действе реалистичным ощущением движения, но и может тонкими штрихами расширить перспективу и усилить погружение как в эффекты, так и в музыку. В руках отличного звукорежиссера это мощный и гибкий инструмент, позволяющий создавать акустические ландшафты, способные перемещать в пространстве, пугать и глубоко трогать слушателя.
Мы подобрали несколько любимых сцен из фильмов, которые продемонстрируют гибкость Dolby Atmos и позволят вашей системе, будь то простой саундбар или AV-ресивер с полным комплектом АС, достичь небывалых высот.
Имейте в виду: поскольку некоторые отличные сцены в Dolby Atmos встречаются ближе к концу фильма, в тексте могут содержаться спойлеры.
Не время умирать (2021) – погоня по Матере
Мы привыкли к тому, что фильмы о Бонде открываются полномасштабными боевыми сценами – однако «Не время умирать» меняет привычные правила игры, начиная рассказ с воспоминаний о детстве Мадлен в Норвегии, гораздо более камерных и по-настоящему пугающих. Отражая тоскливую пустоту пейзажа, каждый звук получает в свое распоряжение огромное пространство, что позволяет наращивать насыщенность, не перегружая зрителя их пластами. Из-за долгой первоначальной раскачки последующая сцена с засадой на могиле Веспер в Матере производит на зрителя еще более сильное впечатление.
Последствием взрыва на кладбище стал один из выдающихся эпизодов звукового оформления фильма, когда Бонд временно теряет слух, и зрители получают возможность разделить его переживания. Вместо того чтобы прибегнуть к изображению звона в ушах, саунд-дизайнеры отфильтровали большую часть звуков, оставив для дезориентации публики только низкочастотные, вибрирующие элементы вздохов и движений Бонда. Даже музыкальная партитура подверглась этой обработке, и мы впервые видим намек на уязвимость Бонда – но затем в пространстве просвистит пуля, и мы снова окажемся на территории классического 007.
В последующей захватывающей погоне по городу Матера можно обнаружить множество восхитительных деталей; это особенно актуально для владельцев систем Dolby Atmos. Момент ближе к концу этой сцены, после прыжка с моста и полета на мотоцикле, на наш взгляд, принесет вам максимальные звуковые дивиденды.
Дождь пуль, который обрушивается на Aston Martin (где вместе с Мадлен сидит Бонд, уверенный, что его предали), безупречно проработан на все 360 градусов, как с внешней, так и с внутренней точек зрения. Он переплетается с головокружительным непрекращающимся звоном церковных колоколов, доносящимся из деревни. Каждый треск и хруст летящих пуль подается по-особенному, поддерживая интерес к непрекращающемуся натиску врагов – пока звук разлетающихся осколков стекла не намекнет зрителям, что машина, как и сам Бонд, уязвима.
Саундтрек фильма «Не время умирать» подчеркивает полномасштабные визуальные эффекты и попадает во все целевые точки, на которые рассчитывает эрудированная аудитория – но при этом он наполнен самобытными и содержательными звуками.
Белфаст (2021) – первая сцена
Фильм «Белфаст», основанный на воспоминаниях режиссера Кеннета Браны о детстве, проведенном в Северной Ирландии, простодушно рассказывает историю от лица десятилетнего мальчика Бадди. Несмотря на то, что действие происходит на фоне общественных беспорядков и межрелигиозных конфликтов, приведших к крупнейшему после Второй мировой войны вынужденному массовому перемещению людей, именно Бадди находится в центре внимания. Волнения в Ольстере остаются на периферии повествования и, соответственно, звукового оформления.
При создании акустического ландшафта команда звукорежиссеров не всегда действует буквально; вместо этого она тонко намекает зрителям на то, как вещи, доступные нашему слуху, интерпретируются ребенком. Голоса начальников понижены в тональности, чтобы казаться страшнее; временами используются нереальные звуковые эффекты, которые Бадди мог бы услышать только в кино – например, товарный поезд из американского вестерна в начальной сцене.
Поскольку в «Белфасте» нет традиционной музыкальной партитуры, это дает создателям фильма возможность более свободно использовать звуковые эффекты и диалоги, сплетая их в богатое гиперреалистичное полотно, окружающее Бадди. У зрителя всегда есть ощущение, будто что-то происходит за кадром и проникает в сознание ребенка через уши. Голоса часто смещаются от центра, а в небе над головой кружат вертолеты, создавая акустический ландшафт, который в соответствии с сюжетом является одновременно и эпическим, и узким. Отсутствие фоновой музыки приводит к тому, что в редких случаях ее использования она оказывает серьезное влияние на зрителя, формируя настроение самых радостных моментов фильма.
Захватывающий звуковой стиль задается с самого начала фильма, особенно если у вас есть возможность прослушать его посредством системы Dolby Atmos – с суматошного летнего дня, когда соседи и дети снуют по улице. Эта сцена позволит проверить степень согласованности вашей системы; она наполнена множеством диалогов с движущимися участниками, и каждый слог в них должен быть отчетливо слышен.
Когда Бадди направляется домой, он замечает звук, который кажется ему знакомым – это поезд. Вскоре мы понимаем, что происходит что-то не то, поскольку камера следит за недоумевающим мальчиком, а шум поезда постепенно превращается в нечто иное. Клокочущие звуки от идущих в замедленном темпе бунтовщиков начинают сливаться с экспансивным пульсирующим низкочастотным тоном, постепенно затихая и превращаясь в дыхание Бадди – и внезапно анархия насилия взрывается со всех сторон, обрушивая сверху на головы слушателей водопад камней. Крышка мусорного бака, с которой Бадди только что играл, изображая рыцаря, становится настоящим щитом, которым его мать защищает сына от соседей. Многоплановое микширование этой сцены, также как и всего фильма, поддерживает целостность хаоса, помогая зрителям лучше понять ход повествования и почувствовать замешательство героя без явных объяснений режиссера.
Дюна (2021) – появление песчаного червя
«Дюна» относится к редчайшему классу фильмов: это постапокалиптический блокбастер с бунтарскими идеями, глубоко укорененный в реальности. Чтобы сделать эксцентричный сюжет и сюрреалистические визуальные эффекты более убедительными, для создания правдоподобного мира, полного пустынных пейзажей и гигантских песчаных червей, используется звуковое оформление, и по отношению к нему зрители сразу же почувствуют себя его частью и защитниками. Из 3200 созданных для фильма акустических эффектов только четыре были полностью синтезированы. Поэтому в отличие от многих других фантастических фильмов, склонных к холодному футуризму, «Дюна» производит впечатление чего-то знакомого и родного.
Команда профильных специалистов сотворила королевство Арракис, тщательно вылепив невероятно аутентичный звуковой мир, который деликатно вовлекает в себя зрителя, сочетая масштабность с ощущением доверительности. Примерно через час после начала фильма, когда Пол и его отец отправляются в полет на орнитоптере (летательном аппарате, похожем на стрекозу), чтобы оценить урожай специи, мы впервые встречаем гигантского песчаного червя. Аудиоинженеры обработали естественные шумы, производимые насекомыми и кошачьими, для получения похожего на мурлыкание голоса летящего высоко над пустыней «самолета». Когда с появлением червя все начинает идти наперекосяк, мастерское применение Dolby Atmos создает потрясающее ощущение пикирования летательного аппарата в песчаную бурю.
Далее следует невероятный всеохватывающий звуковой коктейль из стонущих ветров пустыни, звенящей зернистой пыли, колоссальных монстров и бесплотных голосов, которые сменяют друг друга в динамическом диапазоне, поражающем воображение. Диалогов здесь почти нет, однако история рассказывается четко, убедительно и красиво, завершаясь моментом тишины, когда грохочущий орнитоптер и изнемогающий экипаж возвращаются на базу.
Великолепная, раздвигающая границы жанра партитура Ханса Циммера добавляет к действу еще больше слоев музыкальных текстур и эмоциональной насыщенности; она интегрирует все прочие элементы звуковой палитры в пространство фильма, не доминируя над ними. Непрерывные и плавные пасы от эффектов к музыке повышают целостность акустического поля и усиливают драматизм, не перегружая зрителя. Часто говорят, что награды за лучший звук получают фильмы с наибольшим его количеством, а не с самым высоким качеством – но нам представляется, что удостоенная «Оскара» за достижения в этой области в 2022 году лента «Дюна» доказывает, что вполне можно добиться успеха по обоим показателям.
В потоковой трансляции со звуком в Dolby Atmos этот фильм можно смотреть дома на канале HBO Max. Однако Dolby Atmos не поддерживается приложением HBO Max на приставках Amazon Fire TV, Android TV, телевизорах Samsung, телевизорах VIZIO 4K Smart TV, консолях Xbox и устройствах Xfinity.
Митчеллы против машин (2021) – эпизод в торговом центре «Глобус»
В постапокалиптическом мире, где разумный голосовой помощник (представьте себе очень дерзкую Сири в исполнении Оливии Колман) сверг своего создателя, семье Митчелл удалось избежать поимки злобным режимом роботов, и теперь она остается единственной надеждой на выживание человечества.
К сожалению, у Митчеллов хватает собственных проблем, поскольку напряженность в отношениях между начинающей студенткой киношколы Кэти и ее отцом-технофобом Риком достигла предела, а его неудачные попытки восстановить отношения с дочерью только еще больше отдаляют ее.
Фильм выполнен в технике двумерной и трехмерной акварельной анимации с наложениями, предлагающими собственную «режиссерскую» точку зрения Кэти; в сочетании с саундтреком в Dolby Atmos, близком по стилю к панку, получился увлекательный приключенческий боевик, полный драматизма и снабженный точно выверенной дозой сердечной искренности (а также сатиры на высокие технологии).
В боевой сцене в торговом центре «Глобус», где потребительские электротовары стали злыми и агрессивными, есть множество необычных и забавных элементов «верхнего этажа», которые могут быть реализованы только в системе Dolby Atmos. Начиная от ракеты из банки с газировкой, которая проносится над головой, треща смертоносными пиковыми сигналами, до свистящих дронов и армии игрушек-камикадзе Furby – невероятно изобретательное звуковое оформление сохраняет слаженность посреди хаоса и превосходно оттеняет продуманный юмор искрометного сценария.
Кроме того, у этого фильма фантастический динамический диапазон; постепенно развивающееся крещендо, от первого смешка одинокого убийцы-Furby с тихим эхо над головой до кульминационного явления гигантского Furby-Годзиллы, может служить эталоном нагнетания волнения и предвкушения с помощью звука.
Это творение Sony Pictures, не выйдя в прокат в кинотеатрах, сразу же попало на Netflix, где его можно посмотреть в Dolby Atmos и Dolby Vision – и оно действительно заслуживает этого.
Никто (2021) – финальное сражение
Созданный по той же схеме, что и «Джон Уик» (как и все три фильма о Джоне Уике, «Никто» снят по сценарию Дерека Колстада), этот фильм оказывается гораздо более притягательным по сравнению с прародителем. Причиной этому – более остроумный сценарий, более жалкий, на первый взгляд, главный герой, а, прежде всего, вдохновенный и неожиданный выбор исполнителя главной роли: Боб Оденкирк убедителен как в роли человека, умирающего от скуки пригородной жизни, так и в ипостаси бойца, способного голыми руками вырвать у врага горло.
Это жестокий и кровавый фильм с великолепно поставленными сценами драк, отличающимися необычайной реалистичностью, не говоря уже о здоровой дозе чернейшего юмора.
Звук очень хорош на протяжении всего фильма, музыка тоже великолепна, но эпическая финальная схватка заставит вашу аудиосистему по-настоящему попотеть. Начавшись примерно на 72 минуте фильма со стремительной автомобильной погони, сопровождением к которой послужила великолепная песня Пэт Бенатар Heartbreaker, в конечном итоге она превращается в недетскую версию сцены взлома из фильма «Один дома», только вместо жилища в ней склад, а вместо банок с краской – противопехотные мины. Хорошо настроенная система Dolby Atmos заставит пули и шрапнель летать по всей комнате, а взрывы время от времени будут сотрясать диван.
Сейчас фильм «Никто» доступен для премиум-аренды на различных стриминговых сервисах, но iTunes (или приложение для Apple TV), похоже, единственный, кто предлагает его в Dolby Atmos – и Vision, если уж на то пошло.
Война будущего (2021) – скачок во времени в 2051 год
Несмотря на почти уморительную простоту и наивность, присущие путешествиям во времени в этом фильме, это очень приятный научно-фантастический боевик с превосходным саундтреком в Dolby Atmos и отличной картинкой в формате 4K HDR.
Согласно необычной завязке, военные из будущего прибывают в 2022 год, чтобы набрать и обучить солдат, которых затем отправят в 2051 год для участия в войне на выживание с вторгшимися на Землю инопланетными монстрами. Ход боевых действий там настолько неудачен, что быстро приходится объявить глобальный призыв в армию, в результате чего обаятельный преподаватель колледжа Дэн Форестер (Крис Пратт) отправляется в будущее, чтобы расстреливать пришельцев.
В фильме много впечатляющих Atmos-эффектов, но сцена, в которой Дэна и его еще более неподготовленных гражданских собратьев транспортируют во времени, пожалуй, лучшая в этом отношении. С отметки 32:25 начинается тихий, наполненный воспоминаниями разговор между нашим главным героем и его не менее приятным коллегой Чарли (которого играет Сэм Ричардсон, известный по телесериалу «Вице-президент»); затем сирена объявляет о начале развертывания отряда, после чего быстро нарастает хаос.
Когда только что превращенные в солдат гражданские выстраиваются в ангаре, открывающийся над головами портал в будущее наполняет пространство над слушателями ревом – при условии, что система ДК работает правильно. Нарастание интенсивности звука значительно усиливает драматический эффект, чего не удастся ощутить тем, кто воспринимает саундтрек посредством обычных колонок; а сам прыжок во времени по силе впечатлений не уступает настоящим американским горкам и завершается поразительной кульминацией. С этого момента стремительное и насыщенное действие продолжается, кажется, целую вечность – так что пристегните ремни и получайте максимум удовольствия.
Бегущий по лезвию 2049 (2017) – фрагмент 6
Фильм, действие которого происходит через 30 лет после событий его предшественника, является не столько сиквелом, сколько расширением вселенной оригинала – только на этот раз с более внятным сюжетом. В сцене перелета Кея и Джой из Лос-Анджелеса до приюта очень громкий акустический ландшафт – когда волны разбиваются о защитную дамбу – сменяется пугающе тихим, когда дождь шуршит по дворникам машины, и время от времени доносятся обрывки четко спроецированного диалога.
Шторм лупит по машине, отдаленные раскаты грома превращаются в почти непрерывную небесную канонаду. Пули, выпущенные снизу, разлетаются по комнате, а музыка постепенно становится все более угрожающей и громкой. Внезапно вспышка молнии погружает все в почти полную тишину, поскольку энергия целиком ушла в нее, и остается только шум дождя. Эти звуковые контрасты представляют собой серьезную задачу: каждое резкое изменение динамики должно быть выполнено уверенно, чтобы донести до слушателя всю суть драмы.
Усиливает эти громкие эффекты музыкальная линия с ее звучными пульсирующими басами, написанная Хансом Циммером в духе Вангелиса. Как и в первом фильме «Бегущий по лезвию», в «2049» посторонние звуки встроены в партитуру, так что границы между эффектами и музыкой стираются, творя единый акустический ландшафт, которому присущи тональное разнообразие, тонкая проработка движения и текстур. На самом деле, именно к музыке обработка Dolby Atmos применяется в максимальной степени; использование тыловых колонок в энергичных и напряженных моментах предотвращает сужение звуковой сцены, поддерживая эпический размах изображения и звука.
Гравитация (2013) – фрагмент 1
На протяжении всех 90 минут напряженного действия фильма «Гравитация», в котором Сандра Буллок мчится сквозь вакуум космоса, а компанию ей составляет только воспоминание о герое Джорджа Клуни, оскароносный микс Dolby Atmos (доступный только на ограниченном релизе Diamond Luxe Blu-ray или специальном издании на HD-Blu-ray-диске) помогает зрителю найти точку притяжения в запутанной географии небытия, одновременно усиливая его ощущение дезориентации.
В истории, где постоянным фоном выступает угроза потери связи с кораблем, команда звукового сопровождения решила «отвязать» диалоги от привычного расположения по центру экрана, позволив им следовать за актерами. Так, в начальной сцене, когда Буллок падает, мы слышим радиопереговоры Клуни, которые следуют за пугающей траекторией ее движения. Позиционирование голосов эталонно точное и убедительное, но не только им дана возможность свободно парить – весь саундтрек написан для Atmos, он движется, нарастает и разбивается в точном соответствии с действием.
Контекст фильма дает звукорежиссеру гораздо меньше возможностей, чем обычно, но тыловые колонки эффективно используются для отображения изменений в космическом и ином пространствах. Когда Буллок отправляется в дрейф, камера вплывает внутрь ее шлема, и мы впервые вступаем в это звуковое пространство – воздух, дыхание и намек на шум в ушах мягко обволакивают слушателя. Более динамичной оказывается сцена пожара в конце фильма: огонь горит над головой до закрытия шлюза, заглушая все звуки, затем сверху раздаются гулкие удары. В этом эпизоде вертикальным каналам найдется, чем заняться.
Еще недавно найти «Гравитацию» на диске со звуковой дорожкой Dolby Atmos было исключительно сложно (ею мог похвастаться только редкий релиз Diamond Luxe Edition). В октябре 2021 года вышло переиздание фильма на 4K-Blu-ray-диске, к счастью, снабженное дорожкой в Atmos. Кроме того, такую же версию можно посмотреть с помощью iTunes/Apple TV.
Рома (2018) – фрагмент 24
Фильм «Рома», созданный теми же режиссером и звукорежиссером, что и «Гравитация», служит ярким свидетельством того, что потенциал Dolby Atmos в камерных фильмах еще выше, чем в блокбастерах, где этот формат способен стирать грань между реализмом и реальностью. В отличие от других примеров этого списка, здесь нет композитора как такового, что позволило предложить плотный и смелый саундтрек, сохранив его искренность и точность.
Плавность подхода Atmos соответствует концепции съемки Альфонсо Куарона, предпочитающего длинные планы с медленным действием с целью сделать для зрителя окно в некоторое пространство и предложить ему честный и убедительный взгляд на персонажей и историю. В процессе долгих панорамных пролетов камеры детальный звуковой ландшафт – птицы, собаки, град, уличные торговцы и даже диалоги – способствует изменению перспективы, втягивая зрителя в кадр и формируя достоверное и отчасти вуайеристское ощущение перемещения по Мехико 70-го или 71-го года.
Эмоциональная кульминация фильма наступает в момент, когда горничная Клеодегария Гутьеррес бросается в море, чтобы спасти детей своего работодателя, несмотря на то, что сама не умеет плавать. Безжалостная энергия все более глубоких волн и прибоя, медленно приближающегося к голове тонущей Клео, потрясающе воссоздана в тыловых и верхних каналах.
Богемская рапсодия (2018) – фрагмент 22
При первом просмотре «Богемской рапсодии» у зрителя возникает множество вопросов, отвлекающих его от драматической основы фильма. Сколько кошек было у Фредди Меркьюри? Всегда ли участники Queen разрешали все свои конфликты написанием хитового сингла? Неужели Брайан Мэй всегда носил одну и ту же прическу?
Однако заключительные 20 минут фильма, в которых почти полностью воссоздается легендарное выступление Queen на фестивале Live Aid на стадионе Уэмбли, невероятно захватывают и дают самое близкое ощущение присутствия на живом концерте, какое нам доводилось переживать за много лет.
Создатели аудиодорожки приложили максимум усилий к тому, чтобы звуковые характеристики соответствовали каждому ракурсу камеры в этой марафонской сцене. Наряду с 16-дорожечными архивными записями, тайно сделанными BBC во время исполнения, передать атмосферу концертной площадки удалось с помощью звукорежиссеров Queen, которые воспроизводили дорожки фильма на пустом стадионе, оборудованном 22 микрофонами перед началом концерта.
Результатом такого внимания к деталям, наряду с размещением объектов в миксе Dolby Atmos, стало формирование поразительно реалистичной аудиоперспективы независимо от того, находится ли камера за струнами рояля Фредди, в середине ударной установки Роджера Тейлора или в толкучке пресс-зоны.
Эпизод открывается пролетом камеры над бушующим стадионом и фантастическим ощущением высоты и движения. Перемещаясь по сцене, мы слышим приближение к каждому усилителю и инструменту, а при нахождении посреди толпы нас окружают тысячи скандирующих голосов. Даже дальние планы со съемкой с дешевых мест захватывают внимание зрителя, перенося его на концерт и даря массу удовольствия – особенно когда толпа постепенно начинает подпевать первому куплету песни We Are The Champions, доводя его до всесокрушающего хорового рева, к которому практически невозможно не присоединиться.
Тихое место (2018) – фрагменты 8 и 9
Можно было бы предположить, что в истории о важности тишины едва ли найдется много интересного для системы Atmos. Однако звуковые эффекты здесь неожиданно убедительны; они в полной мере используют возможности микширования на основе объектов для создания устрашающе объемного акустического ландшафта.
Этот фильм может служить образцом тщательно контролируемого саспенса, и очень важным фактором в этом отношении выступает динамический диапазон эффектов, поскольку всепроникающая тишина усиливает каждый шаг, каждый шорох в кукурузном поле или скрип половицы.
Однако не только еле слышные шумы так сильно влияют на слушателя. В сцене, где героиня Эмили Блант пытается родить ребенка, не производя ни малейшего звука, она ищет убежище в подвале. Глухие стуки монстра, мечущегося наверху, отдаются в верхних колонках зловещей весомостью. Когда тварь спускается по лестнице и бродит рядом, ее близость и перемещения физически ощутимы. Мы настораживаемся от каждого вздоха – настолько, что когда в качестве отвлекающего маневра наконец запускают фейерверки, громовой взрыв хотя бы ненадолго снимает напряжение.
Форд против Феррари / Ле-Ман '66 (2019) – эпизоды гонок
Невозможно снять фильм о гонке «24 часа Ле-Мана» без эпических сцен с несущимися автомобилями, и фильм Джеймса Мэнголда «Форд против Феррари» (в некоторых странах он называется «Ле-Ман '66») дарит зрителю 30 минут гонок, занимающих заключительную треть фильма. Взаимодействие внутреннего и внешнего пространств, аварий, дождя и пронзительной широкопанорамной партитуры (написанной в той же тональности, что и у двигателя Ford GT40!) может служить образцом подлинности и мощи звучания, в сердце которого находится человеческая история.
Но для того, чтобы дать вашей многоканальной системе небольшой тест-драйв, идеально подойдет более короткая гонка в Уиллоу Спрингс в начале фильма. Слои акустического поля материальны и увлекательны, но не они подавляют. Когда Кен Майлз в исполнении Кристиана Бэйла ведет свою Ford Cobra с открытой кабиной, зрителей со всех сторон бьют порывы ветра. Внутри салона вас окружают вибрации разбитого лобового стекла, дребезжание подвески и изменения звучания двигателя при переключении передач. А при плавном переходе к кадрам, снятым снаружи, можно безошибочно определить направление непрерывного движения автомобилей, когда они проносятся по экрану или сходят с трассы.
Здесь очень мало фоновой музыки, но обратите внимание на момент, когда все внимание сосредоточено на дыхании Майлза, а в тыловых колонках постепенно нарастает низкочастотный гул. Это импрессионистское звуковое повествование в разгар стремительного действия естественным образом окутывает зрителя, не отвлекая его.
1917 (2019) – фрагмент 17
В «1917» Сэму Мендесу, пожалуй, удалось достичь вершины в категории фильмов, снятых одним дублем. Он рассказывает историю двоих молодых британских рядовых, которым поручено доставить через нейтральную полосу приказ, предотвращающий попадание в немецкую ловушку другого батальона из-за его перехода в наступление. Фильм продуманно и тонко взаимодействует со зрителем, который в реальном времени наблюдает за сменой пейзажей, чередой опасностей и тщетностью одиссеи солдат.
Саундтрек в формате Atmos точно отражает операторскую работу, формируя ощущение реалистичности в восприятии от первого лица и не скатываясь при этом в буквализм. Находясь в той же точке, что и герои, зрители слышат в точности те же звуки окружающего их пространства. Это означает, что неизвестные угрозы, такие как пролетающие вдалеке самолеты во время сцены на ферме, остаются деталями акустического фона до тех пор, пока они не оказываются в фокусе – когда мы постепенно понимаем, что над головой идет воздушная дуэль, и один из летательных аппаратов падает на землю. Длительно сохраняющееся напряжение становится возможным благодаря своего рода звуковым передышкам после каждой громкой сцены, предназначенным для того, чтобы не перегрузить внимание зрителей.
Ближе к концу фильма, когда рядовой Скофилд упорно пытается отменить атаку, он бежит по кромке окопа, а солдаты наступают прямо на него. Пласты звука, наслаиваемые вокруг него, грубы, пугающе точны с точки зрения расположения и, учитывая контекст, более чем осмысленны. Взрывы снарядов, артиллерийский огонь и дождь осколков валятся на зрителя со всех сторон, пока Скофилд стремится вперед; но это не просто какофония – здесь присутствует подлинное переживание личных трудностей и близости смерти, усиливающее драматизм и ощущение опасности.
Малыш на драйве (2017) – фрагмент 1
В фильме рассказывается история страдающего от хронического шума в ушах водителя по прозвищу Малыш, который помогает бандитам скрываться с мест преступлений. Для облегчения усталости от звона в голове он постоянно слушает музыку в наушниках, образующую саундтрек ко всем его действиям. И он просто отличный.
Зрители слышат мир так же, как и Малыш, и эта точка восприятия блестяще задается в начальной сцене. Вначале мы улавливаем нарастающий высокочастотный звон, который перетекает в продолжительную ноту струнных, плавно переходящую в звук разбивающегося автомобиля. Затем герой фильма нажимает кнопку воспроизведения на своем iPod, и начинает звучать песня Bellbottoms группы Jon Spencer Blues Explosion. Присущая ей стремительная атака мгновенно обрушивается на слушателя из всех точек его аудиосистемы, создавая ощущение, что он находится в персональном акустическом пузыре.
Звук часто попадает в темп с музыкой, подчеркивая синкопированные удары. Благодаря постоянному движению и органичной реалистичности этих эффектов концепция саундтрека не кажется претенциозной или неуклюжей. Когда действие доходит до побега, шины визжат по звуковому полю, и автомобиль уходит в занос, демонстрируя полную интеграцию между фронтальными и тыловыми АС.
Во всех других эпизодах Atmos часто используется для объединения в саундтреке эффектов и партитуры и создания единого аккомпанемента к действию, почти как в традиционном мюзикле. Акустическая картина сцены «Текила» после перестрелки на складе строится на неброских компонентах, которые многократно повторяются после каждого небольшого звукового эффекта – щелчка выключателем света, скрипа табурета, падения сумки – затухая в тыловых колонках и добавляя скрытое напряжение в этот тревожный тихий момент.
Несломленный (2014) – фрагмент 1
Фильм Анджелины Джоли «Несломленный» – один из первых примеров возможностей Dolby Atmos, а также образец роскошного звукового дизайна. Он великолепен с самого начала: лента открывается звучными хоровыми распевами, которые медленно переходят в гул приближающейся эскадрильи бомбардировщиков, причем каждый пропеллер наделен своим собственным голосом.
Технология Atmos не ограничивается подъемом высоты; еще одна координатная ось звука позволяет саунддизайнеру разместить эффекты в акустическом поле и добавить их в верхние каналы. В этой сцене есть и то, и другое: японские самолеты стремительно уносятся прочь, а следом за ними по спирали летят грохочущие пулеметные очереди.
При переходе от одного отсека самолета в другой остро чувствуется контраст между ними. Несмотря на рев ветра и шумы механизмов, такие звуки, как поворот кресла стрелка, скрип старой кожаной куртки или радиопереговоры, превосходно детализированы; они по мере того, как разворачивается воздушный бой, то выступают на передний план, то уходят из фокуса.
Звук металла (2019) – финальная сцена
Картина рассказывает о трагедии музыканта Рубена, который теряет слух и отчаянно пытается вылечиться. Здесь нет экстравагантных звуковых ландшафтов в их традиционном понимании; фильм использует Dolby Atmos, чтобы погрузить зрителя в мир глухих людей, исследуя пространство между звуком и вибрацией.
И будто эта задача была недостаточно амбициозной, после того, как Рубену устанавливают кохлеарные имплантаты, создатели фильма вновь вводят звук, создавая новый мир – цифровой и искаженный. Звукорежиссеры создали 20-30 слоев Atmos из записей, сделанных на съемочной площадке, и разделили акустический ландшафт на составляющие – гармоники, шумы и пиковые сигналы – а затем объединили их для создания «звука-Франкенштейна».
Поскольку кохлеарные имплантаты не дают ощущения ориентации, акустическая атмосфера модулируется таким образом, чтобы слушателя ввести в заблуждение относительно пространства. Направленность звуков искажается, соответствуя тому, как их воспринимает мозг. Такие синтетические звуки слушать нелегко; но вместо того, чтобы оттолкнуть зрителя, они притягивают его, создавая мощный финал.
Фильм «Звук металла» доступен на потоковых серверах (в том числе в формате 4K по подписке Amazon Prime), но похоже, что саундтрек в Dolby Atmos эксклюзивно представлен на Blu-ray-диске.
Душа (2020) – мир «До жизни» в сравнении с Нью-Йорком
Последняя в длинном ряду анимационных фильмов Disney для семейного просмотра, посвященных теме смерти, лента «Душа» рассказывает историю Джо, джазового музыканта средних лет, который все еще ждет своего звездного часа, а пока преподает в начальной школе. Сразу после того, как появляется долгожданная возможность, Джо встречает свой безвременный конец – но ему удается попасть в мир «До жизни», где души обитают перед тем, как попасть на Землю. Там он встречает Двадцать Вторую, душу без цели, которой не хочется становиться человеком.
Dolby Atmos используется для создания двух разных пространств, реалистичного и потустороннего, с вольным использованием всех доступных каналов для формирования захватывающего звукового сопровождения. В мире «До жизни» тыловые и верхние колонки наполняют масштабный и обволакивающий акустический ландшафт сочной реверберацией. Он сочетает мягкую атмосферность с нежной электронной партитурой Трента Резнора.
Этот анимационный фильм выполнен в абстрактном стиле, и у многих персонажей нет детально прорисованных лиц, которые могли бы более внятно передавать диалоги – но даже богемный шаман (озвученный Грэмом Нортоном), который колесит по отдающемуся эхом астральному плану на пиратском корабле, подается четко, точно и естественно.
В отличие от бесплотной эксцентричности преджизненного мира осенний Нью-Йорк невероятно осязаем, суетлив и полон жизни. Когда Джо и Двадцать Вторая впервые покидают больницу, пространство взрывается мощным всплеском звука, который захватывает и не отпускает зрителя. Какофония Нью-Йорка, переживаемая словно в первый раз, ошеломляет – начиная от гулких ударов сваебойной установки и сирен проезжающих пожарных машин до заполонивших город толп людей и летящего над головой вертолета.
При переходе к «Земле» обязанности композитора взял на себя Джон Батист, и джазовый аккомпанемент получился очень многослойным и пышным, пульсирующим в такт ритму сердца города. Аутентичность каждого пространства, в котором играет Джо – от небольшого клуба до школьного класса и пустой квартиры после концерта – передана невероятно точно, она трогательна и временами сокрушительна.
Несмотря на то, что фильм «Душа» не вышел на экраны кинотеатров, его двойственный и безупречно выделанный саундтрек более чем заслуживает прослушивания на качественной системе Dolby Atmos.
Безумный Макс: дорога ярости (2015) – фрагмент 3
Еще одно постапокалиптическое продолжение, действие которого происходит через 30 лет после событий предшественника, «Безумный Макс: Дорога ярости», является одновременно и развитием, и перезагрузкой серии. Том Харди играет роль бывшего полицейского Макса Рокатански, плывущего по течению в поглощенном пустыней мире и преследуемого воспоминаниями о тех, кого он не смог спасти.
Визуально «Дорога ярости» совершенно безжалостна, и хотя саундтрек никто не назвал бы утонченным, он невероятно сфокусирован и потрясающе многослоен, направляя внимание зрителя внутрь плотной картинки и сохраняя при этом эпическое ощущение масштаба.
От выстрелов, эхом разносящихся по безлюдной пустоши, и проносящихся над головой песчаных бурь до пространства сознания Макса (и его бормотания в микрофон), эта двухчасовая феерия гонок может похвастаться впечатляющим динамизмом и исключительными звуковыми оазисами, позволяющими зрителю перевести дух.
Однако темп никогда не снижается, и взятый для примера ролик из самого начала охоты показывает, как система Atmos делает достоверными даже самые необычные сценарии. Когда автомобили, точнее, уникальные голоса их двигателей, перемещаются по звуковому полю, их сопровождает неистовый оркестровый саундтрек Junkie XL.
Искаженные гитарные риффы внезапно вспыхивают всякий раз, когда камера переключается на Оглушающего Воина и его двухгрифовую гитару, изрыгающую огонь. Разъяренные барабаны подстегивают погоню, струнные группы и электронные ритмы тщательно вплетены в действие.
Мама! (2017) – последняя треть фильма
В фильме Даррена Аронофски Дженнифер Лоуренс играет Маму, живущую с мужем-поэтом по имени Он (Хавьер Бардем) в жутком уединенном доме, который осаждают группы незваных гостей.
Впрочем, это не обычный хоррор с проникновением в дом; это также притча об изменении климата, размышление о славе и толкование Библии. Но главное – это гениальный саундтрек в Dolby Atmos от Крэйга Хенигана (одного из соавторов «Реквиема по мечте»), который в значительной мере определяет впечатления от фильма.
Не считая вступительной и заключительной сцен, все происходящее снято субъективно с точки зрения Мамы – либо через ее плечо, крупным планом, либо ее глазами, а общие планы применяются только в ситуациях, когда она остается одна. Чтобы зритель еще полнее воспринял переживания главной героини, фильм воспроизводит окружающее пространство через слуховое восприятие Мамы. Всем элементам, а не только показанным на экране, придается определенное положение, которое всегда оказывается слегка приподнятым.
Присутствие дома как персонажа усиливается благодаря, казалось бы, безобидным звукам – таким как скрипы и ворчание труб – обработанным для их очеловечивания. По мере того, как вторжение перерастает в лихорадочный сон, небольшие преувеличения звуков нарастают все заметнее – и по количеству, и по интенсивности.
Но даже когда в доме царит хаос, и его наполняет толпа людей, диалоги и действия сохраняют детальность, четкость и точное позиционирование, то пропадая из фокуса внимания Мамы, то возвращаясь обратно. Последняя треть фильма переходит в затяжной бедлам с потрясающими низкочастотными эффектами, которые станут испытанием для вашего сабвуфера.
Это определенно кино не для всех, но если вы сможете выдержать все его странности, то оцените, насколько адаптивной и авангардной может быть технология Atmos.
Посмотреть фильм «Мама!» можно бесплатно по подписке Amazon Prime, но в этом варианте доступен только саундтрек формата 5.1.
Неограненные алмазы (2019) – первая сцена
Фильм рассказывает историю Говарда Ратнера (в исполнении Адама Сэндлера), ювелира из нью-йоркского района Даймонд, который пытается продать на аукционе редкий эфиопский опал с целью выручить за него огромную сумму.
Лента начинается с того, что Говарду делают колоноскопию, и мы быстро понимаем, что это незначительный эпизод дискомфорта в грандиозной схеме его жизни. Он сохраняет фиктивный брак с женой, скрывает от детей свою новую девушку, а также задолжал 100 000 долларов особо мерзкому ростовщику. Он рассчитывает поправить свои дела с помощью продажи опала; но, к сожалению, камень попадается на глаза баскетболисту Кевину Гарнетту, который хочет одолжить его в качестве талисмана для своего следующего матча, предложив в качестве залога бесценное чемпионское кольцо. Говард не может отказать ему, и с этого начинается целая цепь неверных решений, каждое из которых еще кошмарнее предыдущих.
Напрямую об этом не говорится, но Говард пристрастился к азартным играм. Серия злоключений, в ходе которой он попадает из одного долгового затруднения в другое, каждый раз используя источник своих проблем в качестве решения, порождает ощущение современной греческой трагедии.
Звуковое оформление на протяжении всего фильма балансирует на тонкой грани между невыносимо подавляющим эффектом и захватывающим погружением. В медитативных вокализах масштабного синтезаторного сопровождения слышны элементы невидимого греческого хора. Действие первого эпизода фильма начинается около эфиопского карьера, где только что был тяжело ранен шахтер, но камера быстро переключается с переполоха снаружи шахты на двух его коллег, находящихся глубоко в гулких недрах земли. Затем экран взрывается захватывающей музыкальной композицией, втягивая зрителя в мерцание опала, после чего изобретательно перетекает в мир Говарда.
Несомненно, картинка и саундтрек этого фильма способны многих довести до клаустрофобии. Тем не менее, звуковое оформление в формате Dolby Atmos помогает передать общую неразбериху и постоянные опасности хаотичного образа жизни Говарда, погружая зрителя в его мир, пока он невольно не начинает болеть за антигероя в духе Вилли Ломана.